Новости
3K

Госдума приняла закон о локализации автомобилей такси: требования к маши­нам ужесточат

74
Госдума приняла закон о локализации автомобилей такси: требования к маши­нам ужесточат
Аватар автора

Иван Нагель

следит за новостями

Страница автора

13 мая Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, который вводит требования к автомобилям такси.

Документ еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент. Новые требования начнут действовать с 1 марта 2026 года. В первой версии авторы законопроекта предлагали более жесткие правила, но их смягчили после критики со стороны бизнеса. Расскажу подробнее.

Что изменится

С 1 марта 2026 года в реестр такси  можно будет добавлять только машины с высоким уровнем локализации  или произведенные в рамках специального инвестиционного контракта, СПИК, который заключили с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

С 1 января 2033 года в реестр будут добавлять только машины с уровнем локализации, установленным на текущий момент для государственных закупок.

Изменения не затронут:

  1. Автомобили, добавленные в реестр такси до 1 марта 2026 года.
  2. Бизнес-такси, работающие по договорам фрахтования.
  3. Машины служб доставки, которые не перевозят пассажиров.

В некоторых регионах требования начнут действовать позже:

  1. В Калининградской области и Сибирском федеральном округе  с 1 марта 2028 года.
  2. В Дальневосточном федеральном округе  — с 1 марта 2030 года.

Изначально законопроект предусматривал, что для такси можно использовать только машины с высоким уровнем локализации — чтобы отсеять автомобили, формально сделанные в России методом «отверточной крупноузловой сборки»  . Но после критики со стороны бизнеса требования значительно смягчили.

Что такое СПИК

За что критиковали законопроект

По замыслу авторов законопроекта, жесткое — как при госзакупках — ограничение на локализацию автомобилей нужно, чтобы:

  • обеспечить импортонезависимость российской сети такси;
  • стимулировать продажи и производство российских легковых автомобилей.

Но таксопарки, агрегаторы и эксперты отрасли раскритиковали законопроект. По их мнению, ужесточение требований приведет к уменьшению числа машин такси и повышению цен. Вот основные причины:

  • ограниченный выбор моделей, уровень комфорта и отделки салона большинства потенциально доступных машин вряд ли будут соответствовать заявленным классам — сильнее всего это будет ощущаться в «Бизнесе» и «Премиуме»;
  • таксопарки будут пользоваться старыми машинами как можно дольше, чтобы не закупать новые в период высокой ключевой ставки;
  • станет меньше водителей с личными автомобилями, подрабатывающих в такси, — не все смогут поменять машину на такую, которая будет удовлетворять новым требованиям.

Аналитический центр при правительстве РФ спрогнозировал существенный рост цен на услуги такси на горизонте 5—7 лет. В результате закон смягчили, добавив в качестве альтернативы машины, выпущенные в рамках СПИК.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Иван НагельКак это повлияет на отрасль такси? Поделитесь мнением:
  • Я из МиссуриКак продавать отечественные автомобили? Сделать их лучше? Да не, бред какой-то. Давайте просто заставим их покупать.92
  • Udi ErzaЯ, видимо это более простой, короткий и понятный путь.2
  • angry.cupВернутся "бомбилы".10
  • Dm DmЧто на это сказать...5
  • Максим СавиновТем более дурацкими получаются правила пользования чем-либо, чем ниже вероятность, что придумавший эти правила планирует этим пользоваться. И это даже было бы забавным, если б нам жить не здесь... 🙁6
  • Владимир АндреевЯ, уже с успехом получилось заставить вернуться в российские соц-сети, пользоваться российскими смартфонами, устанавливать российский софт, ездить на российские курорты, смотреть российское кино 😁😁😁 На подходе наверное уже закон заставляющий заставлять чинушей и бюджетников использовать всё российское))25
  • Helg SvartНу ок, прогнули таксистов, чтоб они вкладывались в отечественный автопром. А сам автопром нагнёте на предмет вложений в НИОКР и развитие качества продукта? Или тупо разрешите всё на премии менеджерам потратить?33
  • Мама ПапаХохол, во-первых, в отсутствии выбора, во-вторых, в неделе в Сочи по цене двух в Таиланде при несопоставимом уровне сервиса и окружения. Большинство-то не дикарями ездит Про Крым ничего сказать не могу, не был и не гуглил, но, по отзывам, там с ценами ещё хуже.27
  • Мама ПапаHelg, они вкладываются только в нытьё по поводу того, что люди всё равно покупают жутко дорогие машины вместо просто дорогих вёдер, сколько утильсбор не вводи Поэтому решили действовать наверняка и выбора не оставлять10
  • Udi ErzaМама, все верно сказали - отсутствие выбора. Остальное уже производные3
  • Plrnk45
  • АнтиконсьюмеристЯ, а чтобы их покупали ещё лучше, сделаем утиль-сбор за иномарки размером в полцены самой машины!18
  • Гусь лапчатыйDm, jpeg со звуком2
  • Владимир АндреевМама, не ездил ни в Крым, ни в Сочи, но от всех одни и те же жалобы - очень плохое соотношение цена/качество.8
  • Мама ПапаВладимир, ну вот и у меня те же ощущения "Приехали деньги тратить - так тратьте и не .... выпендривайтесь" каноничное отлично описывает многие заведения11
  • Ащьф ЛШТШФУМА чиновников то в итоге удалось на отечественные машины пересадить или тупо на таксистов переключились?19
  • Сергей КарповЧто это вообще за существа , чтобы решать на каких машинах людям ездить и какие покупать....8
  • user3175819А зачем локализовать такси? Какие конкретно плюсы населению от этого? Чтобы что? Пусть государственным организациям запретят покупать иномарки. Так они собрались из нашего кармана АвтоВАЗ спонсировать. Иноагенты и предатели сплошные.11
  • Виктория ШтермерАнтиконсьюмерист, ну почему же в пол цены? отец хотел завести машину, которую купил в Германии. утиль сбор где то в три раза превышал стоимость этой машины4
  • Дмитрий Никонов::::стимулировать продажи и производство российских легковых автомобилей. Какие российские легковые автомобили? если недавно на Т-Ж была статья, что те же гранты во Москве для работы в такси вообще не допускаются. У нас по сути на всю всю страну 2 легковых модели пригодных для работы в такси, а для Москвы так одна веста.4
  • Сергей ВарламовСергей, все люди равны, просто кто-то ровнее0
  • Дмитрий НиконовВладимир, многие уже просто отказались от кино, курортов и машин. Для меня 100-120 тыс. за недельных отдых в Сочи очень много, цены и репертуар фильмов в кинотеатрах тоже не оставляет выбора, про новую машину тоже молчу, экономика скукоживается.18
  • Сирожа МыколкинСаша, ехать в отпуск и питаться в столовой ну такое себе. При таких вводных я предпочту где-нибудь в Карелии покормить комаров в "одиночестве", сняв домик6
  • Jjjjangry.cup, нвтье в том,, что заставляют переходить за 10 месяцев. Ладно, там , года 4. Все равно машины в такси долго не живут, все равно пришлось бы менять . Ну и вопрос актуален с надёжностью автомобиля на больших пробегах.5
  • Обычный человекТот, кто найдёт хоть одну рациональную причину ввода этого закона, КРОМЕ КАК РАСПИЛ БЮДЖЕТА, должен получить Нобелевскую премию по экономике4
  • Обычный человекВладимир, ВК я и так пользовался, просто редко, а instadram удалил еще до того, как это стало мейнстримом (в 2020 году) Российских смартфонов тупо нет, их не существует, лишь китайские копии на УБОГОМ, слышите, УБОГОМ процессоре Helio G99 (ну вот почему нельзя вставить Dimensity 9300+ хотя бы...) Российский софт... так, посмотрим, этой УПОРОТОстью по имени "Аврора" не пользуюсь, а Яндекс карты реально классные. Тут хотели пересадить, но не получилось Российское кино не смотрю, только Чебурашку первые 5 минут, потом мои глаза начали слезиться от графики, остальное- только в далёком прошлом. Уже есть закон такой0
  • Чай УлунВладимир, ждем закон, когда детей чинуш обяжут учиться только в российских школах и вузах. А вот российские соцсети не знаю, чем не угодили: ВК гораздо удобнее "книги лиц" - еще лет 10 назад от нее отказалась, да и телега куда круче глючной и неудобной "зеленки"))2
  • Обычный человекАнтиконсьюмерист, а зачем в принципе существует утильсбор в изначальном понимании, а не в РАСПИЛЕ БЮДЖЕТА и доп доходах?0
  • Сирожа МыколкинСаша, как бы да. но не в извращённой форме. За годы протекционизма автотаз не смог сделать машины даже уровня фокуса 20 летней давности. труп поддерживают еле тёплым, хотя давно пора закопать5
  • Обычный человекPlrnk, нет, введут мясосбор за ввоз иностранных коней, а местных Газпром выращивать не умеет0
  • Чай УлунМаксим, или хотя бы знает, как это работает. Вот бы пересмотреть систему вузовского образования и специализацию "менеджер" сделать дополнительной к основному профилю. А то лепят из школьников управленцев широкого профиля, вот и получаем стратегические решения в сферическом вакууме. Ой что-то я замечталася(0
  • Юлия Колтуноваuser6201947, а не дикарем? пару лет назад я взвыла в Крыму от отсутствия сервиса, отсутствия нормального транспорта, удобства и доступности достопримечательностей, магазинов. Добраться туда стоит не меньше, чем билеты в Бангкок, попробуй найди нормальные апарты/отель по вменяемой цене, обычно там либо колхоз либо Мрия резорт. Море намного хуже Тайского, ассортимента фруктов, вкусной дешевой уличной еды нет. Да, красиво, но больше не тянет туда. Я лучше по старинке посещать буду Турцию, Египет, Тай. В Сочи ситуация получше, недавно вернулась оттуда. Там очень много сделано для удобства.2
  • АксиньяДмитрий, за эти деньги можно прекрасно отдохнуть в том же Египте)3
  • WTFСС, Думаю половина даже и не заметит изменений. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ну да, если лягушку варить медленно, изменения она не замечает. А так лет через 10-15 можно действительно будет прочитать, что если 10 летней Лады придется пройти пешком, мало кто заметит изменения.1
  • Ник ЗавадскиЯ даже глаза протер и еще раз прочел, чтобы понять правильно: государство указывает бизнесу, какие ему (бизнесу) покупать машины на его (бизнеса) деньги. Это прекрасно.4
  • ВыдраСС, Не заметить изменений когда за тобой вместо арризо 8, или ф7 хавала приедет лада веста на палке, это конечно пушка бомба внимательность к жизни1
  • АлександрPlrnk, а где рикша?1
  • Никита ЗиминСаша, в большинстве стран сначала обзаводятся производством автомобилей, а уже потом лоббируют интересы. А не собирают китайские ведра из китайских комплектующих на китайском оборудовании, при этом устанавливая ценник как на хорошие авто2
  • Slavdmiuser3175819, законы принимаются не для "плюсов населению"3
  • ДмитрийС тех пор, как 15 минутная поездка из ближайшего барчика стала стоить 700₽ вместо 300 года 3 назад, такси практически не пользуюсь, но это трэш конечно. На солярисе или весте мне ехать-все равно, но 700 явно превратится в 1000.1
  • 485Чай, телеграм, к слову, не российский.2
  • Peter PlumberЭти законы придумывают те, у кого «служебка» с мигалкой под жёпкой. Качество автомобилей из Тольятти давно стало фольклором, а после 22-ого качество вообще сильно упало, ведь «и так купят», естественно, все издержки по содержанию ВАЗия в таксопарках лягут на пользователей сервисов такси.1
  • Роман ВасильевИнтересно что у них в головах происходит, вот в абсолютном отрыве от реальности ребята живут, что придумывают эти законы...1
  • Роман ВасильевВладимир, ага сами себя зарежут ,как же0
  • ССWTF, доля поездок эконом тарифом 50-60%, я про эту половину. А в эконом тарифе машины +/- все простые1
  • владислав кудрявцевangry.cup, так вроде их штрафами задушили0
  • Владимир АндреевОбычный, мне очень понравился российский фильм "Дуэлянт" (2017 года вроде) красиво поставили) Из РФ софта (если конечно это можно назвать софтом) - ну разве что только Яндекс-Маркет, изредка Яндекс-Карты. Но сейчас уже не живу в РФ, так что не пользуюсь. Банковские приложения норм, правда очень перегружены функционалом. Мне зачастую нужны были только баланс и переводы, а не всякая муть вроде инвестиций, займов, страховок.. Про смарфтфоны да - вы тут правы. Назвать их "российскими" можно очень условно.1
  • egahuser3175819, теоретическая польза в рабочих местах и налогах, которые генерируют полностью нагруженные / расширяющиеся под такое дело мощности Автоваза и его поставщиков. другой вопрос, почему государство считает себя вправе навязывать бизнесу отечественную продукцию в чисто частном секторе0
  • WTFСС, когда-то в магазинах были аргентинские стейки и итальянский пармезан по 1000 руб. / кг. Потом ввели санкции против этих богопротивных продуктов и заместили их Мираторгом и прочими творениями местных сыроваров, но по-какой-то непонятной причине в 2-3 раза дороже. С национальным режимом вообще все так и происходит, обладатели бумажки "сделано в России", именно бумажки, закладывают нужную маржу, скидывают символический 1% и конечный потребитель в итоге это все оплачивает. Так то производства конечно загружены, только основные бенефициары - это хозяева этих производств и те, кто помогает им эти бумажки получать, а вы потом удивляетесь сумме счетов за ЖКХ и постоянному росту цен в этой области.1
  • Сирожа МыколкинСаша, подвеска конструкционно (и как следствие управляемость), эргономика, двигатель менее эластичный и тяговитый на низах и топлива жрёт чуть побольше, меньше места в салоне и багажнике при схожих габаритах, ужасные по форме передние сиденья, качество сборки. Нормативы по выхлопу евро 4 на фокусе тогда, и евро 5 на Весте сейчас, о евро 6 можно забыть. Это если не вдаваться глубоко в комплектующие, которые тоже сильно отличаются по характеристикам. Сравниваю фокус 2 универсал 1,8МТ рестайлинг, который у меня был когда то (7 лет владения и 200 тысяч пробега за это время, мнение имею так сказать) и весту SW у приятеля которая есть сейчас. Да, управляемость фокуса считалась эталонной для своего класса, и многие машины по сей день проигрывают в этом компоненте, но это же не может быть оправданием ущербности в остальных моментах, хотя надо признать рулится веста лучше соляриса/рио. А если ещё учесть, что были ещё ST (имел удовольствие испытать) и RS версии, технический уровень которых недоступен автотазу и вряд ли когда либо будет осилен, то и говорить не о чем. По сути, если автотаз хочет быть конкурентным то Ceterum censeo Carthaginem delendam esse и на пепелище создать полностью новый продукт, удовлетворяющий современности. А не повышать цены на архаику без надежды на развитие (к слову фокус 4 в базовой версии стоит сейчас от 3 млн в Германии по курсу ЦБ, а базовая версия сильно упакованнее чем веста в максималке за 2,2 млн). А это думать надо, и деньги тратить не на премии1