Как специалисты объясняют экономику: 7 школ экономической мысли
У экономистов нет единой картины мира, поэтому в схожих ситуациях они предлагают разные объяснения и решения. Рассказываем про основные школы экономической мысли и их главные идеи.
Марксизм
Где и когда возник: Великобритания, Германия, 1840-е годы
Когда поручение дает один, а исполняет другой и работу делает тоже один, а результаты достаются другому, возникает отчуждение труда. Это типично при работе по найму.
Например, самозанятый получает все вознаграждение за свой труд. А работая по найму, он выполняет чужие распоряжения и получает только зарплату, а прибыль достается владельцу компании. Разница между доходом самозанятого и наемного работника — прибавочная стоимость, и ее присваивает эксплуататор. Поэтому у самозанятого есть энтузиазм, а у работающего по найму — нет.
Если марксизм сосредоточен на экономической эксплуатации, то неомарксизм обнаруживает эксплуатацию в идеологии и культуре
Неоклассическая школа
Где и когда возникла: Франция, Великобритания, 1870-е годы
Когда человек преследует свою выгоду, то он и общество оказываются в наилучшем положении. Идеальный мир для неоклассиков — с устойчивым равновесием, когда никому не приходится переплачивать или недополучать и сложившееся распределение благ нельзя ухудшить.
Школа предполагает рациональность действующих лиц и маржинальность товаров и средств производства. Маржинальность означает, что каждая следующая единица товара приносит пользы или радости меньше, чем предыдущая. Альтруизм тоже бывает рациональным, а эффект отказа от вредных привычек — маржинальным.
Неоклассики не всегда стараются доказать, что рынок — лучший из миров. Например, зависть может вызывать неравенство
Австрийская экономическая школа
Где и когда возникла: Австро-Венгрия, 1870-е годы
Экономика — стихия, над которой человек не властен. Да, каждая дополнительная шоколадка приносит все меньше радости (маржинализм), а бережливость и уважение прав собственности повышают благосостояние (институционализм), но о равновесии и регулировании лучше не говорить.
Выход из равновесия следует расценивать как возможность — например, для заработка или изобретательства. Если пиломатериалы подорожали вдвое, стоит открыть лесопилку, а если у программистов подскочили зарплаты, часть задач лучше делегировать ИИ.
Экономисту лучше отказаться от роли исследователя и регулятора, приняв роль проповедника и просветителя
Институционализм
Где и когда возник: США, 1919 год
Институты — это правила игры плюс гарант их соблюдения. Они бывают формальными и неформальными. Когда гарант совпадает с адресатом, то они неформальные, как, например, обычаи, традиции и нормы. А если не совпадает, то формальные, например ПДД, правоохранительная система и регулирование госзакупок, включая площадку zakupki.gov.ru.
Последний пример особенно важен, поскольку институты должны исключать плохое поведение. Благодаря электронной площадке аукцион закрытый и участники торгов не знают друг друга. Значит, они не могут потребовать деньги за отказ от участия.
Еще институты снижают неопределенность, делая поведение других более предсказуемым и сокращая издержки по заключению сделок
Кейнсианство
Где и когда возникло: Великобритания, 1936 год
Важно стимулировать спрос, потому что совокупный спрос не поспевает за совокупным предложением. У людей нет денег покупать все, что они же и произвели. Дело в сбережениях: они могли бы пойти на покупку произведенных товаров, а идут в банк.
Последствия этого — сокращение производства, временная безработица и даже хроническая депрессия в экономике. Поэтому спрос стоит стимулировать госрасходами, пособиями и удешевлением кредита. Многие страны применяют кейнсианские рецепты.
Неокейнсианство объединило неоклассическую школу и кейнсианство
Монетаризм
Где и когда возник: США, 1956 год
Инфляция начинается, когда количество денег в обращении растет быстрее объема товаров. На этом основана денежно-кредитная, или монетарная, политика центральных банков. Если инфляция ускоряется, они повышают ключевую ставку и сокращают объем денег в обращении, а при замедлении инфляции ставку снижают.
Раздавая деньги, можно стимулировать спрос, но эффект будет краткосрочным. Так, при росте спроса производители увеличат производство и повысят цены. Рост цен заставит трудящихся пересмотреть инфляционные ожидания и повысить зарплатные. Рост зарплат вынудит бизнес поднять цены и сократить производство. В итоге экономика вернется к прежнему состоянию.
Стимулирование спроса путем расширения денежного предложения не влияет в долгосроке на реальный ВВП. Это называют нейтральностью денег
Неортодоксальная экономика
Где и когда возникла: Великобритания, 1999 год
Школа представлена совершенно разными направлениями — от радикальной политической экономии и посткейнсианства до эконофизики и поведенческой экономики, но все они не принимают методологию других школ. Каждое направление по-своему отвергает индивидуализм и рационализм как идеологические посылки, идущие вразрез с фактами и данными.
Так же они смотрят и на математические модели других школ. Если те оказываются ошибочными, то следует отказаться от дискредитировавших себя посылок и строить теорию на основе фактов как они есть. Часто предметом анализа неортодоксальных экономистов становится и сама ортодоксальная экономическая теория

Больше про экономику и деньги
Читайте в нашем потоке. Регулярно пишем о том, что происходит с экономикой России и мира: инфляция, зарплаты, курсы валют, налоги и многое другое
Еще статьи об экономике и финансах: