OKR и Канбан в помощь: как управлять командой, чтобы не упустить главные цели
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Когда важные задачи остаются нерешенными, а энергия команды распыляется на текучку, возникает резонный вопрос: «Почему до важных задач не доходят руки? Может не хватает ресурсов?». Но зачастую причина кроется в другом — когда в команде не выстроена работа со стратегией, к концу квартала просто теряется из виду главная цель. Расскажу, как эффективно управлять командой при помощи OKR и Канбан. Обратимся к теории.
О Сообщнике Про
Руководитель направления продвижения системы Directum Projects. Специализируюсь на построении стратегий выхода продукта на рынок, развитии партнерских программ и создании эффективных инструментов для руководителей и проектных офисов.
OKR
OKR — это подход к управлению компанией, когда амбициозные цели (Objectives) разбиваются на конкретные измеримые результаты (Key Results). Давайте рассмотрим OKR на примере компании, которая занимается продажей какого-либо продукта.
Objectives: Увеличить прибыть на 30% за квартал.
Key Results:
- «подписать» 10 новых клиентов;
- увеличить количество размещаемых материалов о продукте на 20%;
- нанять 1 нового «продажника» с опытом.
При работе с целями важно:
- Привлекать к процессу всю команду, собирать обратную связь и предложения — заниматься разработкой OKR необходимо и топ-менеджменту, и рядовому сотруднику.
- Если для достижения цели потребуются ресурсы других подразделений, то нужно заранее с ними синхронизироваться, чтобы все выделили необходимые ресурсы. Иначе цель точно не будет достигнута.
- Сконцентрироваться на конкретных результатах, чтобы была возможность измерить успех.
- Открыть доступ к стратегии и целям всей команде: так каждый почувствует себя частью общего дела и будет действовать согласованно.
- Держать руку на пульсе, а OKR — на виду: так вы сможете понять, как решение конкретной задачи приближает к достижению цели.
Чтобы подробнее ознакомиться с методикой OKR, вы можете прочитать книгу Джона Дорра «Измеряйте самое важное».
Канбан
Канбан — методология для визуализации работы и оптимизации процессов. В основе метода — непрерывные улучшения.
На Канбан-доске визуализируется весь поток задач: можно перераспределить ресурсы, если на каком-то из этапов возникли проблемы, установить приоритеты и отследить метрики. В колонках указывается статус — например, «В активной работе», «На согласовании», «Выполнено». В тикетах прописываются ответственные и детали заданий.

Практика: 1 этап — формируем стратегию
Там, где я работаю, применяется методология OKR. Общим ориентиром для каждого отдела являются стратегические цели компании. В соответствии с ними каждое подразделение — разработка, продуктовые команды, продажи, маркетинг — определяет свою стратегию.
В моём продуктовом направлении есть стратегия на 1 и 2 года. В соответствии с ней мы определяем OKR на полгода и ставим квартальные задачи. Долгосрочные планы корректируются в зависимости от ситуации на рынке.
Перед тем, как начать планировать, мы:
- проводим встречи с командой управления;
- объединяем стратегию компании с собственными целями;
- определяем, решение каких задач поможет достичь ключевых показателей;
- фиксируем получившиеся пункты и устанавливаем измеримые результаты.
К планированию мы подключаем всех сотрудников, которые будут выполнять квартальные задачи. Начинать нужно заранее, примерно за месяц до начала нового трехмесячного цикла. Так получится синхронизироваться со смежными отделами и скорректировать цели, если это необходимо.
Что делать, если в вашей компании пока не применяется OKR? Перед очередным кварталом продумайте, к чему вы идете и какие основные задачи необходимо решить, чтобы приблизиться к целям. Это станет отличным стартом.
2 этап — выстраиваем работу на Канбан-доске
Чтобы не «потерять» квартальные задачи, мы переносим их на Канбан-доску. Для этого используем собственную разработку — Agile-доски в Directum Projects. Можно выбрать любое другое решение.
Настроить доски можно под потребности конкретной команды. Например, в моей команде используются следующие колонки:
- «Входящие», где мы фиксируем все идеи. Предложения могут превратиться во что-то большее, а могут так и остаться на уровне инициативы.
- «Отложено», куда попадают несрочные задания. Их мы переносим на следующий квартал.
- «В работе», где хранятся те самые разработанные квартальные задачи. На них проставляются метки, ответственные, прикладываются необходимые документы, указываются дедлайны.
- «Погружение», «Активная работа», «Завершение», «Выполнено» и «Не выполнено» показывают статус задач. Ответственные перетаскивают тикеты по доске в зависимости от процента выполнения.
Не обязательно выстраивать работу именно таким образом: вы можете назвать колонки по-своему. Главное, чтобы вы могли открыть доску в любой момент квартала и оценить прогресс.

Квартальные задачи обязательно нужно декомпозировать на более мелкие, так называемую оперативку. Здесь есть важный момент: не смешивайте их в одну кучу, иначе можно запутаться и потерять из вида главное.
Можно использовать разные подходы:
- Отправлять дочерние тикеты на отдельную доску. При этом у них сохранится связь с ведущей задачей и можно будет отслеживать прогресс.
- Разделять доску на свимлайны, чтобы визуально разделить квартальные задачи и оперативные работы. Это удобно, когда ключевые задачи решаются внутри одной команды и не распределяются по разным доскам.

3 этап — расставляем приоритеты
Чтобы с цифровой доской было легче работать, нужно упорядочить задачи по важности. Так вы будете понимать, к чему следует приступить в первую очередь, а что можно оставить на потом. Иногда бывает, что у заданий стоит одинаковый приоритет, в таком случае сначала нужно выполнить задачу с меньшим сроком.
Во многих agile-досках есть функция, которая позволяет отфильтровать задачи по разным критериям. Например, можно выбрать тикеты, по которым работаешь сам или коллега. Так можно оценить загрузку сотрудников и увидеть статус их задач.

Самый главный принцип Канбан — ограничение незавершенной работы. На каждого сотрудника устанавливается лимит на одновременное количество задач — например, не больше 5 на одного человека. Благодаря этому специалист сможет сфокусироваться на главном, быстрее закрывать задачи и переходить к новым.

4 этап — проводим мониторинг
Доска должна быть основным рабочим инструментом команды. Если заглядывать в нее раз в неделю, то никакого результата она не принесет. Выстроите процессы так, чтобы через доску проходила основная коммуникация сотрудников: там должны храниться ссылки на документы и все артефакты по задачам, полезные ссылки и контакты. Только так сотрудники будут работать на доске и постоянно актуализировать данные. Вам, как руководителю, будет проще оценить ситуацию верхнеуровне.
Все работы нужно регулярно синхронизировать, так будет виден прогресс команды. К примеру, раз в неделю можно собираться и анализировать, какие задачи выполнены, какие находятся в активной работе, а в каких процессах нужно усилиться. Также на таких встречах важно обсуждать, что мешает работе и как можно помочь сотруднику в выполнении, чтобы снизить нагрузку.

5 этап — что получаем в итоге
Четко понимая цели, команда будет стремиться их выполнять. Актуальность и статус задач сотрудники смогут фиксировать на доске, а после каждую неделю или две оценивать прогресс в работе, выявлять трудности и находить решения проблем.
Благодаря этому команда будет видеть полную картину происходящего, научится анализировать состояние рабочих процессов и нагрузку, повысит свою производительность.
Идеальный результат после внедрения OKR и Канбан:
- сотрудники вовлечены в процесс постановки целей — это помогает быстрее достигать результата;
- задачи различных команд синхронизированы, нет конфликтов между отделами, каждый понимает свою трудоемкость;
- руководитель видит нагрузку специалистов, понимает трудности и проблемы и помогает в их решении.
Внедрение OKR — процесс непростой. Но, выстроив систему, вы с командой сможете добиться выдающихся результатов. При помощи agile-досок удобно держать важные задачи в фокусе: вся информация всегда под рукой, и не придется в конце квартала задаваться вопросом: «Почему мы опять упустили из вида самое важное?».
Поделитесь в комментариях, а как вы управляете командой?