Как найти список тем для сочинения на ЕГЭ по русскому языку?
Скоро сдаю ЕГЭ по русскому, но начал готовиться к сочинению только сейчас. Очень переживаю, что попадется тема, на которую я не смогу привести пример. Есть ли конкретный перечень проблем, которые попадаются на сочинениях? Хочу заранее подготовить к ним аргументы.
Точного списка тем нет: составители обновляют их каждый год. Но есть типовые проблемы, на которых строятся почти все тексты. Их полезно изучить, чтобы заранее продумать аргументы и чувствовать себя увереннее на экзамене.
О чем вы узнаете
Какие темы встречаются в сочинении на ЕГЭ по русскому
Сочинение — это задание № 27. В нем надо написать рассуждение по проблеме, которую поднимает автор текста.
Каждый год в интернете появляются «списки тем, которые будут на экзамене», но они не соответствуют действительности. Узнать тему сочинения можно только на самом ЕГЭ. Все, что публикуют заранее, — домыслы или фейки.
Чтобы написать хорошее сочинение, не надо искать темы до экзамена. Важно другое:
- знать структуру сочинения, алгоритм написания и критерии проверки;
- уметь формулировать проблему и позицию автора;
- понимать, как выстраивать смысловую связь между примерами;
- соблюдать нормы грамматики, орфографии и пунктуации;
- продумать, какие аргументы вы можете привести на разные темы.
Как подготовиться к сочинению
С 2025 года в задании сразу указывают проблему — в виде вопроса. Догадываться, о чем текст, не нужно. Ваша задача — раскрыть заявленную тему, привести два примера из текста, пояснить их, сформулировать авторскую позицию и выразить свое мнение с аргументом и анализом.
На экзамене дают тексты с четкой морально-нравственной проблематикой. В них поднимаются темы добра и зла, сострадания, равнодушия, ответственности, отношения к людям, природе, Родине. Это не абстрактные размышления, а конкретные ситуации: герой фрагмента думает, чувствует, делает выбор, сталкивается с тем, что близко каждому.

Рекомендую заранее прочитать текст из демоверсии ФИПИ — федерального института педагогических измерений, где разрабатывают задания для ЕГЭ и ОГЭ.
Также можно прорешать пробные и экзаменационные задания прошлых лет на «Решу ЕГЭ». Это полезно по нескольким причинам:
- Темы повторяются. Авторы и фрагменты нередко возвращаются из года в год. Паустовский, Богат, Толстой — постоянные гости на экзамене. Если текст окажется знакомым, будет проще в нем сориентироваться.
- Развивается навык анализа. Главное в сочинении — это не знание литературы, а умение рассуждать. Чем больше вы читаете, тем легче понимаете авторскую мысль и строите аргументацию.
- Становится понятна логика экзамена. Составители выбирают тексты с четким нравственным или философским посылом. Если вы изучите много примеров, сможете быстрее определять, на что обращать внимание.
- Снижается тревожность. Когда перед глазами десятки тренировочных заданий, экзаменационный текст не пугает. Вы знаете, с чего начать и как действовать.
Темы и типичные вопросы, которые часто встречаются в заданиях на ЕГЭ по русскому языку
Тема | Вопрос |
---|---|
Природа | • Как природа влияет на человека? • Что дает наблюдение за жизнью природы? • Почему люди по-разному относятся к природе? • Каковы причины варварского отношения к природе? • В чем заключается воздействие природы родного края на человека? • Как влияет природа на душу истинного художника? • Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, которая негативно воздействует на окружающий мир? |
Память и воспоминания | • Какова роль детских воспоминаний? • Почему важно сохранять историческую память? • Почему воспоминания о детстве значимы для человека? • В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине? • Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь? • К чему приводит уничтожение памятников? • Имеет ли прошлое разную ценность для разных людей? |
Война, героизм и патриотизм | • Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны? • В чем проявляется героизм во время войны? • Почему мы должны помнить подвиги прошлого? • В чем черпают силы представители одного поколения в годы испытаний? • Почему на войне особенно страшно предательство? • Как война влияла на формирование характеров? • Что чувствует человек, когда он приносит пользу государству? • На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам? • Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы? |
Литература | • Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина? • Как писатели понимают жизнь и изображают ее? • Что такое писательский труд? • Какие книги можно назвать настоящими? • Как повлияла толстовская «диалектика души» на автора? • Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня? • Какую роль играет сказка в жизни человека? |
Школа и учителя | • Какова роль учителя в жизни человека? • С какими трудностями сталкиваются учителя? • Какими качествами обладает учитель, которого помнят? |
Русский язык | • Каковы возможности русского языка? • Почему важно сохранять чистоту родной речи? • Нужно ли следить за своей речью, стараться употреблять слова более точно? |
Культура и искусство | • Какое влияние искусство может оказать на человека? • Как музыка влияет на человека? • Что дает восприятие шедевров живописи? • В чем заключается спасительная сила художественного творчества? • Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека? • Какое влияние оказывает творческая личность на окружающих? |
Образование и наука | • Кто влияет на образованность человечества? • Как сочетаются романтика и наука в человеке? • Какими качествами должен обладать настоящий ученый? • Есть ли место добру в мире «железных коней»? • Чем опасно познание, лишенное духовности? |
Дружба | • Как надо относиться к друзьям? • Может ли дружба закончиться? • К чему приводит предательство в дружбе? • Зачем людям нужны домашние питомцы? • К чему может привести невнимательное отношение к близкому человеку? |
Родители и семья | • Какими должны быть отношения родителей и детей? • В чем проявляется эгоизм детей по отношению к родителям? • Почему у автора возникла мысль «Мы нерадивые потомки своих отцов»? • Какова роль матери в жизни человека? • В чем проявляется сила материнской любви? • Как связаны наследственность и гениальность человека? |
Детство | • Чем отличается детское восприятие мира? • Как отсутствие привычных ограничений может влиять на ребенка? • Стоит ли пытаться стать взрослым раньше срока? • Что влияет на формирование личности ребенка? • Почему взрослым нужно учитывать детскую способность восприятия мира? • В чем причина раннего взросления детей? |
Личностные качества | • Что помогает человеку преодолевать трудности? • Почему важно верить в себя? • Как проявляется жизненная стойкость? • Что делает человека победителем? • Что делает человека жалким существом? • Можно ли оправдать дурной поступок? • Из чего складывается настоящий человеческий характер? • Как последствия трусливого поступка влияют на человека? • Благодаря чему мы способны выдерживать такие испытания, которые кажутся непереносимыми? • Почему испытания и страдания благотворны для человека? • Почему человеку с чувством юмора легче жить? • Может ли простой рабочий быть интеллигентным? |
Счастье и любовь | • Можно ли добыть счастье? • В чем проявляется целительная сила любви? • Как связаны любовь к людям и счастье? • Что может заставить ожесточенные сердца проявить милосердие? |
Правда и ложь | • Может ли ложь быть спасительной? • В чем опасность самообмана? • Может ли быть оправдана «святая ложь»? • Насколько человек, находящийся в плену ложных ценностей, может быть ослеплен собственными иллюзиями? |
Мечта | • Почему важно мечтать? • Допустимо ли на пути к мечте пренебрегать чувствами других, разрушать чужие мечты? |
Воображение и креативность | • Что может дать человеку познание окружающего мира? • В чем ценность воображения? |
Нравственность и внутренний мир | • Как связаны совесть и душа? • Можно ли обогнать время? • Как связаны эгоизм, жажда наживы и равнодушие? • Чем добро отличается от зла? • Как превратить будни в радость? • Как нужно относиться к старости? |
Поиск призвания | • Как человек должен относиться к своему труду? • Каковы причины успешности в жизни человека? • Стоит ли рисковать своей жизнью ради новых открытий? • В чем заключается сложность в выборе жизненного пути? |
Темы и типичные вопросы, которые часто встречаются в заданиях на ЕГЭ по русскому языку
Природа | |
• Как природа влияет на человека? • Что дает наблюдение за жизнью природы? • Почему люди по-разному относятся к природе? • Каковы причины варварского отношения к природе? • В чем заключается воздействие природы родного края на человека? • Как влияет природа на душу истинного художника? • Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, которая негативно воздействует на окружающий мир? | |
Память и воспоминания | |
• Какова роль детских воспоминаний? • Почему важно сохранять историческую память? • Почему воспоминания о детстве значимы для человека? • В чем заключается ценность воспоминаний о малой родине? • Почему свобода воспоминаний — чудесная вещь? • К чему приводит уничтожение памятников? • Имеет ли прошлое разную ценность для разных людей? | |
Война, героизм и патриотизм | |
• Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны? • В чем проявляется героизм во время войны? • Почему мы должны помнить подвиги прошлого? • В чем черпают силы представители одного поколения в годы испытаний? • Почему на войне особенно страшно предательство? • Как война влияла на формирование характеров? • Что чувствует человек, когда он приносит пользу государству? • На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам? • Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы? | |
Литература | |
• Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина? • Как писатели понимают жизнь и изображают ее? • Что такое писательский труд? • Какие книги можно назвать настоящими? • Как повлияла толстовская «диалектика души» на автора? • Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня? • Какую роль играет сказка в жизни человека? | |
Школа и учителя | |
• Какова роль учителя в жизни человека? • С какими трудностями сталкиваются учителя? • Какими качествами обладает учитель, которого помнят? | |
Русский язык | |
• Каковы возможности русского языка? • Почему важно сохранять чистоту родной речи? • Нужно ли следить за своей речью, стараться употреблять слова более точно? | |
Культура и искусство | |
• Какое влияние искусство может оказать на человека? • Как музыка влияет на человека? • Что дает восприятие шедевров живописи? • В чем заключается спасительная сила художественного творчества? • Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека? • Какое влияние оказывает творческая личность на окружающих? | |
Образование и наука | |
• Кто влияет на образованность человечества? • Как сочетаются романтика и наука в человеке? • Какими качествами должен обладать настоящий ученый? • Есть ли место добру в мире «железных коней»? • Чем опасно познание, лишенное духовности? | |
Дружба | |
• Как надо относиться к друзьям? • Может ли дружба закончиться? • К чему приводит предательство в дружбе? • Зачем людям нужны домашние питомцы? • К чему может привести невнимательное отношение к близкому человеку? | |
Родители и семья | |
• Какими должны быть отношения родителей и детей? • В чем проявляется эгоизм детей по отношению к родителям? • Почему у автора возникла мысль «Мы нерадивые потомки своих отцов»? • Какова роль матери в жизни человека? • В чем проявляется сила материнской любви? • Как связаны наследственность и гениальность человека? | |
Детство | |
• Чем отличается детское восприятие мира? • Как отсутствие привычных ограничений может влиять на ребенка? • Стоит ли пытаться стать взрослым раньше срока? • Что влияет на формирование личности ребенка? • Почему взрослым нужно учитывать детскую способность восприятия мира? • В чем причина раннего взросления детей? | |
Личностные качества | |
• Что помогает человеку преодолевать трудности? • Почему важно верить в себя? • Как проявляется жизненная стойкость? • Что делает человека победителем? • Что делает человека жалким существом? • Можно ли оправдать дурной поступок? • Из чего складывается настоящий человеческий характер? • Как последствия трусливого поступка влияют на человека? • Благодаря чему мы способны выдерживать такие испытания, которые кажутся непереносимыми? • Почему испытания и страдания благотворны для человека? • Почему человеку с чувством юмора легче жить? • Может ли простой рабочий быть интеллигентным? | |
Счастье и любовь | |
• Можно ли добыть счастье? • В чем проявляется целительная сила любви? • Как связаны любовь к людям и счастье? • Что может заставить ожесточенные сердца проявить милосердие? | |
Правда и ложь | |
• Может ли ложь быть спасительной? • В чем опасность самообмана? • Может ли быть оправдана «святая ложь»? • Насколько человек, находящийся в плену ложных ценностей, может быть ослеплен собственными иллюзиями? | |
Мечта | |
• Почему важно мечтать? • Допустимо ли на пути к мечте пренебрегать чувствами других, разрушать чужие мечты? | |
Воображение и креативность | |
• Что может дать человеку познание окружающего мира? • В чем ценность воображения? | |
Нравственность и внутренний мир | |
• Как связаны совесть и душа? • Можно ли обогнать время? • Как связаны эгоизм, жажда наживы и равнодушие? • Чем добро отличается от зла? • Как превратить будни в радость? • Как нужно относиться к старости? | |
Поиск призвания | |
• Как человек должен относиться к своему труду? • Каковы причины успешности в жизни человека? • Стоит ли рисковать своей жизнью ради новых открытий? • В чем заключается сложность в выборе жизненного пути? |
Как подобрать аргумент
Многие одиннадцатиклассники переживают, что не смогут придумать литературный пример, если заранее не знают тему. Но литература — это не единственный и не обязательный источник аргумента. В методических рекомендациях для комиссий указано: «Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт».
Это значит, что можно ссылаться на фильмы, события из истории или личный опыт, если пример раскрывает тему. Но есть ограничение: нельзя приводить примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр. Их не засчитывают .
Если хотите опираться на литературу, вспомните школьную программу. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Капитанская дочка» — эти тексты универсальны и подходят ко многим темам.
Хочется чего-то покороче — выберите повести и рассказы классиков. Они проще воспринимаются, но тоже поднимают важные нравственные вопросы. Прочитать или освежить в памяти такие тексты можно за вечер.
Приводя пример, обязательно указывайте фамилию автора и название произведения. Если не уверены, кратко перескажите сюжет с именами героев. Это поможет эксперту точно понять, о каком тексте идет речь.
Короткие произведения для аргументации в сочинении на ЕГЭ
Произведение | Темы |
---|---|
М. А. Шолохов «Судьба человека» | • Героизм и патриотизм • Родители и семья |
Л. С. Соболев «Парикмахер Леонард» | • Культура и искусство • Мечта • Поиск призвания |
Л. А. Кассиль «Зеленая веточка» | • Природа • Нравственность и внутренний мир |
М. Гелприн «Свеча горела» | • Образование и наука • Культура и искусство • Школа и учителя • Литература |
К. Г. Паустовский «Акварельные краски» | • Культура и искусство • Героизм и патриотизм • Природа |
Короткие произведения для аргументации в сочинении на ЕГЭ
Произведение | Темы |
М. А. Шолохов «Судьба человека» | • Героизм и патриотизм • Родители и семья |
Л. С. Соболев «Парикмахер Леонард» | • Культура и искусство • Мечта • Поиск призвания |
Л. А. Кассиль «Зеленая веточка» | • Природа • Нравственность и внутренний мир |
М. Гелприн «Свеча горела» | • Образование и наука • Культура и искусство • Школа и учителя • Литература |
К. Г. Паустовский «Акварельные краски» | • Культура и искусство • Героизм и патриотизм • Природа |
Что в итоге
Точного списка тем для сочинения на ЕГЭ нет, но проблемы повторяются: природа, семья, дружба, искусство, героизм и другие. Чтобы не растеряться на экзамене, изучите тексты прошлых лет и типовые проблемы.
Для аргумента подойдут любые литературные произведения, фильмы, спектакли, исторические события или личный опыт. А накануне экзамена можно освежить в памяти короткие рассказы — за пару часов вы соберете примеры почти на любую тему.