Ребенок сосет палец и грызет ногти: когда уже нужно бить тревогу
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Это продолжение первой статьи.
О Сообщнике Про
Практикующий клинический психолог с опытом более 15 лет. Работаю с такими сложными состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, горевание, одиночество и другое.
Внешние причины
Маячки, когда сосание пальца и обкусывание ногтей становятся патологической привычкой?
- Родителям стоит задуматься, если ребенок проявляет заметную настойчивость в продолжении нежелательных действий, упрямится. Например, родители вытаскивают палец изо рта, а он снова продолжает его обкусывать.
- Подозрительно, если такое поведение начинает мешать другой деятельности ребенка. Например, вместо того чтобы играть, ребенок сосет палец.
- Если возникают сочетания действий. Одной из частых комбинаций является сосание пальца и жевание, или обкусывание ногтей и выдергивание волос.
- Случаи, когда появляются последствия привычных действий, например, из-за сосания пальца возникают изменения кожи, а из-за обкусывания ногтей — изменения ногтей и пальцев, деформация пальцев и зубов.
- Родителей должно насторожить, если ребенок сосет палец только в определённых ситуациях, а также если он получает от этого заметное удовольствие.
В остальном, если ребенок в других ситуациях ведет себя нормально, и это не мешает жизни, особо волноваться не стоит — такие действия носят естественный характер.
- Например, ребенок, который волнуется и кусает ногти, а в спокойном состоянии — нет, это само по себе не является проявлением патологии. В таких случаях нужно просто переключить внимание ребенка, занять его полезным процессом. Нужно объяснять, показывать, разрешать ситуацию вместе с ребенком.
- Нужно также выяснить, нет ли других, более сложных проявлений — например, синдрома гиперактивности, гиперопеки или бессонницы.
- Кроме того, у детей есть период взросления, когда они начинают упрямиться; если в этот период быть с ними слишком строгими и авторитарными, это может способствовать нежелательным действиям.
- Вредные привычки часто возникают у детей потому, что их подгоняют одеваться или быстро есть. Из-за такой «подгонки» они начинают тревожиться и подсознательно ищут способ компенсации этой тревожности.
- Естественно, отрицательную роль играют и конфликты между родителями.
Считается, что до 2–3-летнего возраста нужно «лечить» или перевоспитывать не детей, а их родителей, поведение которых стало причиной подобных действий ребенка. Арсенал защитных реакций от стрессов у младенцев весьма ограничен. Когда родители пренебрегают детьми или в семье конфликты, природа дает подсказку защищаться такими действиями.
Если ребенку этого не позволяют, чем же ему тогда защищаться? Его психика может пострадать еще больше.
Поэтому начинать нужно с наведения порядка в семье.
Советы
Традиционно родители используют разные простые способы, которые могут препятствовать нежелательным действиям, например, смазывание пальца, который сосет ребенок, горькими веществами, горчицей и т. п. Однако горечь на младенцев действует не так, как на взрослых, потому что у них еще не развит вкус, и реакция может быть не такой, как ожидается.
Другой типичный подход — механические препятствия для привычных манипуляций, например, надевание рукавиц. В некоторых случаях это помогает. Медицина для этих целей предлагает специальные приспособления — стоматологические шины, муфты, фиксаторы для рук. Это следует делать только в крайнем случае, когда такие «технологии» себя мало оправдали.
Что делать в обычном случае
- Полезнее использовать переключающие способы. Нужно заменить нездоровое действие, мешающее жить в обществе, здоровым, выполняющим те же функции. Например, если ребенок сосет палец, ему можно предложить сухарик или жесткую игрушку; если он не может отказаться, после еды обязательно давать ему что-то погрызть — морковку, черствую корочку хлеба. Так удаётся противостоять появлению привычки сосать палец и одновременно удовлетворить потребность в жевании, а с этим других проблем меньше. Постепенно формируется привычка замещения, и первичная привычка исчезает, уступая место новой, более здоровой.
- При грызении ногтей также с успехом можно использовать переключение внимания: занять обе руки, например, дать ребёнку семечки, орехи, предложить лепку или рисование, чтобы не оставалось свободных пальцев.
*Даже в самых тяжёлых случаях постепенно, пусть иногда и к зрелому возрасту, привычка грызть ногти обычно начинает ослабевать.
В следующей статье мы поговорим про причины внутреннего порядка патологических привычек.
Подписывайтесь на мой блог. Буду рада лайкам и комментариям. Всем хорошего дня.
