Мои книжные итоги второго квартала 2025 года

Героиня реалити планирует прочесть 4 произведения русской классики и вернуться к написанию отзывов на книги: часть 3
2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Вот и подошел к концу второй квартал 2025 года, и пришло время писать отчет в рамках книжного челленджа. Сначала расскажу о самых ярких впечатлениях и событиях этого квартала.

Главной книгой второго квартала у меня был «Обломов» И.А. Гончарова. Это единственное произведение из обязательной программы, которое мне по-настоящему понравилось в школе, и я давно хотела его перечитать.

Увы, 20 лет спустя впечатления от книги не такие радужные. Содержательно книга по-прежнему кажется мне крутой, многие черты Обломова я по-прежнему нахожу в себе (лень, стремление к покою, нежелание что-то решать, желание отложить на завтра то, что можно сделать сегодня, ну и любовь к еде, конечно же), и это жутковато и грустно.

Но теперь мне показалось, что книга очень тяжеловесно и высокопарно написана. Особенно мучительна, конечно, первая часть книги, где герой просто лежит на диване и ничего не происходит. Несколько раз меня настигало непреодолимое желание бросить чтение.

Герои схематичны — не живые люди, а типажи. Психологизма маловато, особенно это заметно на контрасте с Толстым. Еще очень раздражает, что герои ничего не делают и получают деньги просто так. Ей-богу, чтение классики утверждает в мысли, что Октябрьская революция была справедлива…

Еще во втором квартале у меня случился интересный опыт — обсуждение книги в формате книжного клуба. Я давно хотела поучаствовать в таком мероприятии, но как-то не складывалось. Меня отпугивала идея читать книгу по чьему-то указанию. Но вот представился случай: было предложено провести совместные чтения среди участников книжного челленджа Т–Ж.

Для обсуждения выбрали «Женщину в песках» Кобо Абэ. Я давно хотела познакомиться с творчеством этого автора, поэтому решила принять участие в обсуждении. В итоге меня настигло полнейшее разочарование по всем фронтам. Книга показалось мне на редкость нудной — метафорическое разгребание песка всю книгу. Мне это напомнило Камю и Кафку, только если в мои 15 лет это было приемлемо, то сейчас такое читать совсем не хочется. Обсуждения книги тоже как такового не вышло, потому что ее прочитало пять человек, и полноценного обсуждения не случилось.

В общем, что и следовало доказать: метафоричность — это не мое, коллективные чтения — это не мое. Хотя, может быть, стоит все-таки когда-нибудь принять участие в офлайн-обсуждении. Возможно, тогда впечатления будут другими.

Самым грандиозным событием второго квартала, а может быть, и всего 2025 года для меня стал выход ранее не издававшейся книги Эдуарда Лимонова «Москва майская». Эта книга так меня впечатлила и принесла мне столько радости, что я даже написала на нее развернутую рецензию /reality-reading-russian-literature-2/

И еще одной яркой книгой стала для меня «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Путевые заметки о поездке по Америке, впервые опубликованные в 1937 году, и сейчас очень интересны по многим причинами.

Во-первых, это классный маршрут, который очень хочется повторить: советские писатели проехали на автомобиле от океана до океана и обратно, побывали во многих городах (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес…), увидели много красивых мест. Во-вторых, книга написана прекрасным языком, очень увлекательно, живо, с юмором. В-третьих, интересен их взгляд на Америку: они описывают какие-то вещи типа кредитов, которые тогда для них были в диковинку, а для нас в наше время и в России являются нормой жизни.

Но безусловно, это очень пропагандистская книжка. Ильф и Петров были командированы в Америку советским правительством, и в их задачу явно входило критическое описание увиденного. Безусловно, какими-то вещами типа американских дорог писатели восхищаются, но в целом их описание очень негативное: Америка описывается как страна, в которой очень тяжело живется, в которой люди никак и ничем не защищены, в которой главное — это погоня за деньгами, а ничего духовного в Америке нет. Голливудские фильмы ужасные, еда невкусная, а все встреченные эмигранты тоскуют по России и живут плохо. Местами такие описания вызывают непреднамеренный комический эффект.

В 2006 году Владимир Познер и Иван Ургант повторили маршрут Ильфа и Петрова и сняли документальный сериал. В издании, которое я читала, помимо текста Ильфа и Петрова, были также опубликованы заметки Познера и американского журналиста Брайана Кана, который тоже принимал участие в съемках. Эти тексты очень хорошо дополнили книгу Ильфа и Петрова, было интересно сравнить, как изменилась Америка за 70 лет. Но, увы, до стиля Ильфа и Петрова Познеру далеко. Меня немного раздражал его поучающий тон.

Также во втором квартале я прочитала следующие книги.

  • Константин Сперанский «Пустоцвет». Константин Сперанский — это соратник моего любимого Евгения Алехина по рэп-группе «макулатура». Книга «Пустоцвет» — это воспоминание автора о детстве в Кемерово в 90-е годы. На мой взгляд, материал очень крутой, но автор им не сумел грамотно распорядиться. Книга очень сырая, бессвязная и в целом плохо написанная. Хотя некоторые отдельные фрагменты про родителей, дедушку, прочих родственников очень хороши. И некоторые эпизоды школьной жизни тоже ничего. Но увы, в единое полотно все это не складывается, из-за чего читать было тяжеловато.
  • Саяка Мурата «Церемония жизни». В свое время меня очень впечатлила книга Саяки Мураты «Человек-комбини». Наверное, это единственная книга, про которую я могу сказать, что это в некотором смысле история обо мне. Сборник рассказов «Церемония жизни», пожалуй, впечатлил меньше, но несколько рассказов все равно очень понравились («Церемония жизни», «Идеальный материал», «Инкубатор»). Мне нравится, как автор разрабатывают тему относительности понятия нормы и доводит все до абсурда. Но в целом я предпочитаю реализм в литературе, а эта книга все-таки от реализма далека.
  • Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии». Зарисовки о жизни в Чувашии во время пандемии. Насколько я поняла, книга автобиографическая, и автор описывает, как он уехал на родину жены, потому что во время ковида появилась возможность работать удаленно. Честно говоря, рассказ получился довольно бессвязный. И больше не про Чувашию, а про жизнь автора в Москве до Чувашии, но при этом цельного портрета героя не складывается.
  • Анна Чухлебова «Вдовушка». Книга про опыт утраты — у героини умирает молодой человек от болезни легких. Честно говоря, повествование бессвязное. Из хорошего могу отметить только то, что действие происходит в Ростове-на-Дону, передан колорит города плюс приметы последних лет (ковид, СВО). Сюжета нет, идеи нет. Стиль изложения вычурный, тяжело через него прорываться.
  • Настасья Реньжина «Бабушка сказала сидеть тихо». Интересная задумка — как одинокая старушка держит в шкафу ребенка. Но воплощение подкачало — не покидало ощущение искусственности. Мальчик должен быть как Маугли, и его поведение в книге абсолютно неубедительно. Язык автора с закосом под сказ, с середины книги не покидает ощущение неестественности, сделанности.
  • Агата Кристи «Смерть на Ниле». Хотя по итогам прошлого квартала я решила больше не читать Агату Кристи, меня не покидало желание прочитать «Смерть на Ниле». Честно говоря, эта книга по моим ощущениям ничем особо не отличается от «Убийства в Восточном экспрессе» и в целом от классических детективов. Но оторваться невозможно. Все, теперь точно завязываю с чтением Агаты Кристи.
  • «16 поездок: маршруты московские в рассказах современных писателей». Новый сборник Редакции Елены Шубиной, в котором рассказы современных писателей объединены темой московского транспорта. Я не москвичка, но последние годы бываю в столице часто и регулярно, и перемещение на московском общественном транспорте — это каждый раз очень впечатляющее мероприятие. Мне показалось, что идея написать о московском транспорте очень крутая. И книга мне очень понравилась. Не могу сказать, что все рассказы одинаковы хороши, но после прочтения возникает ощущение, что ты окунулся не просто в московский транспорт, а в целом в московскую жизнь. Особенно мне понравился рассказ Дмитрия Данилова — чувствуется, что он очень любит свой город и всю систему общественного транспорта.
  • Юрий Рытхэу «Когда киты уходят». О Юрии Рытхэу я услышала от одной из участниц книжного челледнджа. Это советский писатель родом с Чукотки. Мне показалось, что интересно будет почитать о Чукотке — я совсем ничего не знаю об этом регионе. Возможно, мне попалась не самая удачная книга и стоит дать Рытхэу еще один шанс, но мне не понравилось. «Когда киты уходят» — это переложение чукотской легенды о происхождении людей. По сюжету люди произошли от китов: главная героиня полюбила кита, он обратился в человека, и она родила от него китят (!). Я и в детстве не особо любила сказки, а сейчас читать сказочные сюжеты мне уж точно неинтересно. Какие-то уж очень топорные метафоры о единстве человека и природы, о необходимости жить в гармонии с ней показались надуманными и скучными. И слишком много описаний природы, не люблю такое.

Сейчас я начала читать две книги — «Придумай мне судьбу» Надежды Васильевой про работу художников по костюмам в кино и «Читая «Лолиту» в Тегеране» Азар Нафиси про тайные собрания преподавательницы и студенток для обсуждения литературных произведений после Исламской революции в Иране. Но об этих книгах я расскажу в следующем отчете.

  • Ник Завадски> это очень пропагандистская книжка Да, но нет. Они вообще гениально смогли пройти по "самому краю" необходимой пропаганды, практически не погрешив против истины. И поэтому книжку поначалу то ли не издавали, то ли издавали в конце сборников - как раз началось похолодание отношений с США, когда они для СССР уже что было надо, то построили. Про Голливуд, думаю, они писали вообще честно. Что думали - то и писали, да не так много и изменилось. Интервью с парнем, который бичевал по стране в поисках работы, тоже очень честное. Да и вообще, книга - просто бриллиант, великолепная журналистская работа. От авторов, которые по-английски почти не говорили) P.S. Познер же с Ургантом, не вынимающим язык из задницы Познера, настолько мерзик, что я не смог осилить сериал, хотя очень хотел.0
  • Alexandra P.Ник, мне очень понравилась книга. Но это не отменяет того, что она пропагандистская. Просто и пропаганда может быть талантливой.0
Сообщество