Новости
611

Более 40% выпуск­ников педвузов и колледжей не идут работать в школы, выяснили аналитики НИУ ВШЭ

24
Более 40% выпуск­ников педвузов и колледжей не идут работать в школы, выяснили аналитики НИУ ВШЭ
Аватар автора

Мария Видаль

собрала главное из доклада

Страница автора

Аналитики НИУ ВШЭ выяснили: более 40% выпускников педагогических вузов и колледжей даже не начинают работать по специальности. А среди тех, кто приходит в школы, многие увольняются в первые годы.

Доклад «Учитель на перекрестках российского рынка труда» основан на данных Мониторинга трудоустройства выпускников за 2016—2024 годы  . Эксперты ВШЭ проанализировали, сколько молодых специалистов остаются в системе образования и что заставляет их уходить. Расскажу о главных выводах исследования.

Сколько выпускников идут работать по специальности

Среди бакалавров и специалистов, которые трудоустроены официально, в системе образования работают 51,3%, из них лишь 30,3% — в школах. У магистров ситуация немного лучше: 61,4% для сферы в целом, в школах — 34,8%.

Выпускники педагогических колледжей начинают карьеру в образовании чаще — 65% для выпуска 2024 года. Но со временем показатели резко падают: по прогнозам экспертов, через восемь лет в школах останется всего 20,5% от начального количества.

Исследование также показывает, что лучше всего в школах закрепляются те, кто учился в вузах платно или заочно:

  • платники стабильно остаются в профессии — в 2024 году в системе образования работали 55% выпускников;
  • заочники тоже демонстрируют устойчивость — около 55% работают в образовании вне зависимости от года выпуска.

Аналитики объясняют это тем, что большинство заочников были трудоустроены на момент поступления и учились, чтобы повысить квалификацию или получить «корочку».

Совсем иначе выглядит ситуация у очников и бюджетников. Здесь отток кадров заметно выше. Например, из выпускников бакалавриата 2016 года в школах осталось только 25,8%. Авторы доклада связывают это с тем, что многие выбирают педагогический вуз как проходной вариант и не планируют работать по специальности.

Почему молодые учителя уходят из школ

Выпускники, которые приходят работать в школы, нередко уходят уже в первые годы. Причины разные, и зарплата — далеко не главная из них. Вот какие причины называют аналитики.

Перегрузка и растущие требования. У учителей заметно выросло число задач. Им приходится брать больше учеников, заниматься проектной и воспитательной работой, быть наставниками и кураторами — и все это в условиях дефицита кадров.

В среднем российские учителя работают на 1,4 ставки, а в некоторых регионах нагрузка приближается к двум. Многие педагоги не выдерживают такого темпа.

Бюрократия. Отчетность и бумажная работа остаются одной из главных проблем: 94% учителей считают, что объем документов и проверок слишком большой. Сокращать его обещают не первый год, но пока безрезультатно.

Выгорание и кадровый перекос. В школах не хватает педагогов среднего возраста — от 35 до 59 лет. Это категория, на которую ложится основная нагрузка, если коллеги уходят или не дорабатывают до пенсии. В итоге оставшиеся учителя вынуждены закрывать новые дыры в расписании.

«Отток педагогов присутствует даже при отсутствии привлекательных зарплат в других секторах. Зарплата в данном случае является не единственным фактором, оказывающим влияние на решение о сфере занятости. Более того, медленный рост зарплат в бюджетной сфере ведет к тому, что по мере накопления рабочего опыта работа в школе с высокой нагрузкой становится менее привлекательной, чем работа за пределами образования с таким же доходом, но с меньшей нагрузкой», — объясняют авторы доклада.

Куда уходят работать выпускники педвузов

Те, кто не задерживается в системе образования, выбирают другие отрасли. В 2024 году бакалавры и специалисты выбирали в том числе:

  • торговлю — 7,5%;
  • здравоохранение и социальные услуги — 5,5%;
  • обрабатывающие производства — 3,3%;
  • ИТ и телеком — 2,9%;
  • госуправление — 2,5%.

Отдельная категория — репетиторы и самозанятые. По данным ВШЭ, в 2024 году у 22% выпускников-педагогов был статус ИП или самозанятого. Для 9,8% это единственная форма занятости — вероятно, многие ушли в репетиторство или онлайн-обучение.

Как власти решают проблему

Для борьбы с нехваткой педагогов и удержания молодых специалистов в 2025 году власти предложили сразу несколько мер.

Прием учителей без высшего образования. Минпросвещения разрабатывает законопроект, который позволит школам нанимать учителей со средним специальным образованием. Сейчас выпускники педагогических колледжей могут вести уроки только в начальной школе и детских садах, а после изменений им разрешат преподавать и в средней школе. Цель — частично закрыть кадровую дыру и снизить нагрузку на педагогов.

Кроме того, Госдума приняла закон, позволяющий студентам любых вузов преподавать в школах по профилю своей специальности. Это особенно актуально для дефицитных предметов: математики, физики, химии, биологии.

Программа «Земский учитель» — миллион за переезд. Для привлечения кадров в сельскую местность действует федеральная программа «Земский учитель»: педагогам, готовым переехать в малые города или села на пять лет, предлагают компенсацию до двух миллионов рублей и социальные льготы — например, помощь с жильем и транспортом. Программа работает до 2030 года и ежегодно открывает конкурсы по квотам регионов.

Индексация зарплаты и пересмотр нагрузки. С 1 января 2025 года зарплаты педагогов индексируют на 13,2%, в 2026 году — на 10,2%, в 2027 — на 8,3%. А с 1 марта 2025 года в законе об образовании действуют поправки, призванные снизить бюрократическую нагрузку. Минпросвещения также установило норму: учитель должен проводить не больше пяти-шести уроков в день.

Эксперты ВШЭ предполагают, что проблему не получится решить увеличением набора студентов. Пока нагрузка растет быстрее зарплаты, школы не смогут удерживать учителей. Кадровый кризис усугубляют уход молодых педагогов, возрастной перекос и угрозы профессиональному благополучию учителей.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Мария ВидальПошли бы работать в школу? Поделитесь вашими за и против:
  • ЮраЗа 250к в месяц можно было бы подумать. А так, нет спасибо.13
  • Кира ПопутниковаК причинам ухода молодых специалистов из школ (и детских садов, скорее всего) я бы добавила психологическую нагрузку, все дети разные. Есть разница между педагогом по призванию, т.е. тем кто умеет найти подход к ребёнку, заинтересовать его чем либо и в доступной, игровой форме донести нужную информацию и педагогом, просто обладающим некими знаниями и имеющим корочку с педагогическим образованием. Я бы сказала что последние менее терпеливы к детям, вот и не хотят с ними работать.5
  • Накину худиПротив: - система образования и программа обучения выстроена через одно место; - учебники меняют чуть ли не каждый год; - школа превращена в центр оказания услуг ; - неадекватные родители; - обнаглевшие дети; - инклюзия; И это так, навскидку. За: - ...15
  • Бабака КавайкаНадо же, молодые специалисты выбрали жизнь вместо вечного совещания и проверки тетрадей до полуночи. Никогда такого не было и вот опять :)19
  • Виктор РадовВ 2011 году закончил педвуз и в аспирантуре проработал историком в школе 3 месяца, из которых третий месяц - январь. Моя зарплата была что-то около 9-12 тыс. рублей. Кажется, с тех пор ситуация качественно не изменилась. Только теперь преподавать историю стало невозможно. Уверен, что нагрузка, бюрократия и выгорание - не главные проблемы дефицита учителей:)12
  • Александр ФилКто пойдет в школу, если из каждого утюга кричат об актерах да предпринимателях. После фильма "Доживем до понедельника" захочешь туда пойти, а после "Географ глобус пропил" - оттуда побежишь.0
  • ri miuДобавлю: Отсутствие условий это норма - холодильник, микроволновка, кулер- непозволительная роскошь. Про бумагу и принтер вообще молчу. Обучения, как заполнять, вести - ноль. " Вы все уже должны знать, вы же учились! " И короночка - "Вы же не за деньгами пришли" Часто злобный старый педсостав, каждый сам за себя.8
  • Ольга НиколаевнаСтатью не читала, т.к. не верю всей этой статистики! Не идут работать в школы и детские сады 99 % ! Статистика - это враньё, мы сами отчёты сдаём постоянно и искажаем факты, цифры под среднестатистическое, чтобы до нас не докапывались. Зарплата в образование минимум, все новшества государевых людей отрабатывают на педагогах, отчётность задолбала, льгот никаких.0
  • Наташа Шурмелева"Индексация зарплаты и пересмотр нагрузки. С 1 января 2025 года зарплаты педагогов индексируют на 13,2%, в 2026 году — на 10,2%, в 2027 — на 8,3%" вот тут должна быть важная ремарка, что эта индексация относится к работникам федеральных учреждений. Таких в стране я даже не знаю, ведомственные какие-то разве что. Обычные мбоу сош - муниципалы, максимум региональные учреждения и эти законы их не касаются. А педагоги читают новости и идут все стройными рядами вопрошать, а почему зарплата не растет, по телевизору сказали, что с 1 января. У нас индексация будет с 01.09.25 и она предусматривает изменение структуры - увеличение окладной части и уменьшение доли стимулирующих. Фонд никто не обещал увеличить) Я думаю самый отталкивающий фактор даже не зп, она (по-крайней мере в крупных городах) вполне на уровне средней. Проблема в том, что учитель это какое-то крайне бесправное существо. Очень от многих слышу, что бесит отношение со стороны руководства как к несмышленым детям, могут публично отчитать, наругать. Постоянное нарушение всяких границ, настойчивые просьбы зарегистрироваться то тут, то там, сходить туда ,сделать фото с тем, написать пост/комментарий про что-либо. У многих отсутствует понимание рабочего времени педагога, их прямо гложет от мысли, что человек может отвести свои 4 урока и уйти в обед домой (если у него такая нагрузка), нет, как же так, должен сидеть как они с 8 до 5. Ну и маятник, качнувшийся в другую сторону, когда дети всегда правы и пупы земли конечно тоже добавляет масла в огонь.3
  • Виктор РадовРадостный, а это нужно объяснять?)3
  • Виктор РадовРадостный, думаю, вы лукавите - и так же все понятно. Но все же отвечу: потому что объективное изучение и преподавание истории в России стало уголовно наказуемым. Хорошее образование невозможно без плюрализма мнений, живого обсуждения, самостоятельного поиска, радости открытий. Заранее отвечу также на возможные комментарии в духе "объективно изучать/преподавать историю нельзя". Конечно, можно. И нужно.2
  • Виктор РадовАлександр, представим, что учитель в миллионнике стал зарабатывать 200 000 руб. в месяц за обычный 8-часовой рабочий день. Изменится ли ситуация с преподавателями и качеством образования, если при этом про учителей не снимут ни одного нового фильма?0
  • Радостный меланхоликВиктор, как-то вы все в одну кучу.. за «радость открытий» теперь в тюрьму сажают? И что вы под этой радостью подразумеваете тоже не совсем понятно. Очевидно вы намекаете на войну, но вся остальная история страны-то тут при чем, почему невозможно про Петра первого, например, детям рассказывать?0
  • Радостный меланхоликВиктор, есть два мнения - мое и неправильное)) такие историки в школах нам нужны!0
  • Виктор РадовРадостный, вы неверно представляете изучение и преподавание истории. Это не просто обмен мнениями.1
  • Виктор РадовРадостный, да, был неточен - про Петра можно, конечно. И про все остальное. Но на определенных уроках придется либо соврать, либо уволиться.1
  • Радостный меланхоликВиктор, или заболеть)) тоже вариант)0
  • Радостный меланхоликВиктор, я не про обмен мнениями) что для вас объективно «так», для другого объективно не «так», вот и все🤷‍♀️0
  • Виктор РадовРадостный, нет, история как научная дисциплина не так работает) Такое представление о ней складывается по трем причинам: - кажется, что это просто набор фактов и произвольных трактовок, а потому каждый может быть экспертом, - переписывание учебников создает иллюзию, что переписывается сама история как наука, - специфика истории как гуманитарной науки.0
  • Радостный меланхоликВиктор, а как она работает?0
  • Ион ТихийНе виден выход из этой ситуации. Виден путь к коллапсу, который как-то пытаются притормозить. Нанимать плохо обученных учителей, наращивая колличество - это явное перерастание из качества. Нужен принципиально иной подход, система образования у нас и в мире очень слабо эволюционировала за последние 1000 лет. Не готов в рамках поста сейчас что-то изобретать, но нужно копать в сторону интерактива, большего использования видеоуроков, телеприсутствия и Искусственного Интеллекта. В конце концов лучше качественно обучить один ИИ, который, будет индивидуально заниматься с каждым учеником дома, подстраиваясь под его восприятие, чем одна Зухра Лутфулловна, объясняющая разницу написания "ться" и "тся" галдящему классу на 45 человек.0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество