Чему учат детей на семье­ведении
Дети
903
Фотография — Daria Kolpakova / iStock

Чему учат детей на семье­ведении

И за что раскритиковали новый учебник по предмету
29
Аватар автора

Дарья Пастушкова

проанализировала курс

Страница автора

С сентября 2024 года во многих российских школах ввели факультатив о традиционных семейных ценностях.

Курс в тестовом режиме преподают в 42 регионах страны — например, в Республике Саха (Якутия), Астраханской, Пензенской, Ярославской областях. Предполагается, что благодаря ему дети смогут получить знания и развить навыки, необходимые для построения здоровых отношений в семейной жизни.

Что такое семьеведение

Это школьный внеурочный курс, который знакомит учеников с институтом семьи, формирует осознанное отношение к браку и родительству.

Задачи факультатива:

  • создать у школьников представление о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • познакомить с системой российских семейных ценностей, что в будущем позволит построить собственную крепкую и счастливую семью;
  • рассказать, как решать семейные проблемы, и помочь разобраться с личными вопросами, связанными с отношениями в семье.

Что входит в программу семьеведения

Курс включает пять больших блоков, посвященных вопросам брака, семейной жизни, рождению детей. Их обсуждают с разных сторон: исторической, социокультурной, правовой, экономической, психологической и нравственной.

🙎‍♂️ «Человек, семья, общество…». Ученикам рассказывают о значении семьи в обществе и о том, как она может повлиять на демографию страны. Обсуждают, чем важны отношения между родителями и детьми.

👨‍👩‍👧‍👦 «Мои родственники — похожие и разные». Блок состоит из таких тем, как история семьи и составление генеалогического древа. С ребятами обсуждают ценность отношений между членами семьи, включая бабушек, дедушек, а также других близких и дальних родственников.

🏠 «О семейном уюте и не только». Раздел посвящен ведению домашнего хозяйства, семейному бюджету и быту. Среди рассматриваемых вопросов, например, равноправие мужа и жены в решениях, карманные деньги детей, традиции обустройства дома в разных регионах России.

🤝 «Важней всего — погода в доме». Блок предполагает обсуждение следующих вопросов: «Как создать благоприятную семейную атмосферу?», «Как избегать конфликтов в семье?», «Что помогает семье объединиться?», «ЗОЖ в семье».

🎓 «Современная семья и право». Школьникам рассказывают о вступлении в брак, государственной поддержке семей с детьми, правах и обязанностях родителей и детей.

Какие классы изучают семьеведение

​Курс преподают ученикам 5—9 классов  . Занятия обычно ведет классный руководитель, учитель истории или школьный психолог. Программа состоит из 34 учебных часов в год, уроки проходят в форме бесед. Домашних заданий нет, оценки не предусмотрены.

В содержании есть вопросы, которые рекомендуют обсуждать только в 8—9 классах, например:

  • выбор спутника жизни;
  • роль мужчины, женщины и детей в семье;
  • особенности брачно-семейных отношений;
  • как составить генеалогическое древо;
  • чем полезно общение между поколениями;
  • как климат в семье влияет на ребенка и отношения супругов;
  • чем хороша многодетность для семейной атмосферы.

Как выглядит учебник по семьеведению

Новый предмет начали преподавать с сентября 2024 года, используя в том числе материалы, которые помогали осветить тему семьеведения, например, на уроках обществознания. Единые учебники, соответствующие рабочей программе курса, презентовали в конце марта 2025. Пока пособия проходят апробацию и еще не включены в федеральный перечень учебников — Минпросвещения делает это по результатам экспертизы. Но первые положительные отзывы уже есть.

По семьеведению выпустили два учебника: для 5—7 и 8—9 классов. В аннотации говорится, что основная направленность курса — «привить школьникам традиционные российские духовно-нравственные ценности, включая ценности крепкой многодетной семьи, сформировать культуру семейных отношений, уважения к старшим поколениям, показать значимость роли семьи для их будущей взрослой жизни».

К каждому пособию прилагаются дополнительные цифровые материалы. К ним можно перейти по QR-кодам, расположенным на страницах.

Это короткие видео от авторов, изображения, аудио, теория и тесты для самопроверки. Например, картины художников о семье и браке, иллюстрации о здоровом образе жизни, фрагменты литературных произведений. По ссылкам — цифровое дополнение к учебникам по семьеведению для 5—7 классов и для 8—9 классов.

Кто создал и за что критикуют учебник по семьеведению

Над пособиями работали представители правительства, психологи и сотрудники университетов. А именно:

  • автор — депутат Нина Останина, председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Она также возглавляет Всероссийский женский союз «Надежда России» — общественное движение, которое занимается защитой прав женщин, семьи и детей;
  • второй автор — Ксения Мосунова, педагог-психолог, клинический психолог, родолог  ;
  • научный руководитель — Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий;
  • научный редактор — Ольга Мезина, кандидат педагогических наук, экс-министр культуры Ульяновской области.

После презентации учебник раскритиковали. Одна из причин — недоверие к концепции родологии, которой придерживается Ксения Мосунова. Ее суть в том, что все проблемы в жизни человека происходят из-за того, как жили предки. Например, женщина не может создать семью, потому что ее бабушка и мама в свое время развелись — и это закрепилось в «родовой программе».

Под сомнение содержание пособия поставил, в частности, священник Павел Островский. Он подчеркнул, что родология — это псевдонаука, которой активно прикрываются эзотерики. Похожего мнения придерживается директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина — она считает, что учебник создали «инфомошенники».

Некоторые родители и эксперты критикуют курс за то, что он не развивает критическое мышление. А еще может создавать психологические трудности для детей, которых воспитывает только один родитель, потому что возводит в идеал полные и многодетные семьи.

Отчасти это прокомментировала Надежда Колесникова, главный редактор издательства «Просвещение», которое выпустило новый учебник. Она отметила, что к пособию также разрабатывают подробные методические рекомендации для учителей. Они должны помочь педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку. «Но деликатность проблемы в учебнике изложена: семьи и их истории бывают разные», — заявила Колесникова.

Обязательно ли ходить на семьеведение

Автор учебника Нина Останина уже предложила сделать урок обязательным, но пока он остается факультативом. Родители могут отказаться от того, чтобы ребенок ходил на семьеведение. На успеваемость это не повлияет.

Возможно, отдельные школы контролируют посещаемость предмета, но это их личная инициатива.

Что в итоге

  1. Семьеведение — это факультатив, который знакомит школьников с институтом семьи и формирует осознанное отношение к браку и родительству.
  2. На занятиях говорят об уважении к семье, традициям, старшему поколению, учат вести домашнее хозяйство, создавать благоприятную семейную атмосферу, знакомят с правами и обязанностями членов семьи, нюансами вступления в брак и господдержки семей с детьми.
  3. Курс преподают ученикам 5—9 классов. Занятия обычно ведет классный руководитель, учитель истории или школьный психолог.
  4. Семьеведение не входит в образовательную программу, и ученики вправе его не посещать. Это не должно влиять на успеваемость.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Дарья ПастушковаРасскажите, как относитесь к семьеведению:
  • DGМне кажется, что по факту это будет очередное ОБЖ, которое детьми будет просто игнорироваться)12
  • ВикторияСемьеведение, как по мне, должно быть, прежде всего, в самой семье ребёнка на примере взаимоотношений между родителями, которые основаны на глубоком уважении, любви, заботе друг о друге и своих детях. Да и просто узнать искренне у своего ребёнка, как его дела, важнее, как по мне, чем вести какие-то нужные для государства разговоры о важном.12
  • Жду веснуИнтересно. Когда-то в школах, судя по дневникам, был предмет Этика и психология семейной жизни. Но я его не проходила уже почему-то. Сложно пока сказать, какая это идея, но почему говорят об ущемлении неполных семей? Если семья неполная из-за смерти одного из родителей, то так вышло, а если семья была неполной изначально - так это и есть то, ради чего предмет создан: чтобы неполных семей такого типа не было. Конечно, полная семья лучше, чем неполная, с этим что, кто-то спорит?0
  • Жду веснуВиктория, некоторые семьи не в состоянии продемонстрировать ребёнку ни любви, ни заботы. Если ему это в школе донесут, то он хоть поймёт, как надо и как не надо.0
  • ВикторияЖду, при всей современной повестке в нашей стране мне даже страшно представить, чему на таких уроках будут учить. Развивая критическое мышление и чувство эмпатии на любых других предметах или при общении с грамотным профессиональным школьным психологом, детям как будто это может больше пользы принести. Это только моё мнение и видение.12
  • Обычный человекЧему учат детей на семье­ведении? Очевидно, какому-то бреду19
  • AgnesЖду, представьте себе чувства пятиклассника, чьи родители развелись (и не факт, что он в курсе причины) и который сидит и слушает, как ему упоённо рассказывают о том, что его семья неправильная, как плохо не иметь братьев и сестер и т.д. В юном возрасте очень трудно воспринимать это критически, гораздо больше шансов, что у ребенка разовьётся чувство вины и комплексы на долгое-долгое время.15
  • Ник Завадски> учат вести домашнее хозяйство Ну и как они его там учат? Готовить что ли учить будут или мелкий ремонт делать? Во-первых, не будут, во-вторых - это уже было на Труде и Домоводстве. Очередное блеать "изобретение" по принципу "так нет времени объяснять, правительство выдвинуло новую повесточку, срочно написать учебник и сделать урок, срок - вчера, нет времени объяснять".13
  • Ник ЗавадскиВиктория, > критическое мышление Критическое мышление никто развивать не будет, только сами или с помощью родителей. Причем даже родители в общем не очень заинтересованы, чтобы дети имели критическое мышление. Всем ведь сейчас надо, чтобы не спорили, исполняли и "нет времени объяснять".8
  • ВикторияНик, мне в этом плане успело повезти с учителями в школе и преподавателями в Универе, специально мои родители не развивали во мне КМ, но хотя бы не мешали)2
  • ВладимирЕсли предмет будет "факультативным" значит на него никто ходить не будет, но вполне возможно это "поправят"3
  • Pirozhok_s_kapustoyК. Мосунова: "В 2024 году инициировала переименование Института психологии и родологии в Институт фундаментальной и прикладной психологии" Походу в научных кругах быть родологом неприлично, но пригласить его для написания книги по семьеведению (для внедрения во всех школах России) - это обязательно. Странно ещё, что организацию ещё не переименовали в "Институт фундаментальной родологии"2
  • Pirozhok_s_kapustoyОбычный, как купить сок "7Я" и не нарваться на просрочку3
  • Анастасия КовалевскаяОстанина: проходится катком по инфоцыганке Ивлиевой и прямым текстом говорит, что таких как она будут гнать ссаными тряпками. Также Останина: пишет совместно с инфоцыганкой книжку (учебником это назвать нельзя). БиПоЛяРоЧкА10
  • Ник ЗавадскиВиктория, а в чем это выражалось? Я в школе и в Университете учился в самые свободные времена, но различные взгляды на, например, исторические события и литературных героев не особо приветствовались.1
  • ВикторияНик, у нас очень много было дискуссий/дебатов/семинаров с высказыванием абсолютно разных мнений. Нам помогали создавать свободную атмосферу для таких форматов, учили задавать самые разные вопросы, смотреть с разных сторон на события. Были, понятно, и другой пласт преподов/учителей. Но тянулись мы за "первой" категорией.4
  • Elena LoriЕсли бы я сейчас училась в школе, ноги бы моей не было на таком факультативе. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь в руководстве нашей страны поймет, что не этим надо заниматься...6
  • AgnesЖду, маргинальные семьи и неполные — это вообще не одно и то же. Плюс, учитывая нынешнюю повестку, я уверена, что на подобных уроках как раз проповедуют рожать как можно больше, не смотря ни на что. И хорошо ещё, если не учат терпеть что угодно от мужа "ради детей".7
  • Elena SergeevnaКакой кошмар, какой абсурд... Почему люди должны заводить семьи, придерживаясь мнения женщины-депутата? 🤔 а если начнут по ее плану создавать семьи, то у этих людей будет такой же капитал на семью, как у автора учебника? 🤔 ... в глаза - все божья роса.3
  • Обычный человекSloyka_s_yablokom, то есть никак?0
  • Frog FrogychОчевидно с первых секунд что школьники будут называть предмет "семевыведение"3
  • Елизавета ШалимоваНу да, на успеваемость нахождение на семьеведенье не повлияет, пока это начало проекта, но опять школам организуют наверняка указивку, чтобы участвовало в проекте как можно больше учащихся. Как я из этой статьи поняла, редкостная ерунда0
  • Елизавета ШалимоваЖду, в школе, о любви и заботе, я таки вас умоляю0
  • Елизавета ШалимоваElena, вот именно, кто установил как правильно жить, в семье или без семьи, и если в семье, то почему именно определенная модель семьи и отношений (про рукоприкладство в расчет не берем, это 100% не про счастливые отношения) верная, кто это установил, кто сказал, и с чего это должно улучшить демографию, как будто подобная идеология тут что-то решает, ага, как же0
  • Елизавета ШалимоваЖду, с чего это? Разных нюансов может в этом вопросе быть много. В иных случаях лучше без семьи0
  • Шиповник в сахареЖду, если родители развелись, то это автоматически причисляет к каким-то неправильным людям или людям второго сорта? А у меня муж умер, дети тоже лишились и отца и полной семьи. Они тоже должны на уроке сидеть и слушать о том, как замечательно иметь полную семью с двумя родителями, и каждый раз заново переживать свою утрату? И таких детей и семей немало.2
  • Шиповник в сахареЖду, неполная семья с одним родителем бывает и лучше, чем полная. Много есть полных, но неблагополучных семей. И за внешним благополучием может много всякого скрываться.1