
Локальные бренды открывают магазины в ЦУМе: глава Sela и Zarina о российском одежном ретейле

Руководитель Melon Fashion Group, владеющей брендами Sela, Befree, Zarina и Love Republic, Михаил Уржумцев дал интервью «Коммерсанту».
Он рассказал об уходе иностранных фешен-брендов из страны, о тех, кто пришел на их место, и о том, почему российская модная индустрия не находится в изоляции.
Массовый исход международных фешен-брендов из России — миф
Некоторые крупные компании, например испанская Inditex, которая владеет сетями Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho, передали российский бизнес в управление третьей стороне. По словам Уржумцева, изменились только названия: например, на месте Zara сейчас работают магазины MAAG. Японский Uniqlo закрыл свои российские магазины, но сохранял за собой контракты на аренду торговых площадей до истечения срока их действия.
Небольшие российские бренды вышли на федеральный уровень
После того как крупные западные бренды свернули работу в России, их площади в торговых центрах заняли российские ретейлеры и новые иностранные бренды, в том числе из Германии и Италии. Локальные производители одежды, которые раньше продавали небольшие партии в соцсетях или развивались как региональные сети, из-за возросшего интереса к ним начали выходить на федеральный рынок. Они открывают флагманские магазины в топовых локациях Москвы: Столешниковом переулке, ГУМе и ЦУМе . Теперь найти свободное помещение в качественных моллах с большим трафиком посетителей — «непростой квест».
Площади магазинов Melon Fashion Group в среднем выросли вдвое. Если раньше точки Befree занимали от 570 до 700 кв. м, то сейчас — 1,5 тысячи. У Love Republic и Zarina показатель увеличился с 300—400 кв. м до тысячи. Sela открывает флагманы на 2 тысячи квадратных метров.
Открывать много магазинов стало невыгодно
Уржумцев считает несообразным открывать новые магазины так же агрессивно, как раньше. Это связано с тем, что ситуация с покупательским трафиком в торговых центрах поменялась не в лучшую сторону.
Кроме того, из-за подорожания кредитов затраты на открытие магазинов растут и окупить их за адекватные сроки очень сложно. Во время стремительного развития интернет-торговли традиционные магазины нужны брендам, чтобы у покупателей «был визуальный контакт с той или иной концепцией». Для этого не нужно слишком большое количество торговых объектов.
Российская модная индустрия не находится в полной изоляции
Дизайнеры все еще могут посмотреть в интернете, что сейчас модно и что нового появилось в индустрии. Они по-прежнему посещают отраслевые выставки и модные показы по всему миру, изучают концепции магазинов. Уход иностранных компаний «не забрал золотое руно — талант и любознательность людей, которые работают в моде».
Выходу российских марок на внешние рынки мешает множество проблем
Прежде чем выходить на международный рынок «не ради галочки, а чтобы это приносило доход», нужно добиться устойчивости и прибыльности на собственном, а его «трясет постоянно». И чтобы начать широкую экспансию в СНГ, нужно решить несколько задач в России. Уржумцев отметил некоторые из них.
Создание текстильной промышленности. Для налаживания рентабельного массового производства одежды внутри страны нужно развивать текстильную промышленность, производство современных тканей и фурнитуры. Для этого необходимы крупные долгосрочные инвестиции.
Дефицит кадров. Даже если эти мощности создадут, возникает другая проблема — нехватка рабочей силы. По словам Уржумцева, молодежь не хочет учиться на портных и конструкторов.
Волатильность рубля и проблема с трансграничными платежами. Многие российские компании вынуждены производить одежду за рубежом, например в Китае, Турции, Вьетнаме и других странах. Но и это сейчас дорого из-за текущего курса рубля, проблем с трансграничными платежами и логистикой.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique