Может ли врач выписать «справку для первой парты»?

6
Аватар автора

Ольга

спросила в Сообществе

У моего сына-школьника плохое зрение: −5, и офтальмолог на словах порекомендовала ему сидеть за первой-второй партой. Но в классе настолько много детей с такой же проблемой, что на всех первых-вторых парт не хватит. А еще есть просто шумные ребята, которых учитель хочет сажать поближе к себе, чтобы они меньше отвлекались.

Поэтому очень хочется понять, насколько важно ребенку с близорукостью сидеть впереди и может ли врач дать справку для учителя, что сыну нужно сидеть за первой партой?

Аватар автора

Злата Головач

педиатр

Страница автора

Когда я пошла в школу, у меня резко ухудшилось зрение. Я не помню, рекомендовал офтальмолог сажать меня за первые парты или это была инициатива внимательной классной руководительницы, но проучилась я за ними до окончания школы. А еще некоторых детей учительница старалась сажать только на центральные ряды, тогда как остальных каждую четверть меняла рядами, чтобы у учеников формировалась правильная осанка.

Расскажу, действительно ли такие действия приносят пользу и могут ли врачи определить, за какую парту сажать ребенка.

Могут ли врачи рекомендовать ребенку сидеть за определенной партой

В законодательстве можно найти следующие требования, которые касаются рассаживания учеников в классе  :

  1. Каждый обучающийся общеобразовательного учреждения должен быть обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.
  2. Парты расставляют по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны быть в первом ряду.
  3. Детей с нарушением зрения рекомендуют рассаживать на ближние к классной доске парты.
  4. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
  5. Не менее двух раз за учебный год обучающихся на крайних рядах при трехрядной расстановке парт меняют местами, не нарушая соответствие мебели их росту.

Следуя этим правилам, учитель должен учитывать особенности здоровья, когда рассаживает учеников в классе. При этом врач не обязан назначать для ребенка определенную парту — он может ее рекомендовать или выдать родителю справку в свободной форме. Тем более что требования санпина немного устарели, о чем я расскажу ниже.

Когда ребенку может быть полезно сидеть за определенной партой

Медицинских поводов посадить ребенка за определенную парту меньше, чем указывает санпин. К ним относят следующие ситуации.

Ребенок плохо видит и не носит очки, или его зрение нельзя скорректировать до близкого к идеальному. В основном это дети с врожденными аномалиями развития, которые приводят к необратимой потере зрения, а также дети с амблиопией, то есть нарушением, при котором зрение в одном глазу постепенно снижается, и косоглазием — состоянием, при котором глаза не смотрят в одно и то же место одновременно. При этих заболеваниях зрение часто невозможно скорректировать на 100%, поэтому ребенку будет легче воспринимать информацию вблизи, то есть с первой парты.

Еще парты около доски могут понадобиться детям с близорукостью — нарушением, при котором человек плохо видит предметы вдалеке. А также с астигматизмом — состоянием, когда изображения искажаются, двоятся или размываются из-за неправильной формы роговицы или хрусталика.

Определенные парты нужны на время, пока ребенку подбирают очки или линзы. После полной коррекции зрения дети с такими нарушениями зрения могут сидеть на любом месте в классе. При этом предпочтительной будет третья парта или дальше: при таком расстоянии ребенок сможет поочередно смотреть вблизь и вдаль, а это помогает глазам отдыхать.

Ребенок плохо слышит. Первая парта нужна, только когда проблема со слухом сохраняется. А если ученик носит кохлеарный имплантат, который помогает уху воспринимать окружающие звуки, сажать его за определенную парту нет смысла.

Ребенок очень активный, например у него синдром дефицита внимания и гиперактивности. В таком случае ребенку будет легче сосредоточиться, если он будет сидеть:

  1. В передней части класса, вдали от дверей, окон и других отвлекающих предметов.
  2. Один или с ребенком, который обычно следует инструкциям учителя.

Когда особая парта не нужна

Ребенку с плохим зрением, если он носит очки или линзы с полной коррекцией и может усваивать материал с любой парты.

Ребенку с нарушениями осанки. При проблемах с позвоночником ребенок должен сидеть за удобной для него партой, которая подходит для его роста. Неважно, где она располагается. Важнее создать ребенку условия для достаточной активности и укрепления мышечного каркаса, который поддерживает позвоночник.

Часто болеющему ребенку. Сквозняк и прохлада не вызывают болезни ни у детей, ни у взрослых. Поэтому нет смысла отсаживать ребенка от окна, чтобы он меньше болел. Стоит помнить,что для школьника нормально болеть несколько раз за год, если нет следующих признаков:

  • каждая болезнь заканчивается госпитализацией;
  • ребенок почти никогда не выздоравливает без антибиотиков;
  • у него развиваются нетипичные болезни, например воспаление селезенки или инфекция, которая вызывает симптомы только у ослабленных людей;
  • ребенок плохо растет;
  • у ребенка восемь или больше эпизодов воспаления уха — отита — за год;
  • два или больше случаев воспаления околоносовых пазух, синусита или воспаления легких, пневмонии за год;
  • устойчивая грибковая инфекция во рту и других областях тела;
  • у ребенка есть родственники с иммунодефицитом.

Полезно ли регулярно менять парту, за которой сидит ребенок

Нет доказательств, что ребенка в школе нужно регулярно пересаживать, чтобы сохранить его осанку. Зато есть другие действия, польза которых точно известна:

  • показать ребенку правильную позу, когда спина в нейтральной позиции и ее отделы не отклоняются сильно назад или вперед. Хорошо, если ребенок будет наблюдать пример правильной осанки у своих близких;
  • подобрать правильный стол для занятий, чтобы в положении стоя столешница находилась на 20 см ниже локтевых суставов ребенка;
  • поощрять активность ребенка, особенно на улице;
  • обеспечить ребенку силовые тренировки, которые укрепляют мышечный корсет, как минимум 2—3 раза в неделю.

Что в итоге

В большинстве случаев дети могут сидеть за теми партами, где им удобно. Особое место в классе может быть нужно только тем, у кого есть сложности с поведением либо проблемы со зрением или слухом, которые не получается решить полностью. Тогда врач может выписать ребенку справку в свободной форме с нужными рекомендациями, и ее можно отдать классному руководителю.

Злата ГоловачРасскажите, где в школе сидели вы и почему:
  • Alexandra P.Пока было хорошее зрение, сидела на предпоследней парте. Потом перестала видеть то, что написано на доске. Проверили зрение, оказалось, что оно резко ухудшилось и продолжает ухудшаться. С 9 класса стала сидеть за первой партой.1
  • С.С.Я сидела за первой партой из-за зрения (миопия и астигматизм), а когда меня однажды пересадили за третью (зачем-то), бегала к доске списывать. Это одну четверть было. Больше не сидела дальше первой парты. В институте потом и на последней сидела, когда линзы уже носила. Не надо думать "на всех не хватит", шесть человек с самым плохим зрением в классе сидят на первых партах, остальные дальше, ничего зазорного нет, чтобы требовать комфорта для ребенка, который иначе не видит надписи на доске3
  • Boris KölnПри -5 надо носить очки, а не сидеть за первой партой2
  • Я у папы инженерBoris, одно другому не мешает. У меня до коррекции все офтальмологи придерживаюсь мнения "а нефиг мышцами глаза лениться" и на тех же от - 3 до - 5 всегда рецепт выдавали чуть меньше фактического. В итоге все-равно дальше второй парты делать было особо нечего. А без очков с этими - 5 он и с первой не увидит ничего так-то.3
  • Жду веснуСтало интересно потыкать в ссылки, а почему они ведут на англоязычные сайты? На русском языке не пишут про амблиопию, косоглазие и астигматизм? Или это принцип?1
  • ЙцукенСидел в школе вначале на одной из последний парт, потому что так решили учителя. Потом все же получилось к 6-му классу пересесть на средний ряд первую парту. И удивительным образом я из троечника превратился в одного из умнейших учеников в школе. Удивительно как место меняет человека) Ну и близорукость конечно, где-то с 6-7 класса в очках, сначала только на уроках, а потом постоянно.0
Подобрано специально для вас