Как успешно подготовиться к поступлению в креативный колледж
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Меня зовут Антон Захаров, я заместитель директора по качеству образования Московского креативного техникума при Московской школе кино. За годы работы я повидал сотни портфолио абитуриентов и хочу поделиться своими наблюдениями о том, что отличает успешное портфолио от посредственного, какие работы стоит в него включить и как произвести впечатление на приемную комиссию.
Главный принцип отбора работ для портфолио, на мой взгляд — качество, а не количество. Я часто вижу, как абитуриенты пытаются собрать все свои творения, начиная с детсадовских рисунков. Этого делать не нужно. В нашей приемной комиссии мы ценим разнообразие, которое демонстрирует широту навыков и интересов. Когда работы отличаются друг от друга по стилю, подходам и воплощенным идеям, я сразу вижу творческий диапазон кандидата, понимаю, что человек не "застрял" в одном жанре.
О Сообщнике Про
Заместитель директора по качеству образования в Московском креативном техникуме. Более 15 лет работаю в сфере образования и технологий. Окончил биологический факультет МГУ с отличием, преподавал в школах, в том числе в международной школе «Летово», где заведовал биологическим направлением.
В нашем креативном техникуме, как и в других подобных учебных заведениях, мы ищем абитуриентов с разносторонними навыками. Мы хотим видеть не просто тех, кто хорошо владеет техникой, а тех, кто способен мыслить нестандартно и видеть возможности там, где другие видят ограничения.
Исходя из моего опыта, оптимальное портфолио — это минимум четыре полноценных, завершенных проекта. Максимальное количество я не ограничиваю, но всегда советую сосредоточиться на качестве.
Представьте, что вы куратор выставки своих работ: что бы вы выбрали, чтобы произвести неизгладимое впечатление на посетителей? Именно эти работы и должны попасть в ваше портфолио.
Для разных направлений я рекомендую разные типы работ. Так, будущим специалистам кинопродакшена — художникам по костюмам, помощникам сценариста и режиссера — советую показать эскизы декораций, концепт-арты, раскадровки.
Абитурентам, нацелившимся на технические специальности, я бы порекомендовал смонтированные проекты, фотоработы, демонстрирующие понимание композиции и света. Графическим дизайнерам важно включить иллюстрации в разных техниках, логотипы, постеры. Маркетологам — примеры работы с текстами, ведения социальных сетей или концепции рекламных кампаний.
Я всегда обращаю внимание на то, чтобы каждая работа была аккуратно оформлена и сопровождалась кратким описанием: название проекта, цель, идея, использованные техники и креативные находки. Для работ, выполненных вручную, рекомендую подготовить качественные фотографии — мы и наши коллеги часто проводим первичную оценку портфолио дистанционно.
Хочу отметить интересную деталь: важно видеть в портфолио как работы, сделанные самостоятельно, так и созданные в команде или под руководством наставника. Это показывает способность соискателя адаптироваться к разным форматам работы — навык, который я считаю жизненно необходимым в нашей индустрии.
Помимо портфолио, важной составляющей вступительных испытаний является мотивационное собеседование. Скажу честно, это не столько проверка знаний, сколько возможность понять личность абитуриента. На собеседовании я интересуюсь тем, что важно для будущего студента в учебе, что его зажигает, как он реагирует, когда сталкивается со сложностями.
К мотивационному собеседованию, на мой взгляд, невозможно "подготовиться" в традиционном смысле — нет правильных ответов, есть только личный опыт. Однако я советую заранее поразмышлять о своих мотивах: почему именно креативные индустрии? Почему именно эта специальность? Что именно в ней вдохновляет?
Кстати, у нас в техникуме собеседование может включать задание по работе с нейронными сетями, например, написание промпта для искусственного интеллекта. Так что я рекомендую заранее познакомиться с принципами работы этих систем.
Еще один элемент вступительных испытаний, о котором я хочу упомянуть — тест на критическое мышление. Он проверяет вашу способность логически рассуждать, анализировать информацию и решать нестандартные задачи. Специальной подготовки он не требует — это, скорее, проверка образа мышления, нежели знаний.
В заключение хочу дать несколько практических советов из своего опыта:
Будьте аутентичны. Вместо того, чтобы пытаться угадать, что хочет увидеть приемная комиссия, покажите свои уникальные сильные стороны и подлинные интересы. Мы ценим индивидуальность — это то, что будет выделять вас в профессии.
Не бойтесь экспериментировать. Если у вас есть уникальный проект, который не вписывается в традиционные рамки, но демонстрирует ваш потенциал — смело включайте его в портфолио.
Помните о визуальной чистоте. Аккуратность оформления, логичная структура и понятная подача — не менее важны, чем содержание. Ваше портфолио — это уже дизайн-проект сам по себе.
На собеседовании будьте собой. Постарайтесь расслабиться и воспринимать его как диалог, а не допрос. Помните: это не только учебное заведение выбирает вас, но и вы его.
И самое главное, что я хочу сказать: поступление в креативный техникум — это не столько проверка навыков, сколько начало большого творческого пути. Даже сам процесс подготовки портфолио — это уже шаг в профессию, возможность переосмыслить свой опыт и определить направление дальнейшего развития.