
Как подключить электричество к домам в СНТ
Расскажу подробнее, какие документы нужно представить энергетикам, и о самой процедуре.
Расскажу подробнее.
Что такое прямые договоры в СНТ
В СНТ есть два варианта, как платить за электричество.
В общую кассу СНТ. Так происходит по умолчанию. Подключенным к электросетям считается садоводческое товарищество в целом, энергетики выставляют каждый месяц общий счет. Далее правление делит сумму на всех членов СНТ, и они платят — по счетчикам или в различных долях.
Схема простая, но несправедливая. Платят зачастую не все, и за должников приходится рассчитываться остальным. Иначе отключат все товарищество.
Напрямую сбытовой компании. Каждый дачник заключает договор со сбытовиками и платит им. Квитанция приходит собственнику — как в квартире.
Если один дачник задолжал, свет отключат только ему, в суд будут подавать тоже только на него. СНТ не пострадает.
Правления СНТ часто настаивают на смешанной схеме, когда добросовестные дачники платят в общую кассу, а проблемных переводят на прямые договоры — и пусть они разбираются сами.
Какая процедура подключения
Процедура заключения прямых договоров довольно простая. Члену СНТ не нужно представлять энергетикам документы, что дом подключен к электросетям. Достаточно указать данные на счетчик: тип, заводской номер, класс точности (минимум 2.0) и показания на дату подачи заявления.
Заявление можно подать любым способом — очно, почтой или через сайт гарантирующего поставщика. В нем должны быть :
- Фамилия, имя, отчество.
- Паспортные данные.
- Адрес регистрации.
- ИНН или СНИЛС.
- Номер мобильного телефона.
- Адрес электронной почты.
Из документов нужны:
- Копия паспорта.
- Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.
- Документы на счетчик.
Могут попросить схему подключения, а акт технологического присоединения можно приложить, если он есть. Также разрешено добавить к заявлению и другие документы из правил доступа к электросетям .
Энергосбыт не вправе требовать от садовода документов и информации, о которых не сказано в нормативных актах .
Энергосбыт не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит заявление, должен создать для садовода личный кабинет на своем сайте или в приложении. Затем отправить дачнику данные для входа .
Все вопросы по допуску электросчетчика к эксплуатации сетевая компания и энергосбыт должны решить сами. В течение трех рабочих дней со дня обращения садовода энергосбыт обязан уведомить сетевую компанию о намерении заключить новый договор и, соответственно, что надо допустить новый счетчик в эксплуатацию и выдать акт.
Чем отличается сетевая компания от энергосбыта
Сетевая компания — это транспортировщик электричества, владеющий подстанциями и кабелями. Сетевая организация отвечает за подключение домов, а также за то, чтобы электричество было нужного качества, например не прыгало напряжение.
Энергосбыт — это сбытовая компания, которая занимается только продажей электричества. Квитанции приходят с реквизитами энергосбыта. Туда же жалуются на ошибки в начислениях.
Сетевая компания обязана в течение 30 рабочих дней со дня, как поступила информация от энергосбыта, бесплатно ввести счетчик в эксплуатацию . Условий немного — счетчик должен быть исправен, поверен и с классом точности от 2.0.
Если прошло 30 рабочих дней, но сетевая компания ничего не сделала, счетчик считается допущенным в эксплуатацию.
Вся информация — договор, акт допуска прибора учета в эксплуатацию — должна быть доступна садоводу в его личном кабинете на сайте энергосбытовой компании.
Отказать в заключении договора энергосбыт, если он работает в статусе гарантирующего поставщика — так бывает чаще всего, — не может.
Как было раньше
От дачников требовали документы о том, что их дом подключен к электросетям. Часто дом подключен, но документов нет — потеряны, лежат где-то в архиве СНТ или их просто никогда не было.
Можно было обратиться в сетевую организацию с просьбой восстановить бумаги. Услуга по переоформлению документов платная, ее стоимость определяет сетевая компания, но цена ограничена государством — не более 1000 ₽ . Получалось, что дачник запрашивал документы за деньги из сетевой компании, чтобы потом предоставить эти бумаги энергосбыту, который теперь запрашивает их быстрее и бесплатно.
В подмосковном Ступине в 2019 году садовод вынужден был подать иск в суд, так как нужных бумаг о подключении ему просто не давали — ни в СНТ, ни в сетевой компании. В результате энергосбыт приостановил процедуру заключения договора энергоснабжения. Только в ходе судебного разбирательства СНТ нашло документы, и договор все-таки заключили.
Дачнику не придется запрашивать документы из сетевой компании. Энергосбыт сделает это сам — быстро и бесплатно.
Всю процедуру можно пройти в электронном виде. Садоводам не надо никуда ходить, электронная копия договора считается юридически правомочной, забрать бумажную версию можно по желанию.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga