
«Пророк. История Александра Пушкина»: дерзкая музыкальная драма с Юрой Борисовым
14 февраля 2025 года в российских кинотеатрах выходит «Пророк. История Александра Пушкина» — фильм об известном писателе и поэте.
Это полнометражный режиссерский дебют Феликса Умарова: ранее молодой постановщик снимал рекламу и музыкальные клипы. Он взглянул на биографию писателя иначе и рассказал его историю в виде мюзикла.
Мы посмотрели одну из самых ожидаемых премьер года. Рассказываем, чем фильм выделяется среди подобных байопиков, как создатели выстраивают образ Пушкина и как с этой ролью справляется номинант на «Оскар» Юра Борисов.
Что за «Пророк. История Александра Пушкина»
Дата премьеры: 14 февраля 2025 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Феликс Умаров
Сценаристы: Василий Зоркий, Андрей Курганов
Актеры: Юра Борисов, Кай Гетц, Роман Васильев, Алена Долголенко, Илья Виногорский, Аня Чиповская, Светлана Ходченкова, Сергей Гилев, Илья Любимов, Евгений Шварц
Жанры: драма, мюзикл, биография
Фильм, похожий на «Пророка»: «Мастер и Маргарита»
Продолжительность: 2 часа 17 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
🎩 Образ Александра Пушкина показан без лишнего пафоса
Фильм открывается шумной сценой, где жители Петербурга скандируют «Пушкин» на улицах и пытаются приобрести его очередной роман. Люди готовы отстоять очередь в книжный, но даже так не всем удается получить экземпляр.
Затем повествование переносится в юношество писателя, его годы в Царскосельском лицее. Пушкин только пробует себя в поэзии, дерзит преподавателям и учится дружить — его приятелями становятся Иван Пущин и Константин Данзас. Далее героя ждут балы, ссылки и дуэль.
Авторы проходятся по основным вехам биографии Пушкина, но рассказывают его историю без пафоса. Скорее наоборот: показывают поэта простым человеком, который бывает вспыльчивым и уставшим, влюбленным и отрешенным.



Необычный образ классика — во многом заслуга актеров, которые сыграли Пушкина. Кай Гетц исполнил роль поэта в юности. Его герой еще не открыл для себя светское общество и не отправился в ссылку. Но он уже смело выступает перед Державиным и даже вызывает ровесника на дуэль.
Юра Борисов сыграл Пушкина во взрослом возрасте. Здесь актер не в своем привычном амплуа простого парня. Борисов робок и страстен в романтических сценах с графиней Воронцовой или Натальей Гончаровой. Эмоционален и дерзок в общении с Александром Бенкендорфом, главой 3-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Сосредоточен и увлечен, когда работает над стихами и прозой в ссылке.
За главным героем интересно наблюдать на каждом этапе его жизни. Создатели не выставляют его серьезным человеком, а наоборот, часто помещают в комичные ситуации. Друг поэта Данзас путает название его поэмы и представляет на вечере у Голицыной как «Руслан и Лариса». А в самый напряженный момент сеанса у гадалки Пушкин вообще засыпает.
🫂 «Пророк» — еще и история про дружбу
Отношениям Пушкина с Пущиным и Данзасом уделено не меньше времени, чем любовным романам поэта или его творчеству. Друзья проходят с писателем все важные этапы его жизни: навещают его в ссылке, передают его произведения в печать и сопровождают Пушкина на дуэль.
Герои не просто поддерживают друг друга: они не боятся перепалок и горячих обсуждений. Порой между ними возникает недопонимание, как, скажем, на одном из балов: Пушкин ругается с Данзасом из-за тяги товарища к алкоголю и развлечениям.
Иногда их дружба переживает испытания. Но и тогда герои не забывают про товарищей. Пушкин пытается вытащить Пущина из ссылки и настойчиво просит об этом императора и других влиятельных лиц. В свое время Данзас так же старался уберечь Александра от тюремного срока, который в итоге заменили на ссылку. Поэт никогда не остается в одиночестве. Даже если физически друзья не рядом, между ними сохраняется связь.

🎹 В фильме много музыкальных номеров — дерзких и эффектных
«Пророк» — не только биографическая драма, но и мюзикл. Герои фильма часто пускаются в танец и поют, а в лицее Пушкин даже читает рэп. Это может звучать странно, но подобные номера не выглядят чуждо и органично вплетены в сюжет.
Все из-за режиссерского опыта Феликса Умарова. До кино он снимал клипы для таких исполнителей, как GONE.Fludd и Элджей. Музыкальные сцены в «Пророке» выглядят как отдельные мини-фильмы с оригинальными танцевальными номерами. Некоторые особенно выделяются, как, скажем, эпизод в канцелярии. В ней разворачивается настоящий рэп-батл между Пушкиным и Бенкендорфом. Писатель просит поручиться за него, на что встречает отказ. Далее герои по очереди читают речитатив и стараются убедить друг друга в собственной правоте.
Авторы чувствуют, когда уместны музыкальные сцены. Они также дают зрителю возможность отдохнуть и делают значительные паузы между танцами. Поэтому в процессе просмотра нет желания перемотать очередную песню.
А еще создатели делают сцены непохожими друг на друга. Так, бодрый динамичный рэп сменяется лирикой Натальи Гончаровой. Героиня поет о своих чувствах тихо, чтобы услышал только Пушкин.



🎦 «Пророк» талантливо снят
Создатели фильма постоянно удивляют необычными ракурсами и играют с динамикой. В фильме есть и напряженные сцены вроде сеанса у гадалки, где герои во время очередного кутежа в шутку решают узнать будущее Пушкина. Женщина предсказывает ему жуткие вещи, в том числе потерю близких. Происходящее кажется еще более тревожным из-за хаотичной съемки и гнетущей музыки.
Романтические сцены сняты плавно и аккуратно. Долгие кадры позволяют полюбоваться влюбленными, побыть с ними в их спокойствии и умиротворении. Так показана история Александра и Наташи: герои наслаждаются тихой семейной жизнью за городом. Кажется, ничто не способно разрушить эту идиллию, а впереди их ждет только «долго и счастливо».
Все два часа у фильма постоянно меняется настроение. Местами он напоминает авторскую драму о сильной личности. Порой кажется бодрой комедией о дружбе и приключениях. А ближе к концу превращается в историю одной семьи и трагедию женщины, потерявшей любимого человека.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult