
Бесят стереотипы о театре
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я увлекаюсь театром примерно 10 лет: посмотрела российскую адаптацию знаменитого мюзикла «Призрак Оперы», и завертелось. В студенчестве я ходила в театры по несколько раз в месяц и набралась впечатлений на годы вперед. Сейчас я бываю на спектаклях реже, но всякий раз жду театрального волшебства с нетерпением.
За это время я видела немало людей со сложившимися стереотипами о том, что такое театр, как он должен выглядеть и работать. Да и у меня они были, что скрывать. Сегодня я разберу самые популярные стереотипы, чтобы вы сами составили свое мнение о современном театре и, может быть, открыли для себя что-то новое.
Лучшие места только в партере. Разве не так? Иначе почему самые дорогие билеты — именно в партере?
Все зависит от конкретного спектакля. Конечно, классические пьесы лучше всего смотреть из партера, чтобы как следует разглядеть лица актеров, костюмы и декорации. Но вообще зрительный зал давно стал продолжением сцены: актеры ходят между креслами, разыгрывают диалоги в амфитеатре или даже на балконе. Например, в «Двенадцатой ночи» в театре имени Ленсовета таких взаимодействий очень много. Я сидела в амфитеатре и успевала следить за всем, а вот наблюдать с первых рядов у сцены, свернув шею, было бы совсем неудобно.
Если вы выбираете билеты на балет, смело игнорируйте партер: при взгляде сверху, с балконов или ярусов, вы по-настоящему оцените хореографический рисунок и изящество пируэтов. А в опере все решает акустика зала, ориентироваться на конкретные ряды и места бесполезно.
Нужно нарядиться как на бал. Для многих поход в театр — это отличный повод собрать изысканный аутфит и сиять в богемной атмосфере. Я сама обожаю наряжаться для выхода в свет и выгуливать лучшие платья. Но если вам покажется, что кто-то из зрителей недостаточно хорошо подготовился к встрече с высоким искусством, не спешите осуждающе смотреть на них. Очень маловероятно, что люди оделись в джинсы и кроссовки из неуважения к театру, в большинстве случаев у них какая-то другая причина. Например, в студенческие годы мы с подругами могли на день сорваться в Москву ради одного спектакля: никому не хотелось тащить дополнительный «парадный» комплект одежды. Люди из театральной индустрии и энтузиасты, которые ходят (а то и ездят из других городов) в театр регулярно, тоже одеваются неброско, потому что для них это часть привычного распорядка. В следующий раз, когда увидите в зале человека в повседневной одежде, подумайте о том, что, возможно, после спектакля он помчится на вокзал, сядет на ночной поезд до своего города и будет набрасывать черновик поста в свой театральный блог.
Любительские театры — кринж. Конечно, там же играют люди без актерского образования — что в них может быть хорошего? На самом деле, много чего. Любительские театры держатся на людях, страстно увлеченных искусством. Они ничего не зарабатывают на спектаклях: чаще всего собранные средства уходят на оплату аренды помещения, реквизит и костюмы. Зато искренняя любовь к своему делу прекрасно чувствуется в каждой секунде спектакля. Атмосфера там менее напыщенная, чем в «серьезных» театрах: ощущаешь себя более «своим» по отношению к артистам. Да и по уровню игры многие актеры не уступают профессионалам: все-таки они так же пропадают на репетициях, много готовятся и проживают свои роли. Впервые я прониклась этой обстановкой, попав на спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Иной театр. Я почти физически ощутила, как размывается граница между актерами и зрителями.
Детские спектакли — это скучно. Детские спектакли часто воспринимаются как нудная обязаловка: надо порадовать ребенка на праздник, сводить в театр, ну что там интересного в этих Золушках и Колобках… Мир детских спектаклей не ограничивается сказками — сейчас показывают отличные постановки по современным книгам для детей. Мне особенно понравилась «Мой дедушка был вишней» — никакая взрослая драма не заставляла меня так расчувствоваться. Возможно, потому, что история адресована не только детям: она напоминает взрослым о том, какими они были и как воспринимали окружающий мир в детстве. Я ходила на этот спектакль в Большой театр кукол, сейчас он есть в репертуаре театра «Мастерская».
Режиссеры прекрасно понимают, что в зрительном зале будут родители, и порой добавляют в постановку смыслы, которые распознают только взрослые. Это как смотреть «Смешариков» в осознанном возрасте — философская глубина детских произведений поражает до глубины души.
У этого стереотипа есть еще одна грань: некоторые жанры ошибочно считываются как исключительно детские. Например, театр кукол — это не только марионетки-зверушки в сказке про Ивана-царевича. В репертуаре Большого театра кукол в Санкт-Петербурге есть потрясающе символичные спектакли-интерпретации библейских сюжетов: «Песнь песней», «Книга Иова», «Екклесиаст». Я смотрела «Песнь песней», и это одна из лучших постановок, которые я видела за всю свою историю увлечения театром.
Современный театр слишком странный, то ли дело классика. Многие привыкли, что есть драма и комедия, ладно, еще балет и музыкальный театр, а всё остальное от лукавого. Что значит экспериментальный, пластический, иммерсивный театр? Навыдумывают слов и называют это искусством!
Свобода самовыражения тем и хороша, что актеры и режиссеры могут выходить за рамки общепринятых жанров и создавать на границе стилей что-то новое. Да, иногда это выглядит, мягко говоря, странно, но стоит дать шанс непривычному! Ходить на неклассические спектакли можно хотя бы из любопытства: вдруг вам понравится спектакль-рок-концерт, переносящий зрителей в 2007 год (это «2007» в театре Маяковского в Москве) или танцевальный спектакль о смертных грехах («Семь» Анастасии Юрасовой)? За пределами хорошо знакомых жанров лежит куча всего интересного.