«От таких кейсов болит сердце»: почему самостоятельное засыпание подходит не всем детям
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Когда родилась моя первая дочь, я с завистью смотрела на посты других мам в соцсетях вроде «мой малыш с трех месяцев засыпает вообще без помощи».
В какой-то момент я решила, что тоже так хочу: положила в кроватку, и дочь заснула. И знаете что? У меня получилось. Несколько месяцев она засыпала сама, без моего участия, но потом все сломалось. Расскажу, что произошло и как я пришла к выводу, что не каждому ребенку нужно непременно засыпать самостоятельно.
О Сообщнике Про
Консультант по детскому сну и мама двух дочек. Прошла обучение по теме детского сна, чтобы помогать не только себе, но и другим семьям. Люблю писать просто о сложных вещах и делиться реальными историями из жизни.
Что такое самозасыпание
Самостоятельное засыпание — это способность ребенка засыпать без внешней помощи, то есть без груди, укачивания и другого физического контакта. Малыша укладывают в кроватку расслабленным и в меру уставшим, но бодрствующим, и он засыпает. Звучит как родительская мечта, особенно после 15 кругов по комнате с сонной 12-килограммовой радостью на руках.
Хотя обучение самостоятельному засыпанию — не всегда быстрый или легкий путь, в некоторых случаях оно может значительно облегчить жизнь. Например, если у вас погодки и каждый вечер после марафона укладывания вы чувствуете себя как выжатый лимон и личного времени совсем не остается. В таких случаях умение детей засыпать самостоятельно может дать небольшой, но нужный перерыв, поможет не только организовать вечер, но и улучшить качество сна всей семьи.
Или, например, у родителя есть ограничения по здоровью и он не может носить ребенка на руках перед сном. Тогда обучение малыша навыку самостоятельного засыпания — тоже выход.
Конечно, это решение не должно быть навязано ни ребенку, ни родителям, если они не готовы. Важно помнить, что процесс адаптации к самостоятельному сну может быть постепенным и для многих детей он не связан с травмой.
Когда и как научить ребенка засыпать самостоятельно
Перед тем как учить ребенка засыпать без помощи взрослого, советую проанализировать, есть ли у малыша проблемы со сном. Например, пробуждения ночью один или два раза с четырех месяцев до трех лет считаются нормой в большинстве научно обоснованных подходов к обучению самозасыпанию.
Важен и возраст ребенка. Младенцы, как правило, не готовы к самостоятельному засыпанию до 4—6 месяцев. В этом возрасте их нервная система только начинает дозревать, формируются циркадные ритмы, которые потом помогут спать более последовательно и спокойно при правильно подобранном режиме.
В российской практике обычно рекомендуют начинать обучение с полугода, когда сон становится более зрелым, а ребенок — более устойчивым к изменениям. Но в любом случае важно отталкиваться от потребностей и состояния конкретного малыша, а не только от его возраста.
Существуют бережные методы, которые помогают перейти к самозасыпанию без стресса и слез. Вот некоторые из них.
Метод фейдинга — это один из подходов, который может помочь, если у ребенка выработались сильные ассоциации на засыпание. В этом случае родитель постепенно сокращает свою помощь. Малыш засыпает привычным способом — например, с укачиванием, кормлением или присутствием взрослого. А тот шаг за шагом уменьшает свое участие: сначала отказывается от укачиваний, потом убирает кормление и так далее. Главное — последовательность и уважение к темпу малыша.
Метод стула подойдет, если ребенок чувствителен к разлуке. Суть в том, что родитель остается в комнате: сидит рядом на стуле и постепенно отодвигается все дальше от кроватки, пока совсем не уйдет. Он не вмешивается активно, просто присутствует — это дает ребенку ощущение безопасности.
Прежде чем начать использовать какой-то метод, рекомендую завести дневник снов. Это поможет понять, когда лучше укладывать малыша.
Также важно, чтобы ребенок хорошо питался в течение дня и не добирал ночью норму калорий. Не рекомендую давать перед сном сладости или продукты, провоцирующие газообразование. Предварительно важно подобрать режим дня, который отвечает возрастным и индивидуальным нормам малыша, и отслеживать сигналы — признаки усталости и переутомления.
Если все перечисленное выше учтено, можно начинать подготовку, то есть:
- Компенсировать накопленный недосып.
- Ввести и закрепить ритуалы на ночной и дневной сон.
- Скорректировать условия сна — затемненная комната, комфортная температура, отсутствие раздражителей.
- Подобрать баланс сна и бодрствования для ребенка.
- Избавиться от негативных ассоциаций на засыпание.
Мягкие методы занимают много времени — около месяца или даже больше. Зато работают безболезненно.
Как я практиковала самозасыпание со своими детьми
Со старшей дочерью я начала практиковать самостоятельное засыпание после четырех месяцев. В основе моих действий лежал метод постепенного выхода: укладывала ее в кроватку сонной, расслабленной, но не спящей. Если она начинала плакать, подходила и гладила по спине, клала руку на живот и тихо говорила, что мама рядом. На руки не брала. Потом снова отходила. Дочь засыпала минут за 10—15 и, главное, без слез.
Постепенно моей помощи становилось все меньше. Через несколько недель я могла положить дочку в кроватку и выйти — она спокойно засыпала сама. Но ближе к восьми месяцам все изменилось: засыпание стало затягиваться, появилось недовольство, а к 10 месяцам — даже протест.
Где-то в год дочь часто капризничала перед засыпанием, просилась ко мне, иногда плакала во сне и перелезала к нам с мужем в кровать. Заснуть могла, только если я ложилась или садилась рядом. Она не требовала ее укачивать, носить на руках, петь песни или включать белый шум. Ей нужно было мое присутствие, чтобы расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Сначала я переживала и думала, что делаю что-то не так, ведь раньше все получалось. В голове сидели установки про «правильное материнство». В интернете писали: «Если ребенок привыкнет засыпать с мамой, он никогда не будет спать сам», «Вы формируете вредную привычку», «Это детская манипуляция».
Я думала, что, возможно, приучила к себе слишком сильно или, наоборот, стала меньше уделять внимания, в котором дочь нуждалась. Даже грешила на очередной кризис сепарации, который затянулся.

Только с рождением второго ребенка я поняла: самозасыпание подходит не всем и моя старшая дочь — тому пример. Она в нем не нуждалась, ведь это никак не влияло на ее сон. Наоборот, она спала лучше, когда ее укладывал кто-то из родителей. Ей было нужно больше близости, особенно в моменты усталости или перевозбуждения.
В итоге мы вернулись к более спокойному, совместному способу укладывания. Я ложилась рядом на большую кровать, держала дочь за руку или просто клала свою руку ей на живот или спину, массировала ножки и шею. Дочь сама находила удобную позу и закрывала глаза, но мое присутствие рядом и рука на спине давали чувство безопасности.
С младшей дочерью я сразу использовала метод «сама, но с минимальной поддержкой». К тому времени у меня уже был и личный опыт, и знания: я прошла обучение по детскому сну и прочитала много тематических книг. Поэтому подход выбирала осознанно — чтобы было комфортно и дочери, и мне.
У меня не было цели научить засыпать самостоятельно, но иногда я укладывала ее в кроватку сонной, но не спящей и оставалась в комнате, пока она не заснет. Я делала это для того, чтобы понимать, будет ли ей комфортно. Не навязывалась, но и не бросала одну, чтобы дочь чувствовала себя в безопасности.
И пожалуй, главное, что я сделала — это выстроила стабильный режим, о чем написала в другой статье Т—Ж. Я уже знала, что ребенок должен понимать: после активных игр наступает время отдыха, — и обучала этому. В итоге дочь всегда спокойно уходила в сон, без протестов, истерик и слез. А после 10 месяцев стала отворачиваться и засыпать сама.

Почему самозасыпание подходит не всем детям
У детей разная нервная система. Кто-то может заснуть сам, как только почувствует усталость. А кому-то, чтобы расслабиться, нужна тактильная поддержка мамы: объятия, поглаживания, прикосновения или просто присутствие рядом. Это не совсем про «приучен» или «разбалован», а больше про физиологию ребенка.
Знаю, что родители, которые пытаются научить детей засыпать самостоятельно, часто сталкиваются с множеством проблем. Например, некоторые считают, что, если выйти из комнаты, малыш поплачет и заснет. В итоге многие мамы пишут мне: «Я пыталась обучить самозасыпанию, но ребенок бился в такой истерике, что ночью спал еще хуже». Каждый раз от таких кейсов у меня болит сердце. Да, технически тактика может сработать, и малыш привыкнет засыпать сам. Но какой ценой?
Когда мы оставляем ребенка плакать одного, он со временем понимает: «Взрослый не придет, бесполезно звать на помощь». С этой установкой живет и учится не доверять миру. Малыш не становится более самостоятельным, он просто перестает сигнализировать о своих нуждах.
Если ребенок может обходиться без помощи взрослого, когда уходит в сон, и это получается мягко и легко, самозасыпание — классный и удобный навык. Но если малыш засыпает самостоятельно после крика, в слезах и подолгу, такой формат ему явно не подходит. Тем более стресс влияет и на ночной сон, и на самочувствие ребенка в целом.
В отличие от, например, умения ходить или держать ложку, самозасыпание — это не обязательный этап взросления. При необходимости такой навык можно развить, но кому-то из детей он принесет пользу, а кому-то не нужен. Насильно обучать ему ребенка не стоит.
Способность засыпать без помощи не делает малыша взрослее или умнее. Да, этот навык удобен для родителей, но он не определяет ребенка как самостоятельного.
Иногда дошкольнику не хватает маминой близости в течение дня и перед сном он пытается добрать внимание через прикосновения, разговоры, объятия. Это тоже не делает ребенка менее самостоятельным. Это лишь его способ поддержать отношения и связь с близким человеком.
Родительская помощь — не вред, а забота о малыше. Взрослые тоже не всегда засыпают в одиночестве: кому-то приятно обниматься или держаться за руки, чувствовать, что рядом близкий. Если всем подходит привычный ритуал, совсем необязательно стремиться к чистому самозасыпанию.
Итоги
Сейчас моей старшей дочери 4,5. Уже очень давно у нас есть вечерний ритуал: теплый душ, немного спокойного времени, книжка или аудиосказка. И ей до сих пор нужно, чтобы кто-то из родителей был рядом, когда она уходит в сон.
Периодически мы пробуем научить ее засыпать самостоятельно с помощью аудиосказок. Включаем их и выходим из комнаты, объясняя это тем, что нам нужно заняться делами или поработать. Несколько раз проговариваем, что будем заходить, чтобы она чувствовала наше присутствие и безопасность. В детском возрасте очень важны контакт и понимание.
Такой способ помогает: дочь засыпает самостоятельно без слез и истерик, но это занимает у нее больше времени, чем в те дни, когда рядом есть кто-то из близких. Похоже, что для нее присутствие мамы или папы — это залог быстрого расслабления.
Младшей дочери полтора года. Бывают дни, когда она ложится в кровать после прогулки, листает книжку и засыпает — в одежде, без прикосновений и другого контакта. Просто потому, что ей спокойно и хорошо. Конечно, так происходит не всегда. Иногда ей тоже важно, чтобы рядом был кто-то из близких. Но и тогда она не просит, чтобы ее касались, — наоборот, если положить на нее руку, может отодвинуть.
Можно было бы сказать, что, раз получилось с младшей дочерью, значит, пора учить засыпать самостоятельно и старшую. Но я не стремлюсь этого делать, потому что понимаю: старшей дочери еще важна поддержка.
Не всем детям нужно засыпать самостоятельно. Зато всем нужна спокойная и счастливая мама. Поэтому, если рядом с вами малышу спится лучше и вам комфортно, возможно, не стоит ничего менять.