«Бруталист» попал в скандал из-за использования ИИ, но претендует на «Оскар»: что известно
23 января стало известно, что больше всего номинаций на премию «Оскар» получили фильмы, при создании которых использовали искусственный интеллект.
Это «Бруталист» Брейди Корбе и «Эмилия Перес» Жака Одиара. Но если в случае с первым фильмом это вызвало скандал и горячую дискуссию внутри индустрии, то второй задело скорее по касательной. Расскажу, что известно.
Зачем в «Бруталисте» использовали ИИ
Фильм «Бруталист» рассказывает историю выдуманного венгерского архитектора Ласло Тота. Он пережил холокост и эмигрировал в Америку, где пытается вернуться в профессию и спасти свой брак. Картина удостоилась высоких оценок и хороших отзывов критиков — у нее 93% свежести на Rotten Tomatoes. До номинации на «Оскар» фильм получил несколько наград, в их числе — приз за лучшую режиссуру на Венецианском фестивале и за лучшую драму на «Золотом глобусе».
Про использование в «Бруталисте» искусственного интеллекта стало известно не сразу, а только 11 января. Об этом в интервью техническому журналу Red Shark News рассказал монтажер фильма Давид Янчо. По его словам, в картине применяли ИИ с двумя целями: для точной передачи звучания венгерского языка и создания архитектурных чертежей.
ИИ помогал актерам «говорить» на венгерском языке как на родном. Большая часть диалогов в фильме ведется на венгерском, и создатели постарались приложить максимум усилий, чтобы слова звучали точно и естественно для носителей. Для этого они использовали Respeecher — программу для синтеза речи, позволяющую одному человеку говорить голосом другого. Ее часто используют для воссоздания голосов, которые уже нельзя записать вживую.
К примеру, в 2021 году Disney использовал Respeecher для синтеза голоса молодого Люка Скайуокера в сериале «Мандалорец». Новый звук создали на основе старых записей актера Марка Хэммила, игравшего героя в молодости. А в 2023 программа помогла CD Projekt воссоздать голос Милогоста Речека в дополнении Phantom Liberty для игры Cyberpunk 2077: актер, сыгравший рипера Виктора, умер в 2021.
С Respeecher авторы «Бруталиста» смогли лучше передать венгерский язык — подчеркнуть специфическое произношение гласных. «Я сам носитель венгерского языка и знаю, что это один из самых трудных языков для обучения произношению. Даже учитывая венгерское происхождение Эдриана [Броуди], это не так просто. Это чрезвычайно уникальный язык. Мы хотели довести все до совершенства, чтобы даже местные жители не заметили разницы», — сказал Янчо.
По словам Янчо, сначала команда фильма пыталась научить актеров произносить трудные звуки, но это просто не получилось сделать. Тогда голоса актеров Эдриана Броуди и Фелисити Джонс, а также Янчо загрузили в ИИ: первые передали программе свои голоса, второй — диалект. Никто из участников не возражал против использования технологии.
«В большинстве диалогов актеров на венгерском есть частичка моего голоса. Мы тщательно следили за тем, чтобы сохранить исполнение, и в основном заменяли буквы — то тут, то там. Вы можете сделать это самостоятельно в ProTools, но у нас было так много диалогов, что пришлось ускорить процесс», — объяснил монтажер.
ИИ создал архитектурные чертежи. Главный герой «Бруталиста» — венгерский архитектор Ласло Тот. Его никогда не существовало в реальности, образ придумали авторы фильма. Но архитектора не может существовать без архитектуры. Сделать ее помогли нейросети. В последней сцене создатели «Бруталиста» использовали Midjourney — генеративную нейросеть, создающую изображения по текстовым описаниям.
Консультант по архитектуре Гриффин Фрейзен придумал с помощью сервиса три здания в стиле брутализм, используя ссылки на ключевых архитекторов движения и разные профессиональные термины. А затем попросил иллюстратора перерисовать чертежи, чтобы создать несуществующие здания.
Здания по чертежам Midjourney показали в сцене на Венецианской биеннале. Эффект получился впечатляющий: по словам Янчо, многие зрители поверили в существование этих объектов и, соответственно, в Ласло Тота — и отправились в «Википедию», чтобы проверить, не основан ли фильм на реальных событиях.
Янчо отметил, что в фильме нет ничего такого, что не использовалось бы ранее: ИИ просто сделал процесс быстрее. «Мы использовали ИИ для создания таких мелких деталей, на съемку которых у нас не было ни денег, ни времени», — отметил монтажер.
Как интервью об ИИ породило жаркую дискуссию
Спустя неделю после публикации интервью Янчо стало поводом для широкой дискуссии о целесообразности использования ИИ в фильмах. Материал заметил пользователь «Реддита» и разместил заявления монтажера на сабреддите, посвященном предсказаниям победителей «Оскара». Люди стали спорить о том, должен ли фильм быть исключен из числа претендентов на премию.
Один из пользователей посчитал несправедливым то, что партитуру Ханса Циммера в «Дюне 2» дисквалифицировали из-за использования элементов музыки первой части, а «Бруталиста» пропустили — несмотря на использование ИИ в диалогах. Другой назвал «позорной» замену реальных художников искусственным интеллектом ради экономии, а также манипулирование акцентом актеров.
Обсуждение перетекло сначала в другие соцсети, а потом и в СМИ. Статьи об этом опубликовали Variety, The Hollywood Reporter, The Guardian и другие. Режиссеру «Бруталиста» Брэйди Корбе пришлось опубликовать в Deadline ответ на обвинения.
В статье Корбе фактически еще раз рассказал то, чем в интервью уже поделился Янчо. Он отметил, что Эдриан Броуди и Фелисити Джонс месяцами работали с тренером по диалектам Танерой Маршалл, чтобы довести свой акцент до совершенства. Технология Respeecher использовалась только при редактировании диалогов на венгерском языке, специально для уточнения некоторых гласных.
«Это был ручной процесс, выполненный нашей командой звукорежиссеров и Respeecher во время постпродакшена. Целью было сохранить аутентичность исполнения на другом языке, а не заменить или изменить его, и это было сделано с глубоким уважением к ремеслу», — написал режиссер.
Что касается генерации в нейросетях, то Корбе подтвердил, что ИИ использовали для создания архитектурных чертежей. Но он подчеркнул, что дизайнер производства Джуди Беккер и ее команда не применяли технологию для создания или визуализации зданий. Все изображения художники нарисовали вручную.
К дискуссии присоединился и автор интервью с Янчо Эдриан Пеннингтон. Он отметил, что намеренно перенес упоминание ИИ в конец статьи и не вынес его в заголовок, потому что технология использовалась «тонко, нюансно и в небольших количествах», а «все права были сохранены».
«Пользователи социальных сетей бросаются обсуждать то, чего не видели, а мне кажется, что большинство людей, критикующих ИИ, не видели фильма. И это, к сожалению, неудивительно, но их комментарии вводят в заблуждении и просто лгут. Например, созданные ИИ архитектурные чертежи появляются на экране на четыре секунды в конце фильма, а многие утверждают, будто каждое изображение здания сгенерировано», — написал журналист.
Пеннингтон добавил, что если бы голливудские студии поддержали проект Корбе, то ему бы не пришлось снимать фильм в условиях ограниченного бюджета в 10 млн долларов, что потребовало использования ИИ ради экономии времени и денег.
Как и почему в скандал попал фильм «Эмилия Перес»
Во время дискуссии участники вспомнили про другой вызвавший большое внимание критиков фильм — криминальный мюзикл Жака Одиара «Эмилия Перес». Картина взяла приз жюри на Каннском кинофестивале и получила четыре статуэтки на «Золотом глобусе»
В интервью, записанном еще в мае 2024 года, звукорежиссер фильма Сирил Холц рассказал, что для улучшения вокала актрисы Карлы Софии Гаскон использовалось искусственное клонирование. Опять же, помогла программа Respeecher: голос Гаскон совместили с пением французской поп-звезды Камиллы, чтобы расширить ее вокальный диапазон. Сама актриса была не против: в интервью Screen Rant она заявила, что исполнение песен было для нее проблемой, потому что она не певица.
Это не новое решение в фильмах, где есть певцы или певицы. Ранее ИИ использовался в 2018 году для расширения возможностей голоса Рами Малика, исполнившего роль Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии». Зрители слышали не Малика, а микс вокала канадского певца Марка Мартеля и самого Фредди Меркьюри. Это не помешало актеру получить премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Такой же прием использовали в фильме «Мария», где вокал исполнительницы главной роли Анджелины Джоли — комбинация разных звуковых дорожек: ее собственного голоса и оперного пения Марии Каллас.
Но острой дискуссии тут не случилось: изменять музыкальные номера — это нормально для киноиндустрии. Дубляж, когда за актера песни исполняет профессиональный певец, существует десятилетиями.
Что в итоге
Использование ИИ в фильмах, номинированных на «Оскар», вызвало такую бурную дискуссию, потому что оно поднимает сложный вопрос о том, где заканчивается и начинается творчество. И какова допустимая степень участия искусственного интеллекта.
Как отмечает Deadline, очевидного вреда от ИИ нет: тот же «Бруталист» не уменьшил количество рабочих мест в фильме, а скорее увеличил. Кроме того, источники в киноиндустрии рассказали изданию, что практика очистки аудио обычна для индустрии. Вполне естественно, что инструменты обновляются: ИИ проникает во все сферы жизни, теперь и в творчество.
Об этом в интервью The Washington Post заявил и президент организации Motion Picture Sound Editors Дэвид Барбер. Он признал этическую дилемму, появившуюся из-за развития ИИ, но назвал технологию ценным инструментом для звукорежиссеров и художников. «Никто не будет кричать на человека с гвоздодером, потому что это более эффективный и новый способ выполнения задачи», — сказал он. Так и тут: использование ИИ при работе со звуком — это просто новейший инструмент.
Но проблемы с использованием ИИ есть: ведь применение технологии может быть не точечным, как в «Бруталисте», а гораздо более широким. Об опасности этого в соцсетях писал сценарист «Таксиста» Пол Шредер. Он рассказал, как экспериментировал с ИИ и использовал ChatGPT для генерации идей фильмов в стиле известных режиссеров. По его словам, каждая идея была хороша, оригинальна и наполнена содержанием. Это вызывало определенный вопрос: «Зачем сидеть месяцами в поисках хорошей идеи, если ИИ может предложить ее за считаные секунды».
В интервью Guardian Шредер сказал, что его пост — не одобрение использования технологии: «Люди ошибочно думают, что ИИ — это технологический прогресс, подобный автомобилю, тогда как на самом деле это вирус».
Многие занимают радикальную позицию по отношению к ИИ: например, в фильме «Еретик» с Хью Грантом даже в титрах указано, что при его создании не использовался генеративный искусственный интеллект — GenAI. Пользователи в соцсетях и вовсе сравнивают использование искусственного интеллекта с допингом в профессиональном спорте.
О чувствительности темы говорят и прошедшие в 2023 году забастовки актеров и сценаристов — частично они были вызваны угрозой, которую ИИ представляет для киноиндустрии. Поэтому в заключенные соглашения добавили «оградительные меры» против использования ИИ в сценариях.
Повлияет ли использование ИИ на распределение наград на «Оскаре», неизвестно. Аналитики не берутся это предугадывать.
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult