Дети
381

5 причин, почему оценки за поведение в школах не лучшая идея

Аргументы читателей
16
5 причин, почему оценки за поведение в школах не лучшая идея
Аватар автора

Варвара Андреева

получила два за «блин»

Страница автора

С 1 сентября 2025 года в некоторых школах в пилотном режиме начнут ставить оценки за поведение, как это было в советское время.

По мнению министра просвещения России Сергея Кравцова, это поможет выявлять сложные ситуации в классе и станет поощрением для детей, чье поведение может быть примером. Читателям Т⁠—⁠Ж такая инициатива показалась сомнительной. Собрали их аргументы в один материал.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Оценка вряд ли изменит поведение в лучшую сторону

Аватар автора

Кира Попутникова

не видит пользы

Страница автора

Не вижу существенной пользы от такой оценки. Если поведение действительно плохое — ученик систематически срывает уроки, дерется и так далее, — обычно это повод для разговора с родителями и решения проблемы общими усилиями. Толку, что такому ребенку поставят «недопустимое» поведение?

Аватар автора

DonnaHuliya

столкнулась с проблемой

Страница автора

Я просто не понимаю, что эти оценки поменяют. У нас в классе есть ученик, который всех душит, бьет головой об батарею или стучит по голове бутылкой с водой — и ничего! Никто ничего не делает. Директор отмахивается, родители сначала пошумели, потом забили.

Аватар автора

Заводной Апельсин

не понимает цели

Страница автора

Каким образом, интересно, оценки по поведению помогут, особенно в 5—9 классе, когда у детей переходный возраст и они по умолчанию дуреют? Тем более эта оценка максимально необъективна. И к чему она будет стимулировать родителей? Наказывать детей?

Лейбл заголовка

Давление на детей усилится

Аватар автора

Natalia Kopsov

боится субъективности

Страница автора

Ну да, поправил ошибку учителя на уроке — получил хуже оценку за поведение, ибо «я старше, а ты сопляк». Никто не отменял предвзятости, пристрастности и предубеждений. Сама идея оценивать то, что не имеет никакой ясной градации и понятных критериев, приведет лишь к усилению субъективизации. Вот не нравится кому-то ученик, просто потому что не нравится или мама его поспорила, — тогда можно его затравить оценками по воспитанию.

Аватар автора

СВ

беспокоится

Страница автора

Хулиганье этими оценками не исправить. Зато они позволят еще сильнее давить на изгоев и повысят чувство собственной важности у лидеров.

Аватар автора

Катерина

против формальной дисциплины

Страница автора

Введение оценок за поведение кажется мне не просто бесполезным, а потенциально опасным шагом. Во-первых, такая система создает почву для злоупотреблений: учителя получают инструмент для давления на «неудобных» учеников, превращая оценку в субъективное наказание, а не объективную характеристику. Где гарантия, что это не станет формой буллинга со стороны самих педагогов?

Во-вторых, критерии «плохого» поведения остаются размытыми. Будет ли школа напоминать казарму, где ценятся лишь абсолютная тишина и механическое послушание? Творческая активность, живая дискуссия, даже справедливое несогласие — все это может быть подавлено во имя формальной дисциплины.

Особенно тревожно, как такая система скажется на детях с СДВГ  и другими особенностями развития. Нейрофизиология не позволяет им сидеть неподвижно и концентрироваться — значит, они автоматически окажутся в положении «плохих учеников». Вместо поддержки получат ярлыки хулиганов и нарушителей порядка.

Оценки должны отражать знания, а не покорность. Школа не тюрьма, и воспитание дисциплины через кнут в виде баллов лишь убивает мотивацию и доверие.

Аватар автора

Марина Сапунова

не хочет манипуляций

Страница автора

Без технических средств фиксации в современной школе оценки за поведение будут скорее манипулятивным инструментом в руках педагогов. Ждите новый виток коррупции в школах.

Аватар автора

Merovinger

предлагает учить учителей

Страница автора

Подкинут учителям отличный инструмент шантажа и давления. Вместо того чтобы учить их профессионально работать с аудиторией.

Лейбл заголовка

Отличников по поведению начнут травить другие дети

Аватар автора

Кира Попутникова

волнуется

Страница автора

В некоторых случаях оценки могут добавить проблем с травлей отдельных учащихся, когда тех будут ставить в пример другим за образцовое поведение.

Лейбл заголовка

Оценки могут быть несправедливыми и навредить ребенку

Аватар автора

Alexander

не поступил в лицей мечты

Страница автора

Эти оценки могут создать проблемы в дальнейшем. Я хорошо себя вел, но из-за одной записи «плохо себя ведет» — хотя я просто защищался от удара стулом со спины, — провалил собеседование, когда уходил после седьмого класса в другое учебное заведение. В итоге пошел не в тот лицей, в который хотел.

Аватар автора

Ольга

знает, как все устроено

Страница автора

Помню практику многих учителей: безобразничает одна компашка, а двойки за поведение ставят всему классу. Или один ученик задирает второго, тот дает сдачи — и кто виноват? Конечно, не напавший, а хорошо отбившийся! Необъективно это все выходит.

Аватар автора

Лиана Карпова

не хочет возвращаться в прошлое

Страница автора

В СССР поведение оценивали так: примерное, уд, неуд. Потом я поняла, что неуд запретили ставить: мол, учителя не умеют работать, если ученик себя так ведет. А вот уд написали мальчику, шедшему на золотую медаль, и медали он не получил.

Это был действительно талантливый парень, по всем предметам — отлично, придраться не могли, вся школа знала, что Саша — лучший ученик. Видимо, педагоги завидовали: их дети там же учились, но были тупенькие, какие там медали! А тут какой-то Саша…

Но он все равно поступил куда хотел и карьеру сделал. И уд ему не помешал. Но зачем опять внедрять старье-то?

Лейбл заголовка

У преподавателей прибавится работы

Аватар автора

ushap

задается вопросами

Страница автора

Интересно, во что выльется это нововведение. Появится ли какая-то объективная шкала оценивания или учителя будут ставить на свое усмотрение? И вообще, проблемных учеников можно заметить в школе и без оценки их поведения.

Скорее всего, инициатива обернется дополнительной работой для преподавателей — естественно, без доплаты — и особой пользы не принесет.

Аватар автора

Оксана Курбанова

ждет разборок с родителями

Страница автора

Оценки за поведение — это очередной геморрой для учителей, ни на что не влияющее действие. Только вызовет излишнюю конфликтность. Сейчас претензии на уровне «за что тройку поставили», а добавятся «почему поведение моего солнышка оценили как недопустимое, у него стресс, буду жаловаться на буллинг». Еще раз «спасибо» за очередную классную придумку.

Устроили ребенка в хорошую школу? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

Варвара АндрееваКак вы считаете, нужны ли ​камеры видеонаблюдения в классах?
  • ОксанаИстория из жизни - в 9 класс на перемене заходит секретарь школы и начинает требовать дать номера своих телефонов. При этом сама не объясняет, для, чего это ей нужно. Когда дети спросили, зачем номера, женщина ответила - на войну отправлю! Причем женщина молодая, не в маразме. Тогда эта история не получила развития. А были бы камеры со звуком, могли бы возникнуть интересные вопросы к этой даме.8
  • НиколайНа вменяемых детей оценка за поведение влияние оказывала в свое время. На совсем отбитых нет. Но одна, простите, паршивая овца может все стадо испортить, если профилактикой не заниматься. С другой стороны в СССР оценка за поведение работала в комплексе с рядом других способов воздействия. Школы имели воспитательную функцию, а не занимались исключительно предоставлением образовательных услуг. Чтобы сейчас ввести оценки за поведение теперь надо четко расписать ее критерии, что, на мой взгляд, невозможно.3
  • Тётушка ПоЯ в оценках за поведение вижу только один плюс. Теперь у учителей не будет повода снизить оценку ЗА ЗНАНИЯ, если ему кажется, что ученик ведёт себя не так4
  • GrigoriyМаксим, вам к детям подходить противопоказано2
  • GrigoriyКамеры нужны, оценки за поведение нет1
  • ОксанаМаксим, извините, не поняла ваш комментарий. Номер телефона требовать у несовершеннолетнего даже сотрудник полиции без согласия родителей не может. Есть специальные механизмы, позволяющие администрации школы такие данные получать - через классного руководителя обычно. Поведение детей к этому не имеет никакого отношения. И никак не влияет на правила поведения взрослого человека в отношении детей. Тем более сотрудника образовательной организации.0
  • ОксанаGrigoriy, да ему вообще к людям в целом не стоит подходить0
  • Максим МироновОксана, вы же акцентировали внимание на фразе секретаря? Вашим детям в школе никто, ничего не должен. Отходят свои 9-11 лет и чудненько. Приходят в школу как в ресторан, и что-то требуют. Строчат жалобы, в чатах. Рад, что наши учителя научились этому противодействовать.0
  • ТаУМаксим, у человека в 8 классе по 7 предметам "2" за год. По требованию УОиМП от в 9 класс переводится условно. 4 из семи предметов ему сдавать через год. Вы серьёзно думаете, что ещё одна, ни на что не влияющая двойка приведет его в священный трепет за своё туманное будущее?0
  • ТаУGrigoriy, мечтаю. Даже не имея проблем с поведением своих учеников.1
  • ТаУТётушка, думаю, что оценку за поведения будет выставлять не любой учитель, а классрук. И сразу вижу сложности.1
  • Я из МиссуриИнтересные конечно причины - молоток это плохо, потому что им можно ударить по пальцу. Ну не на всех повлияет, и что? Повлияет на 20% уже хорошо. Родители часто вообще удивлённо хлопают глазами, когда им говорят что сыночка их не идеальный все это время был. Про необъективность - так учителя и сейчас, и давно, при желании задавят не удобного ученика. Лучше уж пусть будут занижать оценки за поведение, чем по предмету. У нас часто учителя полностью открыто занижали оценки. Как оценки за поведение сделают эту ситуацию хуже? Тоже самое про затравят отличников. Хороших учеников в пример ставят и без оценок, и за хорошие оценки просто по знаниям, что изменится то?0
  • Заводной АпельсинТётушка, после введения этой оценки варианта будет два: либо эти оценки не будут включать в средний балл и другие показатели = они ни на что влиять не будут и всё останется как и прежде. Либо же они встанут в один ряд с другими предметами, породив букет проблем: постоянные жалобы родителей на необъективное оценивание, доп.работа учителям, и самое главное -- начнётся новая волна домашнего насилия в отношении детей. Не понятно, кому от этого хорошо?1