Дети
718

5 причин, почему оценки за поведение в школах не лучшая идея

Аргументы читателей
36
5 причин, почему оценки за поведение в школах не лучшая идея
Аватар автора

Варвара Андреева

получила два за «блин»

Страница автора

С 1 сентября 2025 года в некоторых школах в пилотном режиме начнут ставить оценки за поведение, как это было в советское время.

По мнению министра просвещения России Сергея Кравцова, это поможет выявлять сложные ситуации в классе и станет поощрением для детей, чье поведение может быть примером. Читателям Т⁠—⁠Ж такая инициатива показалась сомнительной. Собрали их аргументы в один материал.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Оценка вряд ли изменит поведение в лучшую сторону

Аватар автора

Кира Попутникова

не видит пользы

Страница автора

Не вижу существенной пользы от такой оценки. Если поведение действительно плохое — ученик систематически срывает уроки, дерется и так далее, — обычно это повод для разговора с родителями и решения проблемы общими усилиями. Толку, что такому ребенку поставят «недопустимое» поведение?

Аватар автора

DonnaHuliya

столкнулась с проблемой

Страница автора

Я просто не понимаю, что эти оценки поменяют. У нас в классе есть ученик, который всех душит, бьет головой об батарею или стучит по голове бутылкой с водой — и ничего! Никто ничего не делает. Директор отмахивается, родители сначала пошумели, потом забили.

Аватар автора

Заводной Апельсин

не понимает цели

Страница автора

Каким образом, интересно, оценки по поведению помогут, особенно в 5—9 классе, когда у детей переходный возраст и они по умолчанию дуреют? Тем более эта оценка максимально необъективна. И к чему она будет стимулировать родителей? Наказывать детей?

Лейбл заголовка

Давление на детей усилится

Аватар автора

Natalia Kopsov

боится субъективности

Страница автора

Ну да, поправил ошибку учителя на уроке — получил хуже оценку за поведение, ибо «я старше, а ты сопляк». Никто не отменял предвзятости, пристрастности и предубеждений. Сама идея оценивать то, что не имеет никакой ясной градации и понятных критериев, приведет лишь к усилению субъективизации. Вот не нравится кому-то ученик, просто потому что не нравится или мама его поспорила, — тогда можно его затравить оценками по воспитанию.

Аватар автора

СВ

беспокоится

Страница автора

Хулиганье этими оценками не исправить. Зато они позволят еще сильнее давить на изгоев и повысят чувство собственной важности у лидеров.

Аватар автора

Катерина

против формальной дисциплины

Страница автора

Введение оценок за поведение кажется мне не просто бесполезным, а потенциально опасным шагом. Во-первых, такая система создает почву для злоупотреблений: учителя получают инструмент для давления на «неудобных» учеников, превращая оценку в субъективное наказание, а не объективную характеристику. Где гарантия, что это не станет формой буллинга со стороны самих педагогов?

Во-вторых, критерии «плохого» поведения остаются размытыми. Будет ли школа напоминать казарму, где ценятся лишь абсолютная тишина и механическое послушание? Творческая активность, живая дискуссия, даже справедливое несогласие — все это может быть подавлено во имя формальной дисциплины.

Особенно тревожно, как такая система скажется на детях с СДВГ  и другими особенностями развития. Нейрофизиология не позволяет им сидеть неподвижно и концентрироваться — значит, они автоматически окажутся в положении «плохих учеников». Вместо поддержки получат ярлыки хулиганов и нарушителей порядка.

Оценки должны отражать знания, а не покорность. Школа не тюрьма, и воспитание дисциплины через кнут в виде баллов лишь убивает мотивацию и доверие.

Аватар автора

Марина Сапунова

не хочет манипуляций

Страница автора

Без технических средств фиксации в современной школе оценки за поведение будут скорее манипулятивным инструментом в руках педагогов. Ждите новый виток коррупции в школах.

Аватар автора

Merovinger

предлагает учить учителей

Страница автора

Подкинут учителям отличный инструмент шантажа и давления. Вместо того чтобы учить их профессионально работать с аудиторией.

Лейбл заголовка

Отличников по поведению начнут травить другие дети

Аватар автора

Кира Попутникова

волнуется

Страница автора

В некоторых случаях оценки могут добавить проблем с травлей отдельных учащихся, когда тех будут ставить в пример другим за образцовое поведение.

Лейбл заголовка

Оценки могут быть несправедливыми и навредить ребенку

Аватар автора

Alexander

не поступил в лицей мечты

Страница автора

Эти оценки могут создать проблемы в дальнейшем. Я хорошо себя вел, но из-за одной записи «плохо себя ведет» — хотя я просто защищался от удара стулом со спины, — провалил собеседование, когда уходил после седьмого класса в другое учебное заведение. В итоге пошел не в тот лицей, в который хотел.

Аватар автора

Ольга

знает, как все устроено

Страница автора

Помню практику многих учителей: безобразничает одна компашка, а двойки за поведение ставят всему классу. Или один ученик задирает второго, тот дает сдачи — и кто виноват? Конечно, не напавший, а хорошо отбившийся! Необъективно это все выходит.

Аватар автора

Лиана Карпова

не хочет возвращаться в прошлое

Страница автора

В СССР поведение оценивали так: примерное, уд, неуд. Потом я поняла, что неуд запретили ставить: мол, учителя не умеют работать, если ученик себя так ведет. А вот уд написали мальчику, шедшему на золотую медаль, и медали он не получил.

Это был действительно талантливый парень, по всем предметам — отлично, придраться не могли, вся школа знала, что Саша — лучший ученик. Видимо, педагоги завидовали: их дети там же учились, но были тупенькие, какие там медали! А тут какой-то Саша…

Но он все равно поступил куда хотел и карьеру сделал. И уд ему не помешал. Но зачем опять внедрять старье-то?

Лейбл заголовка

У преподавателей прибавится работы

Аватар автора

ushap

задается вопросами

Страница автора

Интересно, во что выльется это нововведение. Появится ли какая-то объективная шкала оценивания или учителя будут ставить на свое усмотрение? И вообще, проблемных учеников можно заметить в школе и без оценки их поведения.

Скорее всего, инициатива обернется дополнительной работой для преподавателей — естественно, без доплаты — и особой пользы не принесет.

Аватар автора

Оксана Курбанова

ждет разборок с родителями

Страница автора

Оценки за поведение — это очередной геморрой для учителей, ни на что не влияющее действие. Только вызовет излишнюю конфликтность. Сейчас претензии на уровне «за что тройку поставили», а добавятся «почему поведение моего солнышка оценили как недопустимое, у него стресс, буду жаловаться на буллинг». Еще раз «спасибо» за очередную классную придумку.

Устроили ребенка в хорошую школу? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

Варвара АндрееваКак вы считаете, нужны ли ​камеры видеонаблюдения в классах?
  • ОксанаИстория из жизни - в 9 класс на перемене заходит секретарь школы и начинает требовать дать номера своих телефонов. При этом сама не объясняет, для, чего это ей нужно. Когда дети спросили, зачем номера, женщина ответила - на войну отправлю! Причем женщина молодая, не в маразме. Тогда эта история не получила развития. А были бы камеры со звуком, могли бы возникнуть интересные вопросы к этой даме.15
  • НиколайНа вменяемых детей оценка за поведение влияние оказывала в свое время. На совсем отбитых нет. Но одна, простите, паршивая овца может все стадо испортить, если профилактикой не заниматься. С другой стороны в СССР оценка за поведение работала в комплексе с рядом других способов воздействия. Школы имели воспитательную функцию, а не занимались исключительно предоставлением образовательных услуг. Чтобы сейчас ввести оценки за поведение теперь надо четко расписать ее критерии, что, на мой взгляд, невозможно.4
  • Тётушка ПоЯ в оценках за поведение вижу только один плюс. Теперь у учителей не будет повода снизить оценку ЗА ЗНАНИЯ, если ему кажется, что ученик ведёт себя не так6
  • GrigoriyМаксим, вам к детям подходить противопоказано7
  • GrigoriyКамеры нужны, оценки за поведение нет4
  • ОксанаМаксим, извините, не поняла ваш комментарий. Номер телефона требовать у несовершеннолетнего даже сотрудник полиции без согласия родителей не может. Есть специальные механизмы, позволяющие администрации школы такие данные получать - через классного руководителя обычно. Поведение детей к этому не имеет никакого отношения. И никак не влияет на правила поведения взрослого человека в отношении детей. Тем более сотрудника образовательной организации.3
  • ОксанаGrigoriy, да ему вообще к людям в целом не стоит подходить0
  • ТаУМаксим, у человека в 8 классе по 7 предметам "2" за год. По требованию УОиМП от в 9 класс переводится условно. 4 из семи предметов ему сдавать через год. Вы серьёзно думаете, что ещё одна, ни на что не влияющая двойка приведет его в священный трепет за своё туманное будущее?2
  • ТаУGrigoriy, мечтаю. Даже не имея проблем с поведением своих учеников.1
  • ТаУТётушка, думаю, что оценку за поведения будет выставлять не любой учитель, а классрук. И сразу вижу сложности.1
  • Я из МиссуриИнтересные конечно причины - молоток это плохо, потому что им можно ударить по пальцу. Ну не на всех повлияет, и что? Повлияет на 20% уже хорошо. Родители часто вообще удивлённо хлопают глазами, когда им говорят что сыночка их не идеальный все это время был. Про необъективность - так учителя и сейчас, и давно, при желании задавят не удобного ученика. Лучше уж пусть будут занижать оценки за поведение, чем по предмету. У нас часто учителя полностью открыто занижали оценки. Как оценки за поведение сделают эту ситуацию хуже? Тоже самое про затравят отличников. Хороших учеников в пример ставят и без оценок, и за хорошие оценки просто по знаниям, что изменится то?0
  • Заводной АпельсинТётушка, после введения этой оценки варианта будет два: либо эти оценки не будут включать в средний балл и другие показатели = они ни на что влиять не будут и всё останется как и прежде. Либо же они встанут в один ряд с другими предметами, породив букет проблем: постоянные жалобы родителей на необъективное оценивание, доп.работа учителям, и самое главное -- начнётся новая волна домашнего насилия в отношении детей. Не понятно, кому от этого хорошо?5
  • ОксанаМаксим, вообще-то нашим детям, так же как и любым гражданам России, гарантирован целый ряд прав. В тч и в школе. Более того, школа как юридическое лицо обязана давать ребенку образование, безопасность и тд. Так же школа обязана соблюдать ряд формальностей, в тч связанных со сбором, обработкой и хранением различных данных об учениках. Которые, напоминаю, являются несовершеннолетними. В приведенной мной истории секретарь школы не только нарушила формальную процедуру сбора данных о детях - не получила на это разрешения родителей, не разъяснила причины, делала это в отсутствии учителя/классного руководителя. И в добавок ко всему выдала совершенно абсурдную, если не сказать большего, фразу. Если вы считаете, что это обоснованное противодействие чему-то - поясните, пожалуйста, чему именно. Если вы не в состоянии пояснить, я прекращаю диалог с вами. Потому что вы явно на какой-то своей эксклюзивной волне.1
  • Надежда"Но зачем опять внедрять старье-то?" - потому что людей история ничему не учит, они раз за разом повторяют одни и те же ошибки, не делая никаких выводов. Люди не меняются, меняются только технологии. Человек остается тем же.0
  • Петр«Как это было в советское время» - одна только эта фраза вгоняет в депрессию и апатию. Ключевое слово-«было». Вместо того, чтобы идти вперед в будущее , решать современные проблемы современными методами с учетом научных данных нас всё ещё тянут куда-то в прошлое. Считаю ,что все эти «советские» практики - анахронизм, душный консерватизм и роспись в некомпетентности тех, кто их пытается внедрять и навязывать.2
  • ВеруокаПо камерам - считаю, что нужны. Если что-то украдут или кто кого-то побьет - будут видеодоказательства и тогда хоть как-то можно будет наказать виновного. Хотя вряд ли современная школа вообще в этом будет разбираться. По оценкам за поведение - то ли пропустила, то ли что, но не понимаю на что это по итогу должно влиять. Если это действительно будет объективно и настоящие зачинщики той же травли будут получать по заслугам - то отлично. Но если буллеров будут прикрывать, а жертвы - получать неудовлетворительные оценки за поведение - то тогда зачем это?0
  • ВеруокаЗаводной, мне кажется, если родители адекватные, то в адрес реально невиновного ребенка, которому поставили неуд за поведение просто так - ничего дома не произойдет.0
  • ВеруокаТаУ, будем посмотреть, конечно. Мне кажется, что технически каждый учитель сможет поставить свою оценку, а дальше нужно будет выводить какое-то среднее значение. Потому что, классные руководители, если они не сильно вменяемые, могут завысить оценку тем, кто провинился (исходя из, например, связей родителей и их "вклад" в школу). Ну либо занизить из-за личной неприязни0
  • ВеруокаЯ, а как оно должно влиять? Ну чисто технически, поставят пацану, например, двойку за поведение. Ну и дальше что? Какие меры воздействия, кроме разговора родителей это повлечет?0
  • ВеруокаМаксим, есть обратная ситуация. В школе все знают, что кто-то отпиленный, но при этом ничего не делают. А некоторые родители еще и хвастаются тем, что нет наказания для их детей. И классные руководители, которые должны в этом разбираться - спускают все на тормозах.1
  • Ковбой МальбороМаксим, к сожалению, сейчас не СССР. И школа "выбрать кого учить, а кому пендаля" не может. Если упырь учится по месту прописки, то школа ничего с ним до окончания 9 класса сделать не сможет, будь он сто раз упырь. Ибо это нарушение Конституции. Нужно быть либо малолетним уголовником в прямом смысле, либо умственно отсталым, чтобы школа имела право "дать пендаля".1
  • Я из МиссуриВеруока, ну давайте обычные оценки тоже уберём, зачем они) А то поставили двойку, и дальше что. Нравится мне вот эта позиция, если что-то не решает абсолютно все проблемы человечества разом, то зачем это вообще. Во первых, ещё раз - очень часто ситуации что родители удивлённо хлопают глазами когда их вызывают в школу что сыночка что-то натворил. Потому что все это время верили что он ангел во плоти. Потому что школа не будет вызывать и разговаривать с родителями каждого кто ведёт себя плохо, пока не будет инцидента. А 3 за поведение поставить проще простого. И родители уже увидят и начнут работать. И возможно все вообще не дойдёт до того что ребёнок станет хулиганом. Во вторых, есть родители которые просто игнорируют замечания о поведении их детей. Потому что им главное что оценки хорошие а там кто они такие чтобы моего сыночку ругать. А тут оценка. Да, разницы технически как тут-то нету, но все мы знаем одержимость родителей циферками в дневнике. В третьих, это лишний инструмент для школы чтобы разрешить ситуацию. Сейчас даже если школа решается на крайние меры (полиция, опека), родителям гораздо проще сказать "нет это придумали они все, он всегда себя хорошо вёл, ну один раз было может". А тут вот они, оценки задокументированные.0
  • Заводной АпельсинЯ, оценки тоже могут быть необъективными, представьте себе. Вообще любая оценочная система необъективна по своей природе. А по поводу детей тут ничего не сделаешь: переходный возраст, гормоны. Они не могут себя в полной мере контролировать. Это где то с 5 по 9 класс. Если ничего серьёзного не совершается, то смысл заострять внимание. С возрастом само пройдёт0
  • John Dory>> А вот уд написали мальчику, шедшему на золотую медаль, и медали он не получил. У меня есть золотая медаль РСФСР (купил на авито). Там написано "За отличные успехи в учёбе, труде и примерное поведение". Так что правильно не дали, кроме учёбы еще два критерия. А вот по поводу того, что спецом школа зарезала медалиста - не верю. Обычно золотых медалистов резала комиссия в роно, просто ставя 4 за сочинение. Для школы - это наоборот престиж и KPI её директора. Так что если история реальная и ученика зарезала школа, вероятно причина была. Может, он нахамил завучу в 5-ом классе, а она запомнила1
  • John DoryЗаводной, а средний бал аттестата на что-то влияет? Или вы предполагаете, что оценка по поведению как-то будет добавляться к результатам ЕГЭ в вузах?0
  • Тётушка ПоJohn, влияет. Когда я на пятом десятке вдруг решила получить среднее, то никого не волновали мои знания в моменте, мой стаж и опыт работы, мой красный диплом Политеха... А вот несколько десятилетий назад полученные оценки по музыке, трудам и чтению влияли на поступление. И кто его знает, что и как будет учитываться в будущем. Если балл за поведение введут, то наступит момент, когда и учитывать его будут (или нет). И баЛЛ же, ну...0
  • John DoryЯ читал как-то на тему, как с проблемой поведения справляются в США. США большие и разные, поэтому будем считать как частный случай конкретной школы. В этой школе есть дисциплинарный класс, в который направляют всех учеников, которые мешают учителю вести урок. В этом классе делать ничего не надо, просто сидеть тихо до окончания дня. Если ребёнок и там нарушает, то уже составляется протокол и ребенок направляется на освидельствование к психологу. Неважно, какое заключение даст психолог. Если найдёт нарушение в психике, то это уже повод на отчисление, а если нет, то ещё хуже. Важно, что после нескольких таких случаев школа начинает ходатайсиво о лишении родителей родительских прав: ребенок психически здоров, ведет себя плохо, значит родители не справляются с обязанностями по воспитанию. Разумеется, на этом этапе родители либо "справляются" и ребенок резко менят свое поведение, либо переволят его в другую школу от греха подальше. Вот только скорее всего им еще и переезжать придеться, тк школы привязаны у месту жительства еще строже чем в РФ1
  • John DoryТётушка, очень занимательную историю рассказали вы. Любопытно, как вы получили диплом политеха без среднего? Или имеется в виду, пошли в техникум на пятом десятке лет, скрыв факт наличия диплома о высшем образовании? Это очень нестандартный кейс, полагаю пальцев одной руки хватит, чтлбы посчитать таких уникумов0
  • John DoryТётушка, сначала введут, потом опять отменят "Что было, то и будет" - тыщи лет назад уже всем все было ясно с этим зоопарком >>И баЛЛ же, ну... Ну не будьте такой занудой (( "Ах эта школа, этот вечер, этот бал Зачем тебя на том балу я …" - хорошая песенка, кстати )) Андрей Алексин "Выпускной"0
  • Тётушка ПоJohn, в смысле как? Школу закончила, 11 классов. Потом в Универ. Вполне себе стандартно. В медицинском колледже никого мой диплом инженера не интересовал. Хотя я его принесла. Чего скрывать то?0
  • АлексПрежде, чем критиковать школу, лучше вначале разобраться со своими детскими травмами.0
Сообщество