
«Балерина»: каким получился боевик во вселенной «Джона Уика»
5 июня в российский прокат вышла «Балерина».
Первый полнометражный спин-офф «Джона Уика» ждали долго. Компания Lionsgate купила сценарий «Балерины» еще в 2017 году, а съемки закончили к концу 2022. Но студия решила не спешить с выпуском фильма — его перенесли на целый год, что заставило фанатов франшизы поволноваться за будущее хитовой вселенной Киану Ривза.
Мы посмотрели долгожданный экшен и рассказываем, почему «Балерина» — это достойная наследница «Джона Уика». Даже несмотря на многочисленные минусы.
Что за «Балерина» (Ballerina)
Дата премьеры: 5 июня 2025 года
Страна производства: США
Режиссер: Лен Уайзман
Сценаристы: Шей Хаттен, Дерек Колстад
Актеры: Ана де Армас, Киану Ривз, Иэн Макшейн, Анжелика Хьюстон, Гэбриел Бирн, Каталина Сандино Морено, Норман Ридус, Лэнс Реддик
Жанры: боевик, триллер
Фильмы, похожие на «Балерину»: «Джон Уик», «Никто»
Продолжительность: 2 часа 5 минут
Где смотреть: в российском прокате
🥱 Первые полчаса вызывают скуку
Действие «Балерины» происходит до событий четвертого «Джона Уика». Ева с отцом живут на берегу красивого озера. Папа дарит дочери подарки и пророчит карьеру звездной балерины. Но девочке приходится быстро повзрослеть: однажды ночью в особняк вламываются вооруженные люди, которые хотят ее похитить. Бандиты с крестами на запястьях упускают девочку, но убивают отца — Ева остается совсем одна. К счастью, у ее родни есть влиятельные союзники. Владелец отеля «Континенталь» Уинстон находит девочку и передает ее Директору, главе преступной группировки «Русска Рома».
Проходит 12 лет. Под чутким руководством Директора Ева вырастает в профессионального киллера под кодовым именем Кикимора. Вдохновленная рассказами о Джоне Уике, девушка мечтает о шансе проявить себя. Карьера наемного убийцы идет в гору, но тут балерине с татуировкой на спине неожиданно выпадает возможность отомстить за отца. Ева вновь встречает человека с крестом на запястье и, наплевав на предупреждения Директора, отправляется в Чехию, чтобы убить таинственного Канцлера.

Сомнения в качестве спин-оффа появились еще до старта съемок — из-за плотного графика бессменному постановщику франшизы Чаду Стахелски пришлось уступить режиссерское кресло Лену Уайзману.
Он прославился в начале нулевых, сняв две части экшена «Другой мир» и четвертого «Крепкого орешка». Неплохой послужной список, но, увы, Уайзман давно вышел в тираж, потерял уважение голливудских продюсеров после средних сборов ремейка «Вспомнить все». Последние десять лет режиссер снимал сериалы, так что выбор Стахелски удивил многих. Фанаты сомневались, что Уайзман сможет развить франшизу «Джон Уик» в верном направлении. Как оказалось — не зря.

Первые тридцать минут «Балерины» зритель проводит в смятении. Хореография боевых сцен напоминает оригинальные части «Уика», а вот съемка и постановка оставляют желать лучшего. Драки и перестрелки даны непривычно крупными планами — наблюдать за прекрасной работой каскадеров банально неудобно. К тому же экшен-сценам сильно не хватает изобретательности. Сражение в ночном клубе, закрывающее первый акт фильма, поставлено настолько вяло, что зрителя невольно клонит в сон.
Скучное начало «Балерины», судя по всему, вина Уайзмана. Инсайдеры сообщали, что режиссерская версия получила настолько негативные отзывы на тестовых показах, что Уайзмана спешно отстранили от работы. Стахелски пришлось перенести съемки ремейка «Горца» и заняться масштабными пересъемками «Балерины». В итоге он переделал большую часть фильма.

🔥 Но затем начинается эффектный экшен
Когда Ева отправляется в Европу, кино по-настоящему расцветает. Камера отдаляется от героев и занимает выгодную позицию для наблюдения за экшеном. Десять лет работы над «Джоном Уиком» не притупили вкус Стахелски — второй и третий акт «Балерины» почти полностью состоят из зрелищных и очень брутальных боевых сцен.
В одном из эпизодов Ева попадает в засаду в оружейной лавке: стены помещения увешаны разнообразным огнестрелом, но героине так и не удается найти патроны. Зато она обнаруживает целый ящик осколочных гранат, которые начинает использовать в ближнем бою. Стахелски не обращает внимания на реализм и дарит зрителям настоящий праздник ультранасилия.
К финалу фильма Ева успеет разбить целый сервиз о голову официантки-киллера, прикончить несколько боевиков коньками и даже подраться с самим Джоном Уиком. А за постановку пятиминутной дуэли на огнеметах Стахелски и вовсе можно присудить звание главного экшен-режиссера современности.

После всех фильмов о Джоне Уике новая протагонистка ощущается свежо. Боевые стили героев Ривза и Армас диаметрально противоположны. Если Уик предпочитает размашистые удары, броски и ган-фу, то Ева полагается на грязные приемы и природную гибкость. Она дерется жестче и зрелищнее Бабы-яги — некоторых жертв Евы становится даже жалко.
Обидно, что «Оскар» за лучший каскадерский состав начнут вручать только с 2028 года: команда «Балерины» заслуживает золотой статуэтки за работу над боевиком. А еще, как и в остальных частях «Джона Уика», звукорежиссеры постарались на славу: звуки выстрелов и взрывы гранат оглушают не только героев фильма, но и зрителей.

✏️ Средний сценарий портит фильм
Масштабные пересъемки помогли экшену, но сломали и без того проблемный сценарий. Связь «Балерины» с «Джоном Уиком» шита белыми нитками. Зрителям так и не объяснят, почему Уинстон решил помочь Еве, а первое появление самого Уика и вовсе смахивает на наглый фансервис.
Помимо Ривза и Макшейна к своим ролям в спин-оффе вернулись и некоторые другие актеры франшизы. Например, покойный Лэнс Реддик и Анжелика Хьюстон. Нужны ли «Балерине» их герои? Вопрос сложный — видеть знакомые лица приятно, но их появление не несет никакого смысла.
Новые персонажи также не радуют. Норман Ридус, красующийся на постерах, появляется всего в одном экшен-эпизоде. Не повезло и Гэбриэлу Бирну. Маститый артист наделил Канцлера обаянием — первое появление персонажа действительно пугает. Но история злодея теряется на фоне боевых сцен — Стахелски принес персонажа в жертву ради спасения фильма.

Да и о самой Еве сказать практически нечего. Подобно Ривзу, де Армас подходит к роли без лишнего драматизма. Актриса хорошо смотрится в кадре и уверенно дерется. Большего фильму и не нужно.
Финал «Балерины» легче всего описать одним словом — куцый. На фоне яркого экшена развязка кажется слегка банальной. Но это не проблема: никто не смотрит «Джона Уика» ради сюжета.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult