Новости
26K

С 2026 года в рос­сийских колледжах введут профессио­налитет: что известно о новой форме обучения

133
С 2026 года в рос­сийских колледжах введут профессио­налитет: что известно о новой форме обучения
Аватар автора

Мария Видаль

погрузилась в детали

Страница автора

Президент РФ подписал закон, который утверждает профессионалитет как новую форму обучения в колледжах и техникумах. До этого процесс четыре года тестировали в режиме пилотного проекта.

Профессионалитет — это формат среднего профессионального образования, где студентов обучают их будущие работодатели. Изменения вступят в силу 1 сентября 2026 года, но колледжи и техникумы уже ведут набор на новые программы. Расскажу, как устроен профессионалитет.

Что такое профессионалитет

Главное нововведение — создание образовательных кластеров: колледжи и компании одной отрасли подписывают соглашение, чтобы вместе готовить кадры. Кластеры открыты по разным отраслям — например, машиностроения, ИТ, медицины и туризма.

Работодатели сами разрабатывают учебные планы для колледжей, предоставляют оборудование и принимают экзамены студентов, а после — помогают выпускникам в трудоустройстве.

Проект тестировали в пилотном режиме с 2022 года. Сейчас действуют 350 кластеров, а к 2026 году их число планируют увеличить до 588.

Что изменится с принятием закона

Профессионалитет официально закрепят в законе «Об образовании». Теперь это не эксперимент, а новая форма организации учебного процесса.

К 1 сентября 2026 года колледжи должны подготовиться: обновить программы, создать управляющие советы, наладить партнерства с работодателями и внедрить формат демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен станет основной формой итоговой аттестации в колледжах. Студенты будут выполнять практические задания в условиях, приближенных к рабочим. «Этот шаг повысит уровень практической подготовки: экзамены будут проходить на реальном оборудовании», — заявила заместитель председателя Госдумы Виктория Абрамченко.

Исключения — учебные заведения в сфере искусств, медицины, силовых структур и ФСИН. Они вправе проводить аттестацию по своим нормативам.

Результаты демонстрационного экзамена смогут использовать как независимую оценку квалификации.

Управляющие советы. В колледжах появятся управляющие советы из представителей колледжа, работодателей и органов власти. Они будут согласовывать учебные программы, следить за тем, как их реализуют, участвовать в развитии колледжа и организовывать учебную и воспитательную работу.

Такие советы станут обязательными для бюджетных государственных и муниципальных колледжей. Заведения, которые подчиняются силовым ведомствам, например колледж ФСБ или МВД, сохранят свою систему управления.

Роль компаний. Работодатели будут напрямую участвовать в программах профессионалитета: составлять учебные планы, выбирать оборудование, принимать студентов на практику и оценивать экзамены.

«Около 80% обучения — это практика на том самом оборудовании, которое сейчас задействовано на предприятиях. В проекте ведется подготовка по 24 приоритетным для развития страны отраслям экономики. Большинство этих отраслей — высокотехнологичные: машиностроение, металлургия, топливно-энергетическая промышленность, атомная, химическая, фармацевтическая, электротехническая отрасли, информационные технологии», — объяснил Виктор Неумывакин, директор департамента госполитики в сфере профессионального образования Минпросвещения.

Сроки обучения устанавливают работодатели в рамках ФГОС: в среднем — от 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев. Это позволяет студентам быстрее выйти на рынок труда, а работодателям — закрыть кадровые потребности.

Программы среднего профессионального образования для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в традиционном формате длятся дольше — 3—4 года.

Поступление. На программы профессионалитета можно поступить после 9 или 11 класса. Экзамены сдавать не надо — достаточно аттестата, как и при обычном поступлении в колледж.

Большинство программ бюджетные. Их финансируют государство и компании-партнеры, но есть и платные места по договорам. Можно также поступить по целевой квоте, если есть договор с работодателем.

Целевое обучение. Абитуриенты, подавшие заявки на целевое обучение, получат преимущественное право при зачислении. Это значит, что, если желающих будет больше, чем мест, приоритет отдадут тем студентам, кто готов отработать после выпуска несколько лет у заказчика обучения.

Преимущественное право при зачислении в колледж вступило в силу сразу после публикации закона — теоретически им можно воспользоваться при поступлении в 2025/26 учебном году.

Раньше льгота действовала только после заключения договора, теперь — по факту подачи заявки. Это упростит поступление для тех, кто заранее договорился с будущим работодателем.

Диплом. Выпускники профессионалитета должны получить такой же диплом государственного образца, как и другие студенты колледжей, — отдельной пометки на титульном листе нет  .

Только в приложении к диплому укажут, что образовательная программа проходила в рамках федерального проекта «Профессионалитет», а также добавят подробности о практике: где она проходила, на каком оборудовании, с каким программным обеспечением и технологиями работал студент  . Детали лучше уточнять на сайте вашего колледжа.

Образец приложения к диплому профессионалитета. На третьей странице указывают информацию о прохождении практики. Источник: de.firpo.ru
Образец приложения к диплому профессионалитета. На третьей странице указывают информацию о прохождении практики. Источник: de.firpo.ru

Что изменится в работе колледжей с переходом на профессионалитет

Программы СПОПрофессионалитет
Подход к обучениюУчебный план разрабатывает колледжВ разработке учебного плана участвует работодатель
Сроки обучения3—4 годаОт 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев
Соотношение теории и практикиТеория преобладает, практика — 20—30% учебного времениДо 80% — практика на производствах и в мастерских
ТрудоустройствоЗависит от студентаВысокие шансы: работодатель готовит студентов для себя

Что изменится в работе колледжей с переходом на профессионалитет

Подход к обучению
Программы СПОУчебный план разраба­тывает колледж
ПрофессионалитетВ разработке учебного плана участвует работодатель
Сроки обучения
Программы СПО3—4 года
ПрофессионалитетОт 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев
Соотношение теории и практики
Программы СПОТеория преобладает, практика — 20—30% учебного времени
ПрофессионалитетДо 80% — практика на производствах и в мастерских
Трудоустройство
Программы СПОЗависит от студента
ПрофессионалитетВысокие шансы: работодатель готовит студентов для себя

Кого коснутся изменения

Пока набор на программы СПО в традиционном формате обучения продолжается, ученики смогут выбрать, что им ближе: академическое обучение или практическая подготовка с быстрым выходом на работу. Изменения вступят в силу в сентябре 2026 года — тогда планируют увеличить количество кластеров и программ в новом формате.

По прогнозам Минтруда, к 2030 году более 70% потребностей рынка труда будет приходиться на специалистов со средним профессиональным образованием. Поэтому система СПО должна оперативно адаптироваться к требованиям рынка и готовить кадры под него.

Поступить на профессионалитет можно уже сейчас, после 9 или 11 класса. Список программ и учебных заведений доступен на сайте проекта.

На сайте можно найти колледжи по всей России и отфильтровать их по направлениям и работодателям. Источник: япроф.рф
На сайте можно найти колледжи по всей России и отфильтровать их по направлениям и работодателям. Источник: япроф.рф

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Мария ВидальЧто вы думаете о новой форме обучения в колледжах? Поделитесь мнением:
  • Андрей НазинУчаствовал в приеме демонстрационного экзамена в одном из колледжей, честно сказать, был приятно удивлен - ребята подкованы и теоретически, и всей техникой пользуются с закрытыми глазами, уверен что время адаптации таких специалистов на работе кратно сократится. В мое время (около 10 лет назад) чтобы получить хоть какие-то практические навыки, работодателя нужно было буквально умолять оформить тебя на практику: для него это и гемор в оформлении бумаг, и ответственность в плане охраны труда, а также лишние расходы ФОТ, в то время как выхлоп со студента практически околонулевой.27
  • ВеленаВот так везде и должно быть. А не "этому в вузе не учили", "забудьте всему,что вас учили, вам оно не понадобится", " диплом никому не нужен". Вот здравый подход!22
  • ВеленаАндрей, именно так и сейчас есть много где. Отлично, что с этим что-то делается.3
  • Alexander SchnurrbartАндрей, в Германии ребёнок ещё и треть нормальной зарплаты получает. причём за всё время обучения, а не только её практическую часть. платит - работодатель. и никто не говорит, что "выхлоп со студента практически околонулевой."8
  • Алиса СелезнёваКруто. Хочу попробовать такую форму обучения. Ранее 3 раза пыталась учиться в колледжах, впечатления не очень7
  • Александр КорнеевНу вообще звучит как шанс для тех, кто хочет сразу работать, а не сидеть на парах по 4 года16
  • Александр КорнеевАндрей, У меня всё точно так же было. Чтобы на практику взяли, надо было чуть ли не умолять8
  • гришадавно надо было так делать, в Германии если не ошибаюсь такая система уже лет сто работает3
  • МаринаРаиса, срок обучения разный на разные профессии, оно и сейчас так же. Тем более сейчас в колледжах полгода тратится на общие дисциплины: историю, философию, физру и т.д. Эти полгода вполне можно убрать из обучения, чтобы быстрее выпустить специалиста7
  • Alexander SchnurrbartВелена, на самом деле в предлагаемом варианта очень похоже на кидалово. после окончания чудо-программы не будет государственного диплома и вот этот вот работодатель, мало того, что получает бесплатную рабочую силу на время "типа обучения" (80% из которого - работа), но ещё и после окончания чудо-программы может выставлять работнику любые условия - деваться-то работнику некуда.6
  • ВеленаAlexander, ну в смысле. Если у одного работодателя он будет востребован, значит и у конкурента- тоже. Не будет такого, что не востребован во всей сфере,потому что " в вузе мы учим так, как 100 лет назад", а современному учитесь сами. А специфике - СПЕЦИФИКЕ, подчеркиваю, не профессии с нуля, он научиться может на месте. Специфика - это то, чему учатся за дни, а не за годы.2
  • ДоброхимУдивительно хорошая идея с практикой и преподавателями, которые свой предмет знают не только в теории, которая уже стухла.3
  • Alexander SchnurrbartВелена, ну смотрите: нормальный срок обучения 3-4 года. по этой чудо программе срок обучения сокращён на 1 год. вместо государственного диплома будут какие-то непонятные корочки от работодателя. вы представляете: вы где-то отучились, а вместо диплома получили фантик? сама идея - неплохая. немецкое проф. образование на этом принципе и построено. но там в конце гос.комиссия, гос.экзамен и государственно признаваемый диплом. и если работник захочет поменять работодателя - то новый работодатель не сможет не признать его диплом, потому, что это диплом, а не фантик3
  • ВеленаAlexander, это колледж. Какие 4 года? Это не бакалавр. Думаю, диплом спу тут туже нормальный. Иначе и быть не может Перечитала, не нашла, где было бы написано, что не будет диплома гос образца. Какая-то выдумка. Я помню, как все так же бегали орали, что теперь брать с бакалавриатом никуда не будут, т.к. это "ненастоящее образование"))) Ну-ну)7
  • Alexander SchnurrbartВелена, 3-4 года, так написано в статье. Меня как-то жизнь занесла в машиностроительный техникум, срок обучения по специальности "машиностроение" после 9 классов был 4 года и 8 мес. А диплом по какой специальности планируют выдавать, если срок обучения сократят на 1 год и 80% будет практических занятий??? в советские времена в ПТУ можно было быстро получить только простую профессию типа маляра-штукатура, без получения средне-специального образования. были корочки этой профессии, но дипломов никто не выдавал. с бакалавром ты можешь дальше делать магистра (я сейчас даже не о том, что многие специальности, изучаемые в ВУЗе, не требуют высшего образования), но в случае со средне-специальным образованием - это тупик.3
  • Robert DeprimoРаиса, Медсестра и не должна знать на уровне врача. Сколько там учатся Американские парамедики?Полгода?И уже спасают жизни,а у нас только на медсестру учиться больше двух лет сейчас.3
  • Alex AlexТак было же уже? Возрождение ПТУ4
  • Robert DeprimoAlexander, Да пущай сокращают хотя бы до 3 лет.Ну нет смысла на СПО учиться долго. Какой толк,что раньше на медсестру учились 3.10,если ее работа заключается в выполнении рекомендаций врача.При этом можно было пойти на рентгенлаборанта или анестищистку(что куда выгодней обычной медсестры).3
  • Наташа ШурмелеваAlexander, с изменением ФГОСов на очень многих профессиях (не специальностях) СПО срок обучения сократился до 2-х лет, это не отдельный срок для профессионалитета. Диплом обычный - о среднем профессиональном образовании. Суть именно в том что это практико-ориентированная программа, заточенная под крупных работодателей. Нигде в дипломе не будет пометки, что вы потом можете работать только на заводе сибмашнииугольгаз.2
  • Ledy v pledeAlexander, нет, выдается диплом учебного заведения государственного образца.5
  • Ledy v pledeAlex, именно. Экономике нужны производственные специалисты, а не юристы, менеджеры и коучи с психологами.2
  • Ledy v pledeРаботаю на предприятии, которое является якорным работодателем для выпускников СПО. В последние пару лет наблюдала за реализацией "Профессионалитета" в производстве. Идея не плохая в случае заинтересованности трех сторон - СПО, работодателя и студента. Мои наблюдения показали, что первые два заинтересованы очень. Плюсы, что при "Профессионалитете" обучаешься современным навыкам на производстве, обучают тебя люди "в теме", а не преподаватели в колледже, которые и на производстве толком не были. В СПО сейчас лучше развита маршрутизация выпускников к работодателям, чем в Вузах. Если в региональный вузах , особенно технических, еще что-то как-то реализуется, то в столичных все не особо.6
  • Alex AlexLedy, да... но тогда уровень образования студента после пту = начальное профессиональное образование, а после окончания полноценного курса в техникуме это уже СПО. Другими словами, обладатель такого образования мало образован...3
  • Василиса ВасилисинаПо сути, идет возврат к советским техникумам (нынешнее спо) и пту (нынешним специалитетам). Если что - я не против: государству необходимы профессиональные рабочие руки, а учиться в вузах на самом деле могут очень немногие (я преподаватель вуза, так что это не голословное утверждение). Хочется, конечно, дожить до времени, когда с сантехником надо будет не мимикой и жестами общаться, а на родном русском языке.2
  • Ина ЯяОчень правильный подход. Давно пора вспомнить, как это - растить кадры под себя. Мне 40 лет, высшее техническое, интересно, могу ли я учиться по этой программе. Какая разница: ты в новой сфере или как вчерашний студент придёшь к работодателю, пусть даже с какими-то корочками, и тебя будут обучать несколько месяцев под конкретные реалии, или же тебе сразу дадут базу в уч заведении с опорой на практику и ты придешь, на 80% уже зная, что и как делать. Когда я заканчивала вуз, это была контора, очень оторванная от реалий жизни трудящихся. Никогда этого не понимала, почему система десятилетиями никак не реформируется, чтобы вчерашний студент приходил и уверенно начинал работать. У моих родителей почему-то было именно так и без всякого блата, а не так, когда пустышка, пусть даже с каким-нибудь современным ВО, по протекции садится наверх, а страдает потом, например, целое подразделение. Инженер? Сразу руководящая должность на заводе. Специальность такая-то? Сразу по специальности, а не с самых низов попробуй еще дорасти до уровня своего диплома. Как так случилось, что человек, проучившийся 3-5 лет, вдруг приходит и ничего не умеет, ему даже иногда говорят "Забудь все, чему учился в вузе, и начинай заново"?4
  • Ник ЗавадскиAlexander, > вместо государственного диплома будут какие-то непонятные корочки от работодателя. То есть, по окончании обучения становишься буквально рабом этого работодателя, поскольку в другие места тебя не возьмут? Так что ли? Если да, то план хитрый.0
  • Alexander SchnurrbartRobert, это в России медсестра "выполняет рекомендации врача". а на западе - это самостоятельная единица, врач в больнице медсёстрами вообще не командует. у меня дочка заканчивала 3-х летний аусбильдунг на медсестру, сейчас в той же больнице работает, где училась (у больницы свой учебный центр). 3 года обучения, 3 госэкзамена (устно, письменно и практический), гос. диплом помимо сертификата учебного центра.0
  • Alex AlexLedy, смотря что будет написано в дипломе. По сути это большая разница, учиться после 9 класса еще 2 или 4 года.2
  • Alexander SchnurrbartНаташа, грустно всё это - по сути убивается средне-специальное образование, остаётся среднее-профессиональное. практико-ориентированная программа выглядит совсем по другому. что пролоббировали крупные работодатели - это и так понятно. 80% времени студенты будут бесплатно у них работать за обещание, что их может быть потом возьмут на работу0
  • Alexander SchnurrbartНик, и 80% времени "обучения" студент будет даже не за еду, а вообще бесплатно работать у этого работодателя.1
  • Alexander SchnurrbartАлександр, работать - это когда за деньги. а когда бесплатно - это называется совсем по-другому.4
  • Ledy v pledeРаиса, вы отстали от жизни где в конце 90-х. Сейчас многие крупные предприятия направляют учиться в технические вузы без отрыва от производства. Сейчас существует очень много внутренних программ поддержки и развития молодых специалистов.2
  • Ник ЗавадскиAlexander, в общем, много идей по созданию альтернативного крепостного права. Целевые места, целевое обучение.2
  • Андрей МельникAlexander, у меня гети коллег в этом году программу профессионалитета в местном колледже окончили - получили обычный диплом гос образца.1
  • Андрей МельникНик, нет, обычный диплом колледжа по соответствующим специальностям с кодом уровня образования 01 (рабочие специальности) или 02 (среднее специальное образование).2
  • Alexander SchnurrbartАндрей, 2-3 года, из них 80% ушло на бесплатную работу. о чём диплом-то?0
  • Alex AlexВелена, любое высшее на любую работу нет, а профильное высшее на профильную работу да. Ничего теоретического не устарело в универе, что за бред) главное ведь база)))2
  • Андрей МельникAlexander, не совсем бесплатно. У них целевое с одним предприятием было, за что дополнительная стипендия полагалась, а сейчас ещё и отсрочка от армии на время работы. Учились на операторов станков с ЧПУ, правда с этого года специальность переименовали на "оператор-налалчик металлообрабатывающих станков".0
  • Василиса ВасилисинаИна, я работаю в двух вузах и ситуация касательно трудоустройства студентов в них кардинально разная: в педагогическом она очень прилично налажена - с 3 курса у студентов практика в школах, у которых заключен договор с вузом, некоторых студентов приглашают остаться работать там же, где проходили практику. В классическом вузе практики нет в принципе - точнее, формально она есть, но в реальности это профанация. По поводу оторванности вузовских программ от жизни, у меня есть конкретный опыт: в тот период, когда нас вынудили переходить на Болонскую систему , я была замдекана , и на моих глазах "резали" прекрасный учебный план, чтобы впихнуть его в бакалавриат - и я же несколько лет читала одну и ту же дисциплину у специалистов и бакалавров: земля и небо по глубине! Если у специалистов на изучение дисциплины уходило 64 часа, то у бакалавров на нее же - 36, причем семинаров всего 8 против 24 у специалистов... Это боль, на самом деле: в погоне за европейским типом образования мы потеряли целый пласт специалистов. Сейчас мы (я, правда, уже чисто как преподаватель) снова возвращаемся к нормальным учебным планам. НО! Есть сомнения, что дети, готовящиеся к тестовой экзаменационной системе смогут воспринять информацию классического учебного плана. Посмотрим... но шанс на восстановление интеллекта высшего образования у нас появился. Я ответила на ваш вопрос?3
  • Alexander SchnurrbartАндрей, и каков же размер "стипендии"? а то так можно договориться и до того, что и срочники служат не бесплатно. их же кормят-одевают и какие-то деньги выдают. ну и чтобы 2 раза не вставать: как быстро они перестали смотреть и начали работать (в рамках учёбы)?1
  • ObvРаиса, врачей, не забывших, чего они учили в ВУЗе в РФ встретить крайне сложно. По крайней мере, среди терапевтических специальностей. И обычно они работают в частной медицине с очень дорогим приемом и очередью на месяцы вперед. Потому что люди это остро-дефицитные. А в гос.медицине врачей терапевтических специальностей лучше помоложе выбирать, т.к. чем больше у российского врача терапевтической специальности стаж - тем больше он ставит выдуманных диагнозов и тем назначает заведомых фуфломицинов и реальных лекарств, но не от того, или применяемых не так, как их назначают. Чему его явно не учили в ВУЗе. Молодежь же сразу после ВУЗа еще как-то вменяемо может лечить, по науке, а не по фантазиям. Но чем дольше работает, тем сильнее деградация.4
  • Ина ЯяАндрей, спасибо. Зашла даже на сайт программы и прошла профориентационный тест из 25 вопросов. Мне предложили 6 (!) направлений 😂, к которым стоит присмотреться : атомная промышленность, горнодобываюшая, ит, искусство, медицина и жд))2
  • ObvРаиса, учатся диагностировать несуществующие болезни и лечить их заведомыми фуфломицинами и гомеопатией. А кто доказательно лечиться хочет - вынуждены делать это платно, причем за большие деньги, и ждать месяц-два в очереди на прием. И этого еще москвичам хорошо - у них такие доказательные штучные врачи хотя бы в принципе есть, пусть и платно и большой очередью.3
  • Ledy v pledeAlexander, обычно со 2-3 курса. На первом курсе еще идут общеобразовательные предметы.0
  • Андрей МельникAlexander, 8000 на первом курсе, 10 тыс на втором. Работать сами начали где-то с декабря на втором курсе, в июне закончили. Вроде бы им и во время прохождения производственной практики чего-то платили дополнительно, доходило до 45-50 тысяч. Ну и учились они всего 2 года (учебных), первый курс был в основном программа средней школы + немного теории по специальности.0
  • Alexander SchnurrbartАндрей, ок, спасибо.0
  • Alexander SchnurrbartLedy, так раньше было. если сейчас 80% работы - то какие общеобразовательные предметы? предметы по специальности куда-нибудь бы воткнуть.0
  • АкацияAlexander, в Елабуге студенты так же получают зарплату. И неплохую.0
  • Alexander SchnurrbartАкация, а можно размер "неплохой зарплаты"?0
  • АкацияAlexander, 40-150.0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество