Посмотрите на Северный и Южный речные вокзалы в Москве
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В Москве есть два речных вокзала — Северный и Южный, и у каждого своя история. Один — парадная архитектура сталинской эпохи, другой — позднесоветский модернизм у воды. Оба были заброшены, что-то обросло рыночным хаосом в 90-х и выглядело.. не очень. Но в итоге оба получили вторую жизнь: теперь это общественные пространства с кофе, фонтанами и видом на реку. В начале июня я побывала в обоих и посмотрела, как они выглядят теперь.
Южный речной вокзал
Я рассматривала Южный вокзал в составе экскурсии «Москва глазами инженера».
Это — советский модернизм, который (я обожаю) мог быть снесён, но произошёл рестайл. (Если точнее — поздний модернизм 80-х: минимум декора, максимум воздуха и функциональности.)
Вокзал построили в 1980-х как простор у воды: здесь гуляли на теплоходах, сидели на бетонных парапетах, ели мороженое с видом на реку. Потом в 90-х случился стихийный рынок, палатки и планы снести всё. Но передумали (к счастью). Теперь это — современный речной хаб (и как будто открытый коворкинг!): навигация, кофе, конференц-зона, мягкие пуфы, открытая зона на крыше с шезлонгами и Wi-Fi. На фасаде, кстати, сохранены пять аллегорических фигур 5-ти морей.











Северный речной вокзал
Тот самый «корабль с башней», в котором снова красиво швартуются теплоходы. (Сочетание ар-деко и конструктивизма, обрамлённое в стилистику сталинского ампира: чёткая композиция, масштаб, символичность, но без излишней тяжеловесности.)
Вокзал был построен в 1937 году как главный водный фасад столицы — в форме парохода, с палубами, шпилем и ампирной архитектурой в лучших традициях «Москва — порт пяти морей». В 2000-х он выглядел так, будто из него давно отплыли и больше не вернулись. Я была здесь 10 лет назад и видела удручающую картину, а сейчас..
Реставрация привела всё в порядок: лепнина и мозаики на месте, фонтаны в рабочем состоянии, парк вокруг — вполне обустроен для прогулки. Без перегибов — здание не перекроили, а обновили в рамках его исторического образа. Современные элементы добавлены так, чтобы не спорить с архитектурой — скорее вписаться и не мешать ей звучать.
Теперь здесь можно гулять, делать фото на фоне шпиля или сидеть в кафе, делая вид, что вот-вот уплываешь в Астрахань. А ещё это — хорошее место для фотосессий в будни (здесь много свадебных фотографов).

















На мой взгляд, Северный и Южный речные вокзалы — примеры того, как можно не сносить память в виде архитектуры, а дать ей новую форму, продолжить — с эстетикой, функцией и пространством для жизни в городе. Хотелось бы, чтобы и другие забытые здания получали такой шанс — их вокруг немало.