Проблема образования: низкое качество и недостаточная честность онлайн-школ дизайна

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Елена Осипова

Страница автора

Что не устраивает

Сегодня на рынке огромное количество онлайн-школ (и далеко не все имеют лицензию на образовательную деятельность), которые обучают дизайну. Это могут быть какие-то краткосрочные и узконаправленные курсы, например, с призывом освоить фигму за 2 месяца. А могут быть большие, двухгодичные программы, по результатам которых школа обещает дать вам не просто навыки, а именно профессию — дизайнер.

В чём же нюансы таких обучений? Если мы говорим про узконаправленные курсы, где вам пообещали, грубо говоря, разобраться с интерфейсом и инструментарием конкретной программы, то здесь обычно всё честно — учат обещанному. Хотя нет никаких гарантий, что для увеличения объема продаваемой теории вам туда добавят кучу бесполезной информации, которая легко гуглится.

Например, на бесплатном демо-уроке одной из школ, лектор с экрана зачитывала все виды форматов бумаг и их точные размеры в миллиметрах. А0, А1… и так далее до А7. Эта информация не приблизила меня к дизайну.

Сложнее обстоит ситуация с большими программами. Довольно часто студенты выбирают их именно из-за комплексного охвата, несмотря на высокую стоимость обучения (такие обучения обычно стоят сотни тысяч рублей, даже со скидками). Но чаще всего здесь и кроется подвох. Трудно найти школу, где были бы одинаково высокого уровня специалисты во всех сферах: работа с растровой и векторной графикой, общая история дизайна, аналитика, допечатная подготовка и других.

Бывает и так, что ввиду отсутствия нужного специалиста лекцию начитывает кто-то вместо него. Причем, именно начитывает, не разбираясь в вопросе, монотонно и неинтересно.

В итоге часто так выходит, что студенты, добравшись до таких вот «скучных» модулей, просто теряют интерес либо к этому обучению, либо к профессии в целом.

Но есть и ещё одна проблема, которую школы частенько замалчивают. Я встречала такие курсы, которые обещают создавать крутой дизайн в фигме, и учат. Но не рассказывают при этом о том, что если создать в фигме макет для печати (листовку, визитку, упаковку для чая и т.д.), то практически ни одна типография такой макет не примет. Более того, придётся или идти на ещё один курс — теперь уже по допечатной подготовке (и ряд школ его потом допродают, когда дизайнер выясняет, что его макет нежизнеспособен), или искать того, кто за деньги переделает макет срочно-обморочно, прямо сейчас, потому что клиент-то ждёт.

Как исправить

Что же делать тем, кто хочет ворваться в дизайн, но не может выбрать себе подходящее обучение? Я бы рекомендовала учиться узкоспециализированно, по отдельным направлениям и на непродолжительных курсах, чтобы не утратить интерес к обучению.

К примеру, для начала можно пройти программу по базе графического дизайна, чтобы получить общие представления о том, как объекты взаимодействуют между собой в макете. Возможно, пройти несколько мастер-классов по разным графсистемам, чтобы понять, какое направление близко именно вам.

Затем можно углубиться в тему типографики (работа с текстами) и пройти курс у специалиста именно по типографике. Не лектора, который монотонно начитает теорию, а у человека, который сможет грамотно донести принципы и правила. И если будет с первого раза непонятно, то переформулирует.

Фигму (которую позиционируют как универсальный графический редактор) вообще можно освоить по бесплатным урокам. Таких много как на ютубе, так и у отдельных школ.

И если появляются заказы на печатную продукцию, то обязательно нужно изучать допечатную подготовку. Ни в коем случае нельзя думать, что ваш макет с экрана будет таким же в печати. Это очень распространённое и дорогое заблуждение. Исправить цвет фона на сайте — это изменение 6 цифр кода. Исправить цвет обложки брошюры — это перепечатка тиража. Часто за счёт дизайнера.

Как определить, что специалист, продающий курс, действительно разбирается в своей теме? Посмотреть его портфолио, соцсети и сайт. Если он не только говорит о том, какой он крутой, но и может показать результаты своей работы или (ещё лучше) своих студентов/выпускников, то это говорит о том, что он действительно может что-то объяснить, донести.

И крайне желательно, чтобы к опыту прикладывался профильный диплом. Выпускник института путей сообщения, скорее всего, будет обладать меньшим объёмом знаний по дизайну, чем выпускник МГУ Печати. Опять же, наличие лицензии Министерства образования у школы/эксперта однозначно будет плюсом.

Плюс опыт. Всегда хорошо, когда у специалиста богатый опыт. Скажем, верстальщик только газет со стажем 5 лет, скорее всего, не знает нюансов журнальной и книжной вёрстки. Просто потому, что не работал с ней. А вот работник издательства, рекламного агентства или типографии практически наверняка регулярно в своей работе сталкивался с самыми разными видами продукции, и имеет более широкое представление о возникающих проблемах и их решениях.

Скорее всего, в процессе таких разноплановых обучений вы поймёте, какая из сфер дизайна вам ближе, и сможете углубляться уже в неё, не тратя время на неинтересные или бесполезные лекции. Нет ничего зазорного в том, чтобы стать не разноплановым, а наоборот, более узким специалистом. Дизайнер презентаций, верстальщик полиграфии, 3D-дизайнер — узкие, но востребованные сферы. И если вы сможете глубоко охватить одну из них вместо того, чтобы поверхностно знать обо всех, скорее всего, клиенты будут стоять к вам в очередь, а не вы искать их. Сарафанное радио сегодня работает куда лучше бирж фриланса.

Сообщество