Дети
4K

«С предвзятым отношением не стал­кивались»: как дети россиян учатся за границей без зна­ния языка

Опыт читателей в четырех странах
142
«С предвзятым отношением не стал­кивались»: как дети россиян учатся за границей без зна­ния языка

Это истории из Сообщества. Мы задали вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам

Аватар автора

Катя Булгакова

за гуманное отношение

Страница автора

С апреля 2025 года детей мигрантов, не знающих русский язык, перестанут принимать в российские школы.

В других странах тоже сталкиваются с проблемами адаптации мигрантов, но подходы к решению этих проблем отличаются. Собрали истории читателей, чьи дети учатся за рубежом. Они рассказали, трудно ли было поступить в обычную школу, были ли требования к знанию языка и как государство помогало интегрироваться.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В январе и феврале рассказываем о культуре и искусстве, а в ноябре и декабре 2024 года — о мигрантах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

История № 1

Об образовании в Германии для всех и быстром обучении языку

Аватар автора

Boris Köln

воспитывает билингва

Страница автора

Я переехал с семьей в Германию в 2018 году, ребенку было 10 лет. Прописались в ратуше, там же нам выдали ИНН, направление в ближайшую школу и оформили детское пособие Kindergeld — тогда оно составляло 200 €, то есть примерно 14 800 ₽ в месяц, сейчас уже 250 €⁣ (26 850 ₽)  в месяц. Его платят всем детям до 18 лет, проживающим в Германии, независимо от гражданства.

Мы позвонили в школу, куда нас направили, и пришли туда с сыном. Учителя встретили тепло, провели экскурсию, объяснили правила. Мы общались по-английски и переводили все ребенку на русский. Узнали, что школьной формы нет, но есть дресс-код: нельзя носить декольте, мини-юбки и шпильки, оголять пупок, делать яркий макияж. При этом допустим небольшой пирсинг и тату. Большинство детей круглый год ходят в кроссовках, джинсах и футболке, зимой надевают толстовку.

Образование в стране обязательное. Если ребенок пропустит школу без уважительной причины — например, вернется с каникул позже, — родителей оштрафуют на несколько сотен евро за каждый день отсутствия. При повторных нарушениях привлекут органы опеки, а если и это не поможет — лишат родительских прав.

Обучение инклюзивное — школу должны посещать все дети в стране. Если у ребенка инвалидность, значит, он будет приезжать на инвалидной коляске. Его могут даже отвозить и привозить на специальном такси за счет муниципалитета. В нашей школе есть дети с особенностями развития — их не обижают, на переменах все играют вместе.

В немецких школах драк не бывает. Максимум, что может произойти, — кто-то нарочно толкнет или обидно назовет сверстника. В таких случаях серьезно разбирают ситуацию, привлекают к ней родителей. Если поведение ребенка не меняется, опека обязывает семью посещать психолога.

Если этого недостаточно, ребенка могут перевести в специальную школу Förderschule. Там работают учителя, обученные помогать детям с особыми потребностями, например задержкой развития, аутизмом, ДЦП или повышенной агрессией.

В крайних случаях обязывают посещать курсы Kurve kriegen, где детей учат себя контролировать. Обычно для коррекции поведения достаточно одного года.

Мы переехали летом, а осенью ребенок пошел в школу. В разных землях Германии дети начинают учиться в разные дни — это сделано специально, чтобы снизить ажиотаж на билеты и отели во время каникул
Мы переехали летом, а осенью ребенок пошел в школу. В разных землях Германии дети начинают учиться в разные дни — это сделано специально, чтобы снизить ажиотаж на билеты и отели во время каникул

В начальной школе все дети учатся вместе, а в средней ребят разделяют по разным школам — общеобразовательным и гимназиям — или классам в зависимости от успеваемости.

Сын поступил в четвертый класс началки, совершенно не зная немецкого языка. В первый день мы его привели и передали учителю. Заодно написали заявление, что разрешаем самостоятельно уходить домой, иначе его нужно было бы забирать родителю или старшему ребенку.

Обучение было не очень сложным. Математические формулы понятны и без слов. На физкультуре повторял за другими учениками. На разговорных уроках вроде истории и этики с ним на задней парте занимался помощник учителя — обычно это студент пединститута, проходящий стажировку. Он давал немецкие прописи и самоучитель, помогал выучить язык.

Тогда в классе было только двое детей, не говоривших на немецком. Сейчас мигрантов и беженцев стало больше, и для них организуют в школе отдельные языковые классы на первый год, а дальше все учатся по обычной программе с немцами.

Расписание уроков в начальной школе. Даже если не умеешь читать по-немецки, можно понять картинки
Расписание уроков в начальной школе. Даже если не умеешь читать по-немецки, можно понять картинки

Вот пример расписания в начальной школе:

  1. Английский язык как иностранный.
  2. Немецкий язык как родной.
  3. Первая большая перемена с завтраком — дети едят то, что сами принесли в ланч-боксах.
  4. «Религия», хотя правильнее назвать предмет «этикой». В начальной школе изучали не конкретную религию, а общепринятые нормы этики и морали. В средней и старшей школе можно выбрать философию или конкретную религию — чаще всего католичество или протестантизм, потому что сертифицированных учителей по другим религиям почти нет.
  5. Вторая большая перемена. Все в любую погоду идут во двор, в основном играют в командные игры.
  6. Sachunterricht — предметное обучение. В России нет аналога. Это что-то вроде изучения конкретной темы целую неделю. Например, задали тему «Лошади». В понедельник по ней будет урок ботаники: чем сено отличается от соломы. Во вторник — урок биологии о лошадях, в среду — теория по конному спорту. В четверг — урок труда, в пятницу — экскурсия по конюшне.
  7. Физкультура в спортзале или на площадке, раз в неделю плавание. Детей отвозят в бассейн на школьных автобусах в соседнюю деревню — в нашей школе своего нет. В начальных классах ученики должны проплыть минимум 50 м без учета времени, нырнуть рыбкой и достать предмет с глубины 3 м. Для четверки — проплыть 200 м за 15 минут любым стилем. Для пятерки — 400 м за 20 минут минимум двумя разными стилями. В качестве поощрения разрешают прыгать с трамплина высотой 1, 3 и 6 м.
  8. Горячий обед в столовой. Но такое есть не во всех школах.
Открытый и крытый бассейны
Открытый и крытый бассейны

После уроков дети либо идут домой, либо до 18 часов могут остаться на продленке. Это за отдельную плату — сейчас около 50 €⁣ (5370 ₽) в месяц, включая полдник.

Мы не проводили для сына дополнительных занятий по языку, не нанимали репетитора, дома общаемся только по-русски. Ребенок сам учил немецкий, догадываясь о значении слов в разных жизненных ситуациях.

Утром учитель заходит в класс, говорит «гутен морген», все ученики отвечают «гутен морген». Сын понимает: эту фразу нужно говорить каждое утро при встрече. На перемене учитель говорит «шпилен», дети бегут с мячом играть на площадку. Получается, «шпилен» — «играть». Учитель говорит «эссен», дети идут в столовую. Хорошо, «эссен» — это «еда».

Так в первый же день сын выучил 50 слов.

Через месяц он неплохо понимал общий смысл и произносил отдельные фразы, через год — бегло говорил с ошибками, через два-три года — уже свободно. Сейчас стал билингвом, знает немецкий как родной.

Ребенка даже просили выступить в качестве переводчика. Однажды он объяснял правила школы новому русскоязычному ученику и его родителям, которые не знали никакого другого языка.

История № 2

О подготовительной интеграционной школе в Нидерландах

Аватар автора

Andrey P.

живет в многонациональном городе

Страница автора

Мы переехали в Нидерланды в августе 2022 года с двумя детьми — сыном и дочерью. На тот момент им было 4 и 10 лет. За несколько месяцев до этого, когда у меня появился рабочий контракт и я начал готовить визу, мы с супругой принялись искать школу. В Нидерландах разрешается посещать ее с четырех лет, а с пяти это обязательно.

Дети учатся восемь лет в начальной школе, затем четыре, пять или шесть лет в средней — в зависимости от типа учебного заведения. Последние бывают разного уровня: одни готовят к поступлению в училища, другие — в институты и университеты.

Мы решили для начала отдать детей в интеграционную школу, чтобы они выучили голландский. В ней учеников из других стран, по сути, готовят к нидерландской системе образования. Мы написали в несколько, одна быстро ответила и предложила места для дочери и сына. В июле детей добавили в очередь, а в середине августа школа подтвердила, что они могут пойти на занятия с 5 сентября. Нам назначили созвон в зуме для знакомства, а также прислали анкету, где мы вкратце рассказали о себе и детях.

Интеграционная школа государственная и бесплатная, не нужно сдавать вступительные экзамены. Ученики распределяются по возрасту, уровню языка и образования. Для младшего сына обучение напоминало детский сад с элементами игры, а старшая дочь изучала язык, математику и другие предметы на голландском.

Начиная с 3-го класса каждый ребенок сдает промежуточные экзамены в середине и конце года — в нидерландском образовании есть такая особенность. Дочь готовилась поступать в седьмой, поэтому пришлось наверстывать: она сдавала тесты с 3 по 6 класс включительно. Результаты влияют на то, в какую среднюю школу затем попадет ребенок.

После каждой серии тестов старших детей перетасовывают внутри интеграционной школы и делят по уровню языка и знаний. В какой-то момент дочь училась математике с восьмым классом, а языку — с шестым. Раз в десять недель я, супруга и ребенок — сначала один, затем другой — встречались с учителем, чтобы обсудить результаты и планы.

Уже через полгода дети вполне сносно заговорили на голландском.

В этом большая заслуга учителей: они объясняли детям, что ошибаться — нормально, главное — не бояться говорить. Старшей было сложнее учить язык, чем младшему, но она его неплохо понимала.

К концу учебного года нам сообщили, что дети готовы перейти в обычную школу: сын — во второй класс, а дочь — в седьмой, предпоследний класс в начальном образовании. Мы как раз купили в ипотеку дом в другом районе, поэтому решили выбрать учебное заведение поблизости. Сходили на день открытых дверей в несколько школ, но первая нам не подошла — в ней учат по альтернативной вальдорфской системе  , и мы от этого отказались.

После этого связались с администрацией второй школы. Они изучили результаты тестов из интеграционной школы, попросили заполнить анкету и прийти с детьми на пробные уроки. На них сын и дочь разобрались в предложенных темах. Этого было достаточно, детей взяли.

Если в интеграционной школе старшей было сложно общаться со сверстниками из-за языка, то перед поступлением она его подтянула и уже за месяц влилась в новый коллектив. Сейчас пишет сочинения на голландском языке лучше некоторых одноклассников. Младший сын к началу обычной школы уже изъяснялся по-голландски свободно и без акцента.

Я вижу, что дети за год обычной школы полностью интегрировались. У младшего появились друзья в спортивной секции, а у старшей — лучшая подруга, которая родилась в Нидерландах. В школе есть и дополнительные занятия по языку для детей, которые не говорят на голландском дома, — дочь посещает их два раза в неделю.

В Нидерландах много приезжих, а в нашем городе Эйндховене особенно — из-за присутствия высокотехнологичных компаний. Мы ни разу не столкнулись с предвзятым отношением или ксенофобией.

Здесь все привыкли к тому, что люди говорят на разных языках.

Мы с женой знаем язык гораздо хуже, поэтому учителя общаются с нами на английском. Одноклассники сына и дочери относятся к ним отлично. Старшей было чуть сложнее, но через месяц школы она притерлась, а через два ее новые друзья уже были у нас в гостях.

Сейчас дети говорят свободно, отмечают праздники и перенимают особенности культуры. Теперь наша задача — сохранить русский язык у младшего, потому что у него есть небольшие проблемы с письмом и чтением.

История № 3

О погружении детей в среду в школах Испании и любви к учебе

Аватар автора

Obv

доволен испанской системой образования

Страница автора

Мы с супругой переехали в Андалусию с тремя детьми несколько лет назад — им тогда было 8, 6 и 3 года. Двое старших перед этим начали заниматься испанским с Duolingo по часу в день. Но ребята не чувствовали мотивации, так как жили в русскоязычной среде, и результаты были нулевыми. Еще старший ребенок год учил английский в школе и с репетитором, но это тоже было малоэффективно.

В Испании ребенок-мигрант с нулевым знанием испанского идет в обычную школу. Персонал не говорит на русском, поэтому спросить о чем-либо на родном языке не получится. Может, найдется пара русскоязычных на всю школу, но их могут позвать только в случае форс-мажора. Например, если ребенок плохо себя чувствует и нужно спросить, на что он жалуется, позвонить родителям. В остальном в интеграции они никак не участвуют. Более того, ребенка постараются не определять в один класс со знающими его язык сверстниками.

Первый триместр дети-иностранцы сидят в классе со всеми, но выполняют задания только по испанскому, которые им отдельно дает учитель. Думаю, это сделано, чтобы чем-то занять таких ребят первые пару месяцев, пока они совсем не понимают язык.

Во втором триместре иностранных учеников начинают подключать к обучению по программе, они втягиваются в учебу. К концу года уже полноценно учатся с тройками по испанскому.

Наши дети ощущали себя в новой школе отлично, говорили, что с ними все знакомятся. Ребята без испанского ничего не понимали, но им все помогали — и учителя, и дети. Мы же никогда не слышали претензий вроде «понаехали», наоборот, родители одноклассников говорили, что теперь их дети могут учиться с прекрасными ребятами из других стран и расширять кругозор.

Весь первый год мы, родители, так же учили язык с нуля, как и дети. Занимались с ребятами по предметам в меру своего понимания. Еще все пользовались Duolingo: дети по 40 минут, родители — по два часа в день.

Пример задания с картинками, которое дают детям мигрантов в течение первого триместра
Пример задания с картинками, которое дают детям мигрантов в течение первого триместра

В новом учебном году учителя выдавали на дом дополнительные задания на полчаса в день — например, диктанты, чтобы ребенок выучил ударения и проработал неочевидные на слух буквы. В результате у ребят исправились оценки и по языку, и уже через два года после переезда дети стали отличниками и хорошистами без отставания от ровесников.

Хотя дополнительных занятий по испанскому и интеграционных классов в Испании нет, дети с успехом выучили язык. Дело не столько в письменных заданиях, сколько в погружении ребенка в среду. Когда вокруг ребят дружелюбная и интересная атмосфера на непонятном языке, они быстро его учат. Наши дети охотно ходили в школу с первого дня и хотели скорее начать всех понимать.

История № 4

О бесплатных школах для новоприбывших детей в США

Аватар автора

Елена

отмечает дружелюбную атмосферу в школах

Страница автора

Я родилась в Республике Саха, а мой муж Дмитрий — в Забайкальском крае. Последние 20 лет мы жили в Бурятии. Осенью 2022 года мы с тремя сыновьями покинули Россию.

Приехали в штат Иллинойс, США. Нашим детям было 18, 9 и 2 года, поэтому сразу пришлось разбираться в устройстве американских детских садов и школ. В начальную — Elementary School — здесь ходят с 5 до 10 лет, в среднюю — Middle School — с 11 до 13, в старшую — High School — с 14 до 18.

Средний ребенок начал учиться уже на второй неделе после переезда. Когда мы обратились в учебное заведение, нам сразу нашли учительницу, говорящую на русском. Она подробно объяснила, что нужно для регистрации. Потребовались только загранпаспорта родителей и свидетельство о рождении — мы даже не переводили его на английский.

Сына определили в класс с русскоговорящими детьми из России, Украины, Кыргызстана и других стран СНГ. Для учебы не требовалось ничего покупать. В первый день выдали хромбук, карандаши, ручки, тетради, учебники. Малоимущим предоставляли и рюкзаки.

Помню, как мы волновались, провожая сына в школьный автобус. Но все прошло хорошо: ребенок был в восторге от школы. Он легко познакомился с одноклассниками. В классе было много переехавших в то время ребят, и все они были в более или менее похожих условиях.

Уроки проходили на русском и английском, дети постепенно привыкали к новому языку. При этом в школьной библиотеке было много детских книг на русском, и учителя поощряли читать на нем. Сейчас сын перешел в среднюю школу. Тут преподают на английском, но есть русскоязычные учителя, которые при необходимости помогают.

Встречи родителей с учителями проходят только индивидуально, оценки других детей никто не обсуждает.

Преподаватели говорят об ученике в положительном ключе, дают советы, как помочь ребенку.

Среднему сыну местные школы нравятся. Ему особенно импонирует, как учителя внимательно следят за дисциплиной. Здесь сразу пресекают проявления агрессии: нельзя драться, обзывать других.

Дети четко знают, что за драку их могут просто исключить из школы, поэтому атмосфера более спокойная и дружелюбная по сравнению с тем, как было в российских классах.

Жить в США тяжело: нужно понимать, что сидеть дома на пособиях не получится. Но страна предоставляет возможности для тех, кто хочет чего-то добиться
Жить в США тяжело: нужно понимать, что сидеть дома на пособиях не получится. Но страна предоставляет возможности для тех, кто хочет чего-то добиться

Старшему сыну нужно было поступить в High School, где детей готовят к поступлению в колледжи и университеты, и это оказалось труднее. Сперва он прошел тест на знание английского, но тот показал недостаточный уровень.

Чтобы подтянуть язык, его зарегистрировали в школу для новоприбывших детей: в ней он интенсивно учил английский по два урока в день и занимался остальными предметами: математикой, физикой, биологией.

Обучение в школе для новоприбывших детей бесплатное, предоставили автобус, ноутбук и учебные материалы. После успешно пройденного теста сын перешел в обычную старшую школу, которую хорошо окончил. Сейчас учится в колледже и сдал первую сессию.

С самого переезда он подрабатывал: сначала помощником тренера по тхэквондо, а позже устроился в продуктовый магазин. Это также помогало подтянуть язык. Сейчас он нашел работу, которая лучше оплачивается, получил водительские права, и мы помогли ему купить машину. Он сам платит за свое обучение в колледже — около 2000 $⁣ (205 891 ₽) за семестр.

Мы не брали для детей дополнительные занятия по английскому. Младшие сыновья язык выучили сами, пусть и на среднем уровне. Легче всего это далось самому маленькому — сын уже перемешал в садике два языка.

Конечно, есть трудности, и их много. Думаю, большинство из них пока связаны именно с языком, но я верю: дети смогут их преодолеть. Для среднего сына мы также нанимали репетитора, чтобы подтянуть математику. В свои 9 лет он попал в США в четвертый класс, тогда как в России был в третьем. Он только начинал проходить умножение и деление, а здесь уже делили и умножали трехзначные числа. Сын смог наверстать, сейчас учится хорошо, и с математикой больших проблем нет.

Тоже живете за границей и знаете, как помочь ребенку адаптироваться? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

Катя БулгаковаЧто вы думаете о таких подходах к адаптации детей в зарубежных школах?
  • fullspectroAlexandra, в других странах практически повсеместно создана система адаптации для иностранных учеников. За редким исключением их кидают сразу в класс. То же самое должно быть создано и в России.34
  • Boris KölnAlexandra, так эта статья и написана на основе комментариев противников того закона22
  • BeaRitzшикарные истории, одно замечание только: а вы найдите примеры адаптации русских детей в мусульманских школах? А то красиво, конечно, выглядит: вот, мои бебики пошли в сербскую/немецкую/американскую и т.д. школу - и все оки, все дружат, почему в России не так. Ну как бы, ребят, в России в русские школы приходят мягко говоря немного не европейского склада личности. Ниче, что тут межкультурный разрыв глубже?35
  • Максим БуйкоСамое отвратительное передергивание - когда русскоязычных эмигрантов в Европе/США, которые приехали с целью интегрироваться в общество и жить по его законам, сравнивают с мигрантами из Средней Азии в России, которым в большинстве своем плевать на законы, порядки и обычаи страны: их цель сделать из России один большой кишлак и жить исключительно диаспорами по законам шариата. Благостная картинка интеграции русскоязычных школьников из статьи не имеет ничего общего с реальным положением дел в школах небогатых районов США, а также в мигрантских районах городов Германии, Испании, Австрии, Франции и пр. Хотите релевантного сравнения с ситуацией в школах России - опишите, как «успешно» происходит адаптация и интеграция в европейских/американских школах, где в классах большая часть детей - афроамериканцы/латиноамериканцы или мигранты из Африки и Ближнего Востока.35
  • Alexandra OrlovaBoris, лучше б не писали. На фоне предыдущей и особенно комментариев к ней, смотрится тупо как холиварная тема подсобрать комментариев8
  • Alexandra OrlovaНехетти, нагоняют рейтинг. Ко всем мигрантам должны относится одинаково. Я недавно услышала от одной что-то типа: бесят мигранты-арабы. Когда я удивительно на неё посмотрела, она сказала: ну я же европейка и замужем, то есть местная можно сказать. Хах. Замужество измело её ДНК и кровь, сделало из неё местную))) Вот и комментарии про образование из той же серии: как классно, что дети русских мигрантов учатся в школах с местными, но таджиков нам не надо10
  • Boris KölnAlexandra, это и есть цель редакции10
  • GsyВ очередной раз с грустью понимаю, как много нормальных адекватных людей покинуло Россию. Их дети адаптируется к новой стране, выучат новый язык, найдут новых друзей и не вернутся обратно.26
  • КристинаМаксим, турки живут в Германии уже 3-4 поколение, и очень сильно отличаются от турецких турков. По воспитанию это уже немцы с турецким налетом. Мне кажется, вы мыслите стереотипами, реальность сложнее.23
  • Pavla TolokoninaAlexandra, вы что-то перепутали. Люди, из чьих комментариев составлена эта статья, резко критиковали российский закон.12
  • Ольга КанунниковаВезде хорошо, где нас нет. Есть знакомые, которые уехали за границу и их рассказы не такие радужные.9
  • Мирослава ПетроваGsy, а скольно не адекватных покинуло Россию? А сколько адекватных осталось в России? На порядки больше. Про "не вернутся обратно" очень спорно. Жизнь "на Западе" нынче не сахар. Со своими проблемами с образованием, здравоохранением, безработицей. Время покажет кто куда вернется.2
  • ObvМирослава, тут про опыт на шкуре своих детей и рассказ.22
  • Alexander SchnurrbartДмитрий, х.з. насчёт США. но в Германию ещё не так давно можно было приехать только по немецкой или еврейской иммиграции или в рамках воссоединения семьи. Немецкий они могли или вообще никак не знать или говорить на каком-нибудь дремучем диалекте XIX века, который их предки привезли с собой из Германии в Сибирь. Образованные индусы в массе своей владеют английским, непонятно к чему вы их вообще привели12
  • АлександрМаксим, к моей латиноамериканской жене представители российских властей нередко так же относятся16
  • Нехетти Грин"Примерно 20-25% школьников в Германии демонстрируют недостаточные знания по математике, согласно данным международных (PISA) и национальных исследований (IQB). В абсолютных числах это составляет около 1,7–2 миллионов учащихся из общего числа 8,3 млн школьников (2022/2023 учебный год). PISA 2018: 21% 15-летних учеников не достигли базового уровня (уровень 2), что означает трудности с применением математики в простых ситуациях. IQB-исследование 2021: 20-25% четвероклассников не выполнили минимальные стандарты по математике". Минимальные, Карл. Каждый четвертый. И это 2021 год, за 2024 данные будут еще хуже (если их вообще осмелятся опубликовать). Я не хочу, чтобы в России было так же. А вы - хотите?5
  • ObvНехетти, я хочу, чтобы в России было, как в Германии. Т.е. чтобы была развитая наука и техника. И не на пустых мечтаниях и "аналоговнетах" развитая, а как в Германии, плоды высокого уровня науки и техники которой видел каждый. Вы в курсе, что основной экспорта Германии является сложное промышленное оборудование и машины, а не нефть, газ, черный металл и удобрения, т.е. сырье и самые первичные продукты его переработки, как у одной очень сильно математически продвинутой страны? Это если про уровень жизни и прочее не говорить, а только про науку и технику.11
  • ObvМирослава, да-да, неграмотные и тупые люди сделали свою страну привлекательной для квалифицированных работников, а также поставляют на экспорт турбины, с помощью которых страна грамотных и умных людей продавала газ, добытый с помощью технологий американских нефтесервисных компаний (еще одни неграмотные и тупые, к слову). Только и остается надеяться, конечно, что в России такого не будет - ни турбин, ни привлекательности для квалифицированных специальности. Это ж ведь просто ужас какой-то, представить даже страшно такое - продавать не газ, а турбины.12
  • Андрей ТемниковBeaRitz, на заметку редакции. Было бы действительно интересно почитать про опыт интеграции наших детей скажем так не в самых близких к нам с историко-культурной точки зрения стран. Условных Китае, Иране или той же Турции.11
  • АлёнаObv, отличный ответ. Респект))4
  • Мари"Мы не проводили для сына дополнительных занятий по языку, не нанимали репетитора, дома общаемся только по-русски. Ребенок сам учил немецкий, догадываясь о значении слов в разных жизненных ситуациях." А зачем было так издеваться над ребёнком? Почему нельзя было хоть на какие-то начальные курсы походить ещё в РФ, что б хоть на базовом уровне ребёнок мог понимать, а не догадываться? Вы же не за 1 день решили переехать, неужели настолько наплевать на чувства ребёнка, что сложно было заранее подготовить его? У вас получилось, как учить плавать, скидывая с лодки. Молодец, всплыл. Но дети разные, у кого память хуже, нервная система слабее, скромные, необщительные дети просто замкнутся.15
  • Алиса СелезнёваМаксим, у меня были девочки армянки в школе, у племянницы - одноклассница-подруга из стран СНГ. Все хорошие девочки. Как бы они выучили язык, если бы не были интегрированы в языковую среду? Да ребенок, выросший без знания языка и вне школы - будущий асоциальный элемент общества Из ребенка при помощи окружения можно лепить личность. Если он не ходит в школу и живёт дома по шариату - откуда он усвоит паттерны поведения в обычном коллективе? В школе как раз это можно скорректировать поведение ребенка13
  • КристинаМирослава, "германия на первом месте по выдаче виз квалифицированных работников". Вся Европа переживает демографический кризис (рождаемость 1,4-1,6), но население не сокращается из-за притока мигранов. Германия настолько привлекательна для них, что может позволить себе отбирать только квалифицированных. "в ес образ жизни и система образования плодит неграмотных и тупых людей" современный образ жизни в принципе не поощряет решение сложных задач. Люди меньше тренируют память и логику из-за зависимости от технологий (поисковики, калькуляторы). Уровень развития интеллекта в целом в 21 веке снижается там, где он был на высоком уровке, к сожалению. Как студентка немецкого университета могу только посмеяться, что система образования плодит тупых людей. Программа очень сложная, требует как много часов самостоятельной работы, так и высокой начальной базы. Если сравнивать с РФ высшим образованием, то не в пользу последнего. Но конечно это мой частный опыт.8
  • КристинаНехетти, в РФ примерно также, я думаю, только информация не доходит до СМИ. Вот пруф: 10 из 27 человек получили двойку по итоговой работе по математике, 2й класс, Москва, обычная районная школа. Это больше чем каждый третий. Это даже хуже, чем в ЕС.5
  • Чай УлунКристина, пример одной районной школы в сравнении со статистикой по стране как-то не релевантен кмк. В данном случае более сильный аргумент, что на международных олимпиадах по тем же математике и физике как-то не слышно умников из ЕС - все россияне да китайцы.4
  • Чай УлунAlexandra, дык давно уже тут так(( скучаю по старому-доброму т-ж, где холивары были интересными, глубокомысленными и, не побоюсь этого слова, обогащающими. А щас.... скоро запрет на полит-дискуссии из правил уберут, чтоб контенту плодилось побольше(4
  • КристинаНехетти, специально проверила ваши данные. Они вырваны из контекста и их восприятие из-за этого искажено. Откуда их брали? вопрос риторический, если что. В 2022 немецкие школьники показали худшие результаты за всю историю участия страны в PISA. Особенно по математике: средний балл ниже среднего. До 2022 года эти результаты были стабильно выше среднего. Скорее всего провал ситуационный, из-за дистанционки в COVID-19 и ухудшения качества образования из-за этого.7
  • ObvМари, к сожалению, это так не работает. Вы вот какой язык в школе (ака уровень "начальные курсы" учили много лет? И как, понимаете хоть что-то? Дети, живя в родной языковой среде, отвратительно учат иностранные языки. Практически с нулевым эффектом. Гораздо хуже, чем взрослые, невзирая на расхожие мифы. Запоминать то детям, может, и проще, но у них обычно начисто отсутствует эмоциональное вовлечение и мотивация (за исключением той небольшой части детей, у которых в принципе есть интерес к иностранным языкам или к конкретной иностранной культуре). Поэтому если отправить ребенка на курсы или к репетитору на несколько часов в неделю, то эффект через полгода будет ровно 0. А курсы с высоким уровнем погружения - типа по несколько часов ежедневно, так вы, по-первых, еще попробуйте его туда загнать и удержать там без бунтов, когда у ребенка к этому нет интереса, во-вторых, это дорого. У вас, кстати, есть дети? Как у них с иностранными? Удалось ли хотя бы уверенного А2 достичь (способность бегло говорить на простые темы)? Сколько лет на это потребовалось?2
  • МариObv, я прекрасно выучила английский в школе и институте, спокойно могла разговаривать с англоговорящими людьми на бытовом уровне. Моя дочь в простой школе выучила на уровне, достаточном для работы в другой стране (прошлым летом она работала бариста, т.е. разговаривать с людьми нужно было, а не молча мыть посуду). Не представляю, как бы я себя чувствовала, если бы меня ребёнком родители привезли в другую страну, языка которой я совершенно не знаю и отправили в школу, мне было бы нереально тяжело. Мой брат живёт в Австралии, они тоже ребёнка почти не готовили к переезду, думали раз возраст еще дошкольный, в садике научится говорить, в итоге очень жалели, что не учили ребёнка английскому заранее, он конечно, выучил на месте, но тяжело ребёнку было первое время.1
  • ObvМари, в обычной общеобразовательной школе? Я тоже хорошо в школе выучил, но я учился в школе с углубленным изучением английского, где его было "чуть больше", чем на курсах начального уровня, или в обычной школе. А в простой школе, конечно, невозможно выучить иностранный язык. Я не сомневаюсь, что ваша дочь его выучила, но явно не благодаря обычной общеобразовательной российской школе и явно не за несколько месяцев. Поэтому я ни в коей мере не отрицаю того, что если выучить язык заранее, то будет проще. Но заранее - это лет за 5 по 2 часа ежедневно. Тогда на момент переезда у ребенка будет хоть какой-то уровень, который немного спрямит углы, которых, впрочем, особо и нет. Поэтому на деле это просто не нужно, потому что в садике легко научат говорить - это правда. И в младшей школе научат легко. Без всякого стресса для ребенка. В средней школе уже посложнее будет, но научат и там. Лишь бы там среда дружелюбная была. Это уже не говоря о том, что если переехать сразу, не тратя эти 5 лет на подготовку, то через 5 лет ребенок будет гораздо лучше знать и целевой язык и школьную систему целевой страны и в целом, чем младше ребенок, тем легче ему переезжать и интегрироваться. Т.е. откладывать переезд, чтобы ребенок подучил язык - это вредить ребенку. А закидывать его в процессе оформления визы и подготовки к переезду на пару месяцев на курсы - просто бесполезно, никакого эффекта не будет.1
  • Alexander SchnurrbartМари, выброшенные деньги. с младшешкольником нет абсолютно никакой потребности заниматься с репетитором, ребёнок очень быстро выучит язык в среде. Перед отъездом можно мультки фоном ставить. Со врослыми, эта схема, к сожалению, не работает.4
  • Alexander SchnurrbartМари, в этом вся проблема: вы пытаетесь свой опыт изучения языка во взрослом возрасте перенести на ребёнка. дети учат язык по-другому.3
  • Alexander SchnurrbartОльга, но они почему-то не возвращаются. ps. это известная иммигрантская мулька - ныть: как тут всё плохо, но назад почему-то не ехать.3
  • Немного не в себеМирослава, ого это как по взрослому называется - расизм кажется? Тетя которая в каждом ответе пишет , что взрослые так не отвечают, является расистской, забавно3
  • Alexander SchnurrbartЧай, я ж говорю: смотрите сайты олимпиад, а не пересказ российских СМИ. в Германии упор делается на массовое образование, отсюда и PISA. Участие в олимпиадах немцу без надобности. это не принесёт ему баллы в аттестат... ну и мой камент нескольколетней давности: "Олимпиады - это показуха, туда посылают лучших из лучших. в PISA Россия участвовала в 2016 г. заняла 40 место. Место, в принципе, неплохое (для понимания, лучше не место смотреть, а набранные страной баллы, разница между местами будет незначительной), но в 2011 Россия была только на 126 месте. я х.з. но что-то тут нечисто." назад, к нашим баранам про олипмиады: "Российские школьники взяли четыре золота на олимпиаде по информатике в Египте" (с) Ведомости и куча других СМИ. Если мы посмотрим на первоисточник, то IOI 2024 первое место у китайца, с большим отрывом (больше 20%) потом поляк, несколько американцев, израильянин, опять китаец, румын, словачка Дарья Грекова и Иван Пискарёв только на 10 и 11 месте. Потом снова Канада, Япония, Венгрия, снова Япония, Испания, Иран, Израиль, Великобритания, Турция, Польша потом у русскофамильных участников - 20, 27 места. Занявший 27 место Пётр Лосев находится между Израилем и Латвией, замыкает список - Норвегия. ну и разыгрывалось 30 золотых медалей, 60 серебрянных, туева хуча бронзовых и без счёта "похвал" (Honourable Mention) для тех, кто осилил хотя бы треть заданий ...5
  • КристинаAlexander, люблю вашу манеру со ссылками на СМИ, показательно👍3
  • Артем СтепановGsy, зависит от обстоятельств, в конце 90х многие возвращались ибо в стране были перспективы, много незанятых ниш где можно было применить полученный опыт. Но сейчас конечно не те условия и чем дольше ситуация продлится тем меньше смысла возвращаться.0
  • Артем СтепановAlexander, о да, особенно в Германии и Израиле. Ну там Страны Балтии еще.2
  • Поющая в коровникеАндрей, Турция - полуевропа. Как в КВН выразились: "И вас, и вас". Опираюсь на опыт переехавших туда подруг, в том числе турецких жён с детьми.0
  • Андрей ТемниковПоющая, я в турецкую школу не ходил и подруг с детьми там нет)) поэтому было бы интересно почитать на эту тему. Но Турцию чисто для примера привел.0
  • kefirtapirGsy, мои знакомые из Израиля вернулись. Причём, в том числе, из-за школы. Рассказывали, что "дети из лучших школ Москвы и Петербурга оказались в каком-то бардаке" (это цитата). Их дочь в России перешла на домашнее обучение из-за проблем с точными науками, а в Израиле она оказалась в числе лучших учеников! И это притом, что обучение, естественно, шло на иврите, который она вообще не знала в начале.1
  • Constantine R.Андрей, Турция — светское государство с легальными публичными домами, если что.0
  • Constantine R.Мирослава, адекватных осталось много, да. Но финансово неустроенных. Иначе и они бы уехали.2
  • Constantine R.Покупатель, в общем и целом это именно так и есть. Но все равно хуже, чем в школе в московской Капотне. Вот там толерантность и инклюзивность, что Европа обзавидуется.3
  • Андрей ТемниковConstantine, и для чего эта информация под моим комментарием? К чему?0
  • Constantine R.Андрей, "интеграции наших детей скажем так не в самых близких к нам с историко-культурной точки зрения стран" Для нас любая страна не близка с историко-культурной точки зрения. У нас свой, особый путь! ©️ Ставить Турцию как пример страны со сложной интеграцией, когда она по уровню свобод даст фору многим Европейским государствам?2
  • MMaximaКристина, действительно, реальность сложнее. Каждый четвертый турок, проживающий в Германии, не говорит по-немецки. Это данные социологического исследования, проведенного по заказу немецкого правительства.1
  • А.kefirtapir, Израиль - это Ближний Восток с легким налетом европейскости.0
  • ObvА., в Израиле отличное образование в области точных наук. Что видно как минимум потому, что Израиль - это страна с крохотным населением и размером с Московскую область примерно (особенно, если не считать незаселенные пустыни между Бер Шевой и Эйлатом), а производит кучу всякого хайтека. Собс-но, по соотношению размер-население/уровень хайтек продукции Израиль является одной из самых передовых стран мира. Глупо думать, что там плохо с точными науками - ведь заметные каждому результаты (даже израильская редиска в РФ вместо российской) говорят об обратном. Куда вероятнее выглядят заморочки в голове у одной семейной пары.2
  • КристинаMMaxima, каждый четвертый не говорит = три четверти говорят. Вы подтверждаете мою мысль выше, только другими словами. Турецкий язык в Германии слышу часто. Так же как и вижу турецких бабушек в платках, разговаривающих между собой по-немецкий!0
Вот что еще мы писали по этой теме