

«Написать книгу для детей сложно»: как устроен рынок современной детской литературы
В России для детей и подростков издается более 20% всей литературы.
Выбрать подходящую книгу не всегда легко: от обилия жанров и имен разбегаются глаза, а ребенку может не понравиться то, что вы ему предлагаете. Поговорили с главным редактором издательства «Альпина-дети» Ланой Богомаз о том, какую литературу предпочитают дети в том или ином возрасте и почему не стоит переживать, если ваши вкусы не совпадают, а еще узнали, сколько продолжается работа над выпуском книги и как на рынке появляются новинки.
О чем расскажем
- Правда ли, что современные дети мало читают
- Как издательство отбирает российских авторов
- Как находит и отбирает зарубежных авторов
- Сколько стоит выпустить книгу для детей
- Какая литература интересна детям разного возраста
- Нормально ли, что предпочтения ребенка и взрослого различаются
- Сколько классики и новинок выпускают издательства
- Какие тренды в литературе сейчас выделяют
- Помогают ли современные технологии увлечь книгой
- Что важно для современного детского читателя
Несколько фактов из этого интервью
📌 Работа над производством новой книги в среднем длится от восьми месяцев до трех лет.
📌 На изготовление тиража в 3000—5000 экземпляров нужно примерно 1 500 000 ₽. Себестоимость одной книги — 300 ₽.
📌 Чтобы выпустить хорошую новинку, издательства оценивают рукописи, которые авторы присылают в редакцию, следят за результатами литературных конкурсов, могут искать исполнителей под конкретную тему, разрабатывают книжные серии и изучают каталоги международных издательств.
📌 30—35% рынка детского книгоиздания составляет классика: Линдгрен, Чуковский, Кэрролл и так далее. Остальное — это новинки современных авторов, российских и зарубежных.
📌 Аудиокниги не конкурируют с бумажными, а, напротив, привлекают детей и родителей к чтению.
Читайте далее, если хотите узнать больше.
— Распространено мнение, что современные дети мало читают. Так ли это?
— Если ребенок не глотает книги одну за другой, это не значит, что он вообще не интересуется ими. Чтение не исчезло. Сегодня книги конкурируют с соцсетями, видеоконтентом и играми, но остаются важной частью жизни детей.
В возрасте 3—7 лет интерес к книгам сохраняется на хорошем уровне: родители активно покупают литературу. На этом этапе чтение все еще воспринимается как важная часть воспитания и досуга. Чаще всего в таком возрасте востребованы серии, где присутствует ключевой персонаж, за которым дети с удовольствием следят и берут с него пример.
Вот небольшой список популярных серий для дошкольников:
- «Лучший друг — Конни» Лианы Шнайдер — серия о девочке Конни. Помогает подготовиться к таким важным этапам взросления и переменам, как детский сад, появление младшего ребенка в семье, первые карманные деньги.
- «Котенок Шмяк» Роба Скоттона — добрая познавательная серия о приключениях котенка. Учит доброте, честности и любознательности.
- «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста — популярная серия книг о пожилом фермере Петсоне и его говорящем котенке Финдусе, которые переживают веселые и трогательные приключения.
- «До встречи, Лис и Зайка!» Сильвии Ванден Хейде — трогательная серия о дружбе и ценности совместно проведенного времени.
Примерно с 8 лет начинается предподростковый возраст, а за ним идет пубертат: сегодня чтение может быть неинтересно, а завтра школьник проглотит книгу за два вечера. Родителю важно не упустить нужный момент и мягко направить ребенка. Главное — не настаивать, а быть рядом и вовремя подкидывать что-то интересное.
Вспомним Стивена Кинга. Большую часть своего младшего возраста он провел с комиксами и телевизором. Мама подталкивала его и брата к чтению, предлагая книги, и просила читать друг другу вслух. Потом возвращалась, задавала вопросы, чтобы убедиться, что дети действительно читали. А через несколько лет, в подростковом возрасте, Стивену в руки попала книга Рэя Брэдбери — и началась любовь к литературе.
Родители часто переживают, что дети читают недостаточно. Недавно вышла отличная книга с практическими советами «Почему он не читает?» Алихана Динаева. В ней собрано 100 практических советов о том, как увлечь ребенка чтением. Здесь, мне кажется, каждый родитель найдет ответы на свои вопросы, независимо от того, с какой проблемой он сталкивается — нежеланием читать или сложностями во время поиска подходящей литературы.
Меня часто спрашивают, как заставить ребенка читать. Ответ прост: не заставлять. Просто покажите, что книги могут увлечь. Дам несколько простых рекомендаций:
- Вместе ходите в книжные магазины и библиотеки и предоставляйте право выбора. Часто мы, родители, покупаем детские книги, ориентируясь на свои вкусы, а не на интересы ребенка.
- Почитайте начало книги, поизучайте иллюстрации. Вы сразу поймете, загорелись глаза у ребенка или нет.
- Если ребенок неусидчивый и его хватает на две минуты чтения, начинайте с этого. Читайте понемногу, но каждый день, и постепенно его усидчивость будет расти. Главное — делать это регулярно. Можно добавить игровые элементы. Например, у нас дома был «достигатор» — плакат, на который мы с ребенком клеили наклейки за каждую прочитанную книгу или главу. Если у вас подросток, попробуйте читать одну и ту же книгу одновременно и каждый вечер обсуждать прочитанное.
— Как издательство отбирает российских авторов и приходится ли их искать?
— Это самый интересный процесс в работе редакции, при этом непростой и очень ответственный. Мы всегда немного заглядываем в будущее, формируем информационное пространство, задаем темы или поддерживаем актуальные. Я это называю «формировать культуру».
Так как работа над книгой с нуля занимает в среднем от восьми месяцев до трех лет, очень важно уже сейчас думать о том, какие истории будут нужны детям завтра.
Я бы разделила процесс поиска авторов и отбора рукописей на четыре вектора:
- Руководитель проекта придумывает тему и ищет под нее исполнителей: автора, иллюстратора, художественного редактора и дизайнера.
- Также мы получаем рукописи на почту — я это называю самотеком, когда автор самостоятельно проявил инициативу и прислал текст на ознакомление в редакцию. В неделю я получаю от 30 до 50 подобных писем. Мы рассматриваем их на редсовете и принимаем решение: как правило, меньше 7% рукописей из общего потока, то есть самотека, попадает в редакционный портфель — это означает, что с автором заключается лицензионный договор и издательство берет книгу в работу. Около 30% авторов из этого входящего потока получают предложение издать книгу за счет собственных средств. Если в течение шести месяцев книга показывает хорошие продажи, мы заключаем с автором лицензионный договор. Такой подход дает начинающим авторам возможность заявить о себе и начать профессиональную писательскую карьеру.
- Кроме того, редакторы обращают внимание на литературные конкурсы и отслеживают финалистов, потому что здесь с большой долей вероятности рукопись может выстрелить и получить хорошие отзывы, а качество текста будет на достойном уровне.
- Очень важный способ для развития редакции — запуск собственных серий. Для этого у нас есть руководитель серийных проектов. Его задача — проанализировать и предложить направления, в которых редакция будет развиваться в ближайшие два-три года, учитывая интересы нашей аудитории. Затем — собрать команду для реализации идеи, найти подходящего автора.
Например, в какой-то момент мы поняли, что хотим больше рассказывать детям о тех, кто благодаря своему труду, таланту и мечте смог повлиять на историю. Так родилась серия «Миры» — истории о гениях, изменивших мир: про инженера Шухова, химика Менделеева, ученого-академика Королева и так далее. С помощью этих книг мы показываем живые примеры настойчивости, любознательности.
Все рукописи, независимо от вектора, попадают на редсовет. Там 14 человек: редакторы, маркетологи, арт-директор, главный редактор. У каждого один голос. У меня два. Но не для власти, а чтобы в нужный момент поддержать важную идею или спасти перспективный проект от утопления в спорах.
Мы всегда стараемся найти баланс между интересами наших читателей и высоким качеством текста. Иногда книга вызывает бурные дебаты. Но если она трогает сердце, если в ней есть искренность, мы даем шанс. Так случилось с книгой Лидии Бранкович «Гранд-отель чувств». Вначале мы не ожидали большого успеха: рынок книг-картинок переживал спад. Но текст был настолько глубокий, а иллюстрации настолько живые, что мы поверили в нее. И не ошиблись. Сейчас это самая продаваемая у нас книга в категории «книжка-картинка».
Назову современных авторов и их произведения, на которые стоит обратить внимание:
- Анастасия Коваленкова «Мышонок, который там»;
- Анна Анисимова «Мой домашний айсберг»;
- Нина Дашевская «Тео — театральный капитан»;
- Геннадий Туманович «Родственник Жирафа»;
- Евгения Чернышева «Первоклассники и ж-ж-ж»;
- Полина Щербак «Дед Кошмар»;
- Валя Филиппенкова «Пафка и шкаф».

— Как издательство находит и отбирает зарубежных авторов?
— Книжная индустрия — это не только про Россию, но и про то, что происходит в мире. Поэтому мы с командой стараемся выходить за рамки российского рынка и не пропускаем такие важнейшие выставки, как Франкфуртская книжная ярмарка в Германии, Болонская ярмарка детской литературы в Италии, Сеульская книжная ярмарка, Шанхайская международная книжная ярмарка, Французский книжный салон в Париже.
Также ежедневная рутина каждого редактора — это изучение каталогов международных издательств. Мы получаем их практически каждую неделю как напрямую, так и от литературных агентов. Но прежде чем купить права на книгу, внимательно рассматриваем ее с разных сторон. Обращаем внимание на то, кто ее написал, изучаем статистику продаж на международном рынке, анализируем, насколько тема будет близка российским детям и родителям и возможна ли адаптация текста и образов под наши культурные особенности.
Не всегда книги, которые популярны за рубежом, будут востребованы в России — из-за различий в стилистике иллюстраций, местных традициях и особенностях менталитета. Если подобных особенностей слишком много, мы отказываемся от публикации. Если понимаем, что можем как-то адаптировать историю, делаем это.
Например, я уже упоминала серию книг «Лучший друг — Конни». В оригинале, согласно немецким традициям, дети с раннего возраста ходят в общественные бани вместе со взрослыми — в костюмах Адама и Евы. Для Германии это нормально. Но в российской культуре такой подход непривычен. Поэтому в книге «Конни идет в бассейн» нам пришлось дорисовать элементы одежды.
До 2022 года примерно 70% нашего каталога составляли переводные книги, а 20—30% — книги российских авторов. Сейчас портфель поделился примерно 50 на 50.
Вот иностранные авторы и произведения, которые могут заинтересовать семьи с детьми:
- Маша Огризек «Дама в шляпе»;
- Мария Парр «Вафельное сердце»;
- Файн Энн «Как курица лапой»;
- Александра Мизелиньская, Даниэль Мизелиньский «По дороге в Йеллоустоун»;
- серия из пяти книг про мальчика Пярта от автора Анти Саар.
— Сколько стоит выпустить книгу для детей?
— Себестоимость проекта от замысла до выхода книги из печати — 1 500 000 ₽ при тираже 3000—5000 экземпляров. Условно, 300 ₽ за книгу.
Эта сумма включает издательские затраты на редактуру, корректуру, иллюстрации, дизайн, полиграфию. Плюс учитывается зарплата всех участников процесса. Если автор, иллюстратор или они оба популярны, себестоимость проекта растет, так как растет и сумма гонорара.
Стартовый тираж детской книги — 3000—5000 экземпляров. Если она становится бестселлером, выходит 10 000, а то и 30 000 экземпляров в год.
— Какие книги больше всего интересны детям разного возраста?
— Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Часто книги для ребенка выбирают родители, и именно они во многом формируют предпочтения. Но в одном я точно уверена: книжные вкусы у детей меняются так же быстро, как их рост в переходном возрасте. Если попробовать выделить общие тенденции по рынку, получится примерно следующая картина.
Детям до трех лет важны тактильные ощущения и яркие образы. Поэтому малышам обычно нравятся картонные книги, книги-картинки, книги с окошками и виммельбухи .
В четыре-пять лет детей привлекают яркие иллюстрации, простой текст и интерактивные элементы. Популярные темы — дружба, эмоции, сказочные истории и окружающий мир. У нас в этом возрастном сегменте самая популярная серия — «Лучший друг — Конни», продано больше двух миллионов книг.
С шести до девяти лет дети уже начинают читать самостоятельно. Им интересны истории, в которых героями становятся их ровесники, переживающие приключения и расследующие тайны. Например, «Чудесные превращения Марьи Петровны Уткиной» Маши Рупасовой стала нашим абсолютным хитом в 2024 году — продано уже более 13 000 экземпляров. На втором месте по продажам серия из трех книг «Банда Лам» Хайке Евы Шмидт, где дети вместе с питомцами оказываются в самых неожиданных, сложных ситуациях и учатся находить из них выход.
Читатели 10—13 лет тянутся к более захватывающим сюжетам, любят тайны, магию и приключения, поэтому им, например, подходят книги Мишель Харрисон. Также нравятся истории, где герои сталкиваются с непростым выбором и решают серьезные проблемы.
Дети этого возраста начинают проявлять интерес к нон-фикшен-литературе. Мы в прошлом году сделали ставку на эту категорию и не ошиблись. Лидерами продаж стали книга «Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» от автора Дениса Бояринова и художницы Маши Шишовой — абсолютный бестселлер с тиражом 14 000 экземпляров, — а также серия «Миры» о гениях, изменивших мир. Суммарный тираж серии за год превысил 27 000 экземпляров.
Подросткам от 14 лет, как правило, интересна литература, в которой раскрываются темы личных границ, отношений, поисков своего пути и принятия себя.
Например, сразу приходят на ум следующие книги:
- «Твое сердце будет разбито» — молодежный роман Анны Джейн от издательства «Клевер», скорее всего, цепляет своей искренностью и глубокими эмоциями;
- «Четвертое крыло» — роман Ребекки Яррос, издательство «Кислород», стал настоящим фэнтези-бестселлером;
- «Шах и мат» Али Хейзелвуд, издательство «Миф», — романтическая проза;
- «Кулачок» Анны Гришиной, издательство «Маршмеллоу-букс», — очень трогательный и сильный роман о первой любви;
- «Терра и Тайна созвездий» Майи Сары, издательство «Альпина-дети», — захватывающая история, как не опустить руки, найти ответы на важные вопросы;
- «Эллиот» Майи Сары, издательство «Маршмеллоу-букс»,— трилогия о фантастическом мире, где смертоносные фантомы угрожают человечеству, а герои ищут смелость и веру в себя;
- «Поймать Океан» Виктории Войцек, издательство «Маршмеллоу-букс», — вдохновляющая история о мечтах и преодолении трудностей в ярком и детализированном постапокалиптическом мире.

Некоторые думают, что если подросток полюбит такие книги, другая литература не будет его интересовать. Это как страх, что, увлекшись гаджетами, человек потеряет интерес к живому общению. Мне все-таки кажется, что через литературу young adult каждый из нас учится любить чтение, а значит, по мере взросления будет готов открывать новые жанры — классику, философию, научную литературу.
По опыту знаю, что многие любители «Голодных игр» потом тянутся к Джорджу Оруэллу и Олдосу Хаксли, а поклонники Джона Грина — к Ремарку и Фицджеральду, например. Вопрос не в том, какие книги читает подросток сейчас, а в том, привьет ли ему этот опыт любовь к чтению в целом.
Очень хочется, чтобы литература young adult становилась для каждого подростка первым шагом в мир книг. Мой сын — любитель такой литературы. Недавно ему исполнилось 18 лет, и он сейчас с удовольствием читает Довлатова. Сам зашел в «Подписные издания» в Санкт-Петербурге, заметил крутые обложки, купил на пробу две книги — и сейчас у нас в доме уже почти вся библиотека Довлатова.
В последнее время мне кажется, что интерес к книгам все чаще выходит за рамки возрастных категорий. Например, подростки читают комиксы и мангу, а взрослые — young adult, детский нон-фикшен и так далее.
— Какая литература детям менее интересна, хотя, например, может нравиться родителям?
— Иногда вкусы на книги действительно сильно расходятся. То, что родителям кажется важным и интересным, детей может просто не цеплять. Например, ребенку часто бывает неинтересна слишком взрослая литература — когда книга перегружена философией, длинными размышлениями или написана сложным языком. Родителям нравится идея «важного разговора», а ребенку хочется совсем другого — действия, живых героев, понятных эмоций.
Вот что стоит учитывать родителям при выборе детских книг:
- Герои должны быть понятными и близкими, чтобы ребенок мог ассоциировать себя с ними.
- Книге нужен живой сюжет, с конфликтом и решением.
- Важно, чтобы язык соответствовал возрасту ребенка, не был перегруженным тяжелыми речевыми конструкциями.
- Эмоции в книге должны быть смешные и искренние.
Еще один момент, на который я часто обращаю внимание родителей: любовь к чтению рождается через удовольствие, а не через «правильные» книги. Даже если ребенок начинает с простых, забавных историй — это прекрасно. Главное, чтобы ему было интересно и радостно читать. Не бойтесь единорогов, книжек про «Майнкрафт» и смешных ужастиков — именно с них часто начинается настоящая любовь к литературе.
— Известно ли, сколько в структуре книгоиздания занимает классическая литература для детей, а сколько — новинки?
— Линдгрен, Носов, Кэрролл, Чуковский — это имена, которые уже много лет остаются в числе лидеров продаж детских книг. Классика по-прежнему занимает заметное место в структуре книгоиздания для детей.
По моим наблюдениям, 30—35% детского рынка составляют классические произведения, а 65—70% — это новинки современных авторов, как российских, так и зарубежных. Пропорции могут варьироваться в зависимости от конкретного издательства или жанра, но в целом тренд таков: доля современной литературы продолжает расти.
Почему классика все еще так популярна у родителей? Есть несколько важных причин. Прежде всего, эффект ностальгии. Родители и даже бабушки с дедушками хотят поделиться с детьми книгами, которые сами читали в детстве и которые оставили теплый след в их сердцах.
Вторая причина, скорее всего, качество. Классические книги прошли проверку временем: это истории, которые полюбили за их искренность, юмор, мудрость.
Третья — универсальные ценности. Мы часто встречаем в классике темы дружбы, честности, добра и справедливости. При этом все изложено очень ясно, без излишней двусмысленности.
Я бы сказала, сейчас на российском рынке классика и новинки не конкурируют, а скорее дополняют друг друга. Одни книги дают ребенку ощущение связи с родителями и культурой, другие помогают лучше понять современный мир и себя в нем.
— Какие тренды в современной детской литературе и процессах, связанных с книгоизданием, сейчас выделяют?
— Я бы отметила сразу несколько ярких направлений.
Продолжает активно расти популярность визуальных форматов: комиксов, графических романов, книг с яркими, детально проработанными иллюстрациями.
Набирает обороты жанр ужастиков для детей. Мы это видим не только по продажам, но и по входящим рукописям: авторы чувствуют интерес аудитории и активно пишут страшилки, чаще добрые и в меру страшные, подходящие для читателей от семи лет.
Несколько лет сохраняется интерес к книгам, которые помогают развивать эмоциональный интеллект. Такая литература рассказывает, как справляться с тревогой, понимать свои чувства и строить отношения с другими.
На европейском рынке в последние годы особенно актуальны темы разнообразия и инклюзивности — и к нам этот тренд тоже активно приходит. Все больше книг рассказывает о разных культурах, семейных моделях и особенностях развития.

Например, у нас есть чудесная книга «Религии мира. Виммельбух для детей и взрослых», где мы рассказываем про индуизм, буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Понятно и интересно объясняем обряды, традиции, праздники и особенности каждой культуры. Эта книга уже несколько лет остается одной из любимых у наших читателей.
Еще одна важная книга — «Брат дракона» Ларисы Романовской. Здесь главный герой — мальчик, который плохо слышит. История о том, как сложно иногда бывает одиннадцатилетнему ребенку справляться с вещами, которые взрослым кажутся простыми. Очень честная, теплая и жизненная книга.
Среди июньских новинок мы с нетерпением ждем книгу шотландской писательницы Эль Макниколл «Словно искра». Это история об одиннадцатилетней Адди, которая живет в маленькой деревне в Шотландии и знает, что быть особенной — непросто. У Адди расстройство аутистического спектра . А сотни лет назад быть «не как все» было еще и опасно — особенно для женщин, которых могли обвинить в колдовстве. Это трогательная, атмосферная книга о дружбе, смелости, поддержке и о том, как важно верить в себя, даже если мир вокруг порой непонимающий.
У подростков стабильно востребованы романтические комедии и уютные романы — легкие, теплые истории о любви, дружбе и поиске себя.
Продолжает расти интерес к научно-популярной литературе: читатели любят книги о природе, космосе, технологиях.
Детские и подростковые книги все активнее становятся основой для сериалов и мультфильмов. В России за последние годы вышло много адаптаций — например, анимационная версия «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова.
Все более популярна тема осознанного родительства. Востребованы книги о том, как строить теплые и поддерживающие отношения с детьми. Это отдельный тренд, который мы сейчас чувствуем и развиваем.
Один из моих личных фаворитов — Шими Канг. Очень рекомендую ее книги «Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей» и «Чуткие родители» — последняя помогает снять тревожность и найти свой подход к воспитанию.
Среди хитов также:
- «Высокочувствительные. Как позаботиться о себе, пока ты заботишься о ребенке» Бике Генен — важная поддержка для родителей, которые часто забывают о себе;
- «Спи, малыш: Что делать, если малыш плохо спит?» Ксении Антиповой и Юли Бородиной — настоящее спасение для родителей маленьких детей;
- «Мама, я пошел! Энциклопедия двигательного развития детей от 0 до 18 месяцев» Марии Гербутовой — понятное руководство для первых лет жизни ребенка.
— Как на рынок детской литературы влияют цифровые технологии?
— За последние несколько лет аудиоконтент стал гораздо популярнее. Сегодня благодаря множеству сервисов и платформ, таких как «Яндекс Плюс», «VK Музыка», «Строки», «Звук», аудиокниги становятся доступными каждому. У этих сервисов уже есть своя аудитория, а в нашем случае это, прежде всего, родители, которые ищут удобный способ приобщить детей к литературе.
Аудиокниги особенно актуальны для детей, так как часто становятся хорошей альтернативой родительскому чтению вслух. Еще они обладают уникальной особенностью: несмотря на то что детские аудиокниги, как правило, короче взрослых, их суммарное время прослушивания часто выше, чем у самых популярных книг для взрослых за тот же промежуток времени.
Еще один интересный феномен. Совместно с «Детским радио» мы запускали аудиокниги в формате аудиоспектаклей по таким новогодним произведениям, как, например, «Дед Кошмар» и «20 подарков на Новый год». Аудиоверсии вышли раньше печатных книг, и это дало сильный промоэффект — когда книги поступили в продажу, их стартовый тираж разошелся примерно вдвое быстрее, чем у сопоставимых новинок без предварительного промо. Мы сравнивали со схожими по жанру и объему продаж книгами, выпущенными в тот же период.
Почему так произошло? Мне кажется, когда дети или родители слушают аудиокнигу и получают удовольствие от истории, они хотят продолжить этот опыт в традиционном бумажном формате. Это создает дополнительные точки входа.
Еще из интересных примеров — серия аудиокниг про девочку Конни на «Яндекс Плюс». Эти аудиосборники уже семь лет популярны, суммарно дети слушают их по несколько тысяч часов в месяц. То есть мы замечаем, что цифровые технологии не только расширяют доступ к литературе, но и помогают увеличить интерес к традиционным книгам.

— Помогает ли цифровой интерактивный контент увлечь книгой?
— Я замечаю скорее снижение интереса к книгам с дополненной реальностью.
Мы пока не пошли в этот сегмент — кажется, ниша уже занята, а чтобы войти в нее с чем-то действительно уникальным, нужны серьезные инвестиции. Это уже не просто печатные книги с цифровыми элементами: сегодня для прорыва необходима интеграция с искусственным интеллектом, VR и нейротехнологиями. Но я иногда думаю в этом направлении: если появится партнер и интересный автор, мы точно сможем реализовать такой проект.
Что касается QR-кодов, мы их активно используем, но статистика показывает низкую конверсию. По нашим данным, лишь немногие книги дают хороший результат. Чаще всего это образовательные издания, где интерактивный контент действительно дополняет материал.
Что может быть по QR-кодам? Расскажу на примере нашей серии «Уроки из жизни», которую мы развиваем больше пяти лет. Это вдохновляющие книги о судьбах известных людей: изобретателей, ученых, писателей, героев современности. Как Илон Маск и Сергей Королев начали строить ракеты? Почему Стив Джобс основал «Эпл»? С какими испытаниями столкнулась Анна Ахматова?
Каждая книга дополнена QR-кодом. По нему можно скачать плакат-мотиватор с главным посланием героя книги и рабочую тетрадь с заданиями. Тетрадь помогает ребенку не просто прочитать историю, но и глубже прожить ее через упражнения: например, сформулировать свою мечту, поставить маленькие цели, потренировать настойчивость, придумать проект или нарисовать плакат для вдохновения. Так наши читатели растут вместе со своим героем и закрепляют прочитанный материал.
Мое мнение: технологии нужно не просто использовать ради использования, а интегрировать их так, чтобы они усиливали смысл книги.
— Вы работаете в издательстве более 20 лет. Как за это время изменился детский читатель?
— Дети — по-прежнему очень требовательная аудитория. При этом, мне кажется, в последнее время у читателей сильно изменились визуальные вкусы. Современные дети с раннего возраста живут в мире ярких, быстро меняющихся картинок, которые мелькают в мультфильмах и приложениях. Поэтому теперь книги должны захватывать не только интересным сюжетом, но и визуальной подачей: иллюстрации стали динамичнее, разнообразнее, больше внимания уделяется дизайну и деталям. Ребенок буквально считывает картинку вместе с текстом.
Еще изменился запрос к историям. Дети хотят видеть героев, похожих на себя, искать свое место в мире. Заметен рост интереса к темам эмпатии, заботы о природе, технологий, а также к книгам, которые помогают разобраться в своих чувствах.
Одно осталось неизменным: дети мгновенно чувствуют фальшь. Поэтому я всегда говорю начинающим авторам, что написать книгу для детей сложно. Если история придумана для галочки или оформление скучное, ребенок это сразу почувствует и отложит книгу.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety