Split Fiction: четыре причины, почему новая игра авторов It Takes Two может разочаровать
Поп-культура
9K
Кадры — Electronic Arts

Split Fiction: четыре причины, почему новая игра авторов It Takes Two может разочаровать

15
Аватар автора

Егор Аргунов

не разделяет восторги критиков

Страница автора

6 марта на ПК и консолях вышла Split Fiction — новая игра гейм-директора Юсефа Фареса, известного по кооперативным адвенчурам It Takes Two и A Way Out.

Критики восторженно приняли новинку: средний балл на агрегаторах — 91 из 100. Split Fiction называют одним из главных претендентов на игру года и безоговорочно лучшей работой Фареса и его студии Hazelight.

Я прошел все предыдущие тайтлы гейм-директора, включая Brothers: A Tale of Two Sons, и с нетерпением ждал Split Fiction. К сожалению, экшен не смог оправдать моих надежд и оставил со смешанными впечатлениями. Расскажу, что не так со Split Fiction и почему она может разочаровать даже самых ярых фанатов кооперативных игр.

Что за Split Fiction

Дата выхода: 6 марта 2025 года
Жанр: кооперативный экшен от третьего лица
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: совместный
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Hazelight Studios
Кому понравится: тем, кто жить не может без кооперативных игр
Игры, похожие на Split Fiction: It Takes Two, A Way Out
Примерная продолжительность: 12 часов на прохождение сюжета и до 16 на всю игру
Перевод: игра не переведена на русский язык

Причина № 1

У игры хорошая задумка, но спорная реализация

История разворачивается в альтернативном 2025 году. Предприниматель ДжейДи Рейдер тестирует инновационную Машину — систему виртуальной реальности, которая создает реалистичные миры по заданным сценариям. На презентацию устройства приходят несколько писателей, в том числе и две главные героини — угрюмая Мио, которая пишет в жанре научной фантастики, и бойкая Зои, автор фэнтези. По стечению обстоятельств они оказываются в одной симуляции, где их сценарии смешиваются для Машины.

У Split Fiction четкая линейная структура. В игре восемь основных уровней и десять дополнительных, необязательных для прохождения. Миры вы исследуете поочередно: сначала заглядываете к Мио, затем — к Зои и так далее. В первых локациях игра вызывает восторг: ситуации и геймплейные механики быстро сменяют друг друга, сценаристы наполняют действие зрелищными сценами. Чего стоит, например, побег от десятков троллей или сражение на летающих поездах в ночном городе.

Зои и Мио — противоположности. Первая выросла на ферме и позитивна ко всем, а вторая — циничная уроженка крупного города
Зои и Мио — противоположности. Первая выросла на ферме и позитивна ко всем, а вторая — циничная уроженка крупного города

Нюанс в том, что после великолепных первых часов все заметнее становится дисбаланс между уровнями. Фантастические миры Мио с каждым разом все унылее: в них неизменно много экшена, взрывов, оттенков серого и коричневого. Зато впечатляющих сцен мало. Веселье начинается только в красочных фэнтезийных историях Зои, где есть место магии, гигантским драконам и заклинаниям.

Очевидно, какой жанр больше предпочитает Юсеф Фарес. Ему комфортно в волшебных сеттингах, он знает, чем удивлять игроков и как грамотно использовать штампы фэнтези. А в фантастике гейм-директору будто негде разгуляться, в ней он видит лишь несколько значимых элементов — антиутопию, роботов и лазеры. Хотя произведений с экзотическими мирами будущего и инопланетянами полно — например, «Звездные войны», «Стражи галактики» и «Звездный путь».

Более того, концепция игры не вяжется с дизайном уровней. Кажется логичным, что миры Мио и Зои должны значительно различаться, раз они пишут в разных жанрах и не совпадают по мировоззрению. Но разница заметна только в визуальном плане — а вот геймплейно они одинаковые. Что в фэнтезийном сеттинге, что в фантастическом вы должны заниматься одним и тем же: прыгать по платформам, забираться на шесты, перелетать пропасти на крюке-кошке и решать однотипные головоломки. Почему две совсем не похожие друг на друга писательницы вдруг вставили в свои истории один и тот же платформинг, непонятно.

Авторам Split Fiction стоило либо одинаково хорошо продумать фэнтезийные и фантастические миры, либо сосредоточиться на одном сеттинге. В предыдущих играх Фареса вроде той же It Takes Two уровни хорошо дополняли друг друга, а дизайнеры постоянно подкидывали новые неожиданные ситуации. Казалось, с двумя вселенными на руках веселья должно стать вдвое больше. Но в Split Fiction все не так: скучные уровни связаны с мирами Мио, а интересные — с Зои.

В мирах Мио все стабильно: чаще всего для прохождения уровней вы активируете разноцветные механизмы и прыгаете по серо-коричневым платформам
В мирах Мио все стабильно: чаще всего для прохождения уровней вы активируете разноцветные механизмы и прыгаете по серо-коричневым платформам
У Зои же всегда происходит что-то интересное. Например, на третьем уровне героини получают возможность превращаться в других существ
У Зои же всегда происходит что-то интересное. Например, на третьем уровне героини получают возможность превращаться в других существ
Где бы вы ни оказались, придется лазить по шестам и летать с помощью крюка-кошки
Где бы вы ни оказались, придется лазить по шестам и летать с помощью крюка-кошки
Причина № 2

Авторам не хватает чувства меры

Периодически Hazelight разбавляет платформинг и однотипные головоломки необычными геймплейными ситуациями. Например, на одном из уровней камера висит сверху под углом, а героини сражаются с врагами так, будто попали в серию Diablo. Где-то камера перемещается вбок, и Split Fiction на время становится стелс-экшеном. Один игрок должен прятаться от врагов, а второй создает укрытия.

Такие эпизоды неплохо развлекают и позволяют расслабиться. Подобное было в It Takes Two, где разработчики на время меняли правила игры. Плохо то, что в Split Fiction такие сцены часто растягивают.

Эталонный пример — пинбол на шестом уровне. Мини-игра, где один управляет флипперами и помогает второму попадать на высокие платформы, на первых порах вызывает улыбку. Но затем дизайнеры уровней, что называется, злоупотребляют гостеприимством. Если вы не попадаете в тайминги и медленно реагируете, развлечение на пять минут может растянуться до получаса. И вот пинбол уже не радует, а откровенно бесит.

Другой подходящий пример — битва с боссом-роботом на четвертом уровне. Увлекательное поначалу сражение безбожно растягивают на несколько этапов. Причем умереть легко, а в случае проигрыша придется начинать этап заново.

В повышенной сложности нет ничего плохого, ведь и чересчур легкий геймплей приносит мало удовольствия. Но Hazelight не удается соблюсти баланс. В процессе прохождения я не раз терял запал из-за слишком затянутых и непростых эпизодов. Откровенно бесили и технические проблемы: то героини прыгали не в ту сторону и погибали, то не цеплялись за уступы, то какие-то механизмы активировались с задержкой.

Предыдущие тайтлы Фареса щадили игроков. Моя девушка крайне редко играет в экшены от третьего лица, но она не испытывала особых трудностей в A Way Out и It Takes Two. Насладиться же Split Fiction она не смогла: слишком уж много здесь сложных этапов.

Портит впечатление и большая продолжительность. Будь новая работа Фареса вдвое короче, она бы явно принесла больше удовольствия. Тем более что в середине происходит кульминационный момент: героини определяются со своими эмоциями, и начинается миссия, подозрительно напоминающая финальную. А затем игра… просто продолжается и длится еще восемь часов, словно авторы хотели во что бы то ни стало растянуть историю.

В миссии, где героини выходят за пределы симуляции, ставки резко повышаются, а дело будто идет к титрам. Удивительно, что после этого темп сюжета резко снижается, а Мио и Зои продолжают неспешно исследовать свои миры
В миссии, где героини выходят за пределы симуляции, ставки резко повышаются, а дело будто идет к титрам. Удивительно, что после этого темп сюжета резко снижается, а Мио и Зои продолжают неспешно исследовать свои миры

Основные уровни Split Fiction избыточны, а проблем в них слишком много. Тем удивительнее, что у второстепенных миров все замечательно: они короткие, веселые, необычные и не вызывают трудностей.

Больше всего положительных эмоций я получил именно от таких необязательных уровней. Но даже здесь миры Зои лучше, чем у Мио. Особенно выделяются три локации: ферма со свиньями, нарисованный на бумаге мир и хеллоуинский сеттинг с вайбом «Гарри Поттера». Советую ни в коем случае не пропускать второстепенные миры, тем более что они не отнимут много времени.

Причина № 3

Сюжет банален и чересчур прост

Вначале Split Fiction задает любопытный конфликт между писательницами. Они по-разному смотрят на творчество. Мио видит в нем лишь возможность заработать и предпочитает блокбастеры. Зои же относится к писательству как к отдушине и дает волю воображению.

В первой половине героини конфликтуют из-за различий в мировоззрении и постоянно критикуют истории друг друга. Мио, фанатка научной фантастики, считает магию бредом, а Зои иронизирует над любовью напарницы к взрывам. Кажется, что в ходе сюжета Split Fiction раскроет суть разных подходов к искусству и предложит взглянуть на писательство под другим углом.

Но во второй половине выясняется, что ничего подобного Юсеф Фарес и не задумывал. Довольно быстро девушки мирятся, приходят к банальному выводу, что фэнтези и фантастика хороши по-своему, и находят точки соприкосновения. Сердобольная Зои находит удовольствие в экшене, а холодная Мио — в умиротворяющей волшебной атмосфере. Конфликт никак не развивается: ближе к финалу обе героини резко принимают противоположную точку зрения, а в конце душевные травмы исцеляет пресловутая магия дружбы. Все максимально предсказуемо и приторно.

Такое развитие сюжета могло бы принести больше удовольствия, если бы протагонистки полноценно раскрылись по ходу игры. Но они оказываются архетипичными и одномерными персонажами, которых легко описать несколькими словами. И это притом, что Фаресу Мио и Зои крайне близки, ведь героинь он списал со своих дочерей с теми же именами.

В предыдущих играх гейм-директор всегда делал особый упор на сценарий. Он переосмысливал или показывал под другим углом даже самые банальные сюжеты. Например, A Way Out мастерски ломает ожидания и не заканчивается на побеге из тюрьмы. А It Takes Two представляет размолвку супругов в юмористическом ключе и показывает, что проблемы есть абсолютно у всех пар. Split Fiction же нечего сказать на тему сценаристики, а ведь потенциал у игры про разные миры был огромный.

Периодически Зои и Мио садятся на скамейки, наслаждаются видами и разговаривают о насущном. К сожалению, из диалогов не получится почерпнуть интересную информацию об их прошлом
Периодически Зои и Мио садятся на скамейки, наслаждаются видами и разговаривают о насущном. К сожалению, из диалогов не получится почерпнуть интересную информацию об их прошлом
Во второй половине игры Мио и Зои совсем перестают спорить и критиковать друг друга. Они становятся подчеркнуто вежливыми и не реагируют даже на самые опасные ситуации вроде прохождения лазерных комнат
Во второй половине игры Мио и Зои совсем перестают спорить и критиковать друг друга. Они становятся подчеркнуто вежливыми и не реагируют даже на самые опасные ситуации вроде прохождения лазерных комнат
Причина № 4

Игра противоречит своему основному посылу

Split Fiction противопоставляет главных героинь и жадного корпората Рейдера, который крадет идеи прямо из мозга и компилирует их в коммерческие продукты. Капиталист представлен однозначным злом, которого не получится ничем оправдать. Писательницы же предстают исключительно положительными персонажами, которые дают отпор бездушным коммерсантам.

