Приложение Т—Ж
В нем читать удобнее
«Смотрю на ботинки клиента и называю цену»: я зарабаты­ваю 650 000 ₽ в месяц на реста­врации авто

«Смотрю на ботинки клиента и называю цену»: я зарабаты­ваю 650 000 ₽ в месяц на реста­врации авто

Средняя выручка — 1,5 млн рублей
75
Аватар автора

Павел Широбоков

реставрирует машины

Аватар автора

Наталья Модель

поговорила с предпринимателем

Страница автора
Аватар автора

Ира Юльева

сфотографировала

Страница автора

В университете я любил шоу «Махинаторы» — там брали старые машины, чинили и продавали дороже.

Идея меня зацепила. Мы с другом открыли мастерскую и начали убирать вмятины, — дело пошло. Позже я познакомился с Эдуардом из Таллина. Он предложил восстанавливать кожу в салонах дорогих машин.

Мы сделали это главным направлением, переехали в Петербург и занялись реставрацией раритетных авто. Сегодня Smart Guru уже 15 лет. В среднем бизнес приносит 1,5 млн рублей выручки в месяц и около трети этой суммы — прибыль.

Расскажу, как начинал с дверного производства, продавал водку, учился работать с клиентами, ставить цену и проходить кризисы.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте раз в месяц по средам. Бесплатно

Не хотел больше продавать водку

Я вырос и учился в Оренбурге, в университете изучал матметоды в экономике  . Обычно выпускники такого факультета уезжают в Москву работать в банки и хорошо зарабатывают. Я уезжать не хотел — к концу университета женился и стал думать, чем заняться по жизни.

Сначала устроился в компанию — производителя дверей и занимался закупками. На меня еще повесили претензии клиентов. Помню случай: приехал к покупателю, мы стоим на лестничной площадке, он уже снял старую дверь. У человека пустой проем, а я должен объяснить, что заказ еще не готов и привезут его только завтра. Он спрашивает: «А как я сегодня спать буду?» Я пытался выкрутиться, предлагал закрыть проем пленкой. В итоге мы ставили дверь в три часа ночи. Соседи в девятиэтажке были очень рады звукам перфоратора.

Позже производство сократилось, и меня уволили с тремя окладами. Я был на пятом курсе, писал диплом и думал, что делать дальше.

По каналу Discovery попалось шоу «Махинаторы»
По каналу Discovery попалось шоу «Махинаторы»
Мне идея реставрации машин понравилась, я подумал, что тоже могу этим заняться
Мне идея реставрации машин понравилась, я подумал, что тоже могу этим заняться

Пока решил снова поработать в найме — устроился закупщиком в компанию — дистрибьютора водки. Работа была простая: находил в Москве новый бренд, закупал фуру водки и привозил в Оренбург, а дальше 20 торговых представителей развозили ее по магазинам.

За полгода я поднял оборот компании с 200 000 до 3 млн рублей, но зарплата осталась прежней — 40 000 ₽. В таких местах рано или поздно сталкиваешься с алкоголиками, которые находятся на самом дне. Как-то я поехал с торговым представителем по деревням. Мы зашли в магазин. Туда заходит мужик с женой и тремя детьми.

Он берет водку, а жена просит: возьми лучше лимонад детям, у нас больше нет денег.

И он, сволочь, купил мою бутылку. Я посмотрел на это и понял, что занимаюсь фигней и пора с этой работой заканчивать.

В офисе, среди успешных людей и красивых графиков, кажется, что ты молодец — вчера продал 100 ящиков, сегодня 200. А в деревне, когда видишь покупателя этих ящиков, сразу становится плохо. Через какое-то время я уволился.

Милиционер чуть не избил нас за плохой ремонт

В 2010 году мы с другом Костей открыли автосервис и начали чинить вмятины. У меня было 150 000 ₽, у него — 50 000 ₽. На эти 50 000 ₽ мы отправили Костю в Казань учиться технологии Paintless Dent Repair — это когда вмятины на машине выправляют без покраски и шпаклевки, просто аккуратно выправляя металл. Я в это время искал помещение под мастерскую в Оренбурге.

Сначала нашел ужасное и дорогое — всего на два машино-места за 30 000 ₽ в месяц. Для сравнения — сейчас, спустя 15 лет, люди платят такие деньги за аналогичные помещения, а тогда я переплатил раза в четыре. Внес аренду за два месяца и на оставшееся купил инструменты.

Мы с Костей никогда раньше не работали с автомобилями, но казалось, если он инженер, а я просто умный парень, что сложного — разобрать машину. Первые четыре мы делали очень долго и ничего не заработали. Одна из них принадлежала милиционеру, мы ее испортили, и он чуть не избил нас прямо на месте. За два месяца мы заработали всего около 30 000 ₽ — даже на аренду не хватило.

Если бы я тогда не был женат, а жена не работала в банке, я бы ничего не смог продолжить
Если бы я тогда не был женат, а жена не работала в банке, я бы ничего не смог продолжить
Подушки у нас не было
Подушки у нас не было

Через два месяца, когда снова нужно было платить 30 000 ₽ за аренду, мы с Костей сели думать, что делать дальше. Решили попробовать еще раз, но с меньшими расходами. Знакомый сдал нам страшный гараж за 8 000 ₽ — с ямой посередине для грузовиков. Я туда несколько раз падал. Было неудобно, зато дешево. Тогда я понял: начинаешь бизнес — бери самое дешевое помещение, иначе аренда тебя убьет.

Рядом с нами чинили машины старые армяне. Они стали бесплатно давать нам пробовать технологию на своих клиентах: вот крыша, на нее глыба упала — попробуйте сделать. Мы набивали руку, что-то зарабатывали. Пережили жуткие ноябрь-декабрь, а с января начало получаться.

Зимой и весной снег сходил глыбами и ломал машины оренбуржцев — заказы пошли. В феврале мы оплатили аренду, купили материалы и получили первую зарплату по 15 000 ₽. В марте заработали больше, чем когда-либо в найме.

Исправление вмятин без покраски было нашей единственной услугой. Мы работали в городе одни, пока через год не появился первый конкурент. А в сентябре я понял, что вдвоем не успеваем — появилась очередь. Тогда мы позвали первого сотрудника, Сергея, с которым я раньше работал на производстве дверей. Он с нами уже 15 лет.

Эдуард, который чинил надгробные плиты

Зимой я нашел новое заграничное ноу-хау в ремонте машин — как убрать царапины без покраски. Нашел англичанина, который этим занимался, пишу ему: hello, my name is Pavel, I live in Orenburg, I want to buy your kit  . Он отвечает: а как я тебе это отправлю? Самолетом нельзя, это растворители, их можно возить только по земле.

Он предлагает вариант: есть знакомый в Эстонии, зовут Эдуард, я отправлю набор ему, он иногда ездит в Питер, встретитесь и заберешь. Я согласился, пишу Эдуарду: hello, my name is Pavel… А он отвечает: не выпендривайся, я говорю по-русски. Договорились встретиться в Петербурге. Он передал мне набор и вечером позвал в бар. За пивом спросил, зачем мне все это, и сказал, что настоящее ноу-хау — покраска кожи. Я подумал: бред какой-то, кому нужно красить кожу. Эдуард начал объяснять: в 2011—2013 годах многие в России купили себе крутые машины Toyota Land Cruiser за наличные.

Через три года всем им придется красить рули и сиденья
Через три года всем им придется красить рули и сиденья
И это могли бы быть мои клиенты
И это могли бы быть мои клиенты
Я скептически отнесся, но решил прислушаться
Я скептически отнесся, но решил прислушаться

У Эдуарда в Эстонии был свой бизнес по смарт-ремонту. Он чинил все подряд: пластик, ткань, дерево, камень, кафель. Даже надгробные плиты. В Германии однажды срочно искали мастера по камню — дорогую плиту стукнули об угол, пошел скол. Позвонили Эдуарду. Он прилетел на следующий день, исправил все за 20 минут, взял с них 15 000 евро и улетел обратно.

Я сделал визу в Эстонию, поехал к Эдуарду и купил материалы и краски для кожи на 500 000 ₽. Три дня проходил обучение: он показывал, как правильно красить рули и сиденья.

План сработал: наш сервис стал зарабатывать на восстановлении кожи, и в 2012 году мы с Костей получали уже по 70 000 ₽ каждый. Потом научились чинить пластик, дерево.

Мы с Эдуардом подружились, до сих пор общаемся, я езжу к нему в гости и продолжаю закупать у него материалы.

Кризис 2014 года и долги в евро

До 2014 года наш бизнес активно рос. Кроме нас с Костей было уже пять сотрудников. Появилась уверенность в завтрашнем дне. Потом начался кризис. Перед этим я набрал у Эдуарда кучу всего на 2 000 евро. Я впервые понял, что значит иметь долги в евро. Курс скакнул с 50 до 120 ₽, и вместо 100 000 ₽ я оказался должен почти 400 000 ₽. Мы умудрились сохранить отношения, хотя сразу деньги я ему отдать не смог.

Двух человек пришлось уволить. У меня родились двое детей, жена заболела. Я сидел дома, Костя работал один. На улице −35 °C, клиентов нет. Два месяца — тишина. Через месяц звоню Косте, спрашиваю, что у него по деньгам в кассе. Он говорит: есть 20 000 ₽. А у нас только аренда — 10 000 ₽.

Я сдуру влез в кредитку и потом еще четыре года расплачивался.

К 2015 году кризис миновал, но мы поняли — не растем, новых клиентов нет, пора что-то менять. Попробовали открыть вторую точку в Оренбурге — проработали три месяца и закрыли. Зато появилось новое направление. К нам приезжал человек на неделю, за 100 000 ₽ учился технологиям, покупал еще материалов на 100 000 ₽ и уезжал запускать такой же бизнес у себя.

Постепенно мы начали переходить в сегмент дорогих автомобилей. В 2011—2015 годах в основном делали Калины и девятки, а Фольксваген Поло считался уже хорошей машиной. Когда начали красить кожу, стали приезжать БМВ и Лексусы. Мы с Костей начали зарабатывать по 100 000 ₽, и я впервые купил себе дорогие ботинки — за 30 000 ₽.

В 2016 году я вдруг понял, что больше не могу жить в Оренбурге, устал от этого города. Сел с Костей, предложил переехать. Накидал три варианта: Москва, Петербург и Краснодар с Крымом.

С первыми двумя все ясно: там были все деньги страны
С первыми двумя все ясно: там были все деньги страны
А третий я выбрал из-за моря. Когда живешь в степи и вокруг на 600—700 километров нет ничего, хочется хотя бы какой-то воды
А третий я выбрал из-за моря. Когда живешь в степи и вокруг на 600—700 километров нет ничего, хочется хотя бы какой-то воды
Но выбрали в итоге Питер
Но выбрали в итоге Питер

Переехали в Петербург

Я очень долго искал мастерскую в Питере. Процесс выглядел так: сидишь в Оренбурге, заходишь на «Авито», находишь шесть помещений, договариваешься со всеми, летишь, смотришь по три в день — и обратно. Такая поездка обходилась в 30 000 ₽, и я проделывал ее три раза. Все потому, что меня постоянно обманывали.

Человек выкладывает красивую фотографию. Ты звонишь, уточняешь: сдает именно то помещение, что на фото, или нет? Он все подтверждает. Ты тратишь деньги, прилетаешь, стоишь возле этого красивого места. Но владелец берет тебя за руку, ведет за здание и показывает старый сарай, который на самом деле сдает.

Районов Петербурга я не знал, поэтому, чтобы понять контингент, ездил на метро, шел пешком до нужного адреса и смотрел, сколько Мерседесов проезжает мимо
Районов Петербурга я не знал, поэтому, чтобы понять контингент, ездил на метро, шел пешком до нужного адреса и смотрел, сколько Мерседесов проезжает мимо
Хотел понять, есть ли здесь моя целевая аудитория
Хотел понять, есть ли здесь моя целевая аудитория

После очередного провального прилета осенью я собирался обратно в Оренбург. Проснулся в шесть утра, открыл «Авито» и увидел новое помещение: 144 м², написано «подходит для детейлинга». Жду семи утра, в 7:20 звоню: «Братан, вижу 144 метра, хочу снять». Он: «Это уже сдано, но есть такое же на Петроградке».

Я спрашиваю: «что такое Петроградка? Давай адрес, посмотрю». Сажусь в метро, еду. Выхожу — вокруг красивые улицы. До этого я бывал только в спальных районах, а тут совсем другой Петербург: чисто, ухожено, ездят Мерседесы. Подхожу к зданию сервиса «Евроавто», навстречу выходит владелец. Я уже напрягся — думал, опять поведут в сарай за углом. Но оказалось, они сдают часть ремонтной зоны «Евроавто». Обещали построить стену и сделать отдельное помещение с собственным въездом. Мне все понравилось. Договорились на аренду за 90 000 ₽, подписали договор о намерениях, через месяц — основной.

Мы с Костей собрали 2 млн рублей: свои, кредитные, часть добавили родители. Сняли квартиру за 50 000 ₽ и поехали в Питер. Часть инструментов перевезли из оренбургского сервиса. В начале января 2018 года мы открыли автоцентр в Петербурге.

Расходы на запуск автоцентра в Петербурге в 2018 году

Всего расходов2 119 000 ₽
Аренда на три месяца450 000 ₽
Обучение370 000 ₽
Ремонт помещения350 000 ₽
Материалы315 000 ₽
Инструменты287 000 ₽
Реклама202 000 ₽
Лампы120 000 ₽
Столы25 000 ₽

Расходы на запуск автоцентра в Петербурге в 2018 году

Всего расходов2 119 000 ₽
Аренда на три месяца450 000 ₽
Обучение370 000 ₽
Ремонт помещения350 000 ₽
Материалы315 000 ₽
Инструменты287 000 ₽
Реклама202 000 ₽
Лампы120 000 ₽
Столы25 000 ₽

Доставка подорожала в пять раз

Дело пошло сразу. Мы делали рекламу в «Инстаграме»*, я снимал ролики для Ютуба и писал о наших работах во «Вконтакте». Но прорыв случился, когда ко мне неожиданно приехал блогер Независимый эксперт. Его ролики тогда собирали по 400 000 просмотров, и наши аудитории идеально совпадали.

От него стабильно приходили клиенты, и благодаря ему мы подняли узнаваемость бренда. Люди запомнили нас по тому видео и могли приехать даже через пару лет.

Костя в Петербурге не прижился и захотел вернуться. Мы разошлись мирно, сохранили дружеские отношения.

В 2018 году евро снова подскочил. Я опять набрал кредитов — на этот раз на 5 000 евро. В итоге оказался должен не 200 000 ₽, а уже все 500 000 ₽. Первый раз ничему не научил.

Потом грянул коронавирус. Всем запретили работать, но автосервис выкручивался: клиент приезжает, мы закрываем сервис на ключ, после ремонта он забирает машину — и снова тишина.

Я научился по телефону определять, звонит проверяющий или настоящий клиент
Я научился по телефону определять, звонит проверяющий или настоящий клиент

В феврале 2022 года курс евро снова вырос, но на третий раз я уже усвоил уроки и сразу закрыл все долги. После предыдущих кризисов эта ситуация уже не казалась аховой, и я был уверен, что справлюсь. Даже если по всей границе построят четырехметровый забор, я все равно найду способ решать вопросы.

Главной проблемой стала закупка краски и материалов. Мы работаем с немецкой краской, а границы закрылись. Раньше я мог сесть на автобус, доехать до Таллина, все купить и за восемь часов вернуться в Питер. А теперь путь у расходников такой: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Греция, Турция, Сочи, Беларусь, и только потом — Питер. В итоге доставка подорожала раза в три, а недавно и вовсе в пять. Сроки тоже выросли. Раньше решал вопрос за два дня, теперь если привезли за две недели — считай, повезло.

В остальном негативных последствий для бизнеса не было. Клиентов по-прежнему много, доход растет. Я купил себе машину, землю и строю дом.

Как мы определяем цену услуги

Вопрос ценообразования в нашем бизнесе сродни философскому. Я много раз пытался найти формулу — как правильно брать деньги. Самый простой вариант — посмотреть на человека, на его ботинки, прикинуть, сколько у него денег, и назвать цену. У 90% гаражных сервисов подход именно такой.

Второй вариант — считать часы. Посмотреть объем работы и прикинуть, сколько уйдет времени. Час работы наших мастеров стоит 2 500—3 000 ₽.

Третий вариант — жесткий прайс. Но рано или поздно приедет какая-нибудь Бентли за 100 000 000 ₽, и тут озвучивать прайс никак нельзя.

Есть и другой путь — идти от желаемого дохода. Я хочу получать 500 000 ₽ в месяц. Моя прибыль — примерно 30% от выручки, остальное уходит на расходы. Значит, выручка должна быть 1,5 млн рублей в месяц.

На деле зарплата прыгает от 300 000 до 700 000 ₽, сильно зависит от сезона. Иногда расходы падают до 50%, и прибыль растет. В расходах: аренда — 10—15%, зарплата — около 30%, реклама — 10—15%, материалы — 10%.

Как мы делаем сейчас. Приходит клиент, просит покрасить руль. Я звоню сотруднику: он приезжает, смотрит, говорит, например, 5 000 ₽. Я перезваниваю клиенту и называю 10 000 ₽. Если работа нестандартная — ставлю тройную наценку.

Недавно просили починить механизм на старом Мерседесе, который не выдвигался лет 20. Пришлось печатать детали на 3D-принтере
Недавно просили починить механизм на старом Мерседесе, который не выдвигался лет 20. Пришлось печатать детали на 3D-принтере
Сколько это должно стоить — непонятно, и в городе никто больше такое не сделает
Сколько это должно стоить — непонятно, и в городе никто больше такое не сделает

Когда клиент оставляет машину, я ее фотографирую, записываю все работы, собираю смету и отдаю предложение. Итоговую сумму не пишу — вдруг не все захочет делать, зачем пугать.

Дальше разговор про деньги. Он соглашается или говорит, что есть только определенная сумма. Если у клиента, например, 100 000 ₽, есть два варианта: убрать часть работ или поторговаться. Скидок я не даю, но поторговаться не против. Людям нравится сам процесс. Можем кидаться суммами: «Сделаешь за 100 000 ₽?» — «А может, за 108?» — «Ну хотя бы 106?» — «Окей, 106 500». Эти 500 ₽ ничего не решают, но клиент рад, что выиграл торг.

Я избегаю ровных и странных цифр вроде 101 000 ₽ — такие выглядят высосанными из пальца. Лучше либо чуть меньше, например 92 000 ₽, либо заметно больше — 128 000—135 000 ₽. Так сумма выглядит честнее.

Если хочу побольше взять, дроблю услугу на части. Вместо «ремонт сиденья 10 000 ₽» пишу: «разбор — 1 500 ₽, ремонт обшивки — 8 000 ₽, ремонт поролона — 6 000 ₽».

Такие заказы формируют подушку безопасности. Потому что рано или поздно что-то сломаешь
Такие заказы формируют подушку безопасности. Потому что рано или поздно что-то сломаешь
Как-то повредили ручку на старой машине. Думал, найду пластик за 1 000 ₽, а оказалось, дешевле 500 € его нет
Как-то повредили ручку на старой машине. Думал, найду пластик за 1 000 ₽, а оказалось, дешевле 500 € его нет

Раз в год ошибаюсь в расчетах: времени уходит больше, чем думал, а клиент платить не готов. Но сделать все равно надо — иначе подумают, что профан. Так ремонт ремня безопасности перевалил за 30 000 ₽. Починить было невозможно, пришлось менять.

Финансово — минус: как будто мы заплатили клиенту 10 000—15 000 ₽. Но есть и плюс: мы разобрали ремень, поняли, как он устроен, научились его сматывать.

Теперь это новая услуга. В следующий раз я могу продать ее за 40 000 ₽. Я перестал расстраиваться и понял — в такие моменты просто плачу за новые знания.

Как я общаюсь с клиентами

Потенциально сложного клиента я стараюсь вычислить еще на этапе обсуждения сметы. Обычно им все дорого. Но бывает, что он проходит этот фильтр и проявляется уже на приеме заказа: заявляет, что ему ничего не нравится и платить он не будет. Таких немного — два-три человека в год.

Есть клиенты, пришедшие с улицы или с «Авито». Они любят спрашивать: «Почему у дяди Васи в гараже это стоит тысячу рублей, а у тебя десять?» С такими работать тяжело: объяснять экономику сервиса долго, и я стараюсь минимизировать их количество.

Опыт показывает: если человек нормальный, он всегда ездит к одному и тому же мастеру. А если все время ищет новых, значит, с ним что-то не так. Таким советовал бы сначала лечить кукуху, а потом уже чинить машину.

Основные мои клиенты — постоянные. Купил человек машину, приехал ко мне, я сделал
Основные мои клиенты — постоянные. Купил человек машину, приехал ко мне, я сделал
Через пару лет он продал ее, купил другую — снова приехал, я снова сделал
Через пару лет он продал ее, купил другую — снова приехал, я снова сделал

У меня есть четкие правила общения с клиентами. Я не дружу с ними, не обсуждаю личное и не хожу выпивать. Хотя иногда обидно: многие из них интересные люди. Но после таких попоек следующий шаг — бесплатный ремонт. Он же теперь твой друг. А я не хочу бесплатно чинить машину на 100 000 ₽.

Еще я никогда не перехожу с клиентами на «ты». Потому что если мы на «ты», и я что-то сделал криво, он скажет: «Ты охерел?». А если мы на «вы» и держим дистанцию, он деликатно спросит: «А вы точно все правильно сделали?»

Дикие истории

За 15 лет у меня было много диких историй с клиентами. Приехал как-то парень на Мицубиси Аутлендере, попросил убрать небольшие вмятины на крыше. Костя начинает работать и случайно срывает кусок шпаклевки.

А это значит — перекрашивать всю крышу за 50 000 ₽. Если бы он сразу сказал, что под краской шпаклевка, мы бы вообще не взялись за заказ. Я звоню клиенту, объясняю ситуацию.

Он приезжает не один, а с толпой друзей-чеченцев. Я уже подумал, что нас сейчас побьют.

К счастью, все поняли и разошлись мирно. Был и другой случай — с курьером «Яндекс Такси». Нужно было перешить пассажирское сиденье. Я снял обивку, вызвал такси, приезжает водитель, я отдаю ему сиденье. Он уехал — и тут подходит другой курьер: «Добрый день, у вас посылка?». И я понимаю, что сиденье клиента уехало не туда.

Я думал, быстро решу вопрос через поддержку, но они сказали писать заявление в полицию. Потом предложили назвать номер машины. Я спокоен: у меня же все в камерах. Но, конечно, ни одна камера на это место не смотрела. Записали только первую букву и цифру номера.

Было шесть вечера, утром нужно отдавать готовое сиденье. Я звоню клиенту, предлагаю или подождать, или забрать машину без сиденья. Он приезжает, смотрит на пустое место, расстраивается и спрашивает: «Какой у тебя план?».

И тут чудо: моя сотрудница нашла на камере вторую цифру. Уже появился шанс пробить машину. Параллельно я за свой счет заказал клиенту новое сиденье в Москве. Потом через базу номеров вычислил ту самую «Приору», звоню в «Яндекс», называю номер. И только тогда они признались, что сиденье у них. Почему все это время молчали — загадка.

Сиденье вернули, но 100 000 ₽ за новое уже улетели в Москву. Спас сотрудник: позвонил туда, объяснил ситуацию, попросил отменить заказ. Там посмеялись, оставили себе на пиво 5 000 ₽, остальное вернули.

Попадались и необычные клиенты. Один, странный мужик, бывший бандит, как-то рассказывал, как они в 1990-е кого-то закапывали. По пьяни звонил ночью и просил денег. Приходилось отключать телефон. Таким нельзя грубить, иначе беды не оберешься. Спорить тоже нельзя.

Еще был клиент, которому не понравилось, как мы покрасили кожу. Он предъявил претензии, мы вернули деньги. Но он наделал фото и потом несколько лет показывал их во всех сервисах, рассказывая, как плохо его обслужили. После этого, где бы я ни знакомился с коллегами, слышал одно и то же: «А, это ты покрасил салон тому дебилу, который всем фотки показывает?»

Ищем сотрудников, которые умеют держать шуруповерт

Сейчас в сервисе работает четыре человека. Швея приходит только по звонку. Есть человек по химчистке — сам следит за графиком заказов и приходит, когда нужно, звонить ему не надо. Специалист по покраске кожи примерно 60% времени на работе, даже без заказов сидит у нас по четыре часа в день. Мастер по пленкам и локальной покраске работает только после шести вечера, но может выйти в любой день.

Мне нравится, что сотрудников у меня немного. Из психологических книжек знаю: если в фирме больше шести человек, появляется политика. Люди делятся на группы и начинают друг друга ненавидеть. У нас как-то работало семеро — это был кошмар. Я чувствовал себя между двумя странами, которые вот-вот начнут войну.

Я предпочитаю брать людей без опыта, чтобы не переучивать. На подготовку хорошего мастера уходит полтора-два года. Отлично себя показывают девчонки — мастера маникюра, художники, реставраторы. Но обязательно должны быть парни — часто нужно таскать тяжелое.

Был случай: приходит парень на собеседование, к 25 годам успел поработать строителем, фитнес-тренером, тренером по плаванию, курьером, таксистом, даже скважины бурил. Я спрашиваю: «Зачем ты к нам?» Он отвечает: «Хочу машины чинить». Я ему: «А через год какой план — корабли строить или космические шаттлы?» В итоге не взял: с такими кандидатами обычно ничего хорошего не выходит.

Я не штрафую сотрудников. Если что-то испортили клиенту, оплачиваю из своего кармана. Все мы люди, не роботы, и рано или поздно у кого-то рука соскочит. В японских бизнес-книжках пишут: не штрафуйте сотрудников, иначе в отместку у вас украдут больше.

Был прикольный момент. Приехал клиент с деревянной деталью — попросил реставрировать. Работа адская: снимаешь слой лака, новый наносишь, ждешь восемь часов, потом опять. Так десять раз минимум — две недели и куча вони. Но и стоит дорого.

Приходит он за своей деревяшкой. Я зову Алену, прошу принести. Она несет и роняет ее прямо перед клиентом. Деревяшка раскалывается. Я говорю: «Алена, ну хотя бы дождалась, пока клиент уйдет!» А он спокойно так: «Разбилось? Ну ладно, сделайте еще раз». И ушел.

Операционные расходы за август 2025 года

Оборот1 460 000 ₽
Прибыль650 000 ₽
Всего расходов810 000 ₽
Зарплатный фонд240 000 ₽
Аренда и коммуналка170 000 ₽
Материалы120 000 ₽
Налоги120 000 ₽
Аутсорсинг нестандартных услуг100 000 ₽
Маркетинг60 000 ₽

Операционные расходы за август 2025 года

Оборот1 460 000 ₽
Прибыль650 000 ₽
Всего расходов810 000 ₽
Зарплатный фонд240 000 ₽
Аренда и коммуналка170 000 ₽
Материалы120 000 ₽
Налоги120 000 ₽
Аутсорсинг нестандартных услуг100 000 ₽
Маркетинг60 000 ₽

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Наталья МодельРасскажите, были ли у вас курьезные случаи при ремонте машин:
  • EdЯ просто в ... (шоке) от такого. "Я звоню сотруднику: он приезжает, смотрит, говорит, например, 5 000 ₽. Я перезваниваю клиенту и называю 10 000 ₽. Если работа нестандартная — ставлю тройную наценку." "Так сумма выглядит честнее." "Если хочу побольше взять, дроблю услугу на части. Вместо «ремонт сиденья 10 000 ₽» пишу: «разбор — 1 500 ₽, ремонт обшивки — 8 000 ₽, ремонт поролона — 6 000 ₽»." Какая-то дичь родом из 90. Не буду даже желать вам удачи.125
  • Иван ИвановичEd, "Честное фото" (фото с отечным лицом после похмелья). "Честный отзыв" (внедриться к конкуренту и описать все его косяки). "Честный маркетинг" (выявить, как можно облапошить клиента, но на благо бизнеса). Ну честно же.39
  • NatalyaТеперь я поняла, как мне за замену бампера, и покраску порога и верха дверцы изнутри насчитали 105 тысяч54
  • JOYLANDКак и во всех сферах ремонта - грязный бизнес на разводе клиентов. Удачи автору желать не буду Но и осуждать тоже.48
  • Не СкажуОй, а че эт у вас такое -в смете " прокатило"? 120 тыс рублей? Ну не прокатило, вычеркиваем26
  • Владимир НапримерПрочитал с интересом. Но подход осуждаю - как у фитнес клубов, которые никогда не пишут цену на сайте. То же самое детейлинги, скоро нужно будет отполировать машину, практически ни у кого в открытом доступе не указана цена за услуги, в лучшем случае - «от 5000»… А я не хочу вам всем звонить и спрашивать, я хочу на сайте цену посмотреть и поехать туда, где меня устраивает. ЪУЪ61
  • Жорж ЛетневАга, классика. «Смотрю на ботинки клиента и называю цену». Коротко и ясно — честный цинизм как бизнес-модель. Честность не в фиксированных ценах, а в откровенном желании содрать как можно больше 💰. Главное — сохранять дистанцию и никогда не переходить на «ты», чтобы в случае косяка клиент спросил не «ты чё, охренел?!», а вежливое «а вы уверены в результате?». Идеальный портрет бизнеса без прикрас. Не работа, а натуральный отжим на доверии. 💸38
  • ЧайкаПримерно так ощущаю себя в качестве клиента стоматологии, косметологии, ремонт (техники и помещений), автосервис, поэтому доверия к этому всему нет39
  • AndyВот скажите мне, как можно подписывать фото не тем, что на ней изображено? Истории - место в тексте, описанию фото - в подписи.9
  • РедискаСпасибо за рассказ, интересно было прочитать, многие моменты очень близки по опыту работы. Ни в коем случае не переходить с клиентом на "ты", не сокращать дистанцию, чтобы не сели на шею. Пару раз наступишь на эти грабли, больше не захочется, как бы тебе не был симпатичен человек. Даже он к тебе на "ты", а ты к нему на "вы". Про ценообразование улыбнуло, искренне рассказали и очень теперь интересны комментарии читателей. У меня так было со скидками, да, я смотрела на человека и его манеру общения давать или не давать скидку. И да, были прекрасные товарищи, которые шантажировали "я постоянный клиент, хочу 20% скидки", ну да... только моя комиссия 10%, т.е. я должна ещё заплатить свои деньги, чтобы этот клиент остался со мной". Были и такие, которые сразу говорили "я знаю сколько вы зарабатываете, мне нужно, чтобы вы мне дали 50% скидки или я ухожу". Вот неужели с такими клиентами кому-то хочется иметь дело? Нет. Приносят ли они прибыль? Нет. Кто-то готов в ущерб себе работать и в прибыль ноль? Нет. В вашем случае рассчитать точную стоимость работ заранее порой невозможно. Да и пускай читатели честно себе ответят на вопрос... если бы им сказали на СТО "слушайте, мы вам сказали стоимость низкую, а нам еще пару деталей лишних пришлось заказать при высоком курсе, так что стоимость работы выросла на N сумму". Заплатили бы?.. По моему опыту, все как один уходят в глухую оборону и говорят "ну вы же озвучили меньше, остальное ваши проблемы, доплачивайте сами".17
  • ЙцукенбергКроме всего прочего понравилось, что автор упоминает свою работавшую жену, что позволило не бросить свое дело, а остаться на плаву, а потом начать зарабатывать. Это в противовес всем тем, которые считают и пропагандируют, что женщина настоящего мужлана не должна работать принципиально.6
  • Антон КирилловОтличный подход по персоналу - отсутствие штрафов дает возможность пробовать развиваться. Когда человеку говорят: "сломаешь возьмешь кредит" он не хочет пробовать даже если делал это тысячу раз. Ценообразование понятно) Если знают за чем идут- оплатят, хотят торговаться - попросят офер и пройдясь по конкурентам либо вернуться с аргументированным предложением либо сделают еще где то. На днях ребята доказывали что дверь не заполировать, только красить и цена к 50... В детейлинге заполнили царапины и заполировали - исходя из этого удачи вам в ваших начинаниях.7
  • ИгорьРедиска, постоянно так и накидывают.. сдаешь в сто сделать одно, говорят оставляйте, посмотрим. Разбирают, смотрят и говорят - надо то-то и то-то ещё поменять, есть такие то цены.. какая тут оборона - не хочешь, так не меняй. А если тебя перед фактом ставят: меняли колеса, но заодно и масло поменяли - ну извините8
  • NatalyaРедиска, если в процессе работы аргументированно сообщают, что вылезло что-то ещё - всегда соглашаюсь доплатить. Кстати, за работы по кузову оцененные в 105 тысяч, в другой мастерской насчитали всего 57...правда, не расписывали по операциям, только по деталям: бампер - столько, порог - столько, рамка двери - столько 😊. Состав и объем работ - тот же5
  • Камран МирзоевТеперь я буду на автосервис в рванье ездить, без часов. Спасибо за подсказку.31
  • ЖеняEd, а я вот что-то не понял в чём проблема с ценообразованием. Как на ваш взгляд это правильно делать? Вот представьте себя на месте автора: ваш сотрудник говорит – "5000 рублей", а вы клиенту сколько скажете?5
  • Мама ПапаEd, что не так с ценообразованием? Зачем это всё, если нет собственной прибыли? По 100 рублей брать? Так проще самому в найм и не отвечать ни за что, раз за гроши работать. С нестандартной работой он тоже абсолютно прав Про сумму честнее - он тоже прав, это влияет. С одной стороны, может показаться сомнительным, но тут из текста видно, что цена в любом случае называется примерная из головы. Не после ремонта же заряжают, а до. Не согласен - до свидания, нет никакого обмана Третье - как бы да, не очень хорошо, но, опять же, никакого обмана. И непонятно, хочет больше содрать или хочет больше взять, потому что работа сложная, но иначе клиент будет вопить, что грабят-убивают В целом вполне честный человек, который не готов поступиться своими деньгами. Никого не обманул, ничего не украл, никому скидки не сделал13
  • Мама ПапаВладимир, ну так ведь от машины зависит тоже, от материалов, объёма работы и так далее Отец кровлей занимается, у него постоянно спрашивают, сколько будет стоить, скажем, "кровля на дом 100 квадратов. Ну как не можете сказать без осмотра? Ну из металлочерепицы. Ну невысокая. Ну просто обычная кровля. Да вы примерную цену скажите за квадрат. Или за всю, как нибудь. Ну ладно, приезжайте". А там сказать просто невозможно7
  • Мама ПапаЖорж, не только бизнеса. Так в принципе любые нормальные контрактные отношения устроены - желание взять за своё предложение побольше. А фиксированные цены просто физически невозможны, это не булочка в магазине В найме тоже никто не будет брать 150 тысяч, если понимает, что компания легко согласится на 2509
  • Владимир НапримерМама, но ваш отец после осмотра же берет откуда-то цену? Значит это можно сделать некий прайс или калькулятор, который позволит эту примерную цену узнать. (Ну это если цена устанавливается по каким-то объективным критериям, а не после взгляда на ботинки клиента)14
  • Обычный человекТак, приходим к ним в грязных и потоптанных ботинках, сэкономим3
  • Обычный человекИван, вроде как честно, по закону. Но по закону и РКН честен1
  • ИльяПрибыль 650 000 Зарплатный фонд (на 4 человек) 240 000. Капитализм как он есть.4
  • Мама ПапаВладимир, навскидку - в прайс не запишешь, насколько в это время года удобно передвигаться на участке, какой двор, какая высота дома (а она с каждой стороны может быть разная, и как это вообще на бумаге записать?), не запишешь своё понимание, насколько сложно будет делать конкретно на этом доме такую-то кровлю. А тут вот странный угол дома, потому что хозяин хотел впихнуть сюда эркер, и прямо возле него дерево, тоже плюс к цене... Просто невозможно переписать все стропила и балки, которые придётся поставить, сложности, удорожания и так далее в прайс листе. Совсем уж примерно можно назвать, но это будет цифра порядка "ну, тут тысяч 200, думаю", а следующий шаг - 300, не 220. Потом окажется, что описано или понято было неверно, или что-то вообще забыли, прайс сильно меняется, а кто виноват?) Издалека просто не определишь, и можно назвать только примерные вещи вроде "на ровной плоскости за обрешётку столько-то, за покрытие столько-то В конце концов, возможно, вы сочтёте это несправедливым, но "налог" на вредность клиента тоже существует и необходим - если видно, что клиент совсем с прибабахом, проще отказать, но если только чуть и понятно, что работать он будет мешать, можно нервы себе компенсировать3
  • РадСчас все одиноково ходят в одном и том же. Джинсы, пуховики, кросовки, смартчасы. Миллионер от закредитованного рабочего не отличается.3
  • simonov-89Ed, скоро прогорит, не парься.0
  • SlavdmiВладимир, по вашему комментарию видно, что вы никогда не работали в услугах с неизвестными вводными Я много лет работал в сервисном центре по ремонту техники (телефоны и компы) и мы никогда не давали цен по телефону, потому что все телефоны разбиваются по разному и клиенты просто не могут правильно оценить степень повреждений. Если просто сказать, что "цена замены дисплея ХХХ рублей", то человек потом приезжает и ждет ремонт за эту цену. А на месте выясняется, что там и дисплей разбит, и корпус согнут, и задняя крышка вдребезги и цена ремонта сразу х2 от того, что по телефону было озвучено. И начинается "вы обманщики, вы обещали такую-то цену!!!"4
  • SlavdmiИлья, а какой фонд оплаты должен быть?3
  • Агафон АгафоновичМама, с чего вы взяли что работа наемником обязательно за копейки? Если бы к автору пришли из аппарата Госдумы и предложили бы твердый договор на 350 тыр чистыми, то он наверняка бы согласился. Но стал бы тем же наемником0
  • ДинарочкаПросто пойду и обниму своего мастера, который назначает честную цену, а мелкие царапки шлифует бесплатно.4
  • Дядя ВасяТут многие недовольны ценообразованием. Но в чем проблема, он же деньги не вымогает у клиента. Озвучивает цену, если заказчика устраивает, он платит, если нет - ищет другого2
  • Мама ПапаАгафон, вообще не понимаю, о чём вы. Я не говорил, что найм всегда за гроши, но тут человек удивляется, что автор даёт наценку 100 процентов на себестоимость работ. Я про это Второе - наёмник немножко другое, это не синоним работы в найме Третье - вообще не факт, что согласился бы))) Во-первых, у него не 350, а больше, и есть перспективы роста. Во-вторых, он же не зря из найма ушёл. Свой бизнес не всем подходит, но сложно работать на кого-то после того, как был сам себе хозяин. Непонятно только, при чём тут Госдума - как раз таки в частной компании такую сумму получить проще, мне кажется1
  • Агафон АгафоновичМама, практически любой коммерсант согласится на договор, который в течение ряда лет будет давать ему высокий стабильный доход чем на общение с не всегда адекватными клиентами.0
  • Мама ПапаАгафон, не согласен. Трудовой договор не оставляет свободы выбора и ставит тебя во власть других людей в работе. Далеко не все на это готовы пойти0
  • Агафон АгафоновичМама, причем тут трудовой договор? Коммерсант создаёт юрлицо или ИП, который и подписывает договор на работы. Насчёт власти других людей- разве автор не во власти клиентов, которые его сгрызут за 100 рублей? И таких начальников не один, а сотни и тысячи0
  • Мама ПапаАгафон, нет. Любого, кто попытается сгрызть, можно послать к чёрту. Иногда проще вернуть деньги. Но в целом - клиенту за его хоть 100, хоть миллион рублей исполнитель должен только работу, а не терпеть капризы0
  • Агафон АгафоновичМама, грубая ошибка- вы как минимум не знаете кого посылаете. Хорошо если это зумер-интеллигент, хуже если психопат, который закусит удила.0
  • Владимир НапримерSlavdmi, ну все равно не соглашусь. Узнавал недавно сколько стоит демонтировать сигнализацию с машины, мне была озвучена вилка от 6 т.р. до 25, и было достаточно подробно разъяснено почему в одном случае 6, в другом 25. Что мешает сказать - базово замена дисплея столько-то, отягчающие обстоятельства, которые могут влиять на цену такие-то, потолок такой-то?10
  • Владимир НапримерВладимир, но самое бесячее (это в т.ч. и про тех, кто мне про сигнализацию говорил) - почему нельзя в открытый доступ эти цены выложить? Они же называют эту цену не после осмотра, а по звонку0
  • ЖеняSuccuDealler, так работник цену не называет клиенту, это его оценка себестоимости для владельца4
  • Мама ПапаВладимир, потому что с шансом примерно 3-5% клиент придёт и устроит вам скандал, потому что ему озвучили цену 6, а просят 25. И хоть запись разговора ему показывай, хоть собственноручно данную расписку, мозг он вынесет. Неадекватных людей больше, чем кажется адекватным, не работавшим в сфере услуг Конечно, от мастера зависит, кому как удобнее работать и у кого какие предпочтения. Некоторым просто лень, у некоторых и правда вопрос слишком сложный, как с крышей. Там часто даже примерно оценку не дашь. Но описанное выше как один из факторов2
  • Мама ПапаАгафон, естественно, не буквально послать, если совсем не довёл. Но от клиента, который выносит мозг, можно избавиться. Иногда приходится отдать ему деньги, да И, вот как ситуацию не крути, но "разве автор не во власти клиентов" - то самое невероятное преувеличение и полная неправда, если автор - не идиот. Ему, как и любому бизнесмену, приходится учитывать их отношение, поведение и настроение. Но клиент - не начальник. Пока не подписал кабальный юридически обязывающий договор, с ним всегда можно расстаться, разве что поступившим небольшой суммой0
  • Сахалинка"Опыт показывает: если человек нормальный, он всегда ездит к одному и тому же мастеру. А если все время ищет новых, значит, с ним что-то не так." серьёзно? а то, что мой прежний мастер очень занят, а поломку надо устранить срочно? а если он уехал? а если меня не устроило качество ремонта в последний раз? ну и чсв2
  • SlavdmiВладимир, дело в том, что большинство людей слышат и запоминают только то, что хотят услышать, а не весь объем информации. Давать консультации в условиях высокой неопределенности - себе дороже.1
  • WTFEd, и чо? Автор не является монополистом, как какие-нибудь сети, которые просят конские цену за подключение объекта. не является монополистом, как поставщики ресурсов и управляющие компании и городской транспорт, которые явочным порядком повышают стоимость на 15-20% в год. не сидит на подсосе у государства, как разные грантополучатели, пичкая народ с экрана убогими песнями, фильмами и ток-шоу. если он не меняет назначенную стоимость работ после получения согласиях от заказчика, какие к нему могут быть вопросы? да, в малом бизнесе так поступают многие, назначают цену в том числе и в зависимости от результатов общения с конкретным заказчиком, загруженности мастеров и обычной интуиции, с учетом накопленного опыта. Не нравится? Так в отличие от упомянутых выше монополистов вы запросто можете не пользоваться услугами автора или даже подобными услугами в принципе.1
  • EdWTF, что и чо? Мне не нравятся мудаки, и я предпочитаю с ними не общаться и не пользоваться их услугами. Если вам такое ок, пользуйтесь на здоровье, никто же вам не запрещает. Зачем вы сюда припрели государство вообще не понятно, тут речь о другом совсем. Просто интересно, что автор даже не стесняется такого подхода и считает нормальным выносить его в статью в журнале на всеобщее обозрение.0
  • WTFEd, когда я писал про монополистов, я как раз и имел в виду настоящих мудаков, которые формируют цены на товары и услуги без которых обойтись невозможно, исходя из "а куда они денутся, все равно заплатят". Я не понял, чего автору стеснятся, если он не меняет стоимость в процессе работы и качество ее выполнения устраивает клиента? Как раз в сфере деятельности автора есть конкуренция и если заявленная им стоимость не устраивает клиента, он может найти другого исполнителя или вообще не воспользоваться данными услугами. В отличие от оплаты ЖКХ или поездок на ОТ.0
  • WTFВладимир, с фитнесом логика действительно непонятна, видимо, хотят получить контакты потенциального клиента для его постепенного дожимания.0
  • беспонтовый пирожокEd, рынок со временем сам отсеивает таких0
  • беспонтовый пирожокВладимир, с ценой это манипуляция прям0
Сообщество