Проблема образования: выпускники вузов не могут найти работу по специальности

31

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ибрагим Бакри

Страница автора

Что не устраивает

Представьте: вы несколько лет учитесь, сдаёте экзамены, получаете диплом — а работы по специальности нет. Так сегодня живут тысячи выпускников. Давайте разберёмся, почему так происходит и что можно сделать.

Вузы учат не тому, что нужно. Университеты часто готовят специалистов, которых рынок труда уже не ждёт. Например, выпускают слишком много юристов и экономистов, хотя работодателям нужны совсем другие навыки. Программы обучения устаревают: студенты изучают технологии и методы, которые в реальной жизни уже не применяются. Многие работодатели отмечают, что выпускникам не хватает умения работать с современными инструментами, такими как программы для анализа данных или управления проектами.

Последствия для всех. Когда выпускники не могут найти работу по специальности, это вредит всем. Студенты тратят годы на учёбу, но в итоге вынуждены работать не по профессии, часто за небольшую зарплату. Компании, в свою очередь, страдают из-за нехватки кадров в перспективных областях, таких как IT или цифровые технологии. В итоге проигрывают и люди, и экономика в целом.

Как исправить

Как решают проблему в других странах. В некоторых странах подход к образованию более гибкий. Например, там ученики после школы могут выбрать не только университет, но и колледжи, где учат конкретным профессиям. Университеты постоянно обновляют программы, советуясь с компаниями о том, какие навыки нужны сейчас. Школьникам помогают выбирать специальности, которые будут востребованы в будущем, а не те, что популярны сегодня.

Что можно сделать у нас. Чтобы исправить ситуацию, вузам нужно чаще общаться с работодателями и менять программы под реальные запросы. Например, добавлять курсы по современным технологиям или цифровым навыкам. Школьникам и студентам важно заранее узнавать, какие профессии будут нужны через несколько лет, а не ориентироваться на устаревшие стереотипы. Родителям стоит поддерживать детей в выборе новых направлений, даже если они кажутся непривычными.

Примеры изменений. Некоторые университеты уже начали действовать. Они вводят обязательные стажировки в компаниях, где студенты учатся решать реальные задачи. Другие добавляют в программы курсы по работе с данными или цифровому маркетингу. Такие шаги помогают выпускникам быстрее найти работу и стать ценными специалистами.

Образование должно давать не просто диплом, а знания и навыки для жизни. Если вузы начнут прислушиваться к рынку, а студенты — активно учиться новому, проблема безработицы среди выпускников постепенно исчезнет. Важно помнить: мир меняется быстро, и образование должно успевать за этими переменами.

  • Elena_TК чему такие статьи. ТЖ вроде не платит за публикации. Что то написал, а что хотел сказать - не понятно. В целом и общем - бред написан.25
  • ТаУАвтор не слышал про колледжи здесь?4
  • ВеленаШкольникам и студентам важно заранее узнавать, какие профессии будут нужны через несколько лет. Ворожу-ворожу, вам судьбу я предскажу. Каким образом?) Со всем остальным я согласна, но не так наивно все)8
  • ОбезьянаПроблемы работодателей это проблемы работодателей. Любая фундаментальная кафедра университета работает не на выпуск специалистов, а на пополнение рядов научного сообщества, где специалисты - продукт второго этапа отбраковки из кандидатов в ученые. Остальные это буквально ПТУ. Они ориентированы на узкий профиль и специалитет в наукоемких областях. В которых далеко не все выпускники будут работать из-за доходов ниже среднего. Так что тут тоже своя логика - десять обучим, один останется в области. Местами открываются всякие там совместные с корпорациями кафедры, где штампуют нужные им кадры, но в это далеко не все готовы вкладываться. Это дорого и выхлоп не сильно выше чем от любого классического специалитета. Глобально же - бизнесу не нужно много ученых и даже инженеров. Ему нужны ПТУ-шники. Так что, прежде чем ворошить довольно инертные вузы, которые конечно хреново реагируют на рынок, но свою задачу выполняют, стоило бы починить найм, который, несмотря на всю динамичность бизнесов, свою задачу выполняет куда хуже.27
  • semenovainezaА что, двадцать лет назад было по другому? Нет, было так же.13
  • Владимир РазумовElena_T, к тому, что автор использует базовый промт на ChatGPT, а потом будет доказывать что его статьи есть на сайте Т-Журнал.16
  • Georgiy1) То, что экономистов и юристов избыток (точнее, псевдоэкономистов и псевдоюристов) известно уже лет 20 как. Тем не менее люди добровольно идут на эти специальности, САМИ платят за обучение (бюджетных мест здесь минимум) просто потому, что не могут нормально освоить математику, физику, химию или биологию, необходимые для других специальностей. Ведь эти НАСТОЯЩИЕ науки требуют реальных усилий для освоения, на что 80% школьников не согласны. Какое уж тут АйТи)) 2) Человек, получивший любое НАСТОЯЩЕЕ высшее образование (очное, без троек в дипломе) доказал свою способность быстро разбираться в новом материале, приобретать необходимые для работы навыки. Кстати, такие выпускники нарасхват, почти любая компания возьмёт такого человека и в короткие сроки доучит. Сомневаетесь, что выпускник мехмата или МИФИ месяца за три освоить то, чему бухгалтера или экономиста учат 3 года? Зря сомневаетесь! 3) Безработица при капитализм е будет всегда, она необходима для нормального функционирования этой формации. Естественно, от безработицы больше страдают выпускники без опыта работы. И так во всех странах! 4) Простите, а кто запрещает после 11 класса идти получать среднее специальное?! Другое дело, что мальчики могут оказаться в армии. Но разве это проблема образования? Вывод: ценность статьи 0,5 балла по пятибалльной шкале. Автору НЕУД))3
  • Диана БаязитоваВысшее образование вообще не для конкретных навыков. Если кто то не знает этого - чтошшш.4
  • АнастасияЗнали бы вы, что заграницей студентам найти работу по специальности в разы труднее. А в каких-нибудь Италиях и прочих южных странах будут очереди среди местных на вакансию кассира в супермаркете, потому что работы нет.6
  • Елена СивакНе программы нужно осовременивать, а материально- техническую базу вузов, которая лет 30 не обновлялась. Бюджетные деньги не по карманам руководителельским распихивать, а закупать ПО и повышать квалификацию ППС.5
  • МявНельзя дать знания тому, кто не хочет их принимать. У нас дети в вузы в 17 лет поступают. Много ли вы знаете людей, кто в таком возрасте выбрал то, чем хочет заниматься? А еще при этом то, что будет актуально? Многие идут учиться в вуз, потому что все вокруг идут и "вдруг диплом пригодится". Кому надо - возьмет от вуза всё, что ему необходимо. В остальных запихивать насильно бесполезно. Сколько угодно меняй программу и адаптируй, ничего не изменится, если не будет исправлена проблема того, что в вуз идут учиться для галочки, чтоб от армии откосить и чтоб как у всех.10
  • ШевальеКакая неожиданная новость, день сурка2
  • NКогда я учился в институте, мне кажется, процентов примерно 25 понимали как и зачем они здесь. Вот они и пошли по специальности. Остальные, как получилось... Наверняка, в разных вузах процент этот отличается. Но, все равно, это вопрос больше усилий студента. Его понимания зачем ему это надо, куда идти дальше, чтения современной литературы по профессии и т д и т п.0
  • Антон НадеевТак это не образования проблема, а выпускников. Они сами выбиради куда идти, ну или родители их запихнули. Для решения проблемы ещё можно сделать все ВУЗы частными, без гос финансирования И сразу и программы актуальные станут и преподаватели будут свой предмет знать.2
  • ***Статья за все хорошее и против всего плохого. Образование не может успевать за изменениями. Может только реагировать как можно скорее. Прогнозировать это тоже играть в лотерею. Создал новую программу обучения ,а она оказалась невостребована. Высшее образование должно давать людям фундаментальные знания и умение думать и искать решения на возникшие новые задачи. Какой специалист всегда будет востребован. А люди с конкретными знаниями знающие ответы на конкретные вопросы никому не нужны. Это ЕГЭ угадай правильный ответ из четырёх неправильных1
  • Денис ЧумаковЧтобы обучать на инженера или химика, нужно оборудовать учебные лаборатории, приобретать расходные материалы для лабораторных работ. Чтобы обучать на юриста или экономиста, достаточно поставить в аудитории столы со стульями и закупить некоторое кол-во умных книжек, типа, научная библиотека есть в ВУЗе, и всё, можно начинать учить желающих получить не востребованную нынешним рынком труда профессию, предварительно сняв с них или с их родителей энную сумму деньжат. А что, поток желающих стать юристо-экономистами не иссякает, порог входа в мир бизнеса по подготовке на эти специальности невысок... А то, что выпускникам будет сложно найти работу по специальности, так это не проблема учебного заведения. ВУЗ получил деньги, научил, диплом выдал и всё, пока, обнимаю, целую, дальше уже сам как-нибудь выкручивайся, а ВУЗ выполнил свои обязательства ! И пока есть спрос на обучение на невостребованные специальности, будет и предложение по такому обучению.3
  • ivanmerkushev030Мяв, а как вуз поможет откосить от срочки,особенно если нет военной кафедры? После вуза 98% некафедренников идут служить,в том числе и я.0
  • Мявivanmerkushev030, мое окружение каким-то образом избежало армии, хотя военной кафедры нет и на тот момент, когда должны были идти служить еще не было айти-отсрочки. Я не знаю как они это сделали, но в армию никто не пошел по итогу - кто в аспирантуру пошел, кто бегал, кто-то смог организовать себе тем или иным способом негодность.2
  • НикитаБольшинству моих знакомых высшее образование и не нужно было. В принципе. Достаточно было бы ПТУ. Или даже курсов продаж, чтобы стартовать в профессии. Просто студент на выпуске не обладает необходимыми компетенциями, в любой профессии.1
  • ЕвгенияЭкономика сжимается, бизнес уходит, при чем тут образование? Скоро и для выпускников колледжей работы не будет. Опять не там ошибки ищут.2
  • Лукьянов ТимурМяв, Я поступил в свой вуз в 17. Специальность выбрал ту, которой хотелось тогда заниматься и сейчас работаю по специальности уже почти 19 лет, а моя профессия гораздо более актуальна сейчас, чем была тогда. Я за это время уже распрощался с романтизированными представлениями о своей работе, всё стало гораздо прозаичнее. Тем не менее я существую, хоть и понимаю, что таких как я крайне мало. Из моего школьного выпуска по специальности работаю только я и те, кто вместо вуза пошли в ссузы. А из моего университетского выпуска - примерно половина по специальности работает и мне кажется, что это ещё очень хорошая статистика.4
  • Лукьянов ТимурМяв, моё личное дело просто потеряли при пересылке из одного военкомата в другой. Я об этом узнал, когда пришел получать военный билет уже выйдя из призывного возраста.0
  • МявЛукьянов, да, действительно мало тех, кто шел учиться осознанно и работает по специальности. Нас в группе было 8 человек, по специальности работает 5 или 6 человек (в том числе я), в других группах поменьше. В магистратуре у нас были как те, кто в процессе понял, что хотят заниматься, так и те, кто уже очень давно работал по специальности. Я по магистерской специальности не работаю, но очень косвенно касаюсь.1
  • Элиссер ДаржВставлю свои 5 копеек. Если во время учебы в вузе вы не удосужились пройти стажировку или реальную практику по специальности - вы сам себе злой Буратино. Я сама пришла на стажировку в крупную компанию, пройдя 3 этапа отбора. Даже не по специальности, а с четкой целью иметь в резюме энтерпрайз. Мои одногруппники прекрасно работали по специальности в тех организациях, куда приходили практикантами. Просто наслаждаться студенчеством нужно на первых двух курсах, а дальше строить карьерные планы, а не ждать защиты диплома, чтобы начать дрыгать лапками, если цель - работа по специальности.1
  • ПавелВ 1999 году закончил универ, а работы по специальности нет, отработал два года в продажах, хороший опыт получил, а там и на основную специальность покупатели нашлись. По моему проблема трудоустройства это лень и инфантильность мамкиных специалистов1
  • ivanmerkushev030Лукьянов, это в стародавние времена было. Сейчас такое в целом невозможно.2
  • Анна ХотенковаТе же проблемы у выпускников были и 20 лет назад,к сожалению, ничего, похоже, не поменялось в вузах(0
  • Артемий ВиноградовВладимир, вы думаете люди статьи пишут с помощью нейросетей, а экспертами или хоть какими-то знатоками в той или иной сфере лишь притворяются?0
  • Юлия СолодяшкинаА работодатель всегда готов прислушаться к выпускнику с современными знаниями и навыками? Учим в ВУЗе работать на современных компьютерных программах, а работодатель потом возмущается, что выпускник не владеет навыком печатать на печатной машинке. Я утрирую, но это классика!0
  • ИсинаАртемий, про все статьи не знаю, но эта очевидная нейросеть. Проверить легко - прочтите любой абзац и обратите внимание на обоснования мысли (гладко и бессодержательно, даже самому пример не придумать - настолько непонятно, о чем именно речь, т.к. речь обо всем сразу)0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество