6 главных выводов из рейтинга круп­нейших компаний Рунета от Forbes

«Яндекс» все дальше уходит вперед, VK пятится, а Ozon обогнал WB
3
6 главных выводов из рейтинга круп­нейших компаний Рунета от Forbes
Аватар автора

Александр Левкин

много сидит в Рунете

Страница автора

Журнал Forbes выпустил рейтинг 30 самых дорогих компаний Рунета за 2025. По оценке издания, их совокупная капитализация составляет 59 млрд долларов.

Мы внимательно изучили новый список, сравнили его с прошлогодним, поговорили с экспертами и сделали шесть выводов о том, как за минувший год изменился ландшафт российской электронной коммерции.

Разрыв между «Яндексом» и всеми остальными увеличился

Вряд ли кто-то удивился тому, что «Яндекс» остается главной российской интернет-компанией и в 2025 году. Интересно то, что ему удалось заметно укрепить свои позиции: если в 2024 году Forbes оценивал его капитализацию в 12,5 млрд долларов, то в 2025 — уже в 16,4 млрд долларов.

Столь заметный прирост в номинальном выражении — сразу на 4 млрд долларов — не показала ни одна другая компания из рейтинга. Кроме того, капитализация «Яндекса» сильно опережает другие компании и этот разрыв увеличивается. Так, если в 2024 следом за ним шла Wildberries c оценкой стоимости в 7,2 млрд долларов, то в 2025 вторую строчку занимает Ozon с 8 млрд долларов.

Прошлый год действительно был успешным для «Яндекса», что и помогло ему укрепиться в рейтинге. Выручка компании превысила триллион рублей, а скорректированная чистая прибыль увеличилась в два раза, до почти 100 млрд рублей.

VK идет вниз

Еще одна компания, которая во многом олицетворяет российский сегмент интернета, — холдинг VK. В отличие от «Яндекса», она утратила свои позиции: за год опустилась с восьмого места на 15-е. Оценка ее стоимости также упала: с 1,8 млрд до 790 млн долларов.

Вероятно, на оценку влияют нелучшие операционные и финансовые показатели компании.

Аватар автора

Кирилл Комаров

руководитель аналитического департамента Т-Инвестиций

Компания слишком много тратит на контент

Бизнес VK растет слабо: по итогам девяти месяцев 2024 компания получила убыток — поэтому цена акций упала. Рентабельность бизнеса все еще остается под давлением из-за продолжающихся инвестиций в контентные сервисы и новые бизнес-направления. Кроме того, у компании высокая долговая нагрузка, что также добавляет негатива в текущих условиях.

Ozon обогнал Wildberries

Forbes понизил оценку Wildberries сразу на 8,6%, а оценку Ozon повысил на 14,3%. Таким образом, Ozon поднялся на вторую строчку списка самых дорогих компаний Рунета, а Wildberries опустилась на третью.

Негласное противостояние двух маркетплейсов ведется по меньшей мере с 2020 года, когда на фоне пандемии роль онлайн-торговли в России сильно возросла. Со временем эти две площадки стали основными игроки в сегменте, а их доминирующее положение признала ФАС.

Wildberries всегда обгоняла конкурента: она обходит Ozon по торговому обороту, а главное, показывает прибыль, в отличие от последнего, которого тот же Forbes включил в список самых убыточных компаний.

Авторы рейтинга не объясняют подробно, чем продиктована такая оценка. Forbes лишь упоминает об объединении бизнеса маркетплейса с оператором наружной рекламы Russ Outdoor, в результате чего создали новую компанию — РВБ. А опрошенные Т⁠—⁠Ж эксперты по-разному высказывались относительно того, насколько обосновано снижение стоимости Wildberries.

Аватар автора

Федор Вирин

партнер Data Insight

У Ozon стало получаться хорошо зарабатывать на рекламе

На мой взгляд, основной фактор, который повлиял на переоценку Wildberries, — это изменения в структуре владельцев. Любая компания в процессе слияния и поглощения резко теряет в темпах развития. Новая оценка, по всей видимости, учитывает это обстоятельство.

Но есть также много вторичных факторов, которую могут негативно влиять на стоимость маркетплейса. Например, это перегруженность складов, что затрудняет работу селлеров. А также низкие приоритеты в создании новых товарных категорий.

Важный фактор, который мог повлиять на оценку Ozon, связан с тем, что у маркетплейса стало получаться хорошо зарабатывать на размещении рекламы  . Так как это происходит на уже созданной площадке, то рентабельность такой деятельности высокая. У Wildberries монетизация аудитории налажена хуже. И это важные факторы, которые влияют на оценки компаний.

Еще можно вспомнить, что Ozon раньше запустил сервис, который позволяет купить товары за рубежом, и сейчас это направление приносит компании больше выручки, чем Wildberries. Кроме этого, Ozon очень активно развивает категорию «фешен» и много в нее инвестирует. Соответственно, он имеет все шансы пусть не обогнать в этом сегменте Wildberries, но приблизиться к нему.

Аватар автора

Иван Федяков

генеральный директор компании «INFOLine-аналитика»

Занижение стоимости Wildberries больше похоже на манипуляцию

Я не согласен, что капитализация Wildberries могла упасть ниже Ozon. Да, есть корпоративный конфликт, рост показателей компании замедляется, но в то же время Wildberries все еще существенно опережает Ozon по товарообороту.

У Wildberries также есть устойчивая и лояльная аудитория, есть свои нишевые компетенции — в первую очередь это одежда и косметика. Соответственно, основные покупатели маркетплейса — женщины. А это достаточно активная и платежеспособная аудитория. Конечно, Ozon за последнее время много сделал для того, чтобы переманить их к себе. Но одно дело — переманивать аудиторию, а другое — селлеров. А в этих категориях селлеров у Wildberries значительно больше.

Поэтому не могу согласиться с тем, что капитализация Wildberries стала меньше. Да, сейчас идет борьба за этот актив. И возможно, какие-то акционеры заинтересованы в занижении стоимости компании. Сейчас это в большей степени похоже на манипуляции рынком.

Wildberries должна стоить дороже Ozon просто потому, что она приносит больший денежный поток и получает прибыль от своей деятельности. По крайней мере, это следует из ее отчетности — а Ozon так и остается убыточным.

Онлайн-кинотеатры никому не интересны

В рейтинге 2024 года были сразу несколько онлайн-кинотеатров: Okko, Start, «Иви», Kion и Wink. Их капитализация находилась в диапазоне от 280 млн до миллиарда долларов. Сейчас Forbes в список крупнейших компаний Рунета включил только один стриминговый сервис — Wink. Причем его капитализация сократилась с миллиарда до 540 млн долларов.

Издание не объясняет, почему понизило оценку капитализации видеосервисов. Возможно, онлайн-кинотеатрам на фоне стагнации сектора становится сложно конкурировать с доминирующим игроком рынка — «Кинопоиском», который входит в «Яндекс». Как подсчитали Gfk, в течение 2024 года доля россиян с платной подпиской снизилась с 38 до 35%. А «Кинопоиск», на который и без того приходится треть всех доходов отрасли, смог за год нарастить число подписчиков.

На этом фоне Wink — а он единственный среди всех онлайн-кинотеатров смог выпустить большой хит, сериал «Слово Пацана» — смог удержаться в рейтинге, пусть и потеряв в капитализации.

У «Мегамаркета» дела идут не очень

Маркетплейс, который входит в экосистему Сбера, в рейтинге 2024 года занимал 11-е место с оценкой стоимости в 1,4 млрд долларов. В рейтинге 2025 года торговой площадки нет.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что «Мегамаркету» стало тяжело конкурировать с другими игроками рынка: Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркетом».

Аватар автора

Иван Федяков

генеральный директор компании «INFOLine-аналитика»

Дальнейшее существование «Мегамаркета» под вопросом

Проект изначально не нашел своего лица и не сформировал уникального предложения, которое отличало бы его от других конкурентов. Он так и болтался в конце группы крупных маркетплейсов с мизерной долей.

Потребители не увидели причин выбирать именно его. Там нет ни уникальных товаров, ни интеграций с сервисами Сбера, что могло бы стать «фишкой» маркетплейса. «Мегамаркет» мог бы повторить опыт казахстанского банка Kaspi: он создал внутри себя экосистему, которая позволяет не только получать финансовые услуги, но и приобретать товары. А главное — дает возможность покупать их в рассрочку и в течение полугода не платить проценты. Это оказалось очень востребовано у потребителя.

Для «Мегамаркета», видимо, наняли дорогих консультантов, но они не смогли предложить ничего оригинального, чтобы отстроиться от конкурентов. Как итог, сейчас мы видим, что дальнейшее существование проекта находится под большим вопросом. Пошли слухи о том, что в Сбере идут активные сокращения. Не исключаю, что эти сокращения могут привести к тому, что «Мегамаркет» исчезнет с рынка. Потому что, очевидно, ничего не сделано для того, чтобы этот актив начал приносить акционерам прибыль. И я не вижу оснований надеяться на то, что ситуация изменится.

Аватар автора

Федор Вирин

партнер Data Insight

Кажется, что Сбер сам не верит в свой проект

Мегамаркет находится в позиции догоняющего, уступая Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркету». В 2023 году маркетплейс много сделал для того, чтобы это отставание устранить, что, по всей видимости, отразилось на его оценке и определило высокое место в прошлом рейтинге. Возможно, тогда его оценили с некоторым авансом, ожидая, что ретейлер продолжит тренд, начатый в 2023. Но в прошлом году «Мегамаркет» рывка не сделал, что сильно повлияло на оценку аналитиков, так как ожидания не оправдались.

Со стороны кажется, что Сбер сам не верит в этот проект. И если бы он транслировал на рынок больше веры в него, то и оценка его стоимости могла бы быть выше.

25% списка компаний — новички

Восемь из 30 крупнейших компаний Рунета в 2025 году — новички рейтинга. Это значит, что он обновился на 25%.

Кроме перечисленных выше четырех онлайн-кинотеатров и «Мегамаркета» список покинули «AliExpress Россия», «Литрес» и CarPrice. А вместо них его пополнили Cloud.ru, «Самокат», Selectel, «Диасофт», «Всеинструменты-ру», Superjob, «Купер» и Astrum.

Примечательно, что две компании-новичка — «Диасофт» и «Всеинструменты-ру» — в прошлом году провели IPO. А попадание в рейтинг «Самоката» легко объяснимо: оборот онлайн-магазина за первые девять месяцев 2024 года вырос на более чем 70% и превысил 182 млрд рублей.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Александр ЛевкинЧто вы думаете о рейтинге самых крупных компаний Рунета?