Как устроена оплата лицом в метро через Face Pay?

15
Аватар автора

Валентина Р.

спросила в Сообществе

Как работает оплата проезда в метро через Face Pay? Я задумываюсь, не попробовать ли, но не уверена, что это будет удобно и безопасно.

Аватар автора

Елена Грудинина

оплатила лицом проезд в метро

Страница автора

Платить за поездки в метро теперь можно по биометрии — достаточно посмотреть в специальную камеру. Но сначала придется подключить этот способ.

Расскажу, как работает система в целом и как ее реализовали в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах.

Как работает оплата проезда по биометрии

Чтобы оплатить проезд, обычно нужно приложить к считывателю карту или проездной документ. С биометрией все проще: для идентификации пользователя нужно лицо пассажира. Чтобы заплатить за поездку, достаточно посмотреть в камеру терминала.

Такая опция доступна не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в метро Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода и Самары  .

Биометрия может быть трех типов: упрощенная, стандартная и подтвержденная. Упрощенную может зарегистрировать любой пользователь с подтвержденным аккаунтом на госуслугах — понадобится приложение «Госуслуги Биометрия». Клиента идентифицируют только по изображению лица, и это подходит для оплаты проезда в любом транспорте.

Максимальный уровень — подтвержденная биометрия. Чтобы ее получить, придется провести очную встречу с сотрудником центра обслуживания — обычно это сотрудники уполномоченного банка. Такая форма идентификации позволяет подтверждать личность и получать любые услуги, доступные по биометрии, — например, оплачивать проезд в метро и даже становиться клиентом банка без посещения офиса, если организация поддерживает такой формат.

Чтобы оплатить поездку, пассажир проходит идентификацию по изображению лица с помощью специальной камеры в терминале на турникете. Само изображение лица нужно зарегистрировать заранее — в приложении перевозчика или на госуслугах.

В городах, где есть оплата проезда на метро по биометрии, опция работает по-разному. Покажу на примере двух крупнейших.

Как это работает в Москве

В столице оплата проезда по биометрии есть на всех станциях метро. Она работает через систему Face Pay.

Пассажир должен зарегистрировать биометрию в мобильном приложении «Метро Москвы». Для этого надо сделать фото лица на камеру телефона — такая биометрия отличается от зарегистрированной на госуслугах и той, что хранится в ЕБС.

Обработка изображения занимает пару минут. Если его принимают, биометрию регистрируют и оплата лицом становится доступной. Я зарегистрировала биометрию с первого раза без каких-либо сложностей.

Затем нужно привязать банковскую карту, с которой будут списывать плату за проезд, или карту «Тройка».

Оплата по биометрии работает на терминалах, где установлена специальная камера для обработки изображения. На полу рядом с подходящим турникетом есть знак в виде черного круга с надписью «Оплата по биометрии». На него нужно встать, чтобы камера распознала лицо в нужном ракурсе.

Как это работает в Санкт-Петербурге

Летом 2025 года оплата работает в тестовом режиме на станциях «Гостиный двор» и «Площадь Восстания». Доступно по одному терминалу на каждой станции, оператор — ВТБ. Тестирование, как утверждает сайт метрополитена, проходило до 31 мая 2025 года.

Чтобы платить в метро Санкт-Петербурга с помощью биометрии, нужно зарегистрировать личный кабинет пассажира. При этом биометрия уже должна быть зарегистрированной в ЕБС. Хватит упрощенного аккаунта, для которого достаточно иметь подтвержденную учетную запись на госуслугах.

Регистрация заняла у меня пару минут, а оплата проезда по биометрии — буквально пару секунд. Я встала на специальный круг зеленого цвета с текстом «Оплата по биометрии» рядом с подходящим турникетом, посмотрела в камеру, а затем загорелся зеленый свет — оплата поездки прошла успешно.

Интересно, что, когда я оплачиваю покупки улыбкой на терминалах в магазинах, камера часто распознает лицо не с первого раза. В метро у меня пока не было таких сложностей.

С 23 мая 2025 года оплата по биометрии заработала на станции «Приморская». Там оператор не ВТБ, а Сбербанк, и оплата проходит через сервис Сбера «Оплата улыбкой». Планируется запустить такой способ оплаты и на станции «Новочеркасская».

Так выглядит терминал для оплаты проезда по биометрии в Санкт-Петербурге. Горит зеленый свет — идентификация и оплата прошли успешно
Так выглядит терминал для оплаты проезда по биометрии в Санкт-Петербурге. Горит зеленый свет — идентификация и оплата прошли успешно

Как это устроено в других городах

В других городах сервис работает с некоторыми особенностями. Например, в Казани оплата проезда проходит через «СБПэй» и нужно использовать карту ВТБ, «Ак-барса», «Альфы», «Русского стандарта» или Т⁠-⁠Банка. Способ оплаты по биометрии привязывают в приложении «СБПэй».

В Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре оплата работает через «Сбер ID» с помощью сервиса «Оплата улыбкой». Это доступно не только клиентам Сбербанка. Достаточно пройти авторизацию, подтвердить упрощенную биометрию и привязать карту Сбера или другого банка для оплаты.

В чем плюсы оплаты проезда по биометрии

Удобство. Не нужно искать в карманах или сумке проездной или банковскую карту. Достаточно посмотреть в камеру, и оплата лицом пройдет за секунды. Еще у таких терминалов обычно нет очередей, ведь не все пассажиры пользуются этим способом оплаты.

А еще можно отслеживать траты на поездки в личном кабинете пассажира, где фиксируется оплата проезда по биометрии, как в Санкт-Петербурге или Москве.

Выгода. За оплату проезда по биометрии бывают скидки, и поездка может обойтись в среднем на 10 ₽ дешевле. Например, в Самаре с 15 января по 15 апреля 2025 года тариф был 27 ₽ вместо стандартных 40 ₽ при оплате наличными или 37 ₽ при оплате картой. В Екатеринбурге с января по апрель 2025 года проезд стоил 23 ₽, а при оплате картой — 33 ₽.

В чем минусы

Выгоды может не быть. Не всегда проезд по биометрии выгоднее тарифов проездного. Например, в Санкт-Петербурге этот вариант дороже оплаты транспортной картой «Подорожник». По обычной карте и по биометрии проезд стоит 81 ₽, а по транспортной карте — 56 ₽.

Подходит не всем. Контролировать остаток на балансе придется в приложении. Для сравнения, при оплате проездным баланс высвечивается после оплаты на турникете или его можно за пару секунд посмотреть на терминале.

А еще такой способ оплаты будет неудобен пассажирам, которые привыкли к проездным, не хотят устанавливать приложение или личный кабинет пассажира.

Что в итоге

Платить за проезд в метро по биометрии удобно: оплата проходит почти моментально и не надо носить с собой банковскую карту или проездной. В некоторых городах это может быть дешевле, чем при оплате другими способами.

Но для оплаты с помощью биометрии придется регистрироваться в новых сервисах и использовать приложения — для пожилых людей это может быть затруднительно.

Елена ГрудининаА вы уже платили лицом в метро? Расскажите, что думаете о таком способе:
  • Ветер ПровансаА где гарантия безопасности моих биометрических данных?11
  • Александрэто только задерживает очередь это лишняя нагрузка на информационную систему хотя видимо собрать биометрию нужно приложить карту проще зачем эти понты?5
  • IgorНедавно с помощью своего номера телефона получил отчет на 37 страниц со всеми моими слитыми данными. Биометрии там не оказалось. Почему? Потому что я ее не сдавал. Отсюда вывод - можете хоть доплачивать мне за проезд в метро, но я никогда добровольно не соглашусь оставлять свою биометрию.17
  • АлександрРезко против подобных моментов. Не хочу чтобы меня камера распознавала. Всё это не на благо людей, а для контроля людей делается.11
  • Alexander SchnurrbartНу вот сцена из второй халвы начинает потихонечку сбываться. Гордон Фримен выходит на площадь, выходы с неё перекрыты силовыми полями. Система его не узнаёт и, соответственно, никуда не пускает... А перед этим ему ещё и еду не дали, т.к. система его не узнаёт. ps. в европах по лицу можно пройти автоматический пограничный контроль, но лицо сохранено только в паспорте и нигде больше. Перед тем, как пройти, надо сканировать паспорт.4
  • Alexander Schnurrbartблин, и это в мАскве. где проездные действуют во всех видах ОТ, а годовой безлимитный проездной стоит смешные 20 тыс. зачем часто ездящим пассажирам (навряд ли редко ездящие пассажиры будут сдавать биометрию) платить за каждую поездку?2
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовВ цифровой гулаг с комфортом, агась1
  • Сырная палочкаПыталась подключить, на момент привязки была только банковская карта. У меня тройка с абонементом, нахрен мне карта?) В общем, сейчас наверно починили.0
  • bluelightНет. Но коллега платила. После того, как она получила инфу, что якобы прошла на такой-то станции метро, быстренько прикрыла эту лавочку и нам категорически не советовала.2
  • Ник ЗавадскиАлександр, > хотя видимо собрать биометрию нужно Собрать и тренировать нейросети на распознавание. Так-то много где уже собрано (загран, паспорт, права и т.д.), но там обычные фотографии, а задача - тренировать нейросети, чтобы распознавали по камерам в любых условиях и очень быстро (ДЛЯ ВАШЕГО УДОБСТВА).2
  • Дмитрий СоколовАлександр, не-а. Есть огромная разница между «товарищ майор твои данные знает» (в этом нет сомнений) и «ты подключил свои данные на оплату и подтверждение всего подряд». Всё нормально у людей с грамотностью.2
  • Grigoriyеще один минус: вашу биометрию используют против вас как только будет первая утечка, или как только законодательство поменяется и вы станете недружественным1
  • GrigoriyНик, и для вашего же потом использования)))0