Как специалисты объясняют эконо­мику: 7 школ эконо­мической мысли

16
Аватар автора

Антон Соловьев

изучил разногласия

Страница автора

У экономистов нет единой картины мира, поэтому в схожих ситуациях они предлагают разные объяснения и решения. Рассказываем про основные школы экономической мысли и их главные идеи.

Марксизм

Где и когда возник: Великобритания, Германия, 1840-е годы

Когда поручение дает один, а исполняет другой и работу делает тоже один, а результаты достаются другому, возникает отчуждение труда. Это типично при работе по найму.

Например, самозанятый получает все вознаграждение за свой труд. А работая по найму, он выполняет чужие распоряжения и получает только зарплату, а прибыль достается владельцу компании. Разница между доходом самозанятого и наемного работника — прибавочная стоимость, и ее присваивает эксплуататор. Поэтому у самозанятого есть энтузиазм, а у работающего по найму — нет.

Если марксизм сосредоточен на экономической эксплуатации, то неомарксизм обнаруживает эксплуатацию в идеологии и культуре

Неоклассическая школа

Где и когда возникла: Франция, Великобритания, 1870-е годы

Когда человек преследует свою выгоду, то он и общество оказываются в наилучшем положении. Идеальный мир для неоклассиков — с устойчивым равновесием, когда никому не приходится переплачивать или недополучать и сложившееся распределение благ нельзя ухудшить.

Школа предполагает рациональность действующих лиц и маржинальность товаров и средств производства. Маржинальность означает, что каждая следующая единица товара приносит пользы или радости меньше, чем предыдущая. Альтруизм тоже бывает рациональным, а эффект отказа от вредных привычек — маржинальным.

Неоклассики не всегда стараются доказать, что рынок — лучший из миров. Например, зависть может вызывать неравенство

Австрийская экономическая школа

Где и когда возникла: Австро-Венгрия, 1870-е годы

Экономика — стихия, над которой человек не властен. Да, каждая дополнительная шоколадка приносит все меньше радости (маржинализм), а бережливость и уважение прав собственности повышают благосостояние (институционализм), но о равновесии и регулировании лучше не говорить.

Выход из равновесия следует расценивать как возможность — например, для заработка или изобретательства. Если пиломатериалы подорожали вдвое, стоит открыть лесопилку, а если у программистов подскочили зарплаты, часть задач лучше делегировать ИИ.

Экономисту лучше отказаться от роли исследователя и регулятора, приняв роль проповедника и просветителя

Институционализм

Где и когда возник: США, 1919 год

Институты — это правила игры плюс гарант их соблюдения. Они бывают формальными и неформальными. Когда гарант совпадает с адресатом, то они неформальные, как, например, обычаи, традиции и нормы. А если не совпадает, то формальные, например ПДД, правоохранительная система и регулирование госзакупок, включая площадку zakupki.gov.ru.

Последний пример особенно важен, поскольку институты должны исключать плохое поведение. Благодаря электронной площадке аукцион закрытый и участники торгов не знают друг друга. Значит, они не могут потребовать деньги за отказ от участия.

Еще институты снижают неопределенность, делая поведение других более предсказуемым и сокращая издержки по заключению сделок

Кейнсианство

Где и когда возникло: Великобритания, 1936 год

Важно стимулировать спрос, потому что совокупный спрос не поспевает за совокупным предложением. У людей нет денег покупать все, что они же и произвели. Дело в сбережениях: они могли бы пойти на покупку произведенных товаров, а идут в банк.

Последствия этого — сокращение производства, временная безработица и даже хроническая депрессия в экономике. Поэтому спрос стоит стимулировать госрасходами, пособиями и удешевлением кредита. Многие страны применяют кейнсианские рецепты.

Неокейнсианство объединило неоклассическую школу и кейнсианство

Монетаризм

Где и когда возник: США, 1956 год

Инфляция начинается, когда количество денег в обращении растет быстрее объема товаров. На этом основана денежно-кредитная, или монетарная, политика центральных банков. Если инфляция ускоряется, они повышают ключевую ставку и сокращают объем денег в обращении, а при замедлении инфляции ставку снижают.

Раздавая деньги, можно стимулировать спрос, но эффект будет краткосрочным. Так, при росте спроса производители увеличат производство и повысят цены. Рост цен заставит трудящихся пересмотреть инфляционные ожидания и повысить зарплатные. Рост зарплат вынудит бизнес поднять цены и сократить производство. В итоге экономика вернется к прежнему состоянию.

Стимулирование спроса путем расширения денежного предложения не влияет в долгосроке на реальный ВВП. Это называют нейтральностью денег

Неортодоксальная экономика

Где и когда возникла: Великобритания, 1999 год

Школа представлена совершенно разными направлениями — от радикальной политической экономии и посткейнсианства до эконофизики и поведенческой экономики, но все они не принимают методологию других школ. Каждое направление по-своему отвергает индивидуализм и рационализм как идеологические посылки, идущие вразрез с фактами и данными.

Так же они смотрят и на математические модели других школ. Если те оказываются ошибочными, то следует отказаться от дискредитировавших себя посылок и строить теорию на основе фактов как они есть. Часто предметом анализа неортодоксальных экономистов становится и сама ортодоксальная экономическая теория

Больше про экономику и деньги

Читайте в нашем потоке. Регулярно пишем о том, что происходит с экономикой России и мира: инфляция, зарплаты, курсы валют, налоги и многое другое

Еще статьи об экономике и финансах:

Антон СоловьевКак думаете, какая школа лучше других объясняет происходящее в экономике, а какая не права?
  • GrigoriyТимофей, напишите пожалуйста как нужно, я с удовольствием прочту ваш материал1
  • Alex FreemanGrigoriy, ага, очередной заклепочник прибежал :)))0
  • GrigoriyAlex, очень легко, рабочий не мог придумать теорию, его мысли кхм были заняты другим- он пахал от зари до зари, я не вижу здесь противоречия какого то, Сенека так то тоже писал одно, а жил по другому, следует ли из этого что Нравственные письма к Луцилию,это одно из величайших произведений стоицизма, ложно в корне ? Ответ не следует2
  • Alex FreemanGrigoriy, уважаемый, вы поставили меня в тупик и обезоружили.2
  • GrigoriyAlex, обращайтесь0
  • GrigoriyAlex, это уже частности, один второй говорили: я так не живу, а вам так жить надо. Сенека к примеру прямо говорил: не смотрите на то как живу я, человек слаб, вы смотрите как я пишу0
  • Тимофей ОбразцовAlex, очень легко: нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Маркс и Энгельс жили в капиталистическом обществе и изменить этого не могли, разве что уйти в лес бомжевать. Но они могли это общество осмыслять, описывать и критиковать.2
  • Тимофей ОбразцовGrigoriy, "поручение дает один, а исполняет другой" - это вообще не имеет отношения к марксизму. Даже не близко. Никто в здравом уме не будет подвергать сомнению значимость руководства. Нужно как минимум упомянуть частную собственность на средства производства и трудовую теорию стоимости.1
  • Тимофей ОбразцовGrigoriy, и в чëм же Маркс ошибался?0
  • Тимофей ОбразцовGrigoriy, слабоват нейрон. Перечислил позиции ттс, а что с ними не так - так и не понятно. Без разбирательств, видимо, не получится) Разбор - это интереснее. Искал конструктивную критику маркса, не находил.0
Подобрано специально для вас