Приложение Т—Ж
В нем читать удобнее
Новости
7K

В 2025 году на целе­вые места поступили 47,2 тысячи студен­тов — это меньше половины от выде­лен­ной государ­ством квоты

53
В 2025 году на целе­вые места поступили 47,2 тысячи студен­тов — это меньше половины от выде­лен­ной государ­ством квоты
Аватар автора

Мария Видаль

следит за новостями

Страница автора

Минобрнауки предоставило «Коммерсанту» данные о приемной кампании 2025 года. Студенты заполнили целевые места в вузах на 40,7% — это выше, чем годом ранее.

А самыми востребованными направлениями стали медицина и педагогика. Расскажу, что известно.

Как распределились целевые квоты

В 2025 году государство выделило 116 000 целевых мест на бакалавриат, специалитет и магистратуру. На них поступили 47 200 студентов — остальные места вернули в общий конкурс.

Доля целевиков среди всех первокурсников, учащихся на бюджете, выросла с 7,3% в 2024 году до 8,1% в 2025. При этом целевых мест стало на 7 800 меньше по сравнению с прошлым годом.

«Рост заполнения целевой квоты отражает скорее не повышение эффективности системы, а ее сужение и сосредоточение на наиболее конкурентных и гарантированных направлениях, таких как медицина и педагогика», — заявил руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Медицинское и педагогическое образование традиционно лидировали среди абитуриентов. В тройку популярных направлений вошли: лечебное дело, педиатрия и педагогическое образование.

Юриспруденция, присутствовавшая в списке в 2024 году, из него выпала. На замену пришло конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Больше всего целевиков поступили в Москву и Санкт-Петербург. В список востребованных регионов также попали Свердловская и Ростовская области и Башкирия.

Популярные направления по целевому обучению в 2025 году

НаправлениеПоступивших по квоте
Лечебное дело11 480
Педиатрия4 900
Педагогическое образование — с двумя профилями подготовки3 150
Ветеринария1 320
Агроинженерия1 260
Стоматология1 020
Педагогическое образование1 000
Электроэнергетика и электротехника950
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств720
Информатика и вычислительная техника570

Популярные направления по целевому обучению в 2025 году

НаправлениеПоступивших по квоте
Лечебное дело11 480
Педиатрия4 900
Педагогическое образование — с двумя профилями подготовки3 150
Ветеринария1 320
Агроинженерия1 260
Стоматология1 020
Педагогическое образование1 000
Электроэнергетика и электротехника950
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств720
Информатика и вычислительная техника570

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Мария ВидальГде больше всего нужны целевики? Поделитесь мнением:
  • Наталья Парфёноваэто хорошо или плохо?3
  • КотЬБезусловно в сфере образования и медицины, но будут ли условия для достойного уровня жизни этих специалистов после?34
  • ПоладКотЬ, вопрос риторический)12
  • Slava MillerНа целине1
  • Агафон АгафоновичКотЬ, эти области-призвание, как говорил Д.Медведев9
  • MinnaloushАбсолютно абсурдная идея. Конечно с такими условиями это будет мало кому интересно6
  • Юджин FlowersНаталья, сама идея хорошо, а вот отсутствие желания абитуриентов - это симптомы)4
  • Sofi S-BТо есть на целевое поступают самые неконкурентноспособные.2
  • Силестио БруноДаже не представляю, в каких условиях надо оказаться, чтобы пойти на целёвку с гарантированным распределением (напишу очень мягко) туда, куда добровольно люди не едут (и, даже наоборот, при первой возможности уезжают). Да ещё и работать потом придётся в госструктурах, с их бюрократией, любовью к отчетам ради отчётов, необходимостью прикрытия пятой точки, а также красивыми докладами наверх. Ситуации в жизни у людей бывают разные, но жизнь-то одна. Одно дело, если ты там по собственному выбору, а другое - принудительное распределение в лучших практиках ссср.10
  • МашаСилестио, А что в этом плохого? Тебе предоставляют место работы по профессии! Сразу. Тебе предоставляют потом жилье от работодателя. Тебе оплачивают обучение. Тебя наверняка не уволят в течении 3 лет или 5 лет, смотря на сколько договор. Да, наверно на Мальдивы не хватит, но на хлеб с маслом вполне. Мне кажется так могут рассуждать те, кому родители оплатили обучение, содержали полностью да и еще и потом в наследство квартирка досталась. Тогда да, зачем нужно целевое где то черт пойми где) А вот когда ты все сам и учишься и содержишь себя, а потом после окончания мыкаешься по съемным комнатушкам какое то количество лет и ходишь по куче собеседований и никто без опыта тебя не берет даже не по профессии, а если и по профессии то за 3 копейки, а тебе нужно оплачивать жилье съемное и жить. Вот тут целевое место где то в глуши Тверской, Рязанской и тд и тп области кажется раем. И его кстати совершенно не легко получить.1
  • Евгения МалиновскаяЦелевое обучение давно нуждается в реформе мне кажется0
  • Евгения МалиновскаяКотЬ, вот в этом и главный вопрос0
  • Евгения МалиновскаяНаталья, на все надо смотреть с положительной стороны1
  • Силестио БруноМаша, только то, что человека лишают выбора. Вплоть до того, что собираются сокращать платные места в пользу целёвки. Я за любые личные выборы и решения (в рамках УК РФ), но только когда человек выбирает сам. А не государство за человека...3
  • beevasyaЕхидна, Мне вот очень хочется увидеть обоснованные комментарии на предыдущие два сообщения от людей, которые минусовали эти сообщения. По мне так все логично, государство дает возможность получить высшее образование вне конкурса, но за это абитуриент должен отработать 3-5 лет там куда отправит государство. Вполне равноценный договор. Не согласен, поступай на общих основаниях или на коммерческой основе.3
  • АлексКороче, ситуация с целевым - это провал вчистую. Государство места выделяет, а студенты брать не хотят. Больше половины квот пустуют! И не потому, что все такие принципиальные, а потому что условия отдачи - просто издевательство. Все умные ребята понимают: да, поступить по целевому чуть легче, но потом тебя ждёт 3-5 лет кабалы где-нибудь в глухой деревне за копейки. И все об этом знают. Поэтому и берут его только те, у кого другого выхода нет, или кто с детства горел медициной/педагогикой. Остальные лучше на общий конкурс пойдут или в коммерцию - свобода дороже. А ещё смешно, что все эти квоты якобы для регионов, а целевики в итоге рвутся в Москву и Питер. Система работает с точностью до наоборот. В общем, пока не сделают нормальные условия для работы после вуза - приличные зарплаты, жильё, оборудование, а не просто принудиловку так и будут эти квоты пустовать. Идея-то в теории хорошая, но исполнение - полный отстой. Ребята не дураки, они видят, куда их заманивают. И голосуют ногами.10
  • АлександрА-, лихо вы окрестили половину России. Всё-таки Москва хоть и доброкачественная но все же опухоль, как сказал один журналист6
  • Robert DeprimoSofi, На целевое таки идет конкуренция,как и на поступление на бюджет.Не будет там человека с 150 баллами,кроме совсем уж мелких и бестолковых направлений2
  • Алиса СелезнёваМаша, не все так классно. Я разговаривала с целевиками. Заманивают на целевое высокими зарплатами и хорошими условиями. По факту - часто заставляют выходить в выходные дни за бесплатно, обязанности не совпадают с подписанными в должностной инструкции. Уволиться сам не можешь - заставят возмещать стоимость обучения. Так что жизнь целевика после учебы может быть несладкой, а поменять ничего на период отработки нельзя10
  • Robert DeprimoМаша, Все это дичь. Работу в медицине можно найти в любом городе,кроме нишевых специальностей,но таких с ординатуры забирают с руками. А вот минусы да,ты можешь сколько угодно возмущаться на начальство и условия работы,но твое положение будет все хуже и хуже.У начальства есть обоснованные рычаги давление:премии платить не будут,будут резать баллы и задолбают бесконечными проверками твоих карт(как бы идеально не писал,найдут до чего докопаться).Или будут тебя морально выживать с работы. Никакая трудовая не поможет с таким пресингом(знаем,проходили).И будет такой специалист сидеть сутками на работе и готовить карты для проверки на голом окладе. И жилье работодатель не обязан предоставлять,судя по тому,что я читал об новых законах для медиков.11
  • Лунная КошкаЕвгения, помогите мне посмотреть с положительной стороны на нехватку учителей и врачей и уменьшающееся качество образования в этих и других сферах🙏1
  • Артём МакаровМедицина и педагогика - самые востребованные направления, если в этой системе ничего не меняется, а студентам приходится искать лазейки в квотах0
  • Георгий НазаровИнтересно, куда делись остальные студенты?0
  • Sofi S-BRobert, будет. Целевое - это не бюджет, достаточно троечку получить. Совершенно порочная практика. В Пермском - 133 балла. Хотела скриншот прикрепить, не загружается))2
  • Robert DeprimoSofi, целевое - это бюджет.Мне так документы завернули,когда я подавал на одно направление с пометкой целевое и бюджет.Просто платит за тебя также государство,но обходными маняврами. Бальность зависит от универа и направления,но конкурс там есть(в 2013,когда я поступал на специалитет,за целевиком был закреплено место на поступление,неважно сколько баллов;а вот в 2022,когда у меня была орда,там уже наличие целевого означало только попадание в конкурсные списки.Формально минздрав мог выдать 40 направление,а мест всего 10).На дерматолог всегда бойня,что там киберкотлеты забирают единственное целевое. На рентгене,в год когда я поступал,самый бальный целевик был около 240,самый плохонький около 200.И это на 15 мест.1
  • ТучаА-, вы не офигели Башкирию задницей называть?)1
  • Сергей РазинПри декларируемом государством недостатке инженеров, фактическом недостатке школьных педагогов по государственным целевым программам больше всего поступает на врачебное дело и педиатрию. Целевой набор на инженеров и инженеров не так развит, как у врачей?0
  • WTFАлиса, и голосовать будешь за "кого надо", как миленький.5
  • Sofi S-BRobert, вы поступали мильен лет назад. Правила меняются, я бы сказала, молниеносно.))0
  • WTFbeevasya, ну, вот, приведенная статистика показывает, что несогласных значительно больше, чем согласных.3
  • beevasyaWTF, Число под сообщение не имеет никакого отношения к статистике :) Это просто разница между количеством нажатий "За" и "Против". Тут не отслеживается достоверность, не учитывается репрезентативность, просто число3
  • Лидия СоломоноваКотЬ, к сожалению, самые важные для развития общества профессии, как правило, не особо оплачиваемые, там скорее приходится выживать, а не жить1
  • БестияЕхидна, откуда вы такое взяли? Берут в частную совсем без опыта, а порой даже без диплома (с неоконченным высшим). А вы когда идете лечиться в платную наивно полагаете, что перед вами очень опытный специалист.1
  • Robert DeprimoSofi, с 22 почти ничего и не поменялось то0
  • Токарева АнастасияНеудивительно, что квоты не выбирают. Условия целевого обучения для многих выглядят слишком жесткими, обязательная отработка, привязка к конкретному работодателю, не самые понятные перспективы по зарплате и месту работы.1
  • ОлесяБестия, зачем мне полагать я вмегда вдадею информацией о стаже и образовании локтора ,которого посещаю платно . К студенту не пойду. Оптимально стаж лет 10.1
  • Немного не в себеАлексей, ну это наверное данные до принятия закона об обязательной отработке после медицинского. Раз не получилось целевые места впарить, то теперь просто всех в принудительном порядке заставят отработать. Интересно посмотреть на следующей год набор в меды.5
  • Ник Завадскиbeevasya, вам уже обосновали, что это буквально жизнь крепостного. И низких баллов ЕГЭ при поступлении на целевое в медицинский институт НЕ будет. Ты поступаешь крепостным к барину в депрессивном регионе и тобой затыкают какие угодно барину дыры когда угодно барину за какие угодно барину деньги (а иначе - голый ОКЛАД). Знакомого педиатра фиктивно обучили на врача общей практики и поставили заодно на прием взрослых. Каеф. Уволить тебя нельзя, хорошо, да? Только и уволиться тоже нельзя.0
  • Ник ЗавадскиОднако, 47,2 тысяч крепостных как-то намыли. Тоже успех.1
  • Nine K.Рост заполнения... отражает не повышение эффективности, а ее сужение Перевод с чиновничьего: мы облажались, но назовем это оптимизацией0
  • Nine K.Minnaloush, идея не абсурдная, она циничная - заткнуть дыры в бюджете бесплатной рабочей силой, рабство в 21 веке2
  • СверхдержусьТуча, да и все остальное тоже0
  • MinnaloushNine, полностью согласна с вами. Вместо того, чтобы создать условия для того, чтобы люди стремились работать ,их просто заставляют, создавая, по сути, кабальную систему0
  • Машаbeevasya, нет, все чуть по другому. Я тоже поступала по целевому Во 1 ых само предприятие может установить баллы минимальные для прохода, а во 2 ых конкурс среди целевиков меньше чем среди бюджетников, но. Он также существенный, в медицине тем более. Баллы все равно очень высокие.1
  • beevasyaМаша, Отлично. Вы еще студент или уже работаете? Если работаете, то поделитесь вашими "ужасами" отработки1
  • beevasyaНик, Ваш комментарий полностью совпадает со стонами тех, кто при ЗП в 20-30 т.р. берет в кредит iPhone 17 Pro Max. Если уж так всё плохо с целевым набором, то прежде чем идти почитай, узнай, переговори, обдумай, а уже потом иди на целевое обучение. А еще я склонен к мысли, что все описанные "ужасы" идут от зуммеров, которые после окончания ВУЗа вдруг узнают, что оказывается надо работать, при чем не так как хочется, а так как заставляет начальник :) Отсюда и начинаются все эти лозунги "мы не крепостные", "долой барина" и пр.0
  • beevasyaАлексей, А вы саму статью внимательно читали? "Доля целевиков среди всех первокурсников, учащихся на бюджете, выросла с 7,3% в 2024 году до 8,1% в 2025" Видимо ребята еще раз подумали, все взвесили и решили идти на целевое :)0
  • Машаbeevasya, уже отработала Никаких ужасов рассказать не могу) Изначально знала где брала целевое, в районном городе и знала что там и буду работать. Закончил, пошел на работу, предоставили компенсацию за найм жилья. Ставка по зп обычная для гос с минимальным опытом. Сверху никто ничего не вешал и сутками работать не заставлял. Все совершенно обычно, как и если бы ты просто пришел туда с улицы.3
  • beevasyaМаша, Вот большой респект и уважуха! :) Подозреваю что все "ужасы", которые описывают в других сообщениях, это единичные случаи и лежат на совести главврача.2
  • beevasyaНик, Кстати, вот есть обратный пример https://t-j.ru/news/tselevoe-itogi-2025/#c32864671
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество