Как найти список тем для сочинения на ЕГЭ по русскому языку?

Обсудить
Аватар автора

Дмитрий Нефедьев

спросил в Сообществе

Скоро сдаю ЕГЭ по русскому, но начал готовиться к сочинению только сейчас. Очень переживаю, что попадется тема, на которую я не смогу привести пример. Есть ли конкретный перечень проблем, которые попадаются на сочинениях? Хочу заранее подготовить к ним аргументы.

Аватар автора

Анна Солдаева

готовит к экзаменам по русскому

Страница автора

Точного списка тем нет: составители обновляют их каждый год. Но есть типовые проблемы, на которых строятся почти все тексты. Их полезно изучить, чтобы заранее продумать аргументы и чувствовать себя увереннее на экзамене.

Какие темы встречаются в сочинении на ЕГЭ по русскому

Сочинение — это задание № 27. В нем надо написать рассуждение по проблеме, которую поднимает автор текста.

Каждый год в интернете появляются «списки тем, которые будут на экзамене», но они не соответствуют действительности. Узнать тему сочинения можно только на самом ЕГЭ. Все, что публикуют заранее, — домыслы или фейки.

Чтобы написать хорошее сочинение, не надо искать темы до экзамена. Важно другое:

  • знать структуру сочинения, алгоритм написания и критерии проверки;
  • уметь формулировать проблему и позицию автора;
  • понимать, как выстраивать смысловую связь между примерами;
  • соблюдать нормы грамматики, орфографии и пунктуации;
  • продумать, какие аргументы вы можете привести на разные темы.

Как подготовиться к сочинению

С 2025 года в задании сразу указывают проблему — в виде вопроса. Догадываться, о чем текст, не нужно. Ваша задача — раскрыть заявленную тему, привести два примера из текста, пояснить их, сформулировать авторскую позицию и выразить свое мнение с аргументом и анализом.

На экзамене дают тексты с четкой морально-нравственной проблематикой. В них поднимаются темы добра и зла, сострадания, равнодушия, ответственности, отношения к людям, природе, Родине. Это не абстрактные размышления, а конкретные ситуации: герой фрагмента думает, чувствует, делает выбор, сталкивается с тем, что близко каждому.

Формулировка задания № 27 в демоверсии ФИПИ. Проблема указана в начале. Источник: fipi.ru
Формулировка задания № 27 в демоверсии ФИПИ. Проблема указана в начале. Источник: fipi.ru

Рекомендую заранее прочитать текст из демоверсии ФИПИ — федерального института педагогических измерений, где разрабатывают задания для ЕГЭ и ОГЭ.

Также можно прорешать пробные и экзаменационные задания прошлых лет на «Решу ЕГЭ». Это полезно по нескольким причинам:

  1. Темы повторяются. Авторы и фрагменты нередко возвращаются из года в год. Паустовский, Богат, Толстой — постоянные гости на экзамене. Если текст окажется знакомым, будет проще в нем сориентироваться.
  2. Развивается навык анализа. Главное в сочинении — это не знание литературы, а умение рассуждать. Чем больше вы читаете, тем легче понимаете авторскую мысль и строите аргументацию.
  3. Становится понятна логика экзамена. Составители выбирают тексты с четким нравственным или философским посылом. Если вы изучите много примеров, сможете быстрее определять, на что обращать внимание.
  4. Снижается тревожность. Когда перед глазами десятки тренировочных заданий, экзаменационный текст не пугает. Вы знаете, с чего начать и как действовать.

Темы и типичные вопросы, которые часто встречаются в заданиях на ЕГЭ по русскому языку 

ТемаВопрос
Природа• Как природа влияет на человека?
• Что дает наблюдение за жизнью природы?
• Почему люди по-разному относятся к природе?
• Каковы причины варварского отношения к природе?
• В чем заключается воздействие природы родного края на человека?
• Как влияет природа на душу истинного художника?
• Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, которая негативно воздействует на окружающий мир?
Память и воспоминания• Какова роль детских воспоминаний?
• Почему важно сохранять историческую память?
• Почему воспоминания о детстве значимы для человека?
• В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
• Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь?
• К чему приводит уничтожение памятников?
Имеет ли прошлое разную ценность для разных людей?
Война, героизм и патриотизм• Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны?
• В чем проявляется героизм во время войны?
• Почему мы должны помнить подвиги прошлого?
• В чем черпают силы представители одного поколения в годы испытаний?
• Почему на войне особенно страшно предательство?
• Как война влияла на формирование характеров?
• Что чувствует человек, когда он приносит пользу государству?
• На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам?
Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?
ЛитератураНужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина?
• Как писатели понимают жизнь и изображают ее?
• Что такое писательский труд?
• Какие книги можно назвать настоящими?
• Как повлияла толстовская «диалектика души» на автора?
• Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?
• Какую роль играет сказка в жизни человека?
Школа и учителя• Какова роль учителя в жизни человека?
• С какими трудностями сталкиваются учителя?
• Какими качествами обладает учитель, которого помнят?
Русский язык• Каковы возможности русского языка?
• Почему важно сохранять чистоту родной речи?
Нужно ли следить за своей речью, стараться употреблять слова более точно?
Культура и искусство• Какое влияние искусство может оказать на человека?
• Как музыка влияет на человека?
• Что дает восприятие шедевров живописи?
• В чем заключается спасительная сила художественного творчества?
• Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека?
• Какое влияние оказывает творческая личность на окружающих?
Образование и наука• Кто влияет на образованность человечества?
• Как сочетаются романтика и наука в человеке?
• Какими качествами должен обладать настоящий ученый?
Есть ли место добру в мире «железных коней»?
• Чем опасно познание, лишенное духовности?
Дружба• Как надо относиться к друзьям?
Может ли дружба закончиться?
• К чему приводит предательство в дружбе?
• Зачем людям нужны домашние питомцы?
• К чему может привести невнимательное отношение к близкому человеку?
Родители и семья• Какими должны быть отношения родителей и детей?
• В чем проявляется эгоизм детей по отношению к родителям?
• Почему у автора возникла мысль «Мы нерадивые потомки своих отцов»?
• Какова роль матери в жизни человека?
• В чем проявляется сила материнской любви?
• Как связаны наследственность и гениальность человека?
Детство• Чем отличается детское восприятие мира?
• Как отсутствие привычных ограничений может влиять на ребенка?
Стоит ли пытаться стать взрослым раньше срока?
• Что влияет на формирование личности ребенка?
• Почему взрослым нужно учитывать детскую способность восприятия мира?
• В чем причина раннего взросления детей?
Личностные качества• Что помогает человеку преодолевать трудности?
• Почему важно верить в себя?
• Как проявляется жизненная стойкость?
• Что делает человека победителем?
• Что делает человека жалким существом?
Можно ли оправдать дурной поступок?
• Из чего складывается настоящий человеческий характер?
• Как последствия трусливого поступка влияют на человека?
• Благодаря чему мы способны выдерживать такие испытания, которые кажутся непереносимыми?
• Почему испытания и страдания благотворны для человека?
• Почему человеку с чувством юмора легче жить?
Может ли простой рабочий быть интеллигентным?
Счастье и любовьМожно ли добыть счастье?
• В чем проявляется целительная сила любви?
• Как связаны любовь к людям и счастье?
• Что может заставить ожесточенные сердца проявить милосердие?
Правда и ложьМожет ли ложь быть спасительной?
• В чем опасность самообмана?
Может ли быть оправдана «святая ложь»?
• Насколько человек, находящийся в плену ложных ценностей, может быть ослеплен собственными иллюзиями?
Мечта• Почему важно мечтать?
Допустимо ли на пути к мечте пренебрегать чувствами других, разрушать чужие мечты?
Воображение и креативность• Что может дать человеку познание окружающего мира?
• В чем ценность воображения?
Нравственность и внутренний мир• Как связаны совесть и душа?
Можно ли обогнать время?
• Как связаны эгоизм, жажда наживы и равнодушие?
• Чем добро отличается от зла?
• Как превратить будни в радость?
• Как нужно относиться к старости?
Поиск призвания• Как человек должен относиться к своему труду?
• Каковы причины успешности в жизни человека?
Стоит ли рисковать своей жизнью ради новых открытий?
• В чем заключается сложность в выборе жизненного пути?

Темы и типичные вопросы, которые часто встречаются в заданиях на ЕГЭ по русскому языку 

Природа
• Как природа влияет на человека?
• Что дает наблюдение за жизнью природы?
• Почему люди по-разному относятся к природе?
• Каковы причины варварского отношения к природе?
• В чем заключается воздействие природы родного края на человека?
• Как влияет природа на душу истинного художника?
• Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, которая негативно воздействует на окружающий мир?
Память и воспоминания
• Какова роль детских воспоминаний?
• Почему важно сохранять историческую память?
• Почему воспоминания о детстве значимы для человека?
• В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине?
• Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь?
• К чему приводит уничтожение памятников?
Имеет ли прошлое разную ценность для разных людей?
Война, героизм и патриотизм
• Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны?
• В чем проявляется героизм во время войны?
• Почему мы должны помнить подвиги прошлого?
• В чем черпают силы представители одного поколения в годы испытаний?
• Почему на войне особенно страшно предательство?
• Как война влияла на формирование характеров?
• Что чувствует человек, когда он приносит пользу государству?
• На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам?
Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?
Литература
Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина?
• Как писатели понимают жизнь и изображают ее?
• Что такое писательский труд?
• Какие книги можно назвать настоящими?
• Как повлияла толстовская «диалектика души» на автора?
• Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?
• Какую роль играет сказка в жизни человека?
Школа и учителя
• Какова роль учителя в жизни человека?
• С какими трудностями сталкиваются учителя?
• Какими качествами обладает учитель, которого помнят?
Русский язык
• Каковы возможности русского языка?
• Почему важно сохранять чистоту родной речи?
Нужно ли следить за своей речью, стараться употреблять слова более точно?
Культура и искусство
• Какое влияние искусство может оказать на человека?
• Как музыка влияет на человека?
• Что дает восприятие шедевров живописи?
• В чем заключается спасительная сила художественного творчества?
• Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека?
• Какое влияние оказывает творческая личность на окружающих?
Образование и наука
• Кто влияет на образованность человечества?
• Как сочетаются романтика и наука в человеке?
• Какими качествами должен обладать настоящий ученый?
Есть ли место добру в мире «железных коней»?
• Чем опасно познание, лишенное духовности?
Дружба
• Как надо относиться к друзьям?
Может ли дружба закончиться?
• К чему приводит предательство в дружбе?
• Зачем людям нужны домашние питомцы?
• К чему может привести невнимательное отношение к близкому человеку?
Родители и семья
• Какими должны быть отношения родителей и детей?
• В чем проявляется эгоизм детей по отношению к родителям?
• Почему у автора возникла мысль «Мы нерадивые потомки своих отцов»?
• Какова роль матери в жизни человека?
• В чем проявляется сила материнской любви?
• Как связаны наследственность и гениальность человека?
Детство
• Чем отличается детское восприятие мира?
• Как отсутствие привычных ограничений может влиять на ребенка?
Стоит ли пытаться стать взрослым раньше срока?
• Что влияет на формирование личности ребенка?
• Почему взрослым нужно учитывать детскую способность восприятия мира?
• В чем причина раннего взросления детей?
Личностные качества
• Что помогает человеку преодолевать трудности?
• Почему важно верить в себя?
• Как проявляется жизненная стойкость?
• Что делает человека победителем?
• Что делает человека жалким существом?
Можно ли оправдать дурной поступок?
• Из чего складывается настоящий человеческий характер?
• Как последствия трусливого поступка влияют на человека?
• Благодаря чему мы способны выдерживать такие испытания, которые кажутся непереносимыми?
• Почему испытания и страдания благотворны для человека?
• Почему человеку с чувством юмора легче жить?
Может ли простой рабочий быть интеллигентным?
Счастье и любовь
Можно ли добыть счастье?
• В чем проявляется целительная сила любви?
• Как связаны любовь к людям и счастье?
• Что может заставить ожесточенные сердца проявить милосердие?
Правда и ложь
Может ли ложь быть спасительной?
• В чем опасность самообмана?
Может ли быть оправдана «святая ложь»?
• Насколько человек, находящийся в плену ложных ценностей, может быть ослеплен собственными иллюзиями?
Мечта
• Почему важно мечтать?
Допустимо ли на пути к мечте пренебрегать чувствами других, разрушать чужие мечты?
Воображение и креативность
• Что может дать человеку познание окружающего мира?
• В чем ценность воображения?
Нравственность и внутренний мир
• Как связаны совесть и душа?
Можно ли обогнать время?
• Как связаны эгоизм, жажда наживы и равнодушие?
• Чем добро отличается от зла?
• Как превратить будни в радость?
• Как нужно относиться к старости?
Поиск призвания
• Как человек должен относиться к своему труду?
• Каковы причины успешности в жизни человека?
Стоит ли рисковать своей жизнью ради новых открытий?
• В чем заключается сложность в выборе жизненного пути?

Как подобрать аргумент

Многие одиннадцатиклассники переживают, что не смогут придумать литературный пример, если заранее не знают тему. Но литература — это не единственный и не обязательный источник аргумента. В методических рекомендациях для комиссий указано: «Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт».

Это значит, что можно ссылаться на фильмы, события из истории или личный опыт, если пример раскрывает тему. Но есть ограничение: нельзя приводить примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр. Их не засчитывают  .

Если хотите опираться на литературу, вспомните школьную программу. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Капитанская дочка» — эти тексты универсальны и подходят ко многим темам.

Хочется чего-то покороче — выберите повести и рассказы классиков. Они проще воспринимаются, но тоже поднимают важные нравственные вопросы. Прочитать или освежить в памяти такие тексты можно за вечер.

Приводя пример, обязательно указывайте фамилию автора и название произведения. Если не уверены, кратко перескажите сюжет с именами героев. Это поможет эксперту точно понять, о каком тексте идет речь.

Короткие произведения для аргументации в сочинении на ЕГЭ

ПроизведениеТемы
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
• Героизм и патриотизм
• Родители и семья
Л. С. Соболев
«Парикмахер Леонард»
• Культура и искусство
• Мечта
• Поиск призвания
Л. А. Кассиль
«Зеленая веточка»
• Природа
• Нравственность и внутренний мир
М. Гелприн
«Свеча горела»
• Образование и наука
• Культура и искусство
• Школа и учителя
• Литература
К. Г. Паустовский
«Акварельные краски»
• Культура и искусство
• Героизм и патриотизм
• Природа

Короткие произведения для аргументации в сочинении на ЕГЭ

ПроизведениеТемы
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
• Героизм и патриотизм
• Родители и семья
Л. С. Соболев
«Парикмахер Леонард»
• Культура и искусство
• Мечта
• Поиск призвания
Л. А. Кассиль
«Зеленая веточка»
• Природа
• Нравственность и внутренний мир
М. Гелприн
«Свеча горела»
• Образование и наука
• Культура и искусство
• Школа и учителя
• Литература
К. Г. Паустовский
«Акварельные краски»
• Культура и искусство
• Героизм и патриотизм
• Природа

Что в итоге

Точного списка тем для сочинения на ЕГЭ нет, но проблемы повторяются: природа, семья, дружба, искусство, героизм и другие. Чтобы не растеряться на экзамене, изучите тексты прошлых лет и типовые проблемы.

Для аргумента подойдут любые литературные произведения, фильмы, спектакли, исторические события или личный опыт. А накануне экзамена можно освежить в памяти короткие рассказы — за пару часов вы соберете примеры почти на любую тему.

Анна СолдаеваСдавали ЕГЭ? Расскажите, какие задания оказались особенно сложными: