
Clair Obscur: Expedition 33 — пока что лучшая игра 2025 года
24 апреля на ПК и консолях вышла Clair Obscur: Expedition 33.
Это дебютная игра французской студии Sandfall Interactive, которую возглавляет бывший сотрудник Ubisoft Гийом Брош. За первые сутки после релиза Clair Obscur продалась тиражом в миллион копий. Журналисты и игроки с восторгом отзываются (сайт недоступен в РФ) об игре и пророчат ей победу на The Game Awards.
Мы прошли Clair Obscur и рассказываем, почему все похвалы в ее адрес оправданы.
Что за Clair Obscur: Expedition 33
Дата выхода: 27 марта 2025 года
Жанр: RPG
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series. Игра доступна по подписке Game Pass
Режимы игры: одиночный
Издатель: Kepler Interactivebr
Разработчик: Sandfall Interactive
Кому понравится: любителям душещипательных историй и напряженных сражений
Игры, похожие на Clair Obscur: Persona 5, Final Fantasy X, Super Mario RPG, Lost Odyssey
Перевод: есть русские субтитры
Это печальная история о скорби
Гюставу 32 года. Ему бы окунуться в пучины кризиса среднего возраста — купить мотоцикл, заняться коллекционированием LEGO Technic или начать строчить тексты о видеоиграх, в конце концов. Но Гюставу не повезло родиться в одном мире с Художницей, которая пишет на огромном монолите число, и все люди соответствующего возраста тут же испаряются, как по щелчку Таноса.
Это продолжается уже 67 лет. С каждым годом число все ниже, и каждый год человечество в лице населения островного города Люмьера шлет на бой с Художницей волонтеров. Гюстав отправляется с Экспедицией 33 на континент, чтобы остановить этот почти маяковский счетчик.

Сам мир, обреченные жители которого вынуждены ежегодно прощаться с близкими, сразу настраивает на депрессивный лад. И Clair Obscur действительно вовсе не история о смельчаках, спасающих вселенную. Это рассказ о переживании утраты. С ней так или иначе столкнулись все персонажи игры.
Мы встречаем Гюстава в день, когда он прощается с возлюбленной, чей возраст появился на монолите. Исследовательница Люнэ давно лишилась родителей, фермерша Сиэль — мужа и ребенка, а гигантский разумный бурдюк Эскье вечно теряет своих друзей-камней. Тема утраты не просто важная — она сюжетообразующая. Скорбь движет и главными героями, и злодеями.
Поэтому ничего удивительного в том, что персонажи львиную долю хронометража проводят с хмурыми лицами или в слезах. Авторы не жалеют героев, регулярно заставляя их страдать — как физически, так и морально. Названая сестра Гюстава Маэль, изможденная, вся в крови и грязи горько плачет, пока на фоне звучит что-то печальное — разумеется, со скрипкой и пианино. Такое происходит не раз и не два.

Понятно, что ситуации, в которые попадают герои, не располагают к веселью, но создатели игры иногда перегибают с надрывом. Первые часы музыка не замолкает вовсе: даже дежурный диалог о выборе направления дальнейшего пути сопровождается пресловутым фортепиано. Выглядит это искусственно и манипулятивно. Как будто разработчики пытаются вызвать эмоции не тем, что происходит в кадре, а тем, что за ним.
Самое интересное, что подобная пошлость игре не нужна. Clair Obscur достаточно хорошо написана, чтобы ее герои могли разговаривать в тишине, без сопровождения виртуального тапера. Персонажи убедительны, между ними выстраиваются любопытные взаимоотношения, которые развиваются — да, предсказуемо, но естественно. Участники Экспедиции ссорятся, мирятся, флиртуют, подкалывают друг друга и напиваются вдрызг — в общем, ведут себя как настоящие люди. Поэтому им легко сопереживать и без дополнительного нагнетания.
Сеттинг потрясающий
Только ленивый не сказал о том, что эстетика Clair Obscur вдохновлена Прекрасной эпохой — ее тучностью, модерном, импрессионизмом и чайными платьями. Элементы, скажем так, не совсем традиционные для видеоигр сами по себе могут собраться в интересный, незаезженный сеттинг. Но разработчики идут еще дальше.
И тут гораздо интереснее другой источник вдохновения Sandfall Interactive — роман Алена Дамазио «Орда встречного ветра». Это книга о мире, где постоянно бушуют ветра, к источникам которых люди раз за разом отправляют экспедиции. Похожий концепт, не так ли? Даже числа близки: в игре Экспедиция 33, а в романе — 34-я Орда.
При желании можно провести еще больше параллелей. Однажды персонажи игры участвуют в поэтическом баттле — прямо как бард Караколь из «Орды». Люнэ похожа на аэромастера Ороси, а невроны — монстры, с которыми сражается Экспедиция 33 — напоминают хронов, с которыми сталкивается Орда. Отсылок к роману Дамазио и заимствований хватает. Но главное, что роднит игру с книгой, — это причудливое место действия.

Clair Obscur — редкий в индустрии образчик «странной фантастики». Это где все такое необычное, про трансгрессию, с элементами темного фэнтези и хорроров. Из игр в этом поджанре с ходу вспоминаются, пожалуй, Planescape: Torment, Zeno Clash и Disco Elysium. Expedition 33 в этом ряду смотрится более чем достойно.
Континент, куда прибывает Экспедиция, не похож ни на что. Вот тут, посреди холмов, вдруг обнаруживается водяной пузырь, где растут водоросли и плавают киты. В море белеет остров из ткани, в небе парят обломки башен, а над всем этим возвышается монолит, у подножья которого сидит Художница. Мир игры сюрреалистичен, иррационален — этим и впечатляет.
Под стать окружению и население континента. Созданные Художницей невроны бывают самых разных расцветок и форм — от абстрактного нагромождения геометрических фигур до практически конвенциональных рыцарей; от обернутых в тряпье змей до заводных мимов. Бестиарий огромен, разнообразен, чуден и, что немаловажно, в каждом регионе встречаются только характерные для него монстры.

Невроны, за редким исключением, враждебны. А вот экстравагантные ожившие художественные манекены с кисточками на голове — жестрали — дружелюбны. Они не слишком умны, зато очень потешны. Не дураки пошутить о смерти и устроить дружеский махач. Правда, не всегда рассчитывают силу, на чем погорела одна из Экспедиций.
Мир Clair Obscur полон сюрпризов, запоминающихся мест и жителей. Авторы игры проделали титаническую работу и проявили недюжинную фантазию, ведь откровенно проходных уровней здесь нет — почти все чем-то да удивляют до самого финала. А может, даже после.

Геймплей затягивает
Если заменить название Clair Obscur: Expedition 33 на что-нибудь вроде Final Fantasy 17, никто не заметит подвоха. Это объяснимо, ведь гейм-директор Гийом Брош вдохновлялся этой серией JRPG (сайт недоступен в РФ). Уже в гораздо меньшей степени объяснимо, что, провернув трюк с подменой заголовка, мы получим лучшую номерную «Финалку» со времен 12-й части.
Clair Obscur сделана по оттиску классических японских ролевых игр: карта мира для путешествия между локациями, пошаговые бои на отдельной арене. В сражениях персонажи получают опыт, растут в уровнях. С их повышением получаем три очка для развития характеристик — живучесть, ловкость, защита — и одно очко для открытия новых способностей. Есть экипировка, которая дает разные бонусы, и мини-игры, которыми нас даже Square Enix не балует в последних основных «Финалках». На бумаге все знакомо, но есть нюансы.

Главный — необходимость парировать и уворачиваться. Нельзя просто раздать приказы персонажам и смотреть, как они лупят врага, а потом посыпать голову пеплом, когда противник ударит в ответ. Боевка пошаговая, но требует какой-никакой реакции.
В момент атаки врага можно увернуться — это чуть проще — или парировать — это чуть сложнее, зато чревато контратакой, которая сносит оппонентам немало очков здоровья. У разных противников разные тайминги ударов, которые хочешь не хочешь, а заучивать придется. Пройти Clair Obscur, лениво щелкая одной кнопкой, не выйдет: нужно всегда быть настороже.
Такое вкрапление чисто слэшерного элемента в пошаговую боевую систему создает интересный эффект. Становится важна не столько тактика, сколько скилл игрока. При должном умении сильнейших боссов можно побеждать всухую и совсем не раскачанными персонажами. Да, долго и бессмысленно, но можно. Этого вполне достаточно энтузиастам с «Ютуба».

Еще одна отличительная черта боевой системы — персональные особенности разных персонажей. Гюстав копит электрический заряд, чтобы потом обрушиться на врага с сокрушительной атакой. Маэль переключается между тремя боевыми стойками, а Моноко крутит барабан из «Поля чудес», получая разные бонусы, и собирает ноги поверженных врагов, открывая возможность превращаться в них. Этакая Pokemon в миниатюре.
Геймплей за каждого персонажа кардинально различается. Если тем же Гюставом можно мутузить врагов и ни о чем не думать, то Моноко требует внимательности и просчета, чтобы максимизировать наносимый урон.

Несмотря на разницу в механиках, вместе герои удивительно синергичны. Способности персонажей дополняют одна другую, позволяя комбинировать атаки. Вот Люнэ поджигает противника. Следом Маэль использует умение, которое переводит ее в самую мощную — виртуозную — стойку после удара по горящему врагу. Дальше Гюстав ставит на оппонента метку, делающую его более уязвимым, а потом снова Маэль — потому что она очень быстрая, наглая и лезет без очереди — сносит противнику две трети полоски жизни одним ударом.
Это самая незатейливая схема. С разблокировкой новых умений открывается все больше простора для экспериментов, а значит, все больше хитрых способов устранения невронов. Разбираться в этом, придумывая изощренные цепочки ударов, — отдельное удовольствие.

И еще одно удовольствие — собирать билды. Тут Clair Obscur снова дает фору многим играм. Брони нет — если не считать косметической — а за прибавки к атрибутам и пассивные бонусы отвечают пиктосы. Черт знает, что это такое, но что-то магическое. Одновременно на персонажа можно навесить до трех пиктосов — и они, подобно невронам, очень разные.
Есть пиктосы, которые увеличивают урон или дают иммунитет к статусным эффектам вроде проклятья. Есть более универсальные — возрождающие после смерти, позволяющие пережить фатальный удар или ходить два раза подряд. На особенностях пиктосов — они называются люминами — завязано все билдостроение Clair Obscur.

Дальше — больше. Если провести с экипированным пиктосом четыре боя, его люмина станет доступна и в отрыве от магического предмета. Особенность смогут активировать все персонажи, но не просто так, а за специальные очки, которые нужно собирать на уровнях. Стоимость активации каждой люмины разная: повышение урона на 50% обойдется в семь очков, а возрождение после смерти — в целых 40. При этом пул очков у каждого персонажа свой, поэтому приходится думать, кому накинуть заветных баллов, а кому пока достаточно.
Боевая и ролевая системы Clair Obscur включают еще сотни элементов: от улучшения оружия до градиентного парирования и механики оглушения, на которой можно строить билды. Описывать все тонкости смысла нет, да и скучно это. Достаточно знать, что Expedition 33 — огромная игра от маленькой команды, которая способна предложить в плане геймплея больше, чем иные ААА-тайтлы.
Ничего нового, но это не плохо
Говоря о Clair Obscur, рискуешь скатиться в пафосные рассуждения и слепое обожание — настолько хороша эта игра. Но давайте начистоту: в геймплее нет ни одной по-настоящему новой идеи. Все это мы в том или ином виде уже где-то встречали.
Целиться и стрелять в пошаговом бою позволяла Persona 5. Пассивные бонусы, которые можно забирать из снаряжения, были, например, в Final Fantasy 9. А чтобы сосчитать JRPG c QTE, не хватит пальцев обеих рук: и Lost Odyssey, и Like a Dragon, и Shadow Hearts, и Super Mario RPG.
Clair Obscur почти полностью состоит из заимствований, поэтому видеть в ней что-то революционное для жанра весьма наивно. Expedition 33 предлагает эволюционное развитие старых идей, переосмысляет и обогащает то, что уже было — и делает это блестяще.

Здесь все сверх меры. Если скорбь — то вселенская, если юмор — то на грани с буффонадой, если тайминги — то такие, чтобы как в самых разудалых экшенах, если саундтрек — то на целых восемь бесподобных часов. За что ни возьмись в Clair Obscur, почти все сделано на запредельном уровне, но по старым лекалам.
Expedition 33 из тех игр, которые не прокладывают новых троп, но остаются в истории. Из тех игр, после которых браться за что-то другое совсем не хочется: нужно передохнуть. Не осмыслить, а просто свыкнуться с тем, что подобного в индустрии очень и очень мало. Вот видите, скатился-таки в пафос.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult