Ребенок сосет палец и грызет ногти: когда уже нужно бить тревогу

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Психолог Мария Заславская

Страница автора

Это продолжение первой статьи.

О Сообщнике Про

Практикующий клинический психолог с опытом более 15 лет. Работаю с такими сложными состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, горевание, одиночество и другое.

Внешние причины

Маячки, когда сосание пальца и обкусывание ногтей становятся патологической привычкой?

  1. Родителям стоит задуматься, если ребенок проявляет заметную настойчивость в продолжении нежелательных действий, упрямится. Например, родители вытаскивают палец изо рта, а он снова продолжает его обкусывать.
  2. Подозрительно, если такое поведение начинает мешать другой деятельности ребенка. Например, вместо того чтобы играть, ребенок сосет палец.
  3. Если возникают сочетания действий. Одной из частых комбинаций является сосание пальца и жевание, или обкусывание ногтей и выдергивание волос.
  4. Случаи, когда появляются последствия привычных действий, например, из-за сосания пальца возникают изменения кожи, а из-за обкусывания ногтей — изменения ногтей и пальцев, деформация пальцев и зубов.
  5. Родителей должно насторожить, если ребенок сосет палец только в определённых ситуациях, а также если он получает от этого заметное удовольствие.

В остальном, если ребенок в других ситуациях ведет себя нормально, и это не мешает жизни, особо волноваться не стоит — такие действия носят естественный характер.

  1. Например, ребенок, который волнуется и кусает ногти, а в спокойном состоянии — нет, это само по себе не является проявлением патологии. В таких случаях нужно просто переключить внимание ребенка, занять его полезным процессом. Нужно объяснять, показывать, разрешать ситуацию вместе с ребенком.
  2. Нужно также выяснить, нет ли других, более сложных проявлений — например, синдрома гиперактивности, гиперопеки или бессонницы.
  3. Кроме того, у детей есть период взросления, когда они начинают упрямиться; если в этот период быть с ними слишком строгими и авторитарными, это может способствовать нежелательным действиям.
  4. Вредные привычки часто возникают у детей потому, что их подгоняют одеваться или быстро есть. Из-за такой «подгонки» они начинают тревожиться и подсознательно ищут способ компенсации этой тревожности.
  5. Естественно, отрицательную роль играют и конфликты между родителями.

Считается, что до 2–3-летнего возраста нужно «лечить» или перевоспитывать не детей, а их родителей, поведение которых стало причиной подобных действий ребенка. Арсенал защитных реакций от стрессов у младенцев весьма ограничен. Когда родители пренебрегают детьми или в семье конфликты, природа дает подсказку защищаться такими действиями.

Если ребенку этого не позволяют, чем же ему тогда защищаться? Его психика может пострадать еще больше.

Поэтому начинать нужно с наведения порядка в семье.

Советы

Традиционно родители используют разные простые способы, которые могут препятствовать нежелательным действиям, например, смазывание пальца, который сосет ребенок, горькими веществами, горчицей и т. п. Однако горечь на младенцев действует не так, как на взрослых, потому что у них еще не развит вкус, и реакция может быть не такой, как ожидается.

Другой типичный подход — механические препятствия для привычных манипуляций, например, надевание рукавиц. В некоторых случаях это помогает. Медицина для этих целей предлагает специальные приспособления — стоматологические шины, муфты, фиксаторы для рук. Это следует делать только в крайнем случае, когда такие «технологии» себя мало оправдали.

Что делать в обычном случае

  1. Полезнее использовать переключающие способы. Нужно заменить нездоровое действие, мешающее жить в обществе, здоровым, выполняющим те же функции. Например, если ребенок сосет палец, ему можно предложить сухарик или жесткую игрушку; если он не может отказаться, после еды обязательно давать ему что-то погрызть — морковку, черствую корочку хлеба. Так удаётся противостоять появлению привычки сосать палец и одновременно удовлетворить потребность в жевании, а с этим других проблем меньше. Постепенно формируется привычка замещения, и первичная привычка исчезает, уступая место новой, более здоровой.
  2. При грызении ногтей также с успехом можно использовать переключение внимания: занять обе руки, например, дать ребёнку семечки, орехи, предложить лепку или рисование, чтобы не оставалось свободных пальцев.

*Даже в самых тяжёлых случаях постепенно, пусть иногда и к зрелому возрасту, привычка грызть ногти обычно начинает ослабевать.

В следующей статье мы поговорим про причины внутреннего порядка патологических привычек.

Подписывайтесь на мой блог. Буду рада лайкам и комментариям. Всем хорошего дня.

Картина дня: "Мальчик, едящий яблоко" Ойген фон Блаас, 1886
Картина дня: "Мальчик, едящий яблоко" Ойген фон Блаас, 1886