
В России ограничат использование иностранных языков на вывесках: как это будет работать

Президент РФ подписал закон, который ограничивает использование иностранных слов в публичном пространстве.
Поправки в закон о защите прав потребителей затронут магазины и общественные места. Изменения вступят в силу 1 марта 2026 года. Расскажу главное.
Какие ограничения введут
Информацию на вывесках, указателях, табличках в магазинах и организациях бытового обслуживания надо будет писать по-русски. Можно дублировать информацию на языках народов России или на иностранном языке, но только в дополнение к русскому.
Ограничения не распространяются на рекламу , зарегистрированные фирменные наименования и товарные знаки. Например, в Роспатенте зарегистрирован товарный знак «Gloria Jeans». Его по-прежнему можно размещать на вывесках, это не противоречит новому закону.
Если название фирмы внесено в единый государственный реестр юридических лиц по-английски, его тоже разрешено использовать на вывесках. Например, если компания официально называется «Мастер-трейд»/MASTER TRADE, ее название не противоречит новому закону.
При этом бизнесу, у которого сейчас вывески и таблички на английском или другом языке, если это не зарегистрированное фирменное наименование, нужно добавить информацию на русском. Перевод надо выполнить с использованием того же шрифта, тем же цветом и в том же размере.
«Надписи „открыто“, „закрыто“, „распродажа“, информационные таблички, должны быть в первую очередь на русском языке как государственном. Замечу, что перевод на другие языки не исключается и не запрещается», — пояснила председатель комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.
За вывеску на иностранных языках могут наказать как за нарушение прав потребителей :
- Должностных лиц — предупреждением или штрафом на сумму от 500 до 1000 ₽.
- Малые предприятия — штрафом от 2500 до 5000 ₽.
- Средние и крупные предприятия — от 5000 до 10 000 ₽.
Новые требования касаются и названий жилкомплексов
Название комплекса должно быть исполнено кириллицей, если застройщик планирует использовать его в рекламе, привлекающей средства дольщиков. В остальных случаях это необязательно.
Закон распространяется на жилые дома и комплексы, введенные в эксплуатацию после 1 марта 2026. По данным Единого ресурса застройщиков, в 2025 году всего у 6,9%, или 326, строящихся комплексов названия на латинице.
Первая версия законопроекта была жестче
Законопроект о защите русского языка внесли в Госдуму еще осенью 2023 года. Первая версия поправок была более жесткой: авторы предлагали отнести к публичной информации для потребителей все коммерческие обозначения на вывесках, информационных табло, витринах и тому подобном. Все они должны были быть на русском языке.
Бизнес, в частности компании розничной и интернет-торговли, просил не принимать законопроект в таком виде, так как замена вывесок может обойтись «в десятки миллиардов рублей». Представители торговых ассоциаций подчеркивали, что прежде всего пострадает малый и средний бизнес, поскольку менять придется даже вывески на пунктах выдачи заказов. Против законопроекта выступило и правительство: в своем заключении оно указало на юридические и другие нестыковки.
К принятию во втором и третьем чтении документ сократили и убрали большую часть требований, включая обязательный перевод коммерческих обозначений.
Из отзыва правительства РФ на законопроект
Положения законопроекта, устанавливающие ограничения использования иностранных языков на этикетках товаров, на вывесках, при размещении информации о проводимых акциях и распродажах, не соотносятся со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes