Новости
3K

Минобрнауки соби­рается заменить ЕГЭ по общество­знанию на экзамен по исто­рии: что известно

Конкретные специальности пока не утвердили
37
Минобрнауки соби­рается заменить ЕГЭ по общество­знанию на экзамен по исто­рии: что известно
Аватар автора

Яна Ломакина

сдавала ЕГЭ по литературе

Страница автора

ЕГЭ по истории станет обязательным для поступления в вузы на ряд направлений, где сейчас сдают обществознание.

Об этом заявили в Министерстве науки и высшего образования РФ. Ряд чиновников и ученых поддержали инициативу, некоторые преподаватели выступили против. Расскажу, что известно о планируемых изменениях.

Что заявили в Минобрнауки

О намерении сделать ЕГЭ по истории обязательным на некоторых направлениях высшего образования 25 июня сообщил замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский. «Это долгожданное решение, о нем давно просило историческое сообщество. Все понимают, что исторические знания необходимы для получения высшего образования по большинству гуманитарных и социально-экономических специальностей», — сказал он «Коммерсанту».

Конкретные направления подготовки определит Минобрнауки совместно с Российским историческим обществом и «всеми заинтересованными коллегами». По словам Могилевского, пока министерство ждет соответствующего поручения президента.

Как объясняют необходимость изменений

Замглавы Минобрнауки объявил о планах изменений по ЕГЭ после встречи ректора МГИМО Анатолия Торкунова с президентом РФ Владимиром Путиным 22 июня. Торкунов предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности. Значительная часть таких абитуриентов сдает обществознание.

Академик отметил, что в старших классах школьники уделяют все внимание подготовке к сдаче ЕГЭ по тем предметам, которые нужны для поступления в вуз, из-за чего «история оказывается в стороне». По его словам, «социологические опросы школьников и тех, кто поступает в вузы, да и наше понимание показывают, что знание истории находится на достаточно низком уровне».

Торкунов добавил, что было бы важно сохранить в экзамене и вопросы по обществознанию — в соотношении 80% на 20% или 90% на 10%.

Как оценили инициативу чиновники, ученые и преподаватели

Путин поддержал идею Торкунова. «Хорошо. Я сдавал историю как раз, когда поступал в университет», — сказал президент  .

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что «это решение давно назрело». При этом он считает, что реализовать инициативу к следующему учебному году не получится. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заверил, что ЕГЭ по истории могут начать проводить в отдельный день в случае, если число сдающих этот предмет значительно увеличится.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян предположил, что инициатива Торкунова вызовет критику не только школьников, но и учителей. Он отметил, что из-за востребованности обществознания «работает множество репетиторов, которые готовят детей к этому предмету». Тем не менее он считает, что «этот шаг нужно сделать», и утверждает, что «функционально все эти понятия [присутствующие в курсе обществознания] объясняются в истории».

Такое же мнение у декана историко-филологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Романа Кончакова: «Адекватное осмысление прошлого требует глубокого понимания того, как в принципе функционируют политические и общественные системы. В обществознании они изучаются на более абстрактном уровне. А в случае с историей это понимание связано с конкретной страной и с определенным временем».

«Ура!!! Я стану миллионером)))», — прокомментировал в соцсетях инициативу Торкунова преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ и репетитор Александр Морозов. «Мои коллеги приветствуют такие изменения, поскольку в российских школах история — более фундаментальный и осмысленный предмет по сравнению с обществознанием», — пояснил он «Коммерсанту».

Морозов отметил, что курс обществознания стал жертвой постоянных реформ: «Сначала его искусственно раздули — и дети изучали тяжелые философские конструкции с шестого класса, причем на это отводилось слишком много времени. Потом решили, что это все лишнее, появилась установка концентрироваться на истории — и курс, наоборот, слишком сократили. На историю же теперь выделено достаточно много времени. И грамотный преподаватель сможет затронуть целый ряд тем, необходимых для понимания социально-экономических явлений».

Вопросы экономики и юриспруденции нельзя полноценно пройти внутри курса по истории, возражает автор курса подготовки к ЕГЭ «Обществознание без цензуры» Артем Русакович. Он подчеркнул, что они «необходимы студентам профильных направлений в университетах».

С Русаковичем отчасти согласна директор по развитию образовательных продуктов EdTech-компании Maximum Education Елена Провозен: по ее мнению, «история и обществознание скорее дополняют, а не взаимозаменяют» друг друга. «История развивает критическое мышление, умение работать с источниками и понимание причинно-следственных связей: это полезно для всех специальностей. Однако для экономистов и социологов приоритетны современные модели и данные, а не исторический контекст. Для них важнее углубленное обществознание», — пояснила она.

Что говорили о ЕГЭ по истории и обществознанию ранее

Идею сделать сдачу ЕГЭ по истории обязательной высказали не впервые. В 2024 году глава Минпросвещения призвал «расширять предмет „История“, делать его массовым по сдаче единого государственного экзамена».

В то же время руководитель Рособрнадзора заявил, что необходимости делать ЕГЭ по истории обязательным нет. По мнению Анзора Музаева, такая мера не улучшит ситуацию по усвоению предмета в школе. «Если мы вводим обязательный экзамен и хотим, чтобы вся возрастная параллель прошла через это, тогда надо говорить не об обязательном ЕГЭ, а об экзамене, который обязателен в девятом классе [ОГЭ], потому что после девятого класса половина выпускников уходит в учреждения среднего профессионального образования», — пояснил он.

Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский предложил объединить ЕГЭ по истории и обществознанию в один экзамен. «Просто добавить вопросы, связанные с обществознанием. Я не скрою, что многие сотрудники министерств и ведомств предлагают этот предмет [обществознание] ликвидировать, как вредный. <…> Посмотрим, попробуем сохранить», — сказал он.

Что нужно знать о ЕГЭ по истории и обществознанию

Несколько лет подряд самым популярным предметом по выбору на ЕГЭ остается обществознание. В 2025 году его сдавали свыше 42% участников экзамена. История разделила с химией пятое место по популярности — их выбрали свыше 14% сдающих.

Средний балл участников ЕГЭ по истории и обществознанию продолжает снижаться. В 2025 сдававшие историю справились в среднем на 55,85 балла. В 2024 средний балл составил 57,19. При этом количество выпускников, сдавших историю более чем 60 баллов, в 2025 году увеличилось на 4500.

Средний балл по обществознанию оказался меньше, чем по истории, — 53,61. В 2023—2024 годах он составил 55,05 и 56,4 соответственно.

Учебные заведения обязаны публиковать перечень экзаменов на все специальности не позднее 20 января. По подсчетам «Коммерсанта», в действующем списке в российских учреждениях история упомянута 89 раз, а обществознание — 104 раза. В большинстве случаев они пересекаются — и Минобрнауки дает вузам возможность выбора между ними.

В 2024 Минобрнауки в предварительной версии перечня вступительных испытаний в вузы на 2025 год исключило обществознание и английский из списка предметов по ряду специальностей. Проект документа вызывал опасения у экспертов образования и родителей. В принятой версии обществознание оставили, но на некоторых направлениях список возможных экзаменов действительно изменился.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Яна ЛомакинаКак считаете, стоит ли ​сделать ЕГЭ по истории обязательным для абитуриентов-гуманитариев?
  • АнтиконсьюмеристХотел написать комментарий под этой статьей, но подумал, что он попадёт под понятие "разжигание политической дискуссии". Так что как обычно махну рукой и пойду дальше мысленно "славить" царя и его свиту))37
  • Виктория Штермеря лишь не понимаю, чем им обществознание помешало.. а так, что то другое писать даже страшно. эх, к чему это все приведет интересно6
  • EkaterinaЯ честно скажу, несмотря на все шутки про "зачем русским знать как устроено общество? Гы-гы" обществознание как экзамен мне не дал ничего. Помню, что часть заданий строилась тупо на зазубривании формулировок (зачем, почему нельзя своми словами), часть была просто супер-простая, часть бесполезная в жизни. Лично мне понравились только задания связанные с определением преступлений административка/уголовка и на знание конституции. Остальное - буэ. Поэтому я бы с удовольствием сменила на историю России + Право.3
  • Забаненый за правдуТо есть науку о том что реально сейчас и вокруг-уменьшаем, а что кто-то написал в книжках(и нередко бывает что под влиянием политики переписал)-увеличиваем?25
  • Джон ДоннАнтиконсьюмерист, ждём снова обязательных курсов по истории КПСС и диалектическому материализму, их тоже кое-кто в ВУЗе изучал :)25
  • ObvАкадемик отметил, что в старших классах школьники уделяют все внимание подготовке к сдаче ЕГЭ по тем предметам, которые нужны для поступления в вуз, из-за чего «история оказывается в стороне». То, что в стороне гораздо лучше остаться обществознанию, а не защищенной от искажений истории, было давно очевидно. И да, пора на литературе начинать изучать писателей-патриотов, а всяких там экстремистов-иноагентов типа Некрасова или Тургеньева выкинуть. Подсвинки подхрюкиващие, слюна по подбородку, а их все дети в школе изучают, причем в комплиментарном ключе - тоже давний диссонанс. И всяких мерзких Репиных из живописи вымарать. Вы бы видели (не смотрите, если еще не видели), что этот гад про Россию вещал и Царя-Батюшку.17
  • Юджин FlowersДжон, что в итоге и привело к развалу СССР, или кто - выпускники тех самых партийных школ КПСС провалили практику. Теперь вот Школа пубернаторов (ой, очепятка).4
  • АлександрМединского как бесполезное звено уберите, пожалуйста. А так, конечно, очевидный бред - зачем изучать то, как устроены общества разных стран мира? Даешь скрепную историю, построенную на винегрете из идей царских реакционных консерваторов XIX века, правых философов типа Ваньки Ильина, наследии советского прошлого (потому что гордиться за 30-летие буйства демократии просто нечем) и пропагандистской доктрине Кремля. Гойда!22
  • Юджин FlowersОбществознание мотивирует школьников к размышлениям и осознанию причинно-следственных связей в обществе, религии, праве и экономике. Властям, видимо, этого не надо.16
  • АкацияКомментаторы, судя по всему, оба предмета сдавать и не пытались. Если же по факту - история и так очень сложный предмет. Один из самых сложных, т.к. надо заучивать огромное количество фактов и дат. И знать не только отечественную историю. Ничего ложного в предмете нет. А вот репетиторов, забивающих голову несчастных детей ложными цифрами, которые на экзамене и не нужны, хватает. На экзамене кстати нет цифр, только даты. А горе-репетиторы с этими цифрами делают и так сложный экзамен ещё сложнее. Общество проще. Но минус в том, что учителя и репетиторы по обществу сами не являются ни юристами, ни экономистами. Соответственно, материал сами не понимают. Он ими заучен, без понимания. Сочувствую детям, если они, без интереса и склонности к истории, будут вынуждены этот предмет сдавать на ЕГЭ. Его и с интересом надо учить несколько лет.4
  • АннаКак родителя меня от этого трясет! Интересно, с какого года они решат…Как минимум это несправедливо по отношению ко вчерашним 9-10 классникам, которые сдавали ОГЭ в 9 классе по обществу, поступали в соц-эконом классы, где 5-6 уроков обществознания в неделю, а истории от силы два урока. Например, мой сын набрал высокий балл и хорошо ориентируется в предмете, уверена, что хорошо сдаст обшество на ЕГЭ. Но истории у них толком не было, она преподается очень слабо. Я сдавала в свое время историю по выбору и на первом курсе в вузе. Готовиться к ней в разы сложнее. В обществознании на часть вопросов ты можешь ответить путем логических рассуждений, а историю надо просто зубрить, особенно даты.14
  • ОмакЗабаненый, учебники по обществознанию точно также, как и учебники истории пишут под влиянием политики. Все тексты в учебниках давно под контролем, никакого отклонения от "генерального курса" не допустят8
  • Роман ЮрьевичГоржусь что учил в школе обществознание... Оно научило меня мыслить и понимать что такое мораль...9
  • Забаненый за правдуОмак, будут отклоняться вместе с генеральным курсом)1
  • Вася Фроловакак хорошо, что учеба уже позади6
  • Вася ФроловаЮджин, ну да, как то странно что на это не обращают внимание0
  • Кира ПопутниковаЦель правительства понятна, но если через пару лет надумают что ещё на какой либо школьный предмет надо упор сделать - так и будут метаться с тем, на какой предмет натаскивать старшеклассников. Может нужно просто все предметы хорошо преподавать, рационального распределяя часы между предметами.2
  • cvetkova_uЯ в своё время сдавала обществознание, потому что оно было нужно на юрфак. Если бы пришлось учить ещё и историю просто сгорела бы от нагрузки4
  • Robert DeprimoАкация, Не знаю как сейчас,а в 2013 я на шару сдавал историю и общество.Историю знал еще худо-бедно,а общество не очень.Набрал чуть больше полтинника по обоим.Вообще не готовился,ибо не по моему профилю были предметы.0
  • Даниил СмирновСкажу честно: не любил изучать ИР 19-20х века. Было всегда скучно и не очень интересно. А в целом предмет сам по себе интересный, но моя любовь отдана обществознанию :)1
  • JjjjАкация, не надо так категорично и за всех говорить4
  • Мама ПапаОмак, и тем не менее одни про своё, другие про своё Знания истории не учат жизни в реальном мире. Они нужны больше для интереса и общего развития, чем для практики. А вот обществознание - наоборот Тем более с нашей программой истории ака "список фактов, одна мировая, другая российская, связи ноль" желать лучшего оставляет каждая попытка залезть в эту сферу2
  • АнтиконсьюмеристКира, нет, на другие предметы они упор делать не будут, потому что это не имеет политического смысла.1
  • Обычный человекЯ не сдаю историю, я сдаю обществознание. Я- лох? Нет, я уже сдал ЕГЭ и собираюсь пойти на выбранную мной специальность в МГУ, и если они введут историю, то либо иду в сторону физики (ЕГЭ по физике я сдавал), либо... всё плохо0
  • Кира ПопутниковаАнтиконсьюмерист, поэтому и написала, что цель понятна. Но всё меняется, политический смысл может затронуть любые отрасли.0
  • Mr.XАкация, Современное обществознание сильно усложнили, и в какой-то мере это правильно. Даже средний балл по обществознанию ниже(53 против 55 с чем-то), чем по истории. Проблема истории заключается в том, что школьный ЕГЭ по этому предмету вообще не имеет отношения к науке истории, поскольку построен на запоминании дат и событий в рамках одного учебника и не требует никакого критического мышления. На олимпиадах по истории участникам хотя бы приходится прочитать несколько монографий для написания эссе и выполнить проекты по источникам. Школьное обществознание тоже требует определённого заучивания, но полученные знания всё же будут более полезны на практике, в отличие от запоминания даты какого-нибудь события XIX века без понимания его контекста, которое он прочитал в обрезанном учебнике. Из зарубежной истории там только ограниченный список дат, который нужно запомнить и соотнести с российскими событиями. Это вообще не говорит о знании истории.2
  • bluelightС учетом происходящего в стране и в мире считаю необходимым сделать ЕГЭ по физкультуре.1
  • Александр КирясовЯ - по образованию историк и являюсь репетитором по истории и обществознанию. И я вроде бы должен радоваться, что люди больше будут изучать историю, что наконец-то у меня будет стабильный поток учеников для подготовки к истории, но... какой это всё же бред. То, что говорят, что обществоведческие термины есть и в учебниках по истории отчасти правда, но их там катастрофически мало. От того, что в школе истории будет по 3 часа в неделю никак не в плюс самому предмету будет. Это как если бы сделали обязательным физику 5 занятий в неделю (а я вообще не фанат этого предмета). Да даже не все гуманитарии фанатеют от истории, отдавая предпочтение литературе или языкам. В конце концов, это банальное вредительство делать историю обязательным для поступления, к примеру, на экономиста. Экономисту лучше разбираться в современных понятия экономики, её тенденциях и проблемах, а не знать, как на Руси платили товары или что такое "реза". Для ряда дисциплин история как базис действительно полезен (международникам, юристам, социологам, политологам), но делать для всех гум направлений это уже too much.0
  • Кактус в иголкахДа кому нужно вообще понимание, что такое ставка рефинансирования и как она влияет на экономику, если ты знаешь, когда умер Александр Невский. Правильно расставляем приоритеты2
  • Е.Слишком много реформ при поступлении в ВУЗы в последнее время - старшая дочь перешла в 11 класс и я уже не знаю какие еще неприятные сюрпризы ждать - убирают образовательный кредит на невостребованные государством специальности, сокращают количество мест на них же, стоимость обучения растет, на бюджет очень сложно поступить, да и мало этих бюджетных мест В школе толком не учат, в профильном математическом классе учитель по математике все время болел, не замещали - спасаемся репетиторами, но это так дорого Дать образование своему ребенку (а у меня их двое) - очень сложный квест в последнее время1
  • YupiВиктория, как же чем. Там про институты власти да про выборы написано. Лучше про печенегов с половцами вспоминать...2
  • Lexa LexaАнна, ох, я сдавал ЕГЭ по истории в свое время, у нас был отдельный список с перечнем дат, который нужно было вызубрить (от Рюрика до конца СССР), страшно вспоминать0
  • YupiВообще, это достаточно взаимосвязанные предметы. В некотором роде, одно вышло из другого. Как математика и алгебра, например. Сейчас, видимо, важнее уметь считать до миллиона, а уметь брать интеграл необязательно...0
  • АлександрАлександр, ну вы же прекрасно должны осознавать, что здесь тот самый момент, когда войну пытаются выиграть с помощью школьного учителя истории, и вся эта перестройка образовательного процесса - обычный политический заказ, призванный направить неокрепшие умы юных граждан в правильное русло, то, которое нужно нынешней элите. Тут и копать смысла нет, всё на поверхности, посмотрите, какой ад сейчас происходит в политике памяти. Тем более, школьный курс истории = заучивание дат и фактов, иногда с их встраиванием в логику повествования (но чаще всего нет).0
  • natashakopда просто к изучению взять советские учебники по новейшей истории, например 1961 года и 1982 года, а также по той же новейшей истории 2015 года издания и 2023 года - и сделать экзамен по интерпретации одних и тех же событий в них. Детям, и даже их родителям, будет даже интересно и познавательно.0
  • user6238683Нет. Специальностей гуманитариев очень много. Не всем нужна история. А обществознание хотят убрать, чтобы люди тупее были. Ни законов, ни прав, ни обязанностей знать не будем. Совсем крыша едет0
  • Александр КирясовАлександр, я отчасти с вами согласен. То, что делают с обществознанием - преступление. Новый учебник 11 класса жирными мазками и неприкрыто пропагандирует государственную повестку. Однако радует 2 вещи: 1) школьники очень редко интересуются содержаниями учебника, даже в 10-11 классах; 2) всё ещё важна роль учителя в процессе. Что бы ни писали в учебниках, конструирует урок сам учитель, как ему удобно и нужно (хотя это иногда и минус, потому что учителя средних-пожилых возрастов чаще всего проводят уроки на пофиге).0
Вот что еще мы писали по этой теме