![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/profession-icon.tmjnnx.png)
«Самые сложные решения — про деньги»: сколько зарабатывает капитан дальнего плавания
Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.
Герой этого выпуска за 11 лет прошел путь от матроса до капитана. Он рассказал, как капитану приходится лавировать между безопасностью экипажа и возможными финансовыми потерями компании, чему не учат в мореходке и как он рассчитывает свой бюджет, чтобы не потратить все до нового рейса и накопить на пенсию.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sea-captain-intro-desktop.6cnxik.png)
Выбор профессии
В детстве, как большинство, я хотел стать космонавтом. В старших классах увлекся программированием, а почему в итоге пошел учиться в мореходку — уже не помню. В 90-е почти все пацаны в Мурманске так делали.
У меня среднее специальное образование, окончил Мурманский морской колледж имени Месяцева, учился там четыре года. Мы изучали профильные предметы: навигацию, устройство судна, проходили рыбопромысловое дело, астрономию — она нужна для определения местоположения по звездам. На лекциях по рыбопромысловому делу плели сети: их надо уметь ремонтировать, поэтому надо уметь и плести. Между курсами была практика на судах — я работал матросом на паруснике «Седов».
После морского колледжа пошел работать третьим помощником капитана на рыбопромысловое судно. Найти работу в Мурманске было несложно — для этого было много частных небольших компаний. На рыбаках третий помощник — навигационный, на нем карты и книги, построение кратчайшего маршрута. Причем надо учесть все навигационные опасности и правила плавания. Например, в морях есть места пролива, где действует система разделения движения, на карте нарисовано, в какой полосе в какую сторону идти.
Кроме навигации, у меня были вахты с 08:00 до 12:00 и с 20:00 до 24:00. Иногда была подвахта с 24:00 до 04:00, когда поймали много рыбы и надо помогать ее обрабатывать: треске — отрезать голову и выпотрошить, сельдь и скумбрию морозят целиком. Самое сложное на рыбаках — выспаться и подвести судно так, чтобы буй можно было достать руками из воды. Судно — это не Жигули, так просто не подъедешь, нужно учитывать снос из-за ветра, течения и инерции.
Я проработал там три контракта по шесть месяцев, получал примерно 1500 $ в месяц.
Потом однокашник предложил поехать в Архангельск учиться — тогда было требование менять дипломы на международные, а после колледжа Месяцева у меня был только диплом рыбопромышленного флота. Я с радостью согласился, рыбопромысловый флот меня не зацепил — не успел заразиться рыбалкой, а говорят, что затягивает с годами.
Так моим вторым учебным заведением стало Архангельское мореходное училище имени Воронина. Окончил его за три месяца — много что перезачли, оставалось только сдать разницу и государственные экзамены.
После окончания пошел искать вакансии третьего помощника в иностранных крюингах. В то время, в 2002—2003 годах, чтобы устроиться на работу, надо было хорошо заплатить.
Вот странные люди: к ним приходят на работу устраиваться, значит, денег нет, а они просят деньги за это.
В Мурманске я нашел только один крюинг, который работал с немецким судовладельцем, где денег за устройство не просили.
В феврале 2003 года поехал на первый контракт, работал палубным кадетом — из рыбаков сразу в штурманы не брали. Зарабатывал 350 $ в месяц. Это самая низкая должность, работа как у матроса, отличается только тем, что ты пока ничего не знаешь и тебе показывают, как все делать. В моем случае через пару месяцев уже учить не надо было, я начал работал как полноценный матрос.
Я решил быстро подняться по карьерной лестнице, поэтому много работал и мало сидел на берегу. Мой карьерный путь занял 11 лет.
Кадет. Отработал шесть с половиной месяцев. Зарплата — 350 $ в месяц.
Матрос OS. Это как у нас матрос второго класса. 600—700 $ в месяц.
Матрос АВ. У нас это матрос первого класса. 1600 $ в месяц.
АВ-навигатор. Интересная должность, переходная от матроса к штурману. 1650 $ в месяц.
Третий помощник капитана. Отработал два контракта. Около 2000 $ в месяц.
Второй помощник капитана. Вышел на режим «четыре месяца контракта, четыре — на берегу». У меня было два контракта в этой должности. 2600—3000 $ в месяц.
Старший помощник капитана. Работал старпомом шесть лет, зарплата росла от 5600 до 6200 $ в месяц.
Капитан. Первый контракт был в 2014 году на 6600 $ в месяц.
Сейчас получаю 8000 $ (582 582 ₽), но это уже почти потолок. У меня есть бонус от чартера — так называют того, кто фрахтует судно, — платят один раз в конце контракта. Сколько — не скажу, разным капитанам по-разному. Еще платят за погрузку и выгрузку негабаритных грузов своими силами. Сумма зависит от груза, можно весь контракт возить какой-нибудь легкий груз — все делают докеры. А иногда весь контракт — тяжеловесы, с ними ставка — 10 $ (728 ₽) в час. Может получиться 200 $ (14 564 ₽), а может — 1000 $ (74 980 ₽) в месяц.
Коллеги работают на разных судах: сухогрузах, танкерах, газовозах, рыбаках. Я с 2008 года в основном работаю на судах типа heavy lift, на нынешнем судне можем перевезти максимум 10 тысяч тонн. У них есть краны, которые грузят и выгружают тяжелый или негабаритный груз. Сейчас работаю на судне, у которого два крана грузоподъемностью 250 тонн каждый.
Чего только не возил: яхты, заводы, трансформаторы весом до 400 тонн, бульдозеры, тракторы, комбайны, самосвалы, стамины для радиотелескопа в Перу, локомотив и ветряные мельницы. Интересно было выгружать комбайны: на берегу не было водителей, мы сами их буксировали на склад, нам на погрузке показали, как ими управлять.
У меня не раз были ситуации, когда профессия не нравилась. Стал искать мелочи в работе, которые по душе. Например, при любом удобном случае решал какой-нибудь вопрос математически — хорошо, что у нас техническая профессия. В какой-то момент подумал, что, раз уж связал жизнь с морской профессией, надо сделать так, чтобы работа нравилась, поэтому сейчас доволен ей.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sea-captain-01.6qswym.jpg)
Суть профессии
Форма управления на судне — монархия в пределах дворца. Капитан главный, но мне не нравится это словосочетание, все мы часть одной команды. Да, капитану подчиняются все на судне, но я бы сказал другими словами: капитан осуществляет общее командование судном и принимает важные решения. Он на связи с менеджментом через электронную почту и спутниковый телефон.
Самые сложные решения капитана — про деньги. Например, изменить маршрут из-за плохой погоды, в порту принять решение, которое приведет к задержке, а время — деньги. Мои главные обязанности по приоритету: безопасность экипажа, судна и груза. Я делаю все, что нужно, чтобы обеспечить эту безопасность. Самый длинный переход был через Тихий океан, из Японии до Панамского канала, — 33 дня, можно было быстрее, но погода не давала. Самый короткий — несколько часов.
Стресса в работе много: в плохую погоду судно может повести, груз может повредиться. Поэтому нужно искать золотую середину: как побыстрее прийти в порт, но не попасть в плохую погоду. Или швартовка судна: в каждом порту перед швартовкой на борт садится лоцман. Он советует, что делать, но ответственен за все капитан. Представьте: посторонний человек дает команды на руль — говорит, куда повернуть и с какой скоростью идти. Два раза я рулил сам, пока лоцман засыпал от усталости, еще пару раз исправлял его команды, ответственность же на мне. А это непросто: представьте, что вы управляете сооружением в 20 тысяч тонн на воде, где есть течение, ветер, инерция. В общем, седых волос у меня уже достаточно.
Обязанности каждого члена экипажа четко прописаны. Сейчас у нас 16 человек: капитан, три помощника капитана, шесть механиков, боцман, три матроса, палубный кадет и повар. Старший помощник капитана занимается грузом и руководит палубной командой. Второй помощник — навигационный, он прокладывает маршрут, следит за исправностью навигационных приборов, занимается корректурой карт и книг. Третий помощник помогает с оформлением документов на приход судна в порт, помогает второму помощнику.
В порту оба помощника помогают старпому. Матросы во главе с боцманом поддерживают палубу судна в хорошем состоянии, чистят, красят, моют, боцман следит за порядком на палубе. Механики работают в машинном отделении и, если требуется, ремонтируют палубные механизмы. Повар — понятно.
Сейчас весь экипаж — это основной состав, без которого не обойтись. Я считаю, что для относительно нормальной работы это уже минимум. В последнее время экипажи сокращаются. Есть обязательный судовой сертификат, в нем прописан минимальный экипаж для нашего судна — 11 человек. А у нас 16, так что есть еще возможности для сокращения, но тогда и часть работы не получится выполнять. Где-то читал, что проводился эксперимент по количеству экипажа морского судна и пришли к выводу, что абсолютный минимум — пять человек.
Те, кто плохо срабатывается с людьми, не задерживаются во флоте. Бывает, что доходит до драк, но все зависит от дальнейшего поведения: если после этого успокаиваются, то остаются. Из-за поведения или качества работы контракт можно расторгнуть, капитан для этого пишет рапорт, и моряка высаживают в ближайшем возможном порту. Потом ему будет сложнее устроиться на работу.
Капитан должен быть хорошим психологом и решать конфликты.
Считается, что моряки — народ суеверный, мол, женщина на борту к беде. Я не сильно верю в приметы, поэтому и не знаю их. Но когда попадаешь в сильный шторм, некоторые начинают молиться.
Например, однажды мы были около Сахалина, шторм пришел с Тихого океана, укрыться было негде. Волны около восьми метров высотой, был риск остановки двигателя. В какой-то момент ветер настолько усилился, что потащил нас прямо на скалистый берег, мощности, чтобы выгребать, уже не хватало. Повезло, что ветер сменил направление и судно стало тащить вдоль берега. К вечеру подошел самый центр циклона — так называемый глаз. В нем все стихло, циклон начал рассеиваться, и мы пошли дальше.
Место работы
В начале нулевых, когда я устраивался на работу, в зарубежных компаниях были условия лучше и зарплата выше. С 2003 года работаю в немецкой компании, их корабли перевозят сухогрузы. Плюсы — быстрый карьерный рост и стабильность, уверенность в будущем, хороших сотрудников ценят. Работа будет всегда, и потенциала компании хватит на многие годы. В 2008 году, когда случился финансовый кризис, пострадали контейнерные перевозки, а мы вообще не останавливались.
В нашей компании около 150 судов. Сколько сотрудников в офисе — не знаю. Главный офис в Германии, есть филиалы отдела кадров в России, на Филиппинах, вроде где-то еще. Раньше меня пытались переманить в другие компании, сейчас реже обращаются, наверное, кадров прибавилось.
В карьерном росте, думаю, зарубежные компании выигрывают до сих пор. Еще мне нравится, как немцы ведут дела и решают проблемы.
Ищут не виноватого, а решение.
Мне не нравится только то, что на наших судах нет постоянных экипажей. Мы работаем на контрактной основе, а судно — круглый год, поэтому члены экипажа меняются не все вместе, а когда заканчивается контракт. Например, подходит конец контракта у повара, старпома и пары матросов — крюинг начинает искать возможность их поменять и планирует, в каком порту это можно сделать удобнее всего. Сейчас с этим стало сложнее: из-за коронавируса многие порты для смены экипажей закрылись.
А если бы два боцмана работали на одном судне посменно, палуба всегда была бы в отличном состоянии. Ведь они оба заинтересованы в этом, им же потом на следующий контракт возвращаться сюда же. На некоторых судах так и делают, но не на всех.
Экипаж набирает крюинговое агентство, я могу порекомендовать кого-нибудь. Три основные национальности у нас — русские, украинцы и филиппинцы. Иногда встречаются немцы, датчане, шведы, голландцы и чилийцы.
Наши каюты неплохо оборудованы. У меня есть кабинет с рабочим местом и зоной отдыха с телевизором, спальной, душем и туалетом. Еще есть отдельный кабинет, так называемый капитанский офис, но из него я сделал архив: хватает рабочего стола в каюте.
В рейс беру с собой джентльменский набор: одежду — чем больше носков, тем лучше; жесткий диск с фильмами — много никогда не бывает. Ну и остальные принадлежности, обычные для путешествия.
Рейсы
Моя профессия подходит только тем, кто может подолгу быть вдалеке от семьи. Мой самый длинный контракт был на рыбаках — десять с половиной месяцев, но это перебор. Сейчас четыре месяца максимум, иногда доходит до пяти, но редко.
Когда вышел в первый рейс, мог отправлять семье только телеграммы. Это делалось прямо на борту, для этого была специальная должность — радист. Сейчас стало проще: на судне есть спутниковый интернет, можно общаться в мессенджерах хоть каждый день. Скорости не всегда хватает, в океане есть места, где очень плохо ловит. Иногда видео можно смотреть, а иногда даже сообщение в «Вотсапе» не улетает.
У меня есть традиция: накануне отъезда покупаю что-нибудь детям и прячу дома. Уже в дороге звоню жене и говорю, где спрятано, — надеюсь, это хоть немного скрашивает расставание с семьей на месяцы. Дети уже привыкли, а жена расстраивается каждый раз.
В остальном только плюсы. Главное — разнообразие, границы стираются: сегодня в Эмиратах, через месяц в Штатах. У нас нет типичного маршрута, ходим по всему миру. Бывает, собираем груз по нескольким портам Европы и развозим его, например, по востоку: в Китай, Корею, Сингапур.
На судах, где я работаю, остановки в основном короткие: день или два, но бывает иногда и неделя или две. Все зависит от груза и от того, как работают в порту. Самые быстрые грузчики в Голландии и Германии, прямо спиди гонзалесы. Самые ленивые — в Индии и Египте. Но если есть тяжеловесные грузы, с ними можно работать только в дневное время — тогда выпадает свободный вечер.
Когда останавливаемся в порту, я сам определяю, сколько гулять на берегу. Если стоянка до завтра, всегда стараюсь выйти. Гуляю по городу, хожу по барам или смотрю достопримечательности, ищу музеи. Больше всего понравился музей военно-морского флота в Веракрусе, парк Universal Studios — это не музей, но там очень интересно, музей NASA в Хьюстоне.
В Дубай мы потом возвращались с семьей. Сингапур — очень красивый город, Амстердам и Гамбург — колоритные места. Понравился Шанхай, США — Милуоки, Хьюстон, Эверетт. А также Мексика — Веракрус. Я всегда спрашиваю у судового агента, что нужно обязательно посетить в этом городе. Вот, например, Китимат в Канаде. Казалось бы, маленький городок, делать нечего, а мы нашли парк старых елей. Там была ель, которой 500 лет, — я никогда не видел таких больших деревьев!
Правда, из-за коронавируса сойти на берег можно далеко не везде. Это плохо, моряку нужно «размагничиваться». Например, на крайнем контракте за три месяца удалось только один раз сойти на берег в Финляндии.
Рабочий день
Рабочий день — это переход из одного порта в другой. Я опишу обычный день, но в нем бывают и изменения: у нас не может быть какого-то фиксированного графика. Например, можем подойти к порту и утром, и ночью. Или в море застанет плохая погода, повредится крепеж груза, придется его срочно восстанавливать. В порту отход тоже в любое время — никто нас ждать не будет.
Распорядок часто нарушается на стоянке в порту. Перед заходом в порт мы все планируем, но не можем контролировать работу докеров. А у них постоянно что-то случается, особенно где-нибудь в Индии или Египте. Задержки, что-то неожиданно ломается или не хватает грузовых машин, которые увозят груз. Часто бывает, что береговые просто не готовы принять негабаритный груз, приходим в порт и начинаем думать, куда его можно выгрузить.
Мы постоянно пересекаем часовые пояса и переводим судовое время в зависимости от того, где находимся. Самое частое — перевод на час раз в два дня. Но бывает, что за океанский переход переводим время на 10 часов и начинаем день с ночью путать.
07:30—08:00. Завтрак. Его готовит повар, или по-морскому — кок, от него и зависит меню. Есть настоящие фанаты, кто пошел работать по призванию, — они часто удивляют разнообразием. Был повар, у которого на завтрак всегда был выбор минимум из 3—4 блюд.
Для приема пищи у нас два помещения: столовая рядового состава и кают-компания для командного состава.
Мне больше всего нравится яичница с беконом.
08:00—12:00. Капитан и вахтенный помощник капитана несут вахту на мосту, следят за окружающей обстановкой, занимаются навигацией, если нужно — расходятся с другими судами, контролируют местоположение судна, следят за судовыми системами.
Многие думают, что третий помощник уже может самостоятельно нести вахту, но я считаю, что он несет ее вместе с капитаном и учится. Кстати, для навигации до сих пор используют бумажные карты, но активно переходят на электронные.
12:00—13:00. Обед.
13:00—15:00. Отдых. В это время я предпочитаю спать. Обычно начинаю смотреть какой-нибудь фильм и засыпаю. Конечно, бывают дни, когда не получается отдохнуть и я сплю всего три часа в сутки, — например, когда много работы в порту или плохая погода. Судно качает, иногда очень сильно — сложно заснуть. Бывает, пока не утихнет, я вообще не ложусь, приходится идти на мостик командовать, выбирать лучший курс, чтобы поменьше качало и скорость была хорошая. Для этого проверяю прогноз погоды и решаю, как идти дальше.
15:00—16:00. Физкультура. Я занимаюсь на орбитреке, турниках, брусьях, ролике для пресса. У меня много спортивных приложений, и я часто меняю программы. На прошлом контракте делал программу Армстронга по увеличению количества подтягиваний. Сейчас делаю программу «Сотка» — стодневный воркаут.
Моряки проходят медкомиссию раз в год. Физически крепким быть важно, но там проверят здоровье в общем: анализы крови, мочи, осмотр офтальмолога, лора, хирурга, невропатолога, стоматолога, терапевта. В экипаже часто бывают и с лишним весом, и с откровенным недовесом — считаю, что на физическую форму надо обращать больше внимания.
Случаются травмы и болезни. Например, один раз матрос приехал на судно с краснухой, подцепил где-то по пути. По рекомендации из медицинского центра мы его изолировали в каюте дней на десять. На такие случаи есть страховка, она прописана в контракте.
16:00—17:00. Проверка электронной почты и другие организационные дела. Я получаю письма от менеджмента компании, это может быть что-то важное, на что требуется срочный ответ. Еще приходят письма от судовых агентов в портах, куда мы идем. Портовых бумаг может быть очень много, в зависимости от страны. Самое большое количество бумаг — в Индии. Как говорят индусы, больше бумаг — больше денег. Есть организационные дела: обсуждаю со старпомом запланированные работы, часто у второго помощника появляются вопросы.
17:30—18:00. Ужин. Повара можно попросить что-нибудь приготовить — в основном просят пельмени или пиццу. Мне нравится говядина с черносливом на ужин, в прошлом контракте повар делал чебуреки — пальчики оближешь.
Иногда мы устраиваем барбекю на палубе — в хорошую погоду жарим мясо или рыбу на мангале. Рыбу мы почти не ловим. Но очень редко кто-нибудь поймает, тогда просим повара приготовить.
18:00—20:00. Отдых. В свободное время смотрю фильмы, читаю книги, занимаюсь оригами — раньше часто, сейчас очень редко. Что-нибудь изучаю: повторяю матанализ, учу Python. Периодически просыпается интерес к анализу данных, машинному обучению. Пока ненадолго хватает, может, когда-нибудь и разгрызу этот гранит.
В последнее время решил изучать все, что касается политики: не хочу выглядеть глупо или необразованно во время обсуждений. Читал о конституциях разных стран, сравнивал с нашей. Сейчас изучаю коррупцию и то, как с ней бороться.
20:00—24:00. Вахта на мосту. Она отличается от утренней только тем, что темно. На этой вахте приглашаю на мост кадетов и матросов, которые учатся на вахтенных помощников, и передаю им свой опыт. Учу навигации и работе с навигационными приборами, правилам плавания, судовым документам.
В училище вообще не преподают технологию погрузки или выгрузки нестандартных грузов и не обучают бумажной работе. А сейчас это важная часть того, что мы делаем, в некоторых странах большие штрафы за ошибки в документах. Отчетов с годами становится все больше: ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные — бюрократия растет. В ежедневных я пишу позицию судна и расход топлива, в ежемесячных — состояние судна, отчет по продуктам, состоянию машинных систем, снабжению.
Иногда общаемся на отвлеченные темы, часто поднимаю тему финансов, мне интересно, кто как решает вопрос, на что жить на пенсии, — у нас ее нет. Сколько ни спрашивал, мало кто задумывается об этом, даже люди постарше. Те, кто инвестирует, — в основном в недвижимость. Интересная идея у одного механика: он скупает инвестиционные монеты.
Случай
Однажды гулял по Амстердаму и заблудился. В то время я был кадетом на паруснике «Седов», судно уже было на отходе, я опаздывал, думал уже идти сдаваться в полицию. Английский у меня был еще не очень, попросить помощи не мог.
Дорогу нашел случайно, просто пошел в одну сторону до конца и вышел в порт. Но, скорее всего, без меня бы все равно не ушли — пошли бы искать.
Подработки
У меня нет подработок, есть идеи для заработка в отпуске, но пока ничего не начал. Идеи просты и пока довольно облачны: изучить машинное обучение и работать удаленно.
Или открыть столярную мастерскую — эту идею я точно исполню, мне нравится работать с деревом, планирую себе занятие на пенсию. Буду делать те изделия, которые придут в голову, мне нравится сам процесс обработки. Деньги здесь не основная цель, просто не могу сидеть без дела.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sea-captain-02.ksheb9.jpg)
Доход
Мы работаем по системе контрактов, которые подписываются на определенное время. Мой контракт обычно на четыре месяца. Когда прихожу домой, крюинг спрашивает, сколько я планирую отдыхать, — обычно это четыре месяца. В зависимости от этого они планируют следующий контракт и решают, на какое судно меня отправить. У меня еще не было случаев, чтобы я долго ждал следующий контракт.
Я получаю 8000 $ (582 582 ₽) в месяц, их выплачивают на банковский счет. Но я не работаю весь год, в среднем получается шесть месяцев. Кто-то работает больше и сокращает время отпуска. Я стараюсь всегда работать в одном режиме: четыре через четыре месяца. Еще бывают бонусы, но их платят по-разному. Может быть 1000 $ (74 980 ₽) в месяц, а может и столько же за четыре месяца. Штрафов у нас не бывает, это прописано в политике компании. Наказание может быть только в виде досрочного списания на берег до истечения срока контракта.
Расходы
Расходы во время работы есть, но они небольшие, хотя некоторые умудряются за ночь спустить месячную зарплату в баре. Я трачу на судне примерно 80 $ (5825 ₽) в месяц: на шоколад, минеральную воду, соки, зубную пасту, шампунь.
Питание у нас бесплатное, есть судовая лавка, где продают сигареты, газировку, шоколад, шампунь, — это за деньги. Ну и тратим, когда останавливаемся в порту и идем в город, тут кто на что горазд. В США идешь в «Волмарт», чтобы купить зубную пасту, а выходишь с полной корзиной.
Расходы я делю на две категории: ежедневные и крупные покупки. Деньги на эти расходы планирую в рейсе на предстоящий отпуск. И еще учитываю, сколько семья потратит, пока я в рейсе.
💰 Из зарплаты на четыре месяца — обычно столько длится мой контракт — вычитаю сумму трат семьи, пока меня нет дома.
💰 Вычитаю сумму ежедневных расходов на время отпуска плюс месяц: не всегда можно ровно четыре месяца отсидеть отпуск, судно может задержаться, сменщик — продлиться.
💰 На оставшиеся деньги планирую крупные покупки.
В этом году на расходы выделяю 170 тысяч рублей. Мы в 2021 году переехали из Архангельска в город Грязи Липецкой области, поэтому траты основаны только на одном месяце. Переехали, потому что здесь живет моя мама, есть друзья, родственники. Для моей работы не важно, где я живу: когда подходит время ехать на контракт, компания покупает билеты — им все равно откуда.
Мы живем в маминой квартире — сделали там ремонт и поменяли мебель. Мама живет в другой. Сейчас начинаю строить дом в Липецкой области. Уже потратил 2,7 миллиона рублей. Это на фундамент, стены, перекрытие второго этажа и крышу. Сколько потрачу еще — не посчитал, озадачил этим фирму, которая строит дом. Хочу быстрее построить, если не будет хватать своих денег — возьму кредит.
Сейчас есть кредит на машину, плачу 24 тысячи рублей в месяц. Купил Рав 4 четвертого поколения, хотя в школе думал, что капитаны ездят на Майбахах. Кредит на пять лет под 9,8% годовых.
У нас двое детей: дочке десять, сыну четыре года. Тратим деньги на школу, дополнительные занятия по английскому и танцам для дочки, а сыну в основном покупаем игрушки и одежду.
Самые дорогие подарки я дарю жене. Дарил золотые украшения, кольцо с бриллиантом покупал в ЮАР, но не помню, сколько стоило. Если что-то существенное, жена сама себе покупает, а я даю деньги. Другим в основном дарим деньги в конверте — самый практичный подарок. Наверное, максимум 10 тысяч рублей.
Из развлечений тратим на веревочные парки, поездки по достопримечательностям. Сейчас мы живем на новом месте, так что нам еще изучать и изучать область. Недавно ездили на Кудыкину гору, потратили 15 тысяч рублей. Ходили в веревочный парк — это стоило 2500 ₽.
Я очень люблю шоколад и много его покупаю, ищу по акции тот, что мне нравится, — «Бабаевский» особый. На «Вайлдберриз» покупаем обувь, одежду и что-нибудь по мелочи для хозяйства. Остальное — офлайн.
Все, что не могу выделить в отдельную категорию, я отношу к непредвиденным расходам. Или часто получается так, что рассчитал, к примеру, на детей, а по факту в конце месяца выходит больше. В общем, надо учиться планировать. Сейчас пользуюсь двумя приложениями: Monefy и CoinKeeper.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/sea-captain-desktop.pm4cdk.png)
У нас много незапланированных трат. Редко ходим в рестораны, но это тоже относительно: в Архангельске ходили один-два раза в неделю, в Грязях пока никуда не ходили, но здесь и некуда. Иногда ходим в кино или ездим по области.
Я не думаю, что мы экономим, но обращаем внимание на цены, не бросаемся сразу покупать. Например, я очень тщательно подхожу к покупке мобильного телефона. Мой план — тратить 40 тысяч рублей за три года. В следующем отпуске буду покупать новый, сейчас уже ищу и прицениваюсь. У меня Хуавей P20 Pro, следующим, наверное, возьму Сяоми, попробую, как они в работе. Раньше были Айфоны, но перебежал в лагерь Андроидов.
Раньше на непредвиденные расходы я откладывал, потом перестал. При нашем режиме работы сложно устоять перед соблазном потратить больше денег. Когда приезжаем домой, у нас на счете крупная сумма, и я пока еще не придумал системы, которая позволит более рационально тратить. Если кто-то подскажет — буду только рад и благодарен.
Финансовая цель
Моя цель — безбедная старость. Я рассчитываю на пенсию около 100 тысяч рублей.
Открыл два брокерских счета в 2018 и 2019 годах, положил 210 тысяч, сейчас набежало 337 тысяч рублей. Вложился в акции и облигации российских компаний, ОФЗ, ETF. Пока сложно говорить о результатах: я инвестор, а не трейдер. Скупаю ценные бумаги, придерживаюсь стратегии «покупай и держи», купоны и дивиденды реинвестирую. Главная неудача — акции «Башнефти», удача — фонд FXIT.
Еще кэшбэк на карте у жены в среднем 2 тысячи рублей в месяц. Она скидывает их в Инвесткопилку плюс 500 ₽ сверху в месяц.
Если каждый год инвестировать 250 тысяч рублей и мне повезет, то есть среднегодовая доходность будет 10%, к 65 годам накопится сумма, с которой при 6% годовых моя цель будет достигнута. Все это примерные расчеты, конечно.
Хочу больше инвестировать после того, как построю дом. Буду вкладывать в ценные бумаги и в пару квартир под сдачу.
Будущее
Формально у нас можно работать, пока проходишь медицинскую комиссию. Обычно в нашей компании уходят после 60 лет, но был немец, который работал до 75 лет. Я планирую уйти в 65.
Хочу заняться столяркой и изучить зерокодинг. Уже давно хочу связать жизнь с ИТ-профессией. Но чего-то постоянно не хватает: времени, усидчивости — или желание пропадает. Про зерокодинг услышал месяц назад, решил изучить, вдруг попрет. У меня вообще много увлечений, но интерес к ним как-то быстро исчезает.
В будущем хотелось бы домик у моря на каких-нибудь островах — например, Канарских. Конечно же, быть больше с семьей и путешествовать.