В Рейдере и его Машине нетрудно увидеть олицетворение ChatGPT и других генеративных моделей, которые создают тексты на основе чужих материалов, обращаясь к данным из интернета. Посыл здесь прямее некуда: творческим людям нужно отстаивать свою исключительность и ни в коем случае не сдаваться компаниям и искусственному интеллекту.

Иронично, что издателем Split Fiction выступает Electronic Arts. Это чуть ли не самая ненавидимая корпорация в индустрии, которая вдобавок считает, что за нейросетями будущее, и хочет создавать с их помощью игры. Получается, что прибыль от продаж антикапиталистической Split Fiction пойдет как раз на разработку порицаемого Фаресом искусственного интеллекта.

На месте Рейдера нетрудно представить главу Electronic Arts Эндрю Уилсона. Злодей Split Fiction на него похож, разве что носит очки
На месте Рейдера нетрудно представить главу Electronic Arts Эндрю Уилсона. Злодей Split Fiction на него похож, разве что носит очки

Да и в самой Split Fiction чуть ли не все зрелищные моменты навеяны сценами из других произведений. И не все это — безобидные отсылки. Некоторые эпизоды авторы не переосмысливают и не пародируют — просто копируют.

Источники вдохновения четко видны, например, на четвертом уровне. Это и серия шутеров Halo, и платформер Mega Man, и японская ролевая игра Final Fantasy 7. Предпоследняя глава местами уж очень напоминает «Властелин колец», а второстепенный уровень в космосе чуть ли не во всем повторяет хоррор Dead Space — даже анимация с надеванием костюма почти такая же.

Во многом это можно оправдать сюжетом. Мио и Зои, как и все писатели, опираются на чужие произведения и не всегда умеют скрыть источники вдохновения. Но так Hazelight словно пытается обелить себя в глазах игроков и прикрыться от обвинений в копировании, ведь по-настоящему уникального в Split Fiction совсем немного. В ней скорее собраны штампы фантастики и фэнтези, а чего-то нового нет. Чем тогда Split Fiction выгодно отличается от Машины, а Фарес — от Рейдера, не совсем ясно.

Это не значит, что Split Fiction плоха. Это хороший кооперативный экшен с неплохой постановкой кат-сцен, где многое завязано на взаимодействии двух игроков. Ни одна другая студия не развивает кооперативные тайтлы так же, как Hazelight. К тому же новинка стоит всего 50 $, идет без багов и в 60 FPS даже на Xbox Series S. В современной индустрии это редкость.

Но несоответствие посылу все же понижает статус Split Fiction среди других игр Юсефа Фареса. Можно сказать, он сделал примерно то же, что сделал бы ChatGPT. Это особенно разочаровывает в сравнении с It Takes Two, которая была ни на что не похожа.

Первый же дополнительный уровень навеян «Дюной». С помощью трубок в песке нужно привлекать обитателей пустыни. Только не червей, а акул
Первый же дополнительный уровень навеян «Дюной». С помощью трубок в песке нужно привлекать обитателей пустыни. Только не червей, а акул

Опрос: расскажите, какие статьи Поп⁠-⁠культуры вы читаете и чего нам не хватает

Редакция Поп-культуры уже три года помогает выбирать новые игры и рассказывает, какие фильмы, сериалы, настолки и книги стоят вашего внимания. Помогите и вы нам — пройдите небольшой опрос и расскажите, чего не хватает в этих материалах.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновРасскажите, как вам Split Fiction? Согласны или не согласны с нашим мнением?
  • tim burtonЕдинственный минус этой игры - не с кем в неё играть.1
  • Евгения ИзотоваГосподи, наконец-то где-то появилась не очередная хвалебная статья этой игры. Я получила от нее крайне мало удовольствия — я очень много страдала от некоторых душных уровней, меня не увлек сюжет, мне не понравился однообразный платформинг. Игру я прошла до конца, ведь УПЛОЧЕНО)) К сожалению, пару дополнительных уровней я пропустила, очень жаль. Согласна, что весь сай-фай оказался крайне унылым, особенно по сравнению с фэнтези. Эта разница стала особенно очевидна в финале — те, кто прошли игру, поймут, почему. Мне понравился уровень с драконами и финал — они были уникальными, увлекательными, не душными. В остальном я преодолевала) В платформеры я играю мало — это сыграло свою роль, наверное — но в It Takes Two тоже есть элементы платформинга, и там я справлялась прекрасно0
  • Александр КрыковСлишком много однотипного и довольно простого платформинга, который вообще никак не меняется при смене сеттинга, а также перебор с беготнёй от триггера к триггеру. Да и сюжет не вызывает никаких эмоций. Хорошее и даже отличное в Split Fiction преобладает, но вот вырезали бы из неё час-полтора-два самоповторов... игра сразу стала бы намного лучше. Очень рад, что поиграл, но выше "девятки" ни за что бы ей не поставил.2
  • StanКатегорически не согласен с мнением автора. Прошел игру с женой и мы оба остались в полном восторге. Игра как минимум не хуже, а многим даже лучше, чем великолепная It Takes Two. Сильнейший кандидат на игру года. Особенно забавно было читать это: Фантастические миры Мио с каждым разом все унылее... Веселье начинается только в красочных фэнтезийных историях Зои... А у меня как раз наоборот, фэнтезийные миры казались более простыми и скучными, когда как в сай фае все круто, куча отсылок типа akira slide. Чего только стоит уровень на мотоцикле. Может дело все же в личном восприятии?4
  • Артём КройторЕвгения, уровень отрисовывающийся карандашами в реальном времени тоже отличный2
  • Артём ДоценкоИгра слишком сложная для девушки автора... Я прошёл её от начала до конца с шести летней дочерью!2
  • Егор АргуновАртём, справедливости ради, детям в целом легче учиться играть, плюс у них лучше рефлексы и быстрее реакции.0
  • xvonaburКатегорически не согласен с автором, насчёт унылости и однообразия. Мы будто в разные игры играли. Нет ни одного уровня, который мне не понравился. Оба основных жанра в игре великолепны. Второстепенные уровни - бесподобные. Разнообразие механик просто зашкаливает. Я ни в одной игре такого не видел, хотя It takes two тоже прошел. Некоторые уровни вообще хочется видеть в виде отдельных игр. Сюжет простоват - тут не спорю. Но реализация выше всяких похвал. Под конец мозг просто кипит от происходящего на экране.2
  • Тимур ХакимьяновЕгор, так же играл с женой, остались довольны. Про антиутопию и тоску в мирах Мио всё объясняется сюжетно. Как и про веселье у Зои. Мне понравились обе линейки, чего только стоил уровень с пинболом у Мио. Куча отсылок, куча эмоции, куча веселья. Прикольная игра. P.s.: единственный уровень, который оставил у нас смешанные чувства - про хот-доги у Зои.1
  • Роман МоскалевНе согласен с критикой. Не думаю, что эту игру нужно оценивать по результатам длительных игровых сессий. Скорее, её суть — короткие игровые сессии по 2–3 часа. Но, тем кто предпочитает долгий игровой процесс, она может предложить немало увлекательных моментов.1
  • SipetuhaИграем с девушкой, при том что она редко играет, но тем не менее a way out и itt прошли с радостью. Радости от игры с каждым запуском становилось всё меньше, я уже начал думать что со мной что то не так, может старый стал и всё такое, но нет. В игре скучнейшие биомы. При том что я люблю что sci-fi что орков с нежитью. Просто скучно и однообразно. Кривые хитбоксы, сломанные тайминги. Уууух... Я действительно ждал от игры большего. Просто как минимум рабочую, хорошо отпалерованную игру в которой проведу время с удовольствием, но в итоге сижу и душусь от скуки. Раньше было лучше скажу я и то что мы уже тут об этом говорим только лишь это подтверждает...0
  • Дмитрий МинченкоОднозначно игра года для меня!Лучший проект за последнее время.0