
Как россияне пользуются платными подписками

Сколько россиян пользуются платными подписками, достоверно не известно.
Например, по опросу НИУ ВШЭ — 28% россиян старше 14 лет, а по опросу сервиса «Выбери.Ру» — 59%. Мы решили провести собственный опрос среди читателей Т—Ж. Удалось опросить около 600 человек, которые имеют платные подписки. Мы узнали, что наиболее популярно, чем чаще пользуются мужчины и женщины, юные и взрослые и как часто пользователи забывают отменить подписки.
Вы узнаете
Какими подписками кто пользуется
Чаще всего платные подписки используют для потребления контента. 78% опрошенных слушают музыку по подписке, 59% смотрят фильмы и сериалы, 37% читают книги.
Из неконтентных подписок самые популярные — облачные хранилища, например «Яндекс Диск» или «Гугл-диск». Ими пользуются 34% опрошенных, а банковскими сервисами — 31%. Топ-5 наименее популярных категорий выглядит следующим образом:
- Страхование — 4,5% респондентов.
- Каршеринг — 2,8%.
- Заправки — 2,5%.
- СМИ — 1,5%.
- Парковки — 1,2%.
Во многих категориях подписок заметно гендерное разделение. Так, среди пользователей, у которых подключена подписка на благотворительность, 74% — женщины. В категориях «Образование» и «Приложения для фитнеса и спорта» их доля составляет 62,9%. Женщины также чаще читают и слушают подкасты — 57 и 54% всех пользователей услуги соответственно. Мужчины наиболее заметно лидируют в категориях «Каршеринг», «Спортивное видео» и «Заправки» — среди пользователей таких сервисов их доля равна 75% или больше.
Средний возраст респондента, у которого есть платные подписки, — 31,9 года. При этом категория «Парковки» стала единственной, где он превысил 40 лет. Подписчикам в категории «Телевидение» в среднем 35,9 года. А самыми молодыми оказались подписчики в категориях «Самокаты» и «Каршеринг»: 28,7 и 28,6 года соответственно.




Оплачиваю подписки только на книги, кино и музыку. Считаю, что труд авторов должен быть оплачен.
Сколько подписок у среднего пользователя
У большинства опрошенных несколько подписок. Только 15% опрошенных обходятся одной. Чаще всего у пользователей три или две подписки: 24 и 21% соответственно. 14% респондентов подписаны на четыре разных сервиса, 11% — на пять, у 14% — больше пяти подписок.
При этом мужчины в целом охотнее подключают подписки, чем женщины. Среднее количество подписок у мужчин — 3,9, у женщин — 3,2. Причем мужчины разного возраста пользуются платными сервисами примерно с одинаковой частотой, а женщины активнее всего пользуются подписками в возрасте 30—40 лет.

Сколько и как платят за платные подписки
Медианная оценка затрат на платные подписки — 5000 ₽ в год. Чаще всего опрошенные оценивали собственные годовые расходы в сумму 5—10 тысяч рублей: 26% респондентов. При том, что в среднем у пользователя три с лишним подписки, средняя «рыночная» стоимость годовой подписки составляет около 1500—3000 ₽. Меньше пяти и больше десяти тысяч в год тратит примерно одинаковое количество людей: 39 и 35% соответственно.

Читатели Т—Ж одинаково часто предпочитают платить за подписки помесячно или сразу за год — примерно по 45%. Еще 8% предпочитают оформлять подписку сразу на максимально возможный срок.
При этом на выбор способа платежа влияет количество подписок. Респонденты, у которых минимум пять подписок, выбирают «год или максимальный срок» в 59% случаев, а те, у кого одна-две подписки, — в 53%. Вероятно, при большом количестве подписок пользователи чаще выбирают оплату раз в год или реже, чтобы снизить расходы или не забыть про очередной платеж.

Пользуюсь подписками, плачу 0 ₽. Иногда забываю отключить бесплатные периоды, но редко.
Сценарии использования платных подписок
Совместное использование подписок. Подавляющее большинство респондентов — 90,3% — пользовались услугами подписных сервисов вместе с другими людьми. При этом один человек может комбинировать различные варианты использования — очевидно, в зависимости от сервиса:
- 52,7% платят за подписку, которой пользуются несколько человек;
- 18,9% оплачивают общую услугу вместе — попросту говоря, скидываются;
- 14,8% имеют пустые слоты в коллективной подписке, но ни с кем не делят услуги по подписке;
- 7,3% опрошенных пользуются подпиской, за которую платит кто-то другой;
- только у 9,7% нет опыта совместного использования подписок.
Стратегия пробных периодов. 63,9% опрошенных подключают подписки, только если всерьез рассматривают их покупку в будущем. 30,8% респондентов часто подключают разные сервисы, чтобы просто попробовать. 14,8% признались, что кочуют из одного сервиса в другой, чтобы по максимуму использовать пробные периоды.
Как и почему разочаровываются в подписках. Почти половина опрошенных — 47% — сказали, что жалели о том, что подписались на тот или иной сервис. Среди них 21%, которые считают, что подписка окупилась не полностью, и 26%, которые сказали, что подписка оказалась полностью бесполезна. Впрочем, 53% опрошенных не жалеют, что когда-либо подключали такие услуги.
Оплачиваю довольно много подписок, живу не в РФ. Разочарований в подписках было не так чтобы и много (к счастью).
Ну, например, отказалась от подписки на Disney+, потому что там тупо нельзя менять размер шрифта в субтитрах. Мне это неудобно.
Не стала продлевать подписку на сервис изучения языков Mondly, потому что оказался глючный, кривой и с довольно-таки хамской техподдержкой: ответы в духе «Вас много с вашими проблемами, а я одна», «Что вы от нас хотите — всего 3 дня прошло с вашего обращения?! Ждите!» — норма.
Как часто пользуются подписками поневоле. 62,1% опрошенных строго следят за отменой платных подписок. 30,3% признались, что иногда забывают отменить подписку, которая больше не нужна. 13,1% иногда не могли отменить подписку из-за препятствий со стороны сервиса. 10,4% порой платят за подписки, которыми не пользуются.
Что делают после ухода зарубежных сервисов. В то же время 47,1% респондентов не готовы отказываться от зарубежных сервисов после их ухода из России из-за санкций и находят способы продолжать пользоваться ими. Переходить на российские аналоги готовы 33,2% опрошенных, а 31,1% респондентов заявили, что у них не было подписок на такие сервисы. Еще 12,2% предпочли отказаться от такой услуги в целом, чем искать замену.
Статистика интернета и культуры:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata