Как правильно проезжать перекресток с круговым движением
Авто
27K
Фотография — Alex1975K / iStock

Как правильно проезжать перекресток с круговым движением

Как заезжать, съезжать и у кого преимущество на кольце
51
Аватар автора

Мария Матвеева

ездила по кругу

Страница автора

Перекресток с круговым движением — один из самых сложных участков пути для водителей.

Пропускная способность там выше, чем на других видах пересечений, но схема движения не всегда понятна водителям.

Расскажу, что такое круговой перекресток, как правильно заезжать на кольцо и съезжать с него и что будет, если нарушить правила.

Как обозначают перекресток с круговым движением

Круговой перекресток обозначают знаком 4.3 «Круговое движение». На этом участке можно двигаться только против часовой стрелки. Чтобы повернуть налево или развернуться, придется объехать перекресток по кругу.

Перед кольцом дополнительно устанавливают знак 1.7 «Пересечение с круговым движением»  :

  1. вне населенных пунктов — перед каждым круговым перекрестком на расстоянии 50—100 м до него;
  2. в населенных пунктах — если перекресток видно с расстояния менее 50 м или на нем нет фонарей освещения, за 150—300 м до него.

У кого преимущество на круговом перекрестке

Преимущество может быть как у водителей на участке с круговым движением, так и у въезжающих на него.

На регулируемом перекрестке водители должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.

На нерегулируемом перекрестке преимущество у того, кто движется по главной дороге. Какая именно дорога главная, определяют в соответствии с ПДД. Например, если водитель въезжает на перекресток под знак 2.1 «Главная дорога», те, кто едет по кольцу, должны ему уступить.

Если водитель въезжает на перекресток с круговым движением не по главной дороге, он обязан уступить автомобилям, двигающимся по кругу  . Перед таким перекрестком на проезжей части должна быть разметка 1.13, а также могут стоять знаки 2.2 «Конец главной дороги», 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено», если перед въездом на кольцо надо сделать кратковременную остановку.

Как правильно заезжать на круговой перекресток

Показать правый поворот. Когда водитель въезжает на перекресток с круговым движением, он обязан подать сигнал правого поворота  .

Заехать можно из любой полосы, оставаясь в ней, если нет знаков «Направление движения по полосам». Занимать крайнее правое положение необязательно  . Если перед перекрестком есть знаки 5.15.1 или 5.15.2 или дорожная разметка 1.18, водители должны руководствоваться их требованиями.

На некоторых круговых перекрестках с интенсивным движением выделяют полосу, где можно сразу повернуть направо, не въезжая на кольцо  . Начало такой полосы обозначают знаком 5.15.3, а направление движения по ней указывают знаком 5.15.1 или 5.15.2.

Как правильно двигаться по круговому перекрестку

Ехать можно только против часовой стрелки. Это направление зачастую также указывают знаком 1.34.1 «Направление поворота», который устанавливают на центральном островке напротив каждого съезда  .

Как считать съезды. Тот, с которого водитель заехал на круг, — нулевой, ближайший поворот направо считается первым съездом — и далее по порядку. Например, на круговом перекрестке двух перпендикулярных дорог четыре съезда: первый — направо, второй — прямо, третий — налево, четвертый — разворот.

Ехать по правой полосе, если нужен ближайший съезд. Когда требуются другие съезды, лучше перестроиться левее, если это не запрещает дорожная разметка и знаки. Перед тем как съехать с круга, водитель должен перестроиться на правую полосу.

Заранее выбрать полосу, если перекресток турбокольцевой. В ПДД нет определения турбокольца, но обычно так называют разновидность круговых перекрестков, где полосы движения — не концентрические окружности, а спирали от центрального островка к внешнему краю. Если не менять полосу, на обычном круговом перекрестке автомобиль будет ездить по кругу, а на турбокольцевом — покинет перекресток.

Въезжая на турбокольцо, нужно заранее выбрать правильную полосу движения и оставаться на ней. Траекторию движения по каждой полосе обозначают знаками 5.15.1, 5.15.2 или дорожной разметкой 1.18 перед перекрестком. Каждая полоса ведет на свой съезд или на несколько. Например, если требуется съехать на первом съезде, въезжать надо по крайней правой полосе, если на втором — по второй полосе. Перестраиваться на турбокольце не нужно, хотя это можно сделать там, где не запрещено разметкой.

Круговые перекрестки бывают достаточно большими, и на них могут встречаться места, где не запрещена остановка или стоянка. Остановиться можно дальше 5 м от края пересекаемой проезжей части, если нет запрещающих знаков или разметкиСогласно п. 12.4 и п. 12.5 ПДД. На снимке — Нижний Новгород, перекресток улиц Бурнаковской и Коминтерна. Источник: «Яндекс Карты»
Круговые перекрестки бывают достаточно большими, и на них могут встречаться места, где не запрещена остановка или стоянка. Остановиться можно дальше 5 м от края пересекаемой проезжей части, если нет запрещающих знаков или разметки  . На снимке — Нижний Новгород, перекресток улиц Бурнаковской и Коминтерна. Источник: «Яндекс Карты»
Турбокольцо — одна из разновидностей круговых перекрестков с полосами движения по спирали. Чтобы проехать такой участок, нужно заранее выбрать правильную полосу движения и не менять ее. Каждая из полос ведет на один или несколько съездов. На снимке — Москва, перекресток улиц Чертановская и Красного Маяка. Источник: «Яндекс Карты»
Турбокольцо — одна из разновидностей круговых перекрестков с полосами движения по спирали. Чтобы проехать такой участок, нужно заранее выбрать правильную полосу движения и не менять ее. Каждая из полос ведет на один или несколько съездов. На снимке — Москва, перекресток улиц Чертановская и Красного Маяка. Источник: «Яндекс Карты»

Как правильно съезжать с кругового перекрестка

Подать сигнал правого поворота перед тем, как перестроиться на крайнюю правую полосу или на ту, по которой разрешают выехать знаки или разметка  .

Выехать с круга по крайней правой полосе, если знаки или разметка не разрешают сделать это по другим полосам  .

Что будет, если нарушить правила проезда по перекрестку с круговым движением

Если, въезжая на перекресток или двигаясь по нему, не уступить дорогу тому, у кого преимущество, водителю грозит штраф 1000 ₽  .

Если нарушить требования разметки или знаков, например пересечь сплошную линию, когда нужно перестроиться на другую полосу, выпишут предупреждение или оштрафуют на 500 ₽  .

Если, въезжая на круговой перекресток, повернуть налево и поехать по часовой стрелке, оштрафуют на 5000 ₽ или лишат прав на 4—6 месяцев  . При повторном аналогичном нарушении в течение года, если его зафиксирует сотрудник ГИБДД, водителя лишат прав на год, а если автоматическая видеокамера — выпишут только штраф 5000 ₽  .

Запомнить

  1. Въезжать на перекресток с круговым движением можно из любой полосы, если знаки или разметки не предписывают другое.
  2. Двигаться по круговому перекрестку можно только против часовой стрелки.
  3. Съезжать с кольца разрешено лишь по правой полосе, если знаки или разметка не позволяют делать это по другим полосам.
  4. На турбокольцевом перекрестке нужно заранее выбрать полосу движения и не менять ее.
  5. Если нарушить ПДД на круговом перекрестке, могут оштрафовать, а при движении по часовой стрелке — лишить прав.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Мария МатвееваПредпочитаете круговые перекрестки или, наоборот, избегаете их? Расскажите почему:
  • Максим7
  • KlaryaКруговые перекрестки когда на них больше двух полос, это просто ад, там с каких то полос можно съезжать с каких то нет, и по факту когда ставят светофор 🚦 на них всем становится легче7
  • МаксимKlarya, непонятно когда можно, когда нет, да?0
  • АлексейКруговые перекрёстки - вещь, которая должна исчезнуть. Потому что жизнь нужно упрощать, а не держаться за ретро костыли. Их придумали, когда на дорогах ездило полторы машины и все знали, что на круге - главная. Сейчас же они не справляются с потоком и на них пытаются ставить светофоры, что теряет изначальный смысл этих перекрёстков. Это единственная вещь, где приходится всегда и сильно крутить головой. Сразу осажу бинарномыслящих, что не по причине, что я могу в кого-то въехать. :-/ Голосую за преобразование этих пакостей в отдельные перекрёстки, либо в один, либо равное количеству съездов.4
  • Константин БояровЕсли ваша машина не умеет летать - вы можете выехать с кольца только с правой полосы. То есть, выезжая с кольца как бы с левой полосы, вы неизбежно сначала перестроитесь в правую, и только потом сьедете с кольца. Да, при этом перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто уже находятся в правой полосе. Но нет никакого ограничения на то, в какой именно момент и под каким углом выполнять это перестроение.1
  • МаксимКонстантин, если ехать по радиусу из центра в крайнюю левую полосу, вы уверены, что это за перестроение можно засчитать?0
  • Boris Köln"Пропускная способность там выше, чем на других видах пересечений" Ну, да. Вы хоть раз по МКАДу ездили?0
  • JjjjСмотря что за круг и где он. На въезде в Пушкино был круг, может и сейчас есть, там каждое воскресенье был ад, особенно, если тебе не в Москву. Потом застроили поле напротив города и ад стал практически круглосуточным . не знаю, может уде поставили светофоры. В то де время, существуют круги и на въездах в захолустные города, где 1,5 машины катаются и вот там хорошо, быстрее ,, чем по светофору0
  • МаксимКонстантин, сдайте свои права обратно в ГИБДД или почитайте правила поворота направо на перекрёстке, если считаете, что без зелёного синий не нарушает0
  • МаксимКонстантин, "Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.0
  • АлексейBoris, МКАД — это кольцо, следовательно МКАД — это круговой перекрёсток? Мне нравится ход ваших мыслей. :))0
  • Boris KölnАлексей, я имел ввиду, что развязки на МКАДе самые загруженные, но там почему-то используют "ромашку", а не якобы идеальное круговое движение. Но ваша идея мне тоже нравится0
  • Вячеслав ШиваровПеречитайте ещё раз ПДД 8.1 в отношении сигнала о повороте направо при въезде. Там нет такого требования. В остальном - общеизвестная банальщина (возможно, автор и с ней не знаком). А вот действительно сложные случаи как раз и не описаны. Например, когда вам из второго ряда надо направо (если разрешено), а соседу справа надо прямо. Хотя и этот случай - банальный В общем, банальная Т-экспертка2
  • StВ ПДД есть раздел 13 Проезд перекрестков. Почему-то авторы рассуждения не ссылаются на этот раздел.0
  • Константин БояровSt, потому что там не описан проезд перекрестков с круговым движением. Единственное его упоминание в этом разделе - что при въезде надо уступить тем, кто на круге. Все остальное надо додумать исходя из общих правил.0
  • Наталия МихановскаяНа круге главное не наткнуться на того, кто едет по правилам. У нас ездят по логике.🤣0
  • ДмитрийСудя по всему, уважаемая "леди" автор статьи явно не "авто-" ))) Уже давным-давно вменяемые водители, въезжая на круг, показывают ПРАВЫМ поворотником не ФАКТ въезда, а НАМЕРЕНИЕ съезжать на ближайший выезд. А если планируется двигаться по кругу дальше, то при въезде это обозначают ЛЕВЫМ поворотником, хотя рулем работают, естественно, вправо. Реальная безопасность важнее крючкотворных нюансов ПДД !6
  • Николай СтаровойтовЛюблю круговые перекрёстки, но не люблю бестолковых водителей, не знающих правил выезда на круговое и съезда с него. А так же движения по полосам.2
  • Николай СтаровойтовКонстантин, есть разметка по полосам, а значит синий нарушил.0
  • Николай СтаровойтовДмитрий, про левый поворот, это ваше мнение и ещё некоторых водителей, но не большинства.0
  • МаксимКонстантин, > руль прямо (т.е. направление движения сохраняется) Вы троллите или что? На картинке из средней полосы поедете, не поворачивая руль, собрав всех, кто едет прямо по ПДД? Поворот направо осуществляется из крайнего правого положения2
  • МаксимНиколай, без разметки синий тоже бы нарушил1
  • ДенисокМаксим, а если куда съезжаешь там тоже две полосы, а не одна как на рисунке, тогда можно съезжать как синий? Не мешая зеленому0
  • МаксимДенисок, нет.2
  • ДенисокМаксим, но в жизни 90% съезжают так0
  • АптечкоАлексей, круговой перекрёсток это саморегулирующийся элемент, который работает без всяких светофоров, в отличие от регулируемых перекрестков. И во многих случаях он работает намного эффективнее. Сразу осажу бинарномыслящих - любой тип перекрестка работает в определенных условиях. Где-то нужен регулируемый, а где-то нужен круговой. Всё зависит от трафика, и от его организации на соседних участках. Еще один довод в пользу саморегуляции: бывал я в Каире. Это мегаполис с 20млн населения. В нем нет светофоров, либо они выключены, нет внятных пешеходных переходов. Там все движение саморегулируется. И за один час поездки я встретил только одну аварию. Примерно столько же встречаешь при часовой поездке по Москве. Представьте - нет никакого регулирования, и при этом огромный поток автомобилей не превратился в анархию, хаос, кровь и кишки!2
  • Михаил ФетискинВсё хорошо Вы рассказали. Только не учли и не рассказали о двух моментах, которые требует Раздел 9 ПДД РФ. А именно: 1. Если в населённом пункте, обозначенным дорожным знаком 5.23.1 иди 5.23.2 на дорогах имеющих три полосы и более с третьей полосы и более можно выезжать на перекрёсток с круговым движением только, если заняты крайние правые полосы. 2 Вне населённых пунктов выезжать на перекрёсток с круговым движением со второй полосы и далее можно толко в том случае, если крайняя правая полоса занята.2
  • МаксимДенисок, ну будут оплачивать ремонт при ДТП, если им деньги и время некуда девать1
  • АтрейдесАлексей, тоже давно пришел к мысли что такие перекрестки давно нужно заменить на обычные регулируемые перекрестки и не делать мозги людям.3
  • АптечкоBoris, видимо, ромашка для автора это не пересечение 😁0
  • АптечкоJjjj, круг так и остался, ад никуда не делся. Светофор только хуже сделает. С кругом движение хоть как-то саморегулируется. Да и светофор есть вверх по одной из улиц - из-за него стоит и круг. Это же классическое пересечение двух нагруженных улиц. Здесь только развязка поможет, эстакада.0
  • Дмитрий КлимовЛично мне удобнее было пользоваться перекрестком с круговым движением, когда приоритет был у того, кто заезжает на него. Здесь все понятно, приоритет у того, кто справа на всем протяжении круга. Сейчас, при въезде, приоритет у того, кто на кругу, соответственно слева от въезжающего. А на самом кругу уже действует правило "помехи справа". Так вот с какого момента это правило начинает действовать, метр, пять, десять... от въезда?0
  • Sergey KilyazovДенисок, до первого ДТП по их вине. ГИБДД подскажет, "как надо было".0
  • Sergey KilyazovМаксим, и с прерывистой разметкой поворота с круга -- тоже бы нарушил (в случае ДТП).0
  • Михаил ФетискинВячеслав, "Перечитайте ещё раз ПДД 8.1 в отношении сигнала о повороте направо при въезде. Там нет такого требования." Привожу дословно этот пункт Правил: "8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой". "поворотом" при въезде на перекрёсток с круговым движением Вы поворачиваете направо, следовательно, совершаете манёвр. Поэтому включать сигнал поворота необходимо. Этим самы Вы информируете других участников, которые знак "Круговоет движение" ещё не видят, о своём манёвре и придупреждаете, что заканчивается прямолинейное движение.0
  • Михаил ФетискинКонстантин, Вы не правы. "13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку".0
  • Михаил ФетискинДмитрий, интересно, каким образом на перекрёстке с круговым движением действует: "А на самом кругу уже действует правило "помехи справа"". Правило "правой руки" применяется только в отношении равнозначных дорог.0
  • Михаил ФетискинДенисок, даже, если на дороге, на которую Вы въезжаете с перекрёстка с круговым движением имеется несколько полос, Вы должны поворачивать с крайней правой полосы, так как никто не может запретить другому водителю двигаться прямолинейно по крайней правой полосе по кругу.1
  • Андрей НельгаДа какая разница, круговой или простой. Надо просто знать ПДД и элементарно их соблюдать. Удивляет другое, как таким водителям удаётся получать водительское удостоверение. Сначало выпустят, а потом на пальцах объясняют как надо ездить. Раньше такого небыло, я знаю о чем говорю. Стаж с 1971 года, работал все время профессионалом, да и сейчас приходится. Спасибо родному государству. По поводу нынешних скоростей, 40 лет отработал персональным водителем в том числе на люксовых автомобилях+ такси. Так что учите мат. часть и будет всё в порядке.1
  • Андрей НельгаВ советское время круг и был главным, потом в новой России зачем-то изменили и сделали наоборот, а потом опять вернулись к истокам:)), подавая это как нововведение. Многое в ПДД было и раньше, но сейчас это подают как революционные изменения. Другое дело не все это помнят по причине небольшого стажа.0
  • Михаил ФетискинАндрей, чего сейчас большенство водителей не делает. Повортник включить при въезде на круг лень, да и вообще лень. Со средней полосы направо или налево завернуть - пожалуйста. Стопы или габариты не работают, так я же ВИЖУ, а что его не видно - до лампочки. Про одноглазых вообще молчу. Мы с Вами по стажу ровестники.1
  • Михаил ФетискинКонстантин, "Но нет никакого ограничения на то, в какой именно момент и под каким углом выполнять это перестроение". Есть!!! Внимательно перечитайте п. 8.1 ПДД РФ. "при перестроении" и далее "не создавать опрасность для движения, а также помех другим участникам дорожного движения". Смысл заложен следующий; Вы должны заблаговременно перестраиваться.0
  • Андрей НельгаМихаил, спасибо за понимание проблемы. А вы обратили внимание, когда все это началось. А началось это в 90 годы, когда в большие города хлынули массы инородцев со своими привычками. Ну а местные жители посмотрели и по принципу, "А что, так можно было", начали также использовать такую манеру езды. Со временем это переросло в катастрофу на дорогах. ГАИ не следят, в автошколах не учат, да и чему может научить человек с минимальным стажем и купленными инструкторскими правами. Да, есть трезвые голоса, что надо полностью пересматривать подготовку в автошколах. Но кому это надо,как возможно получить права, вы и без меня прекрасно знаете. Так что пока в головах людей не поменяется осознание опасности того что творится на дорогах, перемен ждать не приходится.0
  • Андрей НельгаНаталия, ))))0
  • Андрей НельгаЕсли позволяет разметка.0
  • Андрей НельгаМаксим, не понял в чем трудности. В принципе разметка и указатели движения по рядам разрешают движение прямо. Другое дело он съезжает не в свой ряд.0
  • Андрей НельгаМаксим, снимок не совсем понятный, что справа, ряд движения или обочина.0
  • МаксимАндрей, на снимке всё подписано0