
Минобрнауки собирается заменить ЕГЭ по обществознанию на экзамен по истории: что известно

ЕГЭ по истории станет обязательным для поступления в вузы на ряд направлений, где сейчас сдают обществознание.
Об этом заявили в Министерстве науки и высшего образования РФ. Ряд чиновников и ученых поддержали инициативу, некоторые преподаватели выступили против. Расскажу, что известно о планируемых изменениях.
Что заявили в Минобрнауки
О намерении сделать ЕГЭ по истории обязательным на некоторых направлениях высшего образования 25 июня сообщил замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский. «Это долгожданное решение, о нем давно просило историческое сообщество. Все понимают, что исторические знания необходимы для получения высшего образования по большинству гуманитарных и социально-экономических специальностей», — сказал он «Коммерсанту».
Конкретные направления подготовки определит Минобрнауки совместно с Российским историческим обществом и «всеми заинтересованными коллегами». По словам Могилевского, пока министерство ждет соответствующего поручения президента.
Как объясняют необходимость изменений
Замглавы Минобрнауки объявил о планах изменений по ЕГЭ после встречи ректора МГИМО Анатолия Торкунова с президентом РФ Владимиром Путиным 22 июня. Торкунов предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности. Значительная часть таких абитуриентов сдает обществознание.
Академик отметил, что в старших классах школьники уделяют все внимание подготовке к сдаче ЕГЭ по тем предметам, которые нужны для поступления в вуз, из-за чего «история оказывается в стороне». По его словам, «социологические опросы школьников и тех, кто поступает в вузы, да и наше понимание показывают, что знание истории находится на достаточно низком уровне».
Торкунов добавил, что было бы важно сохранить в экзамене и вопросы по обществознанию — в соотношении 80% на 20% или 90% на 10%.
Как оценили инициативу чиновники, ученые и преподаватели
Путин поддержал идею Торкунова. «Хорошо. Я сдавал историю как раз, когда поступал в университет», — сказал президент .
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что «это решение давно назрело». При этом он считает, что реализовать инициативу к следующему учебному году не получится. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заверил, что ЕГЭ по истории могут начать проводить в отдельный день в случае, если число сдающих этот предмет значительно увеличится.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян предположил, что инициатива Торкунова вызовет критику не только школьников, но и учителей. Он отметил, что из-за востребованности обществознания «работает множество репетиторов, которые готовят детей к этому предмету». Тем не менее он считает, что «этот шаг нужно сделать», и утверждает, что «функционально все эти понятия [присутствующие в курсе обществознания] объясняются в истории».
Такое же мнение у декана историко-филологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Романа Кончакова: «Адекватное осмысление прошлого требует глубокого понимания того, как в принципе функционируют политические и общественные системы. В обществознании они изучаются на более абстрактном уровне. А в случае с историей это понимание связано с конкретной страной и с определенным временем».
«Ура!!! Я стану миллионером)))», — прокомментировал в соцсетях инициативу Торкунова преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ и репетитор Александр Морозов. «Мои коллеги приветствуют такие изменения, поскольку в российских школах история — более фундаментальный и осмысленный предмет по сравнению с обществознанием», — пояснил он «Коммерсанту».
Морозов отметил, что курс обществознания стал жертвой постоянных реформ: «Сначала его искусственно раздули — и дети изучали тяжелые философские конструкции с шестого класса, причем на это отводилось слишком много времени. Потом решили, что это все лишнее, появилась установка концентрироваться на истории — и курс, наоборот, слишком сократили. На историю же теперь выделено достаточно много времени. И грамотный преподаватель сможет затронуть целый ряд тем, необходимых для понимания социально-экономических явлений».
Вопросы экономики и юриспруденции нельзя полноценно пройти внутри курса по истории, возражает автор курса подготовки к ЕГЭ «Обществознание без цензуры» Артем Русакович. Он подчеркнул, что они «необходимы студентам профильных направлений в университетах».
С Русаковичем отчасти согласна директор по развитию образовательных продуктов EdTech-компании Maximum Education Елена Провозен: по ее мнению, «история и обществознание скорее дополняют, а не взаимозаменяют» друг друга. «История развивает критическое мышление, умение работать с источниками и понимание причинно-следственных связей: это полезно для всех специальностей. Однако для экономистов и социологов приоритетны современные модели и данные, а не исторический контекст. Для них важнее углубленное обществознание», — пояснила она.
Что говорили о ЕГЭ по истории и обществознанию ранее
Идею сделать сдачу ЕГЭ по истории обязательной высказали не впервые. В 2024 году глава Минпросвещения призвал «расширять предмет „История“, делать его массовым по сдаче единого государственного экзамена».
В то же время руководитель Рособрнадзора заявил, что необходимости делать ЕГЭ по истории обязательным нет. По мнению Анзора Музаева, такая мера не улучшит ситуацию по усвоению предмета в школе. «Если мы вводим обязательный экзамен и хотим, чтобы вся возрастная параллель прошла через это, тогда надо говорить не об обязательном ЕГЭ, а об экзамене, который обязателен в девятом классе [ОГЭ], потому что после девятого класса половина выпускников уходит в учреждения среднего профессионального образования», — пояснил он.
Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский предложил объединить ЕГЭ по истории и обществознанию в один экзамен. «Просто добавить вопросы, связанные с обществознанием. Я не скрою, что многие сотрудники министерств и ведомств предлагают этот предмет [обществознание] ликвидировать, как вредный. <…> Посмотрим, попробуем сохранить», — сказал он.
Что нужно знать о ЕГЭ по истории и обществознанию
Несколько лет подряд самым популярным предметом по выбору на ЕГЭ остается обществознание. В 2025 году его сдавали свыше 42% участников экзамена. История разделила с химией пятое место по популярности — их выбрали свыше 14% сдающих.
Средний балл участников ЕГЭ по истории и обществознанию продолжает снижаться. В 2025 сдававшие историю справились в среднем на 55,85 балла. В 2024 средний балл составил 57,19. При этом количество выпускников, сдавших историю более чем 60 баллов, в 2025 году увеличилось на 4500.
Средний балл по обществознанию оказался меньше, чем по истории, — 53,61. В 2023—2024 годах он составил 55,05 и 56,4 соответственно.
Учебные заведения обязаны публиковать перечень экзаменов на все специальности не позднее 20 января. По подсчетам «Коммерсанта», в действующем списке в российских учреждениях история упомянута 89 раз, а обществознание — 104 раза. В большинстве случаев они пересекаются — и Минобрнауки дает вузам возможность выбора между ними.
В 2024 Минобрнауки в предварительной версии перечня вступительных испытаний в вузы на 2025 год исключило обществознание и английский из списка предметов по ряду специальностей. Проект документа вызывал опасения у экспертов образования и родителей. В принятой версии обществознание оставили, но на некоторых направлениях список возможных экзаменов действительно изменился.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie