Посмотрите на Северный и Южный речные вокзалы в Москве

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наташа Бобрик

Страница автора


В Москве есть два речных вокзала — Северный и Южный, и у каждого своя история. Один — парадная архитектура сталинской эпохи, другой — позднесоветский модернизм у воды. Оба были заброшены, что-то обросло рыночным хаосом в 90-х и выглядело.. не очень. Но в итоге оба получили вторую жизнь: теперь это общественные пространства с кофе, фонтанами и видом на реку. В начале июня я побывала в обоих и посмотрела, как они выглядят теперь.

Южный речной вокзал

Я рассматривала Южный вокзал в составе экскурсии «Москва глазами инженера».
Это — советский модернизм, который (я обожаю) мог быть снесён, но произошёл рестайл. (Если точнее — поздний модернизм 80-х: минимум декора, максимум воздуха и функциональности.)

Вокзал построили в 1980-х как простор у воды: здесь гуляли на теплоходах, сидели на бетонных парапетах, ели мороженое с видом на реку. Потом в 90-х случился стихийный рынок, палатки и планы снести всё. Но передумали (к счастью). Теперь это — современный речной хаб (и как будто открытый коворкинг!): навигация, кофе, конференц-зона, мягкие пуфы, открытая зона на крыше с шезлонгами и Wi-Fi. На фасаде, кстати, сохранены пять аллегорических фигур 5-ти морей.

Северный речной вокзал


Тот самый «корабль с башней», в котором снова красиво швартуются теплоходы. (Сочетание ар-деко и конструктивизма, обрамлённое в стилистику сталинского ампира: чёткая композиция, масштаб, символичность, но без излишней тяжеловесности.)

Вокзал был построен в 1937 году как главный водный фасад столицы — в форме парохода, с палубами, шпилем и ампирной архитектурой в лучших традициях «Москва — порт пяти морей». В 2000-х он выглядел так, будто из него давно отплыли и больше не вернулись. Я была здесь 10 лет назад и видела удручающую картину, а сейчас..

Реставрация привела всё в порядок: лепнина и мозаики на месте, фонтаны в рабочем состоянии, парк вокруг — вполне обустроен для прогулки. Без перегибов — здание не перекроили, а обновили в рамках его исторического образа. Современные элементы добавлены так, чтобы не спорить с архитектурой — скорее вписаться и не мешать ей звучать.

Теперь здесь можно гулять, делать фото на фоне шпиля или сидеть в кафе, делая вид, что вот-вот уплываешь в Астрахань. А ещё это — хорошее место для фотосессий в будни (здесь много свадебных фотографов).

На мой взгляд, Северный и Южный речные вокзалы — примеры того, как можно не сносить память в виде архитектуры, а дать ей новую форму, продолжить — с эстетикой, функцией и пространством для жизни в городе. Хотелось бы, чтобы и другие забытые здания получали такой шанс — их вокруг немало.

  • Alexandra P.Была на Северном речном вокзале прошлым летом, покаталась на кораблике по Химкинскому водохранилищу. Все очень понравилось, очень красиво. Значит, теперь надо съездить на Южный речной вокзал.1
Вот что еще мы писали по этой теме