«Думала, это можно пофиксить»: 3 ошибки в вос­питании ребенка с СДВГ, которые я допустила

Опыт читательницы
72
«Думала, это можно пофиксить»: 3 ошибки в вос­питании ребенка с СДВГ, которые я допустила

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Инна

сделала выводы

Страница автора

Сыну поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в первом классе.

Все, что в дошкольном возрасте я списывала на особенности характера и недостатки воспитания, оказалось проявлениями этого синдрома. Дети с СДВГ  импульсивны, могут постоянно испытывать потребность в какой-то активности и движении, им трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания.

Я успела осознать, что, пока ребенок взрослел, некоторые мои выводы и действия были неправильными. Возможно, кто-то научится на моих ошибках.

Ошибка № 1

Считала, что СДВГ можно вылечить

Мой сын рос ребенком, за которым нужен глаз да глаз, такой обаятельный сорвиголова. Он был своенравным, капризным и очень-очень подвижным, так что я могла использовать отговорку из серии «это же мальчик». При этом с ним всегда было весело, и сын вполне успешно ладил с детьми разных возрастов во дворе.

В садиковском возрасте он ходил на развивающие занятия для малышей — 20-минутки с математикой, чтением и чем-то вроде окружающего мира. Получал там бумажные медали за достижения. А в школе началась совсем другая история: сын не мог сидеть на уроках, убегал домой и дрался с одноклассниками. Его дневник был исписан красной ручкой, учитель звонила мне через день.

Нас отправили в кризисный психологический центр. Там я узнала, что гиперактивность — это не просто высокий уровень активности, а диагноз. И я пришла к умозаключению, что раз есть диагноз, то можно вылечиться.

Мы прошли долгий путь: посетили кучу неврологов, психологов, психиатров и даже остеопатов и гомеопатов. Специалисты были «очень сильные», «лучшие», «грамотные». Ребенок получал все новые назначения, а я искала корни проблемы в семье. Я хотела сына, которым можно гордиться, а не испытывать стыд и беспомощность из-за его поведения. Думала, что это можно пофиксить, и надо лишь найти способ. Но при всех усилиях проблемы не уходили.

В подростковом возрасте появилась агрессия, потом добавилось обсессивно-компульсивное расстройство — ОКР  , а за ним — депрессия. Найти «волшебную таблетку» не удалось.

Позднее я поняла, что лихорадочный поиск решения, как сделать ребенка обычным, не имеет смысла. СДВГ — это комплекс симптомов, за которым могут скрываться совершенно разные проблемы. Не будет так, что мы сейчас быстренько разберемся с какими-то трудностями и заживем как все.

Сейчас сын уже взрослый, он успешно сдал ЕГЭ и учится в университете, это большое достижение. Тем не менее все еще не могу сказать, что все замечательно: ментальные проблемы остаются, учиться сложно.

Ошибка № 2

Надеялась, что в школе поведение сына однажды улучшится

Я рассуждала так: если каждый день сын будет ходить в школу, то в конце концов адаптируется, и нежелательного поведения станет меньше. Но это не сработало. У ребенка как будто был некий запас прочности: два дня он мог более или менее нормально себя вести, а на третий что-то обязательно случалось: скандал, драка, побег. Это соотношение хороших и плохих дней со временем не менялось, никакие внешние факторы не могли на это повлиять. Два-три дня — и наступало очередное переутомление.

Как-то я наткнулась на термин «сенсорная перегрузка». Он очень точно отражал происходящее. В школе, где всегда шумно, надо находиться в непрерывном социальном взаимодействии, концентрироваться на уроках и стараться заслужить одобрение учителей, психика сына начинала сбоить. Так я поняла, что ему нужны более щадящие условия обучения.

На мой взгляд, не каждый ребенок с СДВГ может адаптироваться в большом коллективе, который живет по стандартным правилам. Дети быстро вычисляют одноклассника, который ведет себя как-то иначе, и начинают его провоцировать.

Обиды и ссоры в начальных классах — это неприятно, но учитель, благодаря своему авторитету, может утихомирить детей. А вот чем может закончиться конфликт в средней школе, представить страшно. Если кто-то из детей пострадает, будет уже неважно, кто первый начал.

В итоге в шестом классе, после череды неприятностей на уровне «прогулял, нагрубил, поссорился с одноклассниками», мы ушли из государственной школы. Я перевела ребенка на семейное обучение. В седьмом классе он пошел в частную. Этот опыт показал, что в недорогих коммерческих заведениях тоже не всегда готовы искать подход. Когда учителя понимают, что ребенок не ориентирован на учебу, от него просто отстают. Возможно, в учреждениях высокого ценового сегмента все иначе.

Затем мы нашли альтернативную школу: ее открыли родители для обучения своих детей. Некоторые из этих взрослых сами вели уроки, но были и приглашенные преподаватели. Это непопулярный формат, поэтому детей в альтернативной школе, как правило, совсем мало. Например, когда сын ходил в восьмой класс, у него был только один одноклассник. Это свело вероятность конфликтов к нулю. А в 15 лет агрессия и импульсивность, которые толкали сына на непрерывные стычки, сами по себе сошли на нет.

Необходимость приспосабливаться к социуму человеку с СДВГ не помогает корректировать поведение — это мое мнение. Напротив, во враждебной среде происходит дезадаптация, и вместо доброго и жизнерадостного ребенка, пусть и со своими странностями, можно получить озлобленного подростка.

Ошибка № 3

Была зациклена на трудностях

В какой-то момент все мои интересы были сосредоточены на СДВГ. Я читала много специализированной литературы, общалась на профильных форумах, искала нужных специалистов и школы, куда принимают трудных детей. А в это время проходила моя молодость и детство сына.

Наша жизнь все время колебалась между «так просто невозможно» и «можно выдохнуть». Было ощущение постоянной борьбы, и в таком состоянии, конечно, ни о каких горизонтах планирования речи не шло.

Свои собственные планы и мечты я игнорировала или откладывала на потом. В свободные минуты старалась от всего отстраниться, например уходила с головой в сериалы.

Жизнь в постоянном состоянии тревоги и ожидании, что еще произойдет, по сути, сформировала у меня беспомощный тип поведения: я считала, что надо «перетерпеть». А стоило развиваться в профессии, искать дополнительные источники дохода, планировать отпуск и хорошо, разнообразно отдыхать. Последнее, возможно, самое важное.

Выводы

Я сформулировала для себя выводы, которые, возможно, пригодятся другим родителям, воспитывающим детей с особенностями поведения.

Нет «правильного» и единственно верного алгоритма помощи. Например, когда специалисты видят ребенка с СДВГ, чаще всего дают такой совет: «Отдайте его в спорт, пусть сбрасывает энергию». Но постоянные интенсивные тренировки могут привести к усталости, и после такого спорта будет еще больше срывов. А если вам попадется амбициозный тренер, который будет жестко реагировать на детские выходки, можно вместо пользы получить сплошное расстройство. Поэтому главное — ориентироваться на своего ребенка: его потребности, эмоциональное состояние и так далее.

Готовиться к школе лучше заранее. Причем, мне кажется, важно не просто ходить на любые развивающие занятия, а ориентироваться на школьную программу и достаточно долго заниматься по учебнику. Думаю, хороший вариант — индивидуальные занятия с учителем начальных классов.

Иногда есть резон рассмотреть альтернативное образование. В этой сфере очень много энтузиастов, экспериментаторов и просто достойных людей, которые хорошо относятся к детям, — а иногда это уже очень много. Кроме того, сейчас есть возможность организовать обучение онлайн. Но стоит учитывать, что закрывать дома такого ребенка тоже нельзя: ему хочется познавать мир, общаться и получать новые впечатления.

Работа со «звездными» специалистами не гарантирует успех. Скорее, есть обратная зависимость: амбициозные врачи и педагоги воспринимали наш кейс как личный вызов и стремились перевоспитать сына. Это неизменно приводило к конфликтам.

Очень часто для нормализации жизни достаточно небольших позитивных сдвигов. И помочь их совершить могут люди без громких имен. Например, в начальной школе для нас таким человеком стала преподаватель пенсионного возраста, к которой мы ездили на окраину города. Тренер, который нашел к нашему ребенку подход, напротив, только-только окончил вуз и был совсем юным. А у организаторов альтернативной школы, благодаря которым сын успешно сдал ЕГЭ, на тот момент не было педагогического образования, но они умели договариваться с детьми.

Не надо демонизировать ребенка. Дети с СДВГ при всей своей импульсивности, как правило, добрые и простодушные. И это в том числе делает их удобной мишенью для нападок. Как бы ни хотелось ругаться и кричать из-за проблем с поведением, надо понимать: ребенок ведет себя так не специально — и сам от этого страдает.

Родителям важно заботиться о себе. Это стандартный совет из области «наденьте маску сначала на себя, а потом — на ребенка». Если вы все время на нервах и заняты проблемами, которые не решатся в одночасье, стоит подумать, как сделать свою жизнь комфортнее. Только так у вас будут силы справляться с трудностями.

РедакцияВоспитываете ребенка с особенностями поведения? Расскажите, как справляетесь:
  • stufently TИз всей статьи один вопрос а что папа то делал2
  • Нехетти ГринНу а как бы вы начали заранее готовиться, если не был поставлен диагноз? В среде врачей противоречивые мнения об СДВГ, однако известно, что его пик злосчастным образом приходится на 1-й класс - аккурат ваши 7 лет. И мальчикам тут меньше повезло. Во-первых, среди них больше СДВГ-Г (с преобладанием гиперактивности), а во-вторых, у девочек проявления вылезают раньше - и больше шанс, что к первому сентября барышня уже как минимум год будет в коррекции, что облегчит адаптацию к школе. Ну и конечно, вы наверняка читали, что в подростковом возрасте СДВГ либо значительно смягчается, либо проходит, либо... печальный сценарий, но уж как есть - приходится ставить F20 или что-то в этом роде. Здоровья вам и сыну.5
  • Сергей ВаснецовМогли бы Вы сказать, какие симптомы были в 2-3 летнем возрасте?3
  • ОльгаНехетти, СДВГ у девочек, к сожалению, диагностируется гораздо хуже, чем у мальчиков. Считается, что это связано с особенностями воспитания и социализации.11
  • ОльгаМне все зашло т.к все это сейчас проходу сыну 6 лет , школа меня просто в ужас приводит.2
  • ОльгаХотелось бы поподробнее по этой теме очень актуально. Хотя вы многое сказали и к этим выводам я уже тоже пришла насчет специалистов, а вот тема с медициной еще не отпускает. Школу ищу платную для таких деток или индивидуально , заходят сыну индивидуальные занятия и не со всеми.1
  • Обычный человекСаммари статьи: пыталась вылечить неизлечимое, пропереться сквозь стену не получилось, смирилась, а оказывается, надо было по-другому2
  • ИннаСергей, да, была повышенная по сравнению с ровесниками активность, капризность и довольно частые истерики, когда переутомился/перевозбудился и так далее. но именно в 2-3 года это все можно было списывать на всякие кризисы и особенности7
  • ИннаОбычный, не совсем так, пыталась найти методики, которые помогут, тем более специалисты же не говорят: "у вас неизлечимое, идите и живите" , все предлагают свои способы и как мне кажется просто не нашелся специалист, который бы суммировал симптомы и обозначил бы как и на что реагировать1
  • ИннаОльга, с медициной у нас получилось странно, каждый врач прописывал свое лечение, то есть у невролога один протокол, а у психиатра другой. Но на элементы РАС, если так вообще можно говорить, никто не обращал внимания, а как будто бы именно это в подростковом возрасте давало самое неприятное -вспышки агрессии. Или сейчас я из коротких видео в инсте узнаю то, что раньше ни в каких статьях не попадалось - например, про паталогическое избегание требований, то есть чем больше на человека давишь, тем он сильнее избегает какого-то дела. это вроде бы кусочки информации, но тогда они бы сильно помогли6
  • ИннаОльга, по своему печальному опыту могу сказать, что именно школа может очень сильно нагнетать и создавать ощущение, что кошмар и ужас. хотя если объективно дети с СДВГ не монстры, да, у них есть особенности, но они как правило очень открыты и готовы к позитивному взаимодействию. И в начальных классах, какой бы он ни был непоседливый и гиперактивный, это все равно еще маленький ребенок. Может быть вам повезет найти своего хорошего доброго учителя в обычной школе. Хотя я знаю кейсы (сама до этого не додумалась), когда родители доплачивали учителю отдельно и лояльность к ребенку была значительно выше.6
  • It-girlЯ не понимаю, что с моим сыном. В 7 лет пошел в школу и не может учиться. Уже во втором классе, но только начал потихоньку писать печатными буквами. Мне тяжело заставить сесть его за уроки, очень долго уговариваю, быстро утомляется и как будто перестает слушать, отключается. Не может учить стихи, но при этом более-менее считает, математика лучше всего получается. При этом сын непослушный, упертый, упрямый, все норовит сделать наперекор. Все время с ним какие-то неприятные ситуации, страшно ссорится с братом и сестрой. Я уже не понимаю, что происходит с ребенком, это СДВГ? Пошли к психологу, та направила к психиатру, чтобы оформить направление на ПМПК. Психиатр дала справку, что у него пограничный уровень интеллекта - 76. Но никто не говорит, что делать, не дает никаких рекомендаций. Это очень тяжело. Это младший сын, и он требует всё мое время и внимание. Хотя у меня еще двое старших детей и при этом я работаю. Дорогие родители, поделитесь информацией, к какому специалисту мне идти, какие материалы и где почитать. Как мне найти общий язык с сыном и примириться с его особенностями. Я, если честно, в отчаянии...6
  • Антонинаstufently, у людей с СДВГ почти всё проблемы связаны со школой и вне неё это никак особо не проявляется, человек просто не собран, часто опаздывает, плохо планирует, но в остальном ни чем от остальных не отличается. У моемого мужа и ребёнка у которого СДВГ IQ намного выше среднего. Оба в школу шли и программу школьную самостоятельно освоили уже до 4 класса. У мужа в началке и не было проблем, а у ребёнка были, он просто бесил учительницу, а вот у неё проблемы психики похоже похуже чем СДВГ Как показал наш опыт 70% зависит от учителей. Если они травить не будут, то ребёнок может спокойно с этим учиться в обычной школе.8
  • АнтонинаНехетти, это вообще никак не диагностируется вне школы. Там в критериях постановки диагноза именно школа, а не возраст, заграницей диагноз ставят раньше, потому что там раньше в школу идут2
  • stufently tАнтонина, в целом меня смущает только повальное количество детей с этим синдромом , грубо говорят процент таких детей в наше время был совсем не большой сейчас просто какой то дичайший стал, видимо что то в текущей жизни стимулирует развитие этой болезни1
  • Mio moi MioIt-girl, я очень аккуратно посоветую 1) найти второго психиатра-невролога, подтвердить или опровергнуть первое заключение 2) уточнить заключение пммк- требуется ли перевод в класс особого типа. Они бывают разной степени облегченности, можно достаточно эффективно учиться даже закончить среднюю школу. Лучше сходить в школу, посмотреть на детей/учителей. 3) узнать, нужно ли медикаментозное лечение и как долго (постоянно или курсовое) 4) вступить группы мам в своем городе, где обсуждаются такие проблемы11
  • Ина ЯяС интересом прочитала ваш пост, поскольку являюсь репетитором математики начальных классов и мама одного ученика в этом году сказала, что сыну поставили сдвг. Я, конечно, стала искать подробную инфо и выяснила, что это очень спорный диагноз и даже есть врачи, кто отрицает существование такого синдрома как диагноза. Однако ещё до оглашения этой новости у меня были свои личные наблюдения, тк с ребёнком я занималась весь прошлый год и довольно успешно. Так вот. В определённые дни, когда я приходила, ребёнок поражал меня скоростью работы и вовлеченностью в процесс, в другие - агрессией, полной неспособностью сложить даже 2+2 и иными неприятными закидонами. В такие дни я выходила от него, как выжатый Лимон, тк работать с таким равно биться головой о стену. При общении с мамой как правило выяснялось, что в дни "плохого" поведения у ребёнка были поблажки в виде 2-3 часов компьютерных игр ещё до моего прихода. К сожалению, сейчас я вижу крайне много родителей, кто не осознает какую медвежью услугу они оказывают своим детям, не лимитируя жёстко экранное время. Делать это нужно с раннего детства, а не резко обрубать, когда ребёнку уже 7 и старше и он ест и спит со смартфоном. Неудивительно, что в школе дети потом ничего не соображаю и им неинтересно. Про это все полно информации в сети, та же Черниговская, Курпатов и другие специалисты, подробно объясняющие, как работает мозг и психика при погружении в виртуальную реальность. Я не говорю, что у всех так, но в случае с "моим" мальчиком с установленных диагнозом почему-то никакого сдвг у него не наблюдается, если: 1. Есть режим. Он ложится в 22 и встаёт в 8-9; 2.к моему приходу он нормально позавтракал без сопровождения телевизора; 3.Он не брал смартфон в руки хотя бы с утра, а ещё лучше несколько дней, тк не единожды я видела, какой ребёнок приезжал из разных поездок, где ему было не до виртуала; 4.Комната хорошо проветрена. Это абсолютно спокойный, весёлый, усидчивый, включённый в работу ребёнок, который, как ракета, за полурока прорешивает все, что я приготовила на час, конечно, иногда пытающийся откосить от скучных для него тем, но в здоровую меру, как и все мы когда-то в эру отсутствия интернета и смартфонов. И таких детей сейчас большая часть. У моего ребёнка львиная доля класса не просто троечники, а они не умеют учиться, а это уже средняя школа, зато они лет с 8 беспрепятственно переписываются в чатах в 3 часа ночи,бесконтрольно играют, сидя на лавочках или дома и тп. Где же, непонятно, родители и их знания по теме? Когда потом они в панике пишут: у меня ребёнок в 8м классе не может решить задачу по математике за 3й, кто виноват? И очень жаль, что часто я вижу, что родители, ограничивая экранное время, чувствуют будто обделяют свое дитя и не понимают, зачем это надо делать, будто отнимают у него кусок хлеба, зато ребёнок сидит чуть не с 1го класса на репетиторах, здорово и часто безрезультатно облегчая семейный кошелек. Мне бы очень хотелось, чтобы хоть кто-то задумался о правильности своей позиции в отношении наличия смартфона у своего ребёнка с колыбель32
  • Ина ЯяДобавлю, что вместо сокращения экранного времени, некоторые радуются, что получили доступ на учи.ру, где ребёнок зависает часами в играх: мотив родителей, уж лучше так, чем тик-ток. Да не лучше! Все убрать. 1 час до 12 лет в день, включая мессенджеры, 1.5-2 часа до 16. С перерывами по 20-30 минут, кстати. Вот это безобидная форма и норма для мозгов и для, не забываем, детского зрения. Слышу ли я такую точку зрения в родительском сообществе и соответствующие действия? Увы, у единиц.9
  • СветланаВы прошли огромный путь и я понимаю Вас. У дочери не выставленный диагноз. Но сколько я читала про СДВГ, это именно он. В начальной школе был сильный педагог и удавалось держаться на плаву, плюс хороший тренер по дзюдо. А в пятом классе поплыли, но ещё ничего. В конце 6 начались первые прогулы, плохая компания и тд. 7 класс все плохо, психологи, психиатры, все мимо... наконец то нормальная компания, что то начинает доходить, начинает ходить в школу. Я уже сама прошла терапию от депрессии. И тут у нее начинаются панические атаки, приступы рыдания, частые головные боли. Сейчас 8 класс, психолог наш друг, у психиатра проходим терапию от депрессии. Что будет дальше я не знаю. Прогресс конечно есть, но до нормы, как до Пекина.6
  • Ольга Шмидтstufently, Ольга, которая вам выше ответила, не автор поста, поэтому особо не берите её слова во внимание. Автор поста ниже писала комментарий, её Инна зовут. А тут человек похоже просто решил ляпнуть мимо кассы, походя.2
  • ИннаАнтонина, действительно сдвг в детстве (да и позднее ) проявляется в несобранности, импульсивности, некоей дурашливости и именно в школе этот набор качеств вызывает возмущение. Вы совершенно точно сказали, что почти все зависит от учителя. Хороший педагог может вписать такого ребенка в класс или хотя бы не затравливать. Но часто бывает так, что к сдвг набирается еще дополнительный набор, как я уже писала у моего сына были какие-то проявления РАС, и тут уже школьная среда не единственный источник проблем. Плюс в средней школе появляется много учителей и там обязательно найдется такой, который будет воспринимать поведение ребенка как личное оскорбление. Поэтому ребенок действительно может учиться, но среда очень тяжелая4
  • ИннаJohnny, со спортом пробовали все, что было возможно. Концепция "сбросить энергию", чтобы стать спокойнее тут не работает, наоборот, если такой ребенок перетоумляется, его еще сильнее уносит. Но обязательно нужно искать секции/кружки, где ребенка будут принимать и он будет оказываться в ситуации успеха. Без этого, если есть проблемы в школе, будет морально невыносимо.5
  • ИннаСветлана, очень вас понимаю! Будет лучше, потому что подростковый возраст тяжелый почти у всех, и родители детей без сдвг точно также сталкиваются с проблемами. Линейного прогресса тут не будет, скорее надо пережить самый сложный период 12-15 (примерно), а потом в какой-то момент окажется, что рядом с вами нормальный адекватный человек. У вас у ребенка нет отрицания психологической помощи это очень большой плюс. И надо делать скидку на то, что при сдвг есть некое отставание в психоэмоциональном развитии и в 16 лет например по поведению и интересам это будет ребенок лет 13-14, но когда гормональная перестройка закончится, это будет здравый уравновешенный ребенок3
  • Антонинаstufently, люди чтобы работать учителям много лет учатся. До 2000-х в нашей стране такого диагноза не существовало и учителя как-то справлялись. Мой ребёнок тихо вёл себя на урока, максимум мог рисовать, когда я училась это не было каким-то преступлением, сейчас это повод избить ребенка1
  • Антонинаstufently, в статье, кстати, автор пишет, что ребёнок обучается на домашнем обучении. И это то чтот предлагает школа в большинстве случаев сейчас, хотя 20 лет назад, такие дети в одном учились со всеми, заканчивали школу. Здесь у людей есть ресурсы обучать ребёнка дома, но это далеко не у всех есть и когда государство выдавливает детей из школы, не даёт им получить образование, то в итоге оно просто создаёт проблему в будущем для всего общества3
  • ВеленаИна, а вы у нас сколько в интернете сидите? Ах, да, этодругое. Совершенно все здорово. И никакого веселья. И вообще у вас уже мозг сформировавшийся. Добавлю, что интернет появился в том виде, в каком он есть, совершенно недавно, и если вы так брюзжите. значит, точно старше меня будете. Значит, и эпоху ту застали. допускаю, правда, что в возрасте студенчества, а клавиатуру учили по рисункам в тетрадке, а офис по книжке - это ж всяко лучше). Игры, конечно, "надо ограничивать", когда ж играть-то еще, как не в 50 лет, вот в 50 - самое оно. Неужели в детстве? да ну, глупости. в детстве только дурачки играют. Еще можно предложить ограничивать игрушки там, кубики, а сразу прям из письки - в развивашкинский детсад, чтобы время, значит, не терять, и чтобы маман потом проще было. Да-да, только в благословенном "раньше" скромно умалчивается, что дети росли на тв, а до того - на книгах, и тогда, в противовес "сейчас" все это считалось глупостЯми. Первая ссылка. https://little-histories.org/2016/06/30/read_illness/#:~:text=Любовь%20к%20чтению%20в%20древности,«книжный%20червь»%20и%20«книжная%20крыса»1
  • ВеленаИнна, эту простую истину почему-то надо втолковывать взрослым. А между тем, она относится ко всем людям без исключений. Но нет. У нас надо "вымотать", "вытащить из зоны комфорта", "запретить", "замучить".2
  • Аватаркаstufently, сейчас просто чаще это выявляют. а раньше просто говорили что перерастёт. у моего сына тоже все признаки сдвг, я и книги по этой проблеме покупала изучала, и статьи-передачи всякие старалась не пропускать. но такой диагноз ему никто так официально и не поставил. неврологам всё нравилось, и жалобы на то что не может уснуть, и то что если не спит, то всегда бегает, и то что в саду воспитательницу покусал.... считается что это наследственное.1
  • Алексей ОреховВ наше время таких называли хулиганами, непоседами, двоечниками. Они были в каждом классе и это был не диагноз. Вариант нормы. Почему таких детей стало больше? Наша жизнь изменилась, ускорилась. Ребенок не может это переварить. Так что не даем ребенку мультики, телефоны. А уж компьютерные игры вообще бесполезная и опасная для нервов штука1
  • АватаркаОбычный, штука такая, что нет каких-то чётких методик по этой теме. нет даже единого мнения лечится это или не лечится, я читала что в заграницах назначают от этого лекарства и что они эффективны (которые в россии чуть ли не запрещены, могу ошибаться, читала давно), в другой книжке пишут прямо противоположное, что лекарства бесполезны. один специалист говорит одно, другой другое, неизвестно кого слушать.3
  • AnnIt-girl, сходите еще к 1-2 психиатрам, неврологу. Они и пропишут лекарства, если необходимо. Возможно, нужна коррекционная школа, если у вас в городе они хорошие, возможно лучше перейти на домашнее/семейное обучение. Возможно, стоит смириться с плохими оценками, если в школе вас держат, и спокойно учиться, готовиться к техникуму, потом найти репетиторов.3
  • АватаркаИна, у меня сын до школы без гаджетов рос. у меня был компьютер, но он его не интересовал. а признаки сдвг были с самого начала, еще когда начал ползать и стоять. нельзя было оставить ни на секунду. из кроватки и манежа он вылезал и летел вниз головой.3
  • Нехетти Грин"Необходимость приспосабливаться к социуму человеку с СДВГ не помогает корректировать поведение — это мое мнение. Напротив, во враждебной среде происходит дезадаптация" = совершенно верно. Ваши бы слова да богам из Минобраза в уши. Может, наконец дотумкают: инклюзия = 100% зло. И да, СДВГ может во взрослом возрасте вырасти много во что. От "варианта нормы" до... F20 или чего-то подобного.3
  • Нехетти ГринОльга, вы лично знаете папу? Или от вас муж свалил?1
  • Нехетти ГринОльга, не "считается" (вижу, что ТЖ поднял статью, поэтому только сейчас отвечаю). Просто он у девочек проявляется по-другому. У них чаще бывает СДВ (без Г), а также проявляется, к сожалению, гораздо жестче, чем у мальчиков. Но - нет худа без добра: девочек раньше выявляют - и раньше начинают "чинить", так что к пику СДВГ (7 лет) многие девочки уже неплохо скомпенсированы. В целом по синдрому соотношение мальчиков и девочек - 3:1. Вот только воспитание с социализацией - мимо, очередной обывательский миф. Тут дело в особенностях пола. У девочек эта "единичка" может быть такой, что три мальчика будут курить в изумлении. То же самое - с аутизмом. Мальчиков с РАС больше, но девочки с РАС - тяжелее.2
  • Ина ЯяВелена, не очень поняла, что вы хотели сказать таким длинным набором буковок в диалогах с самой собой, но не сомневаюсь, что вы все лучше всех знаете, тк опираетесь в своих суждениях на самые авторитетные источники и, конечно, уже вырастили пару-тройку детей, у которых все отлично с мозгами, успеваемостью и ментальным здоровьем1
  • АватаркаИна, возможно, сейчас всё перевернулось и началась гипердиагностика, притягивают уже и там где сдвг на самом деле нет, а есть что-то еще. примерно как у взрослых повально депрессию начали обнаруживать и прочее психическое. это никак нельзя проверить, тем более по интернету.1
  • Crazzzy howletИна, не надо демонизировать игры "на экранах". И в мое время многие дети не занимались учебой, а занимались чем угодно кроме нее, и потом не могли решать задачи младших братьев и сестер. И телевизор родители включали, не спрашивая моего мнения, а в однокомнатной не особо-то сбежишь. И у многих детей просто нет другого места слить негатив после школы и общения со взрослыми, как в эти самые игры. Я прекрасно помню, насколько добрее я была в общении с родителями, если после школы успевала до их прихода немного поиграть в комп, особенно во что-то с элементами сражений и побед. Если не успевала, то огрызалась на весь белый свет. Это потом я узнала (и то сама, без помощи родителей), что негатив хорошо из мозгов вычищается, если рвать бумагу, но опять-таки родители за это ругали, а объяснить им нормально, что мне это помогает и от чего именно помогает, я не смела, ведь как это так девочка смеет на что-то злиться. И при этом всем у меня серебряная медаль, два красных диплома, успешная карьера, запатентованная разработка3
  • Crazzzy howletИна, я опираюсь на жизненный опыт. Перевидала я на работе и в медицине "профессионалов" с "многолетней практикой", которые творили такой бред, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Цель моих высказываний - заставить людей задуматься, а всю ли ситуацию они видят целиком и стоит ли однозначно принимать мнение специалиста как руководство к действию. Простите, если для вас это прозвучит обидно, моя цель скорее наоборот обратиться к другим, чтобы они посмотрели на своих детей и на свое отношение к ним и не пытались их "пичкать" тем, что им не поможет. У меня тоже пытались отобрать возможность общения в интернете, но только в моем классе и школе было слишком мало людей, по-настоящему интересующихся учебой, а не алкоголем и курением , а в интернете остались друзья из разных городов России из летнего лагеря с обучением, с которыми хоть было о чем поговорить, помечтать, как будешь учиться в Москве или в Питере. Во всем надо сначала искать причину4
  • Заясь, заясьИна, тем временем в соседней статье от психолога: "Слишком просто свалить все, например, на гаджеты. Если бы причина была только в них, вопрос бы давно решили — запретом или как-то еще. Но это так не работает. Здесь нет простых причин и простых решений. Мы всегда должны смотреть в комплексе, именно поэтому расстройства поведения считаются сложными и подход к ним всегда комплексный". https://journal.tinkoff.ru/problemnoe-povedenie/ Да и виктимблейминг (а родитель, по сути, жертва) мне несимпатичен1
  • Lera KotovaIt-girl, а пограничный уровень интеллекта как определили? Текст Векслера делали?0
  • VidominaНехетти, как женщина с СДВГ, горячо интересующаяся этой темой, могу сказать, что женщины просто реже диагностируются. Есть предположения, что вполне могут быть пропорции, близкие к равным. Просто "мечтательные" девочки по невнимательному типу не создают таких проблем, как гиперактивные мальчики, и до врачей их просто не доводят.0
  • SoledadВелена, я в детстве вечно в книгах залипала, меня гнали на улицу, чтобы погуляла. Подозреваю, тех, кто пропадал на улице, гнобили за то, что не читают xD Надо же найти крайнего, когда у ребёнка какие-то неудачи. Сейчас это смартфон, тогда друзья или телевизор. Лишь бы не школа3
  • ВеленаSoledad, именно.0
  • Ина ЯяНехетти, есть родители, кто намеренно скрывает диагнозы, чтобы ребёнок всеми-правдами и неправдами попал в стандартный класс. Так что думаю, не все с вами согласятся0
  • It-girlLera, да, по тесту Векслера0
  • Lera KotovaIt-girl, у моей дочери тест Векслера показал уровень ниже среднего именно на вербальной части. Невербальную часть она прошла с достаточно высоким результатом. У вас есть разница между вербальной и невербальной частью? К чему спрашиваю. Вербальная часть отражает, как ребёнок будет учиться в школе. Там все заточен под чтение и понимание текстов. Моя, например, в разы лучше понимает на слух и в картинках. Те же учебники она слушает и одновременно следит глазами. Плюс помогает использовать чат gpt. Дочери 13, но я периодически прошу чат объяснить вещи на уровне 10 летнего ребёнка. И так она схватывает намного быстрее. Вчера вот чат gpt переводил нам параграф из обществознания про конституционные права и обязанности на язык 10летки.1
  • Заясь, заясьИна, это так. Но неужели Вы сами не чувствуете, насколько Ваше высказывание неуместно? Это никакой не совет той, что пишет: "Ребенок получал все новые назначения, а я искала корни проблемы в семье. Я хотела сына, которым можно гордиться, а не испытывать стыд и беспомощность из-за его поведения. Думала, что это можно пофиксить, и надо лишь найти способ. Но при всех усилиях проблемы не уходили". Отказ от гаджетов - первое, что советуют при любых проблемах, это никакое не открытие. Это плохо замаскированное "сами виноваты" абсолютно морально истощенным людям, которым и так пеняют на их ребенка из каждого утюга, при том, что их домашняя жизнь часто невыносима. И, возможно, это Ваша собственная психологическая защита в духе "с моим ребенком такого не может случиться, потому что я не показываю ему мультики".0
  • AliyahМоему сыну 9,тоже СДВГ,плюс невротические симптомы :чмокает /сосёт языком ,не так давно мы приобрели собаку из-за его уговоров,она оказалась аллергичной -в ушах часто прыщики/ болячки,так сын ПОСТОЯННО ковыряет в её ушах,лапах,носу. 🥴😤Меня уже просто корежит при виде этого,часто срываюсь.Отдавать собаку категорически отказывается.Гаджетозависимость имеется,пыталась полностью исключить телефон,переключать внимание на что-то другое,но начинает упрашивать дать ему обратно.В теплое время года мы хотя бы часто и подолгу находимся вне дома,а зимой вообще беда (( Касаемо медикаментозной терапии: я тут больше экспериментирую- и индийские растительные препараты пробуем пропивать,и российские 'бобродоки' с тенотенами.,ноотропы с гингко билоба и витаминами,чего только не пили ...В школе естественно проблемы с дисциплиной,усидчивостью .Домашку сам не делает, каждый раз уговариваю ,сижу рядом.Но на данный момент все же главной проблемой считаю времяпровождение в телефоне,не знаю как грамотно исключить это всё..Загрузить его кружками -времени то особо нет,после работы успеваешь только с ним Домашку сделать, поужинать и все уже, спать пора.Сама уже в какой-то депрессии/апатии из-за всего этого ((0
  • Синица в рукахЗаясь, почему же не решают запретами? В том году еще. С нового учебного года 2024/2025 вступили в силу поправки в Федеральный закон № 273-ФЗ. Они ввели запрет на использование школьниками средствам подвижной радиотелефонной связи. Сюда входят не только мобильные телефоны, но и другие гаджеты (планшеты, умные часы и т. д.)1