
Президент подписал закон о локализации такси: за что его критиковали и как он повлияет на перевозки

С 1 марта 2026 года в такси нельзя будет использовать машины, собранные не в России.
Соответствующий закон подписал президент РФ 23 мая. Новые требования к автомобилям вызвали много критики со стороны бизнеса и общественных объединений. По их словам, большинство их предложений проигнорировали. Тем не менее закон смягчили и формально расширили критерии подходящих автомобилей.
Расскажу главное о новых требованиях и о том, как они повлияют на бизнес и пассажиров.
Зачем понадобился закон
Закон о локализации такси разработали сенатор Андрей Кутепов и депутат от «Единой России» Владимир Гутенев, чтобы поддержать российскую автомобильную промышленность. В пояснительной записке авторы перечислили риски, которые он должен минимизировать:
- Растет прямой импорт автомобилей из-за рубежа, в основном из Китая.
- Растет непрямой импорт — в России открывают низко локализованные сборочные производства с комплектующими из КНР.
- Российские автозаводы и производители автокомпонентов теряют существенную долю продаж. Падает выручка, производственные мощности простаивают, занятых на них работников увольняют.
- Российские автопроизводители и производители автокомпонентов теряют инженерные и технологические компетенции. Потенциально из-за этого могут деградировать целые секторы промышленности, на которых занято несколько сотен тысяч работников.
- Сеть такси чувствительна к санкционному давлению и зависит от поставок импортных автомобилей, запчастей и комплектующих к ним, а также ПО для технических сервисов.
По задумке авторов закона, новые требования к машинам в такси простимулируют производство и продажи российских автомобилей. Дополнительный рынок сбыта составит порядка 100 тысяч автомобилей в год. Для сравнения, в 2024 году продали 123 456 автомобилей Лада Веста.
Среди других задач закона его авторы отмечают такие:
- сделать российскую сеть такси независимой от импорта автомобилей, комплектующих, запчастей, оборудования и ПО для сервисов;
- стимулировать зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России. В итоге страна должна получить дополнительные инвестиции в отрасль, а налоговые поступления — вырасти.
Как будет работать закон
Подписанный документ вносит изменения в федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Они касаются только легковых автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и багажа. На тех, кто занимается перевозками грузов и доставкой посылок, поправки не повлияют. Выделю главное из принятого закона.
До 1 марта 2026 года в реестре такси можно зарегистрироваться с любым автомобилем при условии, что он соответствует требованиям агрегатора. Год выпуска машины и регион производства не важны. То есть для тех, кто хочет работать в такси, не будет дополнительных ограничений.
С 1 марта 2026 года получить разрешение на работу в такси можно будет, только если автомобиль соответствует одному из следующих условий:
- Ему присвоили столько же баллов локализации , сколько правительство установило для госзакупок. Сейчас это 3200 баллов для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и 1100 — для электромобилей.
- Он выпущен в рамках специального инвестиционного контракта, СПИК, подписанного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Если производитель заключил СПИК позже, его машины тоже могут допустить к работе в такси, но только по согласованию с правительством.
Изначально законопроект допускал к работе в такси только автомобили с высоким уровнем локализации. Второе условие — заключенный СПИК — добавили во втором и третьем чтениях, которые прошли в один день.
Точного списка автомобилей, подходящих для работы в такси, пока нет. Его должен утвердить Минпромторг.
Для некоторых регионов предусмотрены исключения. В Калининградской области и Сибирском федеральном округе новые правила заработают с 1 марта 2028 года, в Дальневосточном федеральном округе — с 1 марта 2030 года.
Те, кто уже зарегистрировал свой автомобиль раньше, смогут использовать его в течение пяти лет, пока не закончится разрешение на деятельность такси.
Но если автомобиль, не соответствующий новым требованиям, исключат из реестра легковых такси — например, из-за того, что водитель решил сменить работу или получил судимость, — включить его туда снова не получится.
С 1 января 2033 года в реестр такси будут добавлять только машины с уровнем локализации, установленным для государственных закупок.
Что изменится для бизнеса и пассажиров
Закон неоднократно критиковали эксперты и представители бизнеса. Несмотря на все претензии, Госдума приняла закон сразу во втором и третьем чтениях за один день. Тогда исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская заявила, что «отрасль крайне удивлена» таким решением.
Вот главные опасения по поводу закона.
Цены на такси вырастут минимум на 15%, предупредил Российский союз промышленников и предпринимателей. Там назвали закон крайне жесткой мерой для таксопарков и лизинговых компаний. «Дело в том, что закон о локализации не установил требования к качеству отечественных транспортных средств, используемых в такси, о чем просил бизнес. Не секрет, что в отрасли главными критериями являются отсутствие простоя из-за ремонтов и комфорт для пассажиров», — объяснил член РСПП Станислав Маковеев-Гартунг.
Часть водителей уйдет из легального такси. Особенно ощутимо это будет за пределами Москвы. Новые требования могут привести к сокращению, а то и исчезновению небольших таксопарков. А самозанятым водителям, работающим на своих машинах, придется поменять автомобиль. Но это дорого, многие водители будут не в состоянии позволить себе такую покупку, предупреждали в РСПП. Взять автомобиль в лизинг они тоже не смогут, так как эта опция доступна только юрлицам.
По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, высокие расходы на замену машины и долгая окупаемость могут привести к уходу из отрасли до 51% водителей — это 507 тысяч человек.
Выбор машин в такси станет меньше. В больших городах — например, в Москве и Санкт-Петербурге — «Яндекс Go» даже в классе «Эконом» не разрешает использовать для работы самую популярную модель у «Автоваза» — Ладу Гранту.
Формально для класса «Бизнес» из отечественных автомобилей подходит только Лада Аура. При этом в классе ниже, «Комфорт+», можно получить машину более комфортную, например Hyundai Elantra или Kia K5: такие автомобили недорогие и надежные, поэтому популярны у таксистов.
В обслуживании новые машины тоже дороже, особенно это касается «локализованных» китайских машин: у них ресурс ниже, чем привыкли в автопарках.
«Автоваз» получит преимущество, но небольшое. В первой версии законопроекта требованиям отвечали в основном автомобили Лада: их уровень локализации выше 3200 баллов. В изначальной формулировке закон мог бы положительно повлиять на высоко локализованные производства: отсеивание подержанных и импортных автомобилей дало бы им преимущество. После доработки закона в такси могут использовать иностранные автомобили, но собранные в России в рамках СПИК, и это уже не дает такого преимущества отечественному производителю.
При этом у «Автоваза» тоже были замечания к закону на стадии рассмотрения, отмечает глава Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Суть этих замечаний неизвестна. В «Автовазе» публично не комментировали закон, но ранее называли фейком информацию о сборке китайских электрокаров в России.
Главное преимущество — у производств из китайских машинокомплектов, в том числе слабо локализованных. Решение допустить автомобили в рамках СПИК для работы в такси позволит использовать «новые бренды» узнаваемых автомобилей, которые на сегодняшний день продают под маркой Chery. Серьезная локализация для этого не нужна: СПИК можно подписать с компанией, заявившей о таких планах.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil