«Понравится любителям пространных рассуждений»: я прочла «Игру в классики» Хулио Кортасара
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Книга была подарена мне три года назад, но так и стояла на полке. Довольно сложное в прочтении и восприятии произведение. Из аргентинской литературы единственное, с которым я знакома. Изюминкой данной книги является то, что её можно прочитать 2-мя способами: последовательно от 1 до 56 главы( 2 части), не дочитывая третью часть, которая объединяет первые две. Второй способ подразумевает прочтение всех трёх частей по схеме указанной автором. Номер следующей главы указывается в конце прочитанной. Собственно название этой книги и намекает нам о таком варианте прочтения.
Итак, к повествованию: главный герой Орасио приехал из Аргентины в Париж в поисках духовного развития и как водится не утруждал себя какой-то определенной работой и заработками на кусок хлеба. Жил вполне скромно на деньги, присылаемые его родственниками из Буэнос-Айреса. В поисках духовного просветления он долго и бесцельно слонялся по городу, много думал, видел определённые знаки и искал истинную реальность за пределами того бытия, которое жалко влачил. При этом он ощущал себя не таким как все, имел претензии на свою значимость.
Кругом его общения были такие же любители пофилософствовать о жизни, искусстве и о высоком: писатели, художники, музыканты. Словом, представители богемной жизни. Свое общество они называют клубом Змеи и собираются для обсуждений на регулярной основе: курят, пьют, философствуют, слушают джаз, обсуждают работу умирающего писателя Морелли. Меж тем Орасио мечется между двумя женщинами- француженкой Полой и своей землячкой Магой.
Но его метания разрешает случай — у Полы обнаружили рак груди, что и стало причиной расставания с нею. Орасио съезжается с Магой, чтобы им легче было жить в финансовом плане, она оставляет своего ребенка у кормилицы. По признаниям главного героя великой любви он не испытывал, а иногда даже тяготился своей необразованной и не утонченной любовницей. Она же в свою очередь чувствовала себя не на своем месте в кругу его друзей.
Далее у Маги заболевает ребенок и она вынуждена забрать его к себе, что очень раздосадовало Орасио. Он проявляет удивительное равнодушие, даже когда малыш умирает. Мага уезжает, а его друзья отказываются принимать столь жестокосердного человека. Орасио скитается по парижу с бездомными и в конечном счете его депортируют на родину. Только после разлуки с Магой он понимает, что все же любил ее и испытывает чувство вины. На родине его часто посещают мысли о самоубийстве.
Финал оставлен на думы читателя. Решился ли он на этот поступок или нет? При прочтении по схеме писателя после двусмысленной сцены Орасио оказывается снова в своей комнате, что можно трактовать как предсмертные галлюцинации.
Довольно сложное и неоднозначное произведение. Понравится любителям пространных рассуждений, пестрящих сложными метафорами. Меня же автор натолкнул на мысль, что главный герой не совсем здоров, не обладает эмпатией, хоть и очень много рассуждает о высоком. Много мечется и идет по деструктивному пути, разрушающему его личность до самого конца. Его воспаленный разум скачет, словно игра в те самые пресловутые классики, которая неизбежно подходит к финалу.