Купить нельзя арендовать: какие бизнес-модели сделали нашу жизнь проще
За последние 15—20 лет потребление стало разнообразнее: чтобы съездить куда-то на авто, можно воспользоваться каршерингом, а чтобы открыть магазин — просто зарегистрироваться на маркетплейсе. Мы вспомнили 8 бизнес-моделей, которые изменили жизнь и потребителей, и предпринимателей.
🚘 Шеринг
Идея в том, чтобы не покупать, а брать в аренду на короткий срок нужные товары. Например, пару часов попользоваться машиной, самокатом, строительным инструментом, зарядкой для смартфона. Или скинуться на поездку в другой город — вместе арендовать машину с водителем
Примеры: BlaBlaCar, «Яндекс Драйв», «Стройшеринг», «Бери Заряд»
🎧 Подписка
За регулярный платеж можно смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги, получать товары из любимых магазинов. Например, есть подписки на цветы, кофе, чай, косметику, фермерские продукты, готовую еду
Примеры: Netflix, Spotify, «Яндекс Плюс», Grow Food
🧑🧑🧒🧒 Краудфандинг
Не обязательно сначала вкладывать деньги в товар, а затем продавать его. Можно наоборот: описать идею, а заинтересованные клиенты заранее купят на краудфандинговой платформе и подождут заказ. Например, так продавали настольную игру «Страдающее Средневековье» — по предзаказу разработчики собрали 9 774 360 ₽
Примеры: Kickstarter, Planeta.ru, Boomstarter
🎪 Маркетплейс
Чтобы открыть магазин, не всегда нужно арендовать помещение с торговой зоной и складом. Можно продавать буквально из квартиры, передавая заказы курьеру маркетплейса. Покупать тоже удобно: на одном сайте заказываете все — от бытовых мелочей до автомобилей
Примеры: Ozon, Wildberries, AliExpress, Amazon, Flowwow
💻 Онлайн-доска объявлений
Подержанные вещи обычно продавали по соседям, знакомым, через объявления в газете. Сейчас проще воспользоваться Avito: у продавцов есть рейтинг и отзывы, действует доставка товара из другого города. Там же ищут квартиры без помощи риэлтора
Примеры: Avito, «Юла»
📱 Экосистема
Сейчас крупные компании хотят не только стать лучшими в своем деле, но и предложить своим клиентам как можно больше разных товаров и услуг. Например, 15 лет назад «Яндекс» был только поисковиком, а теперь предлагает такси, доставку продуктов и готовой еды, маркетплейс — все в одном приложении
Примеры: Apple, «Т-Банк», «Яндекс», VK
✈️ Агрегатор
Идея агрегаторов — собрать на одной странице подходящие пользователю предложения из разных сервисов. Агрегаторов много — можно искать авиабилеты, туры, предложения по кредиту, товары в интернет-магазинах
Примеры: Aviasales, Travelata, Banki.ru, Price.ru, Островок
💸 Фримиум
Схема, которая часто встречается в онлайн-бизнесе: пользователям предлагают бесплатную базовую версию продукта с ограниченными функциями. Продвинутые функции и более удобный интерфейс доступны за плату
Примеры: Dropbox, Zoom, Trello

Все о бизнесе — в нашем телеграм-канале
Делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер
Больше статей для предпринимателей: