«В школе не осилила и трети книги»: какую классику стоит перечитать во взрослом возрасте

Рекомендации читателей
86
«В школе не осилила и трети книги»: какую классику стоит перечитать во взрослом возрасте
Аватар автора

Наташа Лобачёва

открыла список литературы

Страница автора

Многие произведения мировых классиков не так-то просто читать в юном возрасте.

Порой важно хорошо знать исторический контекст и внимательно сконцентрироваться на сюжете. А иногда не хватает жизненного опыта, чтобы понять все тяготы героев и их метания.

Читатели Т⁠—⁠Ж рассказали, как переоткрыли для себя классику в более осознанном возрасте. Собрали их рекомендации в этом материале.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

«Бесы» Федора Достоевского

Аватар автора

Надя Ляпунова

вернулась к книге и не пожалела

Страница автора

Я недавно перечитала «Бесов» и сильно впечатлилась. До этого читала их в школе и не поняла вообще, о чем это, не хватило исторического контекста, знания о нечаевцах и в целом о духе времени. А теперь они мне кажутся лучшим романом Достоевского. Обычного многословия здесь поменьше, при этом дорогие ему идеи кристально ясно выражены. И все остальные достоинства — умение строить сюжет, а также залезать людям в головы и понимать, что там может происходить, — на месте.

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Аватар автора

Дарья

оценила юмор и многослойный сюжет

Страница автора

Когда читала «Мастера и Маргариту» в школе, мне показалось, что это какая-то скукота, история любви двух психически нездоровых и не особо высокоморальных людей.

После шумихи, связанной с последней на данный момент экранизацией, решила перечитать — точнее, переслушать уже в аудиоформате. Наконец оценила многослойность, юмор и в целом нашла там много чего любопытного для себя.

«Собачье сердце» Михаила Булгакова

Аватар автора

Тётушка По

посмотрела на сюжет под другим углом

Страница автора

Прикольная история собачки, превращенной в человека, оказалась глубоким произведением, обличающим личностные и общественные пороки. Плюс точные емкие диалоги, которые разошлись на цитаты и ушли в народ.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова

Аватар автора

Eve Lilly

рада, что перечитала

Страница автора

В школе не осилила и трети книги и забросила. Перечитала в прошлом году и была в огромном восхищении. Такой титанический труд, который показал целую культуру казаков и исторические события. Для меня красной нитью там проходит тема пацифизма: столько жертв и страданий из-за войны и революции.

В принципе, вся школьная литература совершенно иначе воспринимается, когда ты взрослый. А это я еще была довольно серьезным подростком, но все равно и половины тогда не поняла.

«Анна Каренина» Льва Толстого

Аватар автора

Alexandra P.

сделала исключение и не пожалела

Страница автора

Обычно я не перечитываю книгу, если после первого прочтения она мне не понравилась. «Анны Карениной» нет в школьной программе. Но я читала ее в школе, потому что писала по ней олимпиадную работу по литературе. Я сравнивала ее с романом «Собственник» Голсуорси из цикла «Сага о Форсайтах». Помню, что читать было тяжело и неинтересно.

Но вот сейчас взялась перечитать «Анну Каренину». Двадцать лет спустя дело идет лучше. Пока все нравится, особенно сюжетная линия Левина. А в школьные годы казалось, что все это ужасно скучно и неинтересно. Подозреваю, что надо перечитать большинство книг из школьной программы.

«Война и мир» Льва Толстого

Аватар автора

Мила Морозова

не игнорировала военные сцены

Страница автора

В школе было принято пропускать длиннющие описания войны в «Войне и мире». Я тоже так делала, и роман показался каким-то бульварным чтивом, только на тысячи страниц. Лет через десять перечитала четыре тома целиком, ничего не пропуская, и книга произвела очень сильное впечатление. Именно в военных главах — вся суть и философия романа. Их ни за что не нужно пропускать.

Аватар автора

Нехетти Грин

нашла любимые сцены

Страница автора

Книга вообще иначе читалась в 30+, чем в 15. Совсем не интересны были розовые сопли, как мне казалось, Наташи о женихах, включая Болконского. Куда интереснее был спор Пьера с Ростовым в конце четвертого тома, воззрения старого князя, размышления княжны Марьи о педагогике и своей семье.

При первом прочтении пропустила эпизод сотрудничества Болконского со Сперанским во втором томе, недалеко от сцены с дубом. Ничего не поняла. Во второй раз уже пристально перечитала. Крайне возмутило, как Толстой его, как сейчас говорят, обесценил. Ну и вообще, есть о чем поспорить с «зеркалом русской революции». Можно третий раз перечитать, да не осилю: слишком много букв. Особенно ненужных, хотя теперь худо-бедно понятных, французских.

«Лолита» Владимира Набокова

Аватар автора

Тётушка По

поняла величие романа

Страница автора

В первый раз читала еще подростком и кроме истории совращения девочки не увидела ничего. Перечитала этим летом и поняла, почему эта книга — признанный шедевр. Интересно следить за отношениями матери и девочки, Гумберта и Шарлотты, взрослой Долорес и ее мужа, за дружбой Лолиты со сверстниками.

В романе потрясающий язык. Тонкий, точный, психологический. Сам автор за всю книгу вроде бы и не говорит откровенно плохо о главном герое, но с каждой страницей ты все больше его ненавидишь, презираешь и все больше понимаешь.

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

Аватар автора

Iris Strange

в восторге от автора

Страница автора

Первый раз я читала эту книгу «наскоком» в очень юном возрасте — лет двенадцать, наверное, мне было. В голове образовалась какая-то непонятная и неприятная каша из идей и образов. А второй раз судьба мне ее подкинула в качестве текста для пересказа на уроках английского, по главе на урок. И вот тут волей-неволей пришлось вникать не спеша. В результате и стиль, и смысл, и юмор оценила. Одно из любимых произведений сейчас. Впрочем, я вообще люблю Уайльда.

Наташа ЛобачёваА какая книга при повторном прочтении, наоборот, разочаровала вас?
  • Иван ИвановШекспира стоит перечить если вы его вообще читали в зрелом возрасте3
  • Артем МихайловИван, Шекспира не стоит читать, по крайней мере, при первом знакомстве. Это как раз верный путь к тому, чтобы ничего не понять и забросить. Шекспира нужно смотреть, в театре или на экране, как собственно и задумывалось. Есть множество качественных современных переложений Шекспира на экран, моя рекомендация - "Кореолан".5
  • DinotrexПо моему это как раз то, что стоит читать в подростковом возрасте, сейчас уже меня не впечатлить циничными рассуждениями из портрета дориана грея6
  • Major TomЛолита - книга точно не из школьной программы. И было бы странно найти в ней прямое осуждение ГГ с учётом того, что повествование идёт от первого лица, и автор вовсю использует приём "ненадежный расказчик"30
  • WTFКак не удивительно, мне Тихий Дон понравился сразу, лет в 10-11, когда начал читать. Единственно, что, для ребенка воспитанного в духе советской идеологии, все, кто за красных, казались положительными героями. Потом, когда перечитывал книгу, наоборот, было жалко казаков, к которым вторглись большевики, и начали ломать и корежить их жизнь. Удивительно, кстати, как советская цензура не покромсала соответствующие эпизоды, или вообще не убрала их из книги, или не запретила ее целиком. Также в этом же возрасте, очень нравился роман Алексея Толстого Петр 1, и язык очень легкий, и очень много подробностей о том времени, можно на уроках истории давать главы из этой книги. Жаль, что Толстой не успел написать второй том.14
  • Айгуль ХабибуллинаАртем, в целом по пьесам я с вами соглашусь, они предназначены для театра. Но Шекспир и читается хорошо - это всё-таки стихи, особенно если перевод отличный.3
  • ovvvioMajor, что значит не из школьной программы? У нас была на летнее чтение с 10 на 11 класс задана.2
  • Андрей СтаврогинАртем, вы не правы. До Шекспира, прежде всего, нужно ДОРАСТИ, а уже затем - ЧИТАТЬ. Именно читать. Чтение - это творчество: зачем мне что-то виденье персонажей, чья-то плохая или хорошая игра - если в моей голове рождается своё виденье и своя игра? Заканчиваю перечитывать полное собрание сочинений Шекспира и получил невероятное удовольствие - именно от чтения.10
  • Helg SvartПроблема изучения русской литературы заключается в том, что она рассчитана на взрослого человека, лет эдак за 30-40. И не так уж много литературы, подходящей для людей лет 20-ти, а уж тем более 12-16-ти. В 10-12 лет хочется читать Толкиена с его Властелином колец, в 12-14 Гарри Поттера, а лет в 16 Ведьмака Анжея Сапковского. Такая литература, конечно, не носит особого воспитательного посыла, но интересна17
  • ДарьяWTF, у меня был подобный диссонанс когда читала "Поднятую целину": там про раскулачивание было написано так, что у меня сложилось впечатление, что вот человек впахивал, развивал свое хозяйство, много и усердно работал, своим потом и кровью заработал свое состояние, а большевики взяли и отобрали у него все, спасибо что не расстреляли. Тоже не понимала, как такое не зацензурили в те времена. Петр I Толстого тоже очень понравился.11
  • ДарьяИван, а я недавно открыла для себя комедии Шекспира. Так жалею, что в школе проходят только трагедии, его комедии - это ж огнище)3
  • SweetcornКак в старшей школе меня поразил Гюго ("Собор Парижской богоматери", "Отверженные"), так в возрасте 35+ он разочаровал. Да, масштаб описываемых событий велик, но жизненные перипетии героев, как мне показалось, очень сильно притянуты за уши. "Не верю", в общем).6
  • WTFДарья, и самое главное, как интересно работает пропаганда, я, читая Поднятую целину в то время, искренне считал этих людей гадами, которых стоило уничтожать.1
  • ФруФруВ 20 лет не смог дочитать Лолиту до конца, бросил посередине т.к. стало прям совсем мерзко...4
  • Надя ЛяпуноваHelg, да вроде в Гарри Поттере довольно мощный воспитательный посыл, все 7 книг герой идет к тому, чтобы принести себя в жертву ради победы добра над злом8
  • Marko Melogranoovvvio, в 90-00-е годы Набокова вообще не было в школьной программе.3
  • Marko MelogranoНадя, это выясняется буквально в последних главах последней книги) А уж если учитывать, что Роулинг дала еще и выбор вернуться после смерти во второй раз - ну, извините) Мне всегда смешно, когда ГП считают "серьезной литературой") Скажите "сказка для подростков"? Ну так почитайте тогда сказки не для подростков - например, Андерсена)2
  • Marko MelogranoSweetcorn, эх, а я как раз собирался в свои 35 прочитать "Отверженных")1
  • Marko MelogranoАйгуль, че за чушь?) То есть "Маленького принца" можно переживать только в районе 10-15 лет? А дальше уже - фигня для малолеток?)7
  • user5836519У меня пока нет привычки « перечитывать» . Я не фанат Достоевского . У меня есть и « Идиот» и « Бесы» и « Братья Карамазовы» , но там « утонуть» можно в психоделических диалогах , как и у Льва Толстого в описаниях всех сцен . Да мы читали урывками , при этом не только классику , но и исторические , практически все что было по программе и в школе и в институте . Булгакова я правда знаю почти наизусть- он не был в программе . Портрет Дориана Грея совсем не интересен . Пока увлеклась Абе Кабо2
  • NewPneuovvvio, аналогично. Задавали на лето, только с 8 на 9 класс. Правда, потом, через час учительница литературы обновила скинутый в Вацап список, убрав "Лолиту"...( Зато, она оставила его "Машеньку"2
  • Юлия СоколоваПреступление и наказание в школе не осилила. Просто не поняла. Где то в возрасте 24-25 проглотила все десять томов Достоевского залпом. Видимо время пришло6
  • АндрейМастер и Маргарита шедевр на все времена.3
  • Эльмар КашшаповWTF, так перечитайте ещё раз, это роман не о плохих или хороших красных или белых, а о ПРОТИВОРЕЧИЯХ той эпохи.0
  • ГенийНадо прочитать всего Достоевского и уже с этого уровня развития перечитывать все2
  • Древесный ниндзя ЭндорфиновWTF, Толстой не особо и хотел его писать. Кому-то он говорил/писал, что-то типа «герои постареют, а что я с ними старыми делать буду». Там же много не особо приглядного после взятия Нарвы, типа убийства Алексея.0
  • Yuriy Kuznetsov-MoscwitinЕкатерина, к сожалению, реальность была еще хуже... по мнению писателя Варлама Шаламова, тоже сидевшего по политической статье, Солженицын еще не всё показал, а где то даже приукрасил быт советских заключённых, что на самом деле в советских концлагерях было еще страшнее и невыносимее, чем в книгах Солженицына.3
  • Yuriy Kuznetsov-MoscwitinАндрей, у Булгакова вообще всё замечательно написано, язык великолепен, сюжеты превосходны, исторически всё точно показано... Один из моих любимых авторов. Жаль прожил мало, мог бы еще много сделать.2
  • АлёнаЯ читала в детстве,юности классику по школьной программе и если честно было скучно,не интересно и вот мне было лет 42,а я лежу в больнице и прочитала преступление и наказание я тот роман с запоем прочитала,а далее остальную классику по другому взглянула на эти романы и поняла одно такие книги нужно читать в более взрослом возрасте,а не детям.2
  • SweetcornMarko, неее, ну вы прочитайте, раз собирались! Чтобы составить свое мнение) А потом, если любите мюзиклы, посмотрите фильм с Энн Хэтэуэй "Les miserables". Мне кажется, по Гюго получаются отличные мюзиклы - исторические разглагольствования отсеиваются, остается только мелодраматическая составляющая)2
  • Владимир Парамоновovvvio, скорее всего, это была "Машенька". Ну либо учительница перепутала.1
  • Vilka_PuzikYuriy, после прочтения Шаламова долго не могла прийти в себя. Это какой-то всеобъемлющий ужас.3
  • WTFДревесный, интересно, я об этом не слышал.0
  • Айгуль ХабибуллинаMarko, вы путаете жанры. "Маленький принц" - притча. Там все образы - иносказательные, передающие простую мысль через простые картинки. В каком возрасте читать притчу - не имеет значения, потому что ее нельзя воспринимать буквально. "Война и мир" - это реализм, и этот роман ощущается совершенно иначе - как нечто, произошедшее в действительности, пусть и не точно так, как описано.3
  • Надя ЛяпуноваMarko, да нет, почему только в последней книге. В каждой книге наступает кульминация, когда Гарри противостоит злу. Уже с первой книги он сталкивается с Волдемортом. И каждый раз делает выбор не убежать, а бороться. Просто в конце обнаруживает, что задача еще сложнее — не бороться, а сознательно пойти на смерть ради победы добра. И этот выбор тоже делает. Мне сложно даже придумать детскую книгу с более четким воспитательным посылом, если честно, он там на каждой странице из ушей лезет. Насчет выбора вернуться после смерти — ну так о том, что у него будет выбор, Гарри в момент жертвы не знал же. А как вы себе представляете иной конец у детской сказки: главный герой пошел на жертву и умер, и все? И как на такое отреагировали бы маленькие фанаты, как думаете?4
  • Михаил ВикторовичНе хочу перечитывать "Бойцовский клуб" Чака Паланика. Пусть он останется в памяти именно таким, какой был первый раз.2
  • ЧитательSweetcorn, даже любопытно, какие именно перепетии вам показались притянутыми за уши? Хотя для меня лично ценность Гюго не в сюжете, а именно в транслируемой философии, для которой сюжет выступает лишь фоном. Также особый интерес представляют ответвляющиеся от основного сюжета исторические и прочие главы, так как Гюго много работал с реальными документами и выдерживал высокую степень исторической точности в своих произведениях, а не просто "разглагольствовал", как вы ниже выразились. Меня лично в целом после 25 лет перестал интересовать как таковой сюжет в книгах, люблю, когда автор, в первую очередь, много общается с читателем, делится своими мыслями и впечатлениями.2
  • Зоя КостоглотоваЖалею, что не прочитала "Трёх мушкетеров". Моя мама в своё время восхищалась Дюма и в мой подростковый период периодически предлагала прочесть. Как это бывает в этом возрасте, из вредности не читала. Когда дошли руки (уже, наверное, в 20-25) мне показалось невероятно скучно. Я с трудом осилила пару глав и бросила. Мать раздасадованно констатировала: "Поздно. Ты многое упустила". Теперь мне 30+ и я в небольших раздумьях - а может сейчас?2
  • Little WhingingMarko, очень сложно с вами,очередными нудилами) в ГП описывается, как надо,и как не надо воспитывать детей, чтобы они выросли не Волдемортами. Это во-первых. Во-вторых, там написано,что да, и взрослые ошибаются, и подростки творят дичь, но главное-это то,что мы в своей жизни каждый день и каждый час совершаем выбор. И именно от этого выбора зависит наша жизнь. И это самая взрослая позиция в подобной литературе. Тут нет надежды на высшие силы, как у Толкиена или его дружбана Льюиса в Нарнии. Тут именно говорят, что пыхти и старайся, чудак. Хорошо,если ты достаточно хороший человек и у тебя будут друзья, а так всё сам,дружочек. Какого посыла ещё Вам не хватает?3
  • Айгуль ХабибуллинаNika, можно читать без проблем, кто спорит? Вопрос в том, как одна и та же книга воспринимается в 15 и условно в 45. Можно прочитать что-то в 15 и ходить хвастаться, хотя вряд ли все смыслы и чувства понятны в силу малого опыта, а можно прочитать в 45 и максимально приложить к себе, почувствовать близость к автору. Причем тут невежество?3
  • Анонимovvvio, у нас нет... я в 11. И карениной нет. И бесов.0
  • Мата ХариНам учитель литературы всегда говорила: "Обязательно перечитайте, когда станете взрослыми, всё будет восприниматься по-другому", а мы кивали и думали:"Ага, нашла дурачков". Так вот, она была тысячу раз права. Абсолютно вся русская классика воспринимается по-другому. Теперь, спустя 20 лет после окончания школы, у меня есть жизненный опыт, багаж знаний, эмоций, взаимоотношений с людьми, настоящая любовь и дети. И с учётом этого жизненного опыта смысл произведений и мотивация поступков героев становится понятной. Даже описание природы и быта интересно читать - то, что в юном возрасте обычно пропускается. Как-то купила электронную книгу , в которую была включена подборка русской классики, не успела ничего туда скачать, начала читать от безысходности классику. И пришла в восторг, как это интересно и как много я не понимала в юности.4
  • Autumn SkySweetcorn, это типично для романтизма. Просто, возможно, романтизм - не ваше направление.2
  • Kris KrisHelg, Дюма чем вам не 10-120
  • Irina MineevaЗоя, можно "Графа Монтекристо" почитать, очень интересно. Я несколько раз перечитывала его.3
  • Helg SvartKris, какой пример вспомнился первым, тот и написал. По поводу произведений Дюма, считаю, что все таки стоит быть немного в курсе тех эпох, о которых идёт речь. Для трёх мушкетёров это 17-й век, а для графа Монте-Кристо - начало 19-го. Эти эпохи изучаются в школе эдак лет в 14. Для 12-ти лет рановато немного0
  • EvergreenHelg, мне все фильмы про ГП (до книг желания дойти никогда не возникало), просмотренные в возрасте от 7 до 9 (по мере выхода) нанесли психологическую травму. Причем их показывала мама. С тех пор не люблю всю серию и не понимаю восторгов. Но фильмы сняты хорошо, половина великих актеров уже в ином мире0
  • Helg SvartSpring, для семи рановато, а вот для 9-10 лет самое время1
  • АльдекHelg, полностью согласен , не понимаю, почему этого не осознают в Минобрнауки и «катят» уже много лет в одной колее . Понимание силы и красоты языка приходит в более зрелые годы , а школьники, не имея достойного жизненного опыта и вращаясь в своей языковой среде ( сами понимаете, какой) не придают должного значения словесности и риторике .0
  • Natalia KopsovWTF, а ведь сам писатель там явно восхищается красавицей- казачкой Лушкой Нагульновой, которая одна не побоялась выбежать и на прощанье расцеловаться на глазах у всех со молодым кудрявым любовником , всю семью которого в романе раскулачили и ссылают. А её слова мужу Макару Нагульному:"Ну вот оставайся, Макар и люби теперь её. Да кого её, Луша? Свою Мировую революцию". Кроме Лушки там вообще ни о чём читать не стоит и сам писатель оканчивает сей опус сожалением, как Лушка в городе изменилась, приобретя достаток и привычки солидной дамы.0