
«Решение сделать татуировку ответственнее, чем покупка квартиры»: сколько зарабатывает тату-мастер
Герой нового выпуска рубрики «Профессии» сделал свою первую татуировку человеку после одного дня тренировок на бананах.
Процесс ему настолько понравился, что он стал учиться самостоятельно с помощью «Ютуба» и в свободное время принимать клиентов на дому. Через полгода читатель уволился из банка и арендовал кабинет. Он рассказал, на что советует обращать внимание при выборе мастера, в чем видит различия работы в России и за границей и за какие татуировки не возьмется никогда.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Тату-мастер
Город: Новосибирск
Возраст: 29 лет
Опыт работы: 5 лет
Доход: 110 000 ₽
Выбор профессии
По образованию я логист. Еще в старшей школе рассматривал высшее образование не как путевку на работу мечты, а как способ закрепиться в нужном мне городе и найти занятие по душе. Я родом из небольшой деревни в Алтайском крае — выбрал Новосибирск, поступил в Сибирский государственный университет водного транспорта.
Чем чаще в детстве мне говорили «получишь образование и найдешь хорошую работу», тем больше не хотелось идти обычным путем наемного работника. Учеба в вузе давала мне почти бесплатное проживание в общежитии, и я мог попробовать разные варианты развития. Еще во время обучения в школе окончил художку с дипломом, но забросил творчество вплоть до поступления. В общежитии начал рисовать портреты на заказ, а на четвертом курсе уже расписывал двери комнат, холодильники соседей и прочее.
Работать по профессии я никогда не планировал. Подрабатывал в разных местах, пока не остановился на банке с потрясающей корпоративной культурой. Провел там почти два года, но мыслями все равно возвращался к желанию уйти в свободную занятость.
В профессию тату-мастера пришел спонтанно как раз во время работы в банке. К тому моменту у меня уже была одна татуировка — гриф гитары на предплечье. Когда мне исполнилось 18, побежал делать ее в первую попавшуюся студию — классическая ошибка новичка. Татуировка получилась достойная по тем временам, хотя в будущем прилично мешала сделать органичный концепт рукава. Мама на тату отреагировала болезненно, но я говорил, что это лучше, чем незапланированная беременность или наркотики, и напряжение спадало.
В 2019 году наткнулся на пост во «Вконтакте» с акцией «Сделаю тату по бартеру». Я предложил мастеру картину карандашом в обмен на небольшое тату. Уже в процессе работы она поинтересовалась, почему я не попробую себя в этой сфере, так как здорово рисую. Я задумался и спросил, как это делать.
Через месяц мы с Дашей — так звали ту татуировщицу — ставили первые опыты на бананах. Сейчас практичнее использовать искусственную кожу, конечно. Но на тот момент она еще не была настолько популярна, а бананы или апельсины подходят, чтобы унять первую дрожь в руках.
Мне показали, как правильно собирать и разбирать рабочее место, тату-машинку, как соблюдать все медицинские нормы безопасности. К нашей жертве, банану, мы относились так же, как к клиенту: подготовили и упаковали оборудование и я попробовал сделать на нем первые контурные линии. Затем изрядно уставшего клиента отпустили в мусорку — и потом еще пять таких же следом.
После этого я нанес первую татуировку человеку под присмотром мастера — небольшой букет пионов на голени. Это была приглашенная модель, она знала, что я новичок и возможны ошибки, но это ее не испугало. За работу она заплатила 500 ₽.

Было волнующе, но присутствие опытного мастера рядом и ее правки снимали напряжение. Эту татуировку я делал пять часов. После чего встал с четким ощущением, что это то самое, чем я буду заниматься в жизни. Благодаря Даше результат получился вполне сносным.
Самой модели все понравилось, и она еще несколько раз возвращалась ко мне, даже когда я уже переехал работать в собственный кабинет. С нее я всегда брал плату только за расходники — в благодарность за доверие и терпение в тот самый первый раз.
Все мое обучение уложилось в два занятия: татуировки на банане и на человеке под присмотром мастера.
Это была история из разряда «я покажу базовые моменты, а дальше сам». Вероятно, поэтому мои первые самостоятельные работы были плохого качества и никак не соотносились с навыком рисования. Дальше я учился почти целиком по «Ютубу», но о том, что было особо непонятно, спрашивал Дарью. Иногда писал другим опытным коллегам в соцсетях, интересовался, как правильно поступать в тех или иных случаях. В Новосибирске в 2020 году были четыре очень крутых мастера с огромным стажем, к трем из них я сходил на встречи — посмотреть, как они работают, и задать вопросы.
Все это время я оставался бизнес-ассистентом в банке, консультировал в чате клиентов. Получал 75 000 ₽. Работать нравилось, пока не сменилось руководство и не начала ухудшаться корпоративная культура, хотя на зарплате это и не отражалось. Накоплений у меня не было совсем, а приступить к новому делу хотелось сразу, поэтому я взял кредит и на 60 000 ₽ закупил необходимые расходники и оборудование.
В первые месяцы работал в минус. Я был неопытным новичком и не мог просить за тату больше 500—1000 ₽. А мои расходы на сеанс составляли в среднем 1500 ₽.
Именно поэтому я не торопился увольняться. Совмещать две работы было легко. Во-первых, я изначально не чувствовал большого стресса, в банке мне было комфортно. А во-вторых, у меня был удобный график 2/2, что позволяло совмещать работу и новое увлечение.
Примерно через полгода я начал зарабатывать на татуировках 20 000 ₽ чистыми в месяц и ушел из банка. Супруга — тогда еще моя девушка — поддержала это решение, сказала: «Если чувствуешь, что это твое, делай!» Первые два с лишним года я зарабатывал меньше нее, и нам частенько не хватало денег даже на скромные желания. Но она ни разу не упрекнула меня в моем выборе. Я до сих пор обсуждаю с женой творческие идеи или прошу взглянуть на рекламный креатив незамыленным взглядом, и она всегда помогает. Такая поддержка дорогого стоит.
Родственники к уходу из банка отнеслись с непониманием, но без осуждения. У меня с детства независимый статус в семье и своя голова на плечах, поэтому споров или негатива не было. К работе татуировщиком сначала относились скептически, но когда я начал зарабатывать больше, чем на прежнем месте, мнение родни изменилось.

Разумеется, первые работы я делал плохо: подплывшие неровные контуры, неравномерные покрасы. До сих пор радуюсь, что не получил по шее от клиентов за тот ужас, что рисовал на них в 2019—2020 годах. Тем не менее за весь тот период я ни разу не встретил негатива.
Думаю, дело в том, что к начинающим тату-мастерам ходит специфичный контингент — люди, которым важно не столько качество рисунка на теле, сколько то, что он в принципе есть. Часто вопрос стоимости татуировки для этих клиентов стоит остро. Я успокаивал совесть тем, что всегда предупреждал: я начинающий и возможны ошибки. Думаю, все проходило спокойно еще и поэтому.
На начальном этапе карьеры у меня было много странных запросов, так как брался за все подряд. Например, я делал толстого тигра, маленькую пуму с мини-логотипами Louis Vuitton, контур-силуэт гуся и много других.






Суть профессии
Суть профессии — безопасно и качественно нанести татуировку человеку. Важнейшим критерием качества я считаю ее внешний вид спустя месяцы и годы. Бывает, что свежий рисунок смотрелся классно, но со временем детали пропали, градиенты стали не такими аккуратными. Я стараюсь минимизировать этот эффект, чтобы человеку хотелось любоваться своим тату, показывать его друзьям. У этого есть и практическая сторона: каждый клиент — ходячий рекламный баннер моих услуг. И в моих же интересах, чтобы реклама была качественной.
Соблюдение правил медицинской безопасности — основа работы тату-мастера. От этого зависит здоровье — клиента и его собственное. Поэтому всегда нужно обращать внимание на то, в каких условиях работает мастер: инструменты должны быть одноразовыми, рабочие поверхности — защищены пленкой. Сам он не должен трогать посторонние предметы: телефон, карандаш, ручку двери. Со временем правильная механика у мастера действует уже машинально, но поначалу к этому приходилось привыкать. Кроме этого, я раз в полгода проверяюсь на ВИЧ, гепатит и сопутствующие инфекции — мне так спокойнее.
Технически разумнее наносить татуировки с 18—20 лет, когда тело полностью выросло и сформировалось. С точки зрения здравого смысла я бы порекомендовал подождать еще. В 20—25 лет у человека как раз формируются первые серьезные взгляды, вкусы, предпочтения. То, что казалось классной идеей в 19, например паутина на колене, может принести легкое или сильное разочарование в 25 лет. Поэтому, если ваш подросток хочет татуировку, я бы посоветовал объяснить ему эти моменты как есть.
Также важно учитывать, что существуют противопоказания: кожные заболевания, эпилептические припадки, гемофилия, беременность и кормление грудью, повышенная температура при гриппе и ОРВИ.
Один из главных вопросов клиентов — будет ли больно. Тут все зависит от места нанесения, техники работы и индивидуального болевого порога. Я предпочитаю не использовать обезболивающую мазь, иногда кожа на нее реагирует неприятным эффектом, из-за которого становится менее удобно вкрашивать пигмент. Обезболивающие в виде таблеток оставляю на усмотрение клиента.
Наиболее близкие в жизни ощущения, похожие на татуировку, — это как царапать себя гвоздем: неприятно, но терпимо. В среднем самые болючие места — ребра, локти, колени и их внутренние части. Самые легкие — плечи, предплечья и бедра.
Большие яркие татуировки даются больнее, чем рисунки из тонких аккуратных линий. По моему опыту, девушки переносят процесс легче — либо лучше скрывают эмоции. Иногда вообще спят. Кричащих от боли клиентов мужского пола у меня было сильно больше, чем женского.
Бывают на сеансах и обмороки, но редко. Даже на первый я отреагировал спокойно: поймал клиента, поднес нашатырь и слегка похлопал по щекам. Такие истории у меня случались только летом — причиной была скорее духота, а не то, что человек от боли выключался. Хотя, конечно, неприятные ощущения и кровь играют в этом роль.
Самые популярные места у моих клиентов — руки, особенно предплечья. Психологически проще начать с рук, как мне кажется. К нанесению татуировок на ягодицах или женской груди я отношусь спокойно. Татуировщики как врачи, у нас уже сформировано профессиональное безразличие к вашим телам, вы для нас всего лишь холст.


Есть татуировки, за которые не возьмусь никогда. Это тату на лице, надписи на пальцах, рисунки на гениталиях или в полости рта. Я не вижу в этом никакой творческой составляющей. С такими запросами клиентам отказываю. Хотя они бывают — например, как-то девушка хотела набить прицел на попе с центром сами понимаете где. Отказался.
У каждого мастера своя аудитория. Мои работы часто вызывающие и брутальные, поэтому мои основные клиенты — мужчины старше 30 лет, представители всех профессий, от грузчика до педагога.
Есть миф, что татуировки делает только молодежь из-за придури в голове. Но почти все мои клиенты — в возрасте за 30, а рекордсменка — женщина 63 лет, вдохновилась на первое тату после того, как я сделал рукав ее сыну. Она пришла в салон со своим десятилетним внуком. Тот на сеансе быстро взрослел: как на грех, рядом с нами работал коллега с почти полностью голой моделью. Малой за три часа ни разу на свою бабушку даже не взглянул.
Я считаю, что в подавляющем большинстве случаев тату-мастер обязан уметь рисовать.
Без навыков рисования можно делать либо очень простые контурные татуировки, либо работы специфического жанра, где требуется только четкая разметка и хороший глазомер.
Стилей татуировок очень много — от фотореалистичных тату до целых полотен с симметричным орнаментом во все тело. Есть графика, биомеханика, треш-полька, Япония, блэкворк и еще много-много других. И часто они еще все перемешаны между собой.
Самым популярным всегда был реализм — клиенты его считают самым сложным, и, если тату получается «как на фотке», мастер «точно топовый». Запрос на такие тату всегда есть, поэтому среди мастеров минимум половина — реалисты.


Мой стиль называется треш-полька — по сути, это коллаж из реализма, надписей, линий и брызг. Я совмещаю автодот и плотные покрасы — так у меня получается интересное сочетание графичных, пиксельных изображений с яркими черными и красными пятнами.
Многим кажется, что этот стиль — просто комбинация двух цветов, но он имеет свои особенности дизайна и смысловую нагрузку. Сюжеты часто бывают мрачными и провокационными, например о политике, религии или искусстве. Различие женских и мужских мотивов незначительное. В треш-польке зачастую используют неестественные перспективы и пропорции, создающие искаженное, несбалансированное изображение. Картинка контрастная, фоны или плавные градиенты почти всегда отсутствуют.
Мне нравится, что в этом стиле можно воплотить почти любую идею. Голова у меня на автомате сразу обрабатывает запрос клиента в духе «как я бы сделал это в черно-красном».





Я люблю работать по своим эскизам, но спрос на индивидуальное творчество иногда сильно проседает. Поэтому, если человек не хочет татуировку в моем стиле, все равно берусь за заказ — если понимаю, что могу сделать его хорошо. Пожалуй, тут будет наиболее уместна аналогия с барбером: не все клиенты ходят к нему за супероригинальной стрижкой, некоторым достаточно просто того, чтобы сделали качественно их обычный запрос «сверху подлиннее, снизу покороче». Я стараюсь не копипастить внаглую эскиз из интернета, а переделать в нем хоть что-нибудь, чтобы это не было копией чужой работы.
В нашей сфере совершенно нормально, когда мастер специализируется на паре направлений и развивается в них. Если человек работает во всех стилях, это скорее подозрительно: делая все подряд, не преуспеешь ни в чем. Я не берусь за работы в стилях, которыми не владею хорошо. Например, за цветной реализм. Знаю, что в городе есть коллеги, которые справятся лучше меня, и отправляю такого клиента к ним.
Татуировку можно сделать технически безупречно, но ужасно в плане гармонии с телом человека.
Смотришь на нее, видишь вроде качественный результат — ровные линии, покрасы, тени, — а все равно ловишь ощущение, что что-то здесь не так. Анатомичность — очень важный параметр. Например, не просто так татуировщики делают тату-портреты по направленности в ту же сторону, что и лицо хозяина татуировки. Так обеспечивается динамика рисунка, он как бы движется туда же, куда и его носитель. Если сделать наоборот, получится, что человек идет вперед, а льва на руке как будто тащит за собой против его воли.
Некоторые детали в рисунке, такие как листья цветов, линии скул, второстепенные объекты, опытные мастера намеренно делают параллельно или близко к линиям мышц, например к трицепсу. Таким образом тоже создается динамика и гармония рисунка в целом. Если использовать эти творческие приемы, татуировка будет выглядеть так, будто человек с ней родился, настолько хорошо она сидит на теле.
В каждом стиле татуировки есть свои «рок-звезды» — специалисты, которые оттачивают и совершенствуют его черты. В плане творчества наибольшее влияние на меня оказывают зарубежные мастера — Stefano Galati и Fekete Dorina, у них я черпаю вдохновение при создании дизайнов.
В работе тату-мастера мне нравится свобода. Я могу работать в любом городе, где есть соцсети. В рабочую поездку иногда достаточно взять только тату-машинку и Айпад, все остальное может предоставить студия.
Кроме Новосибирска я успел поработать в Москве, Астане и Алматы. Больше всего понравилось работать в Алматы. Там клиентов нашел быстро и без проблем. Местным очень понравился мой стиль работ. Люди там более открыты к творческим экспериментам и легче идут на компромиссы.
А вот со студиями там сложнее: местные татуировщики как будто только начали выходить из подвалов. В них не хватает естественного света и воздуха. При этом студии «на поверхности» брали себе до 70% от стоимости работы мастера. Меня категорически не устраивали такие условия. Я нашел в меру комфортную тату-студию с хорошим коллективом — в подвале, но там было чисто и приятно. Платил фиксированную аренду.
В татуировках есть тренды, они приходят и уходят, как и мода на все остальное. Например, сейчас стал дико популярен микрореализм, до него на пике была графика, особенно в виде пионов на девчачьих бедрах, висюльки с точками под грудью.
Есть заезженные сюжеты, их каждый мастер делает минимум пять раз в год: волк или медведь в лесу, Анубис, лев или тигр, скандинавская руна.
В целом мы как профи обрабатываем эти запросы со смирением, но иногда хочется кричать от антитворческой усталости, особенно когда клиент хочет именно свою версию волка. Меня всегда раздражала неготовность людей идти на компромиссы при согласовании макета, но с такими мы и не срабатываемся в итоге, у нас не случается сеанса.
Сейчас у меня все клиенты замечательные, рад знакомству с каждым! Так же, как и я, татуировку они видят как красивое визуальное дополнение к телу. У меня приличный процент новичков, кто еще ни разу не делал тату, и при этом они записываются ко мне сразу на большой проект, так как результат моей работы им откликается.


Для меня самое сложное в профессии — карьерное развитие и продажи, так как я интроверт. До выхода «Инстаграма»* на пик популярности и до начала кризисов для роста дохода достаточно было качественно делать свою работу, показывать ее в соцсетях и иногда крутить рекламу, хотя с последним многие не заморачивались.
Сейчас новичок кроме качественного нанесения тату обязан уметь упаковывать страницу в соцсетях по всем правилам СММ, выстраивать общение с потенциальными клиентами и разбираться в настройке таргетированной рекламы.
Я прошел курс и несколько мастер-классов по СММ. Спикерами были как сммщики «для всех», так и те, кто работает только с татуировщиками. И все они настоятельно убеждают, что нужно дожимать клиента, плотно работать с возражениями, напоминать человеку о себе до последнего. Но я не готов так общаться. Я без проблем могу обосновать стоимость своей работы, но не могу давить на человека, принуждая его к покупке прямо сейчас, если ему требуется подумать.


Возможно, я сильно превозношу татуировки, но считаю, что это решение даже ответственнее покупки машины или квартиры. Те хотя бы продать можно, а от татуировки, скорее всего, уже никогда не избавишься. Поэтому, если человеку надо подумать, пусть думает. Объективно понимаю, что с таким подходом зарабатываю меньше, чем мог бы, но переступить через себя так и не получилось. Не хочется быть упырем-консультантом, который бегает за вами по всему отделу в надежде продать холодильник.
Чтобы развиваться, нужно проходить индивидуальные мастер-классы у крутых профи, ездить в другие страны и города. Все это требует немалых затрат. Получается замкнутый круг: чтобы научиться зарабатывать, нужно еще больше зарабатывать, а с текущими реалиями крайне тяжело масштабировать свои доходы. Немного завидую тем коллегам, кто начал карьеру раньше и успел обрасти внушительным портфолио и базой клиентов до 2022 года. Мои же первые серьезные работы начались как раз с его середины.
Сейчас татуировка — полноценная форма искусства: кожа людей служит полотном, а мастера творят шедевры. Это предмет роскоши, как картина в галерее, ваза древней династии или дизайнерская вещь, только еще уникальнее и на всю жизнь. Предметы искусства оцениваются высоко, и это нормально. А в неспокойные времена люди не спешат тратить деньги на такие вещи, и я их за это не могу винить.

Место работы
Делать тату я начал на дому, как и многие в нашей профессии. Работу в студии за процент не рассматривал: тогда мне казалась дикой мысль, что за кушетко-место я буду отдавать половину своего дохода и делать только то, что скажут. Хотя на начальном этапе, вероятно, это было бы для меня полезно: рядом с опытными коллегами развитие пошло бы быстрее.
Организовать безопасные условия дома сложно, но можно. Правда, у клиентов такие мастера могут вызвать недоверие: чаще всего на дому делают татуировки начинающие, которые порой не соблюдают меры безопасности. В интернете можно найти много видео, как делают тату на кухонном столе, без перчаток, рядом с какой-то едой. В студии за такое новичку хотя бы по шапке надают и скажут, как правильно.
Моя работа на дому стала большим стрессом для нас с супругой: в начале карьеры на сеанс за дешевыми татуировками приходило много сомнительных личностей. Например, девушки — представительницы древней профессии и их «хозяйка». Помню мужиков, которые были как будто не в себе: взгляд пустой, ответы машинальные, ноль эмоций на все. Один паренек во время сеанса на полном серьезе предложил, чтобы моя жена сгоняла в магазин и приготовила нам что-то поесть.
Долго так продолжаться не могло, поэтому через несколько месяцев я снял помещение под свое дело. В 2021 году аренда стоила 16 000 ₽ в месяц. Кабинет был небольшой — 18 м², но мне этого более чем хватало. Закупил стеллаж, письменный стол, стул, тумбу, диван, зеркало.
Сейчас я арендую место в очень уютной студии в центре города, где есть окна во весь рост и кондиционеры. Для меня это важно: чем комфортнее клиенту и мне, тем легче пройдет наша работа.



Рабочий день
У меня свободный график — работаю по предварительной записи. На консультации перед сеансом мы с клиентом обсуждаем детали будущего тату и назначаем дату. После я начинаю работу над макетом.
Все макеты готовлю на Айпаде. В нашем деле это вторая по важности вещь после тату-машинки, поэтому почти каждый татуировщик любого уровня имеет планшет с ручкой. Сейчас он обойдется примерно в 40 000 ₽. Он значительно ускоряет работу. Рисуем мы в приложении Procreate, которое выходит только на iOS.

Иногда макет занимает больше времени, чем нанесение самой татуировки. Сначала я собираю все пожелания клиента. Ищу примеры татуировок для вдохновения, подмечаю подходящие творческие решения. Придумываю общий концепт тату. Ищу референсы объектов в Гугле или на «Пинтересте», которые послужат основой сюжета. Отрисовываю в Procreate фоны, работаю с исходниками из интернета, придаю им нужную форму, убираю или добавляю детали, коллажирую разные изображения и ищу наиболее удачные комбинации, чтобы они гармонично вписались в тело человека. Откладываю макет до вечера или следующего утра, чтобы посмотреть на него незамыленным взглядом и подправить неудачные моменты.
Когда дизайн полностью меня устраивает, сбрасываю его клиенту, при необходимости обсуждаем правки. Иногда люди не согласны с моими творческими решениями, приходится искать компромисс. С этим у меня нет проблем, но я соглашаюсь вносить в готовый эскиз только правки, которые не портят будущее тату с точки зрения органичного вида на теле. Примерно в 2/3 случаев клиенты запрашивают правки, но чаще не глобальные — слегка подкорректировать несколько деталей, и все.
Иногда даже мелкие изменения уже не отвечают моему творческому взгляду: татуировка получится достойной и правильной с точки зрения художественных моментов, но «неидеальной» для меня как для художника. Раньше я из-за этого сильно грустил, сейчас отношусь спокойнее и в любом случае стараюсь вести себя как профессионал — полностью выложиться и сделать качественно свою работу.




Изредка было такое, что клиент уже после готовности макета кардинально менял идею. Мой опыт гарантирует, что такой человек в итоге передумает делать тату, и тратить время на новые дизайны бессмысленно: он просто еще не готов и сам не знает, чего хочет.
В среднем на макет у меня уходит четыре-пять часов.
В студию обычно прихожу за полчаса-час до сеанса, чтобы подготовить рабочее место. Клиенту к встрече тоже нужно подготовиться: обязательно хорошо поесть и отдохнуть, полностью освободить день, чтобы никуда не торопиться, надеть удобную одежду, которую можно будет снять или задрать.
Далее я делаю распечатку на бумаге и примеряю на теле. Нахожу наиболее подходящий размер, после в этом же размере уже делаю трансфер — переводку — на тело. Несколько минут ждем, пока подсохнет трансфер, я в это время вскрываю иглы, наливаю краску, готовлю машинку к работе, ставлю свет.



Затем наношу татуировку. В нашей профессии этот процесс у всех проходит по-разному. У меня сеанс длится в среднем пять часов, перерывы короткие, раз в час-полтора, только чтобы водички попить или в туалет сбегать. Мне комфортнее разом выдать большой объем и работать интенсивно, чем растягивать процесс на десяток часов с перерывами на поедание пиццы.
На сеансе клиенту можно просто расслабиться и получать удовольствие. Общение во время работы у меня не вызывает трудностей, я подстраиваюсь под человека, поэтому иногда беседуем всю встречу, а иногда молчим. Если же в целом клиент не особо разговорчивый, он просто смотрит в телефон, телевизор или дремлет.
Даже если разговариваем с клиентом, мыслями я все равно поглощен работой — слежу глазами и мозгом за тем, чтобы все было вкрашено аккуратно и так, как нужно. Моя усталость после сеанса возникает как раз из-за умственного и зрительного напряжения.
Спина и локти у меня крепкие, а вот из-за того, что голове расслабиться некогда, приходится тяжело.
После работы до дома я иду пешком и во время прогулки стараюсь прямо отдохнуть за эти полчаса на свежем воздухе, думая о чем угодно.
Ближе к финалу начинаю предвкушать, как именно буду презентовать свой результат, в каких ракурсах буду делать фото и видео готовой работы. Иногда просто радуюсь, что воплотил в жизнь желание человека, — быть «волшебником» всегда приятно. Мне нравятся искренние эмоции людей после сеанса. Так как мои клиенты часто похожи на меня, то есть не слишком бурно их выражают, обычно они просто улыбаются и говорят «спасибо, все супер».
Когда работа закончена, я снабжаю клиента инструкцией по уходу, запаковываю в повязку и отправляю домой. В первые дни татуировка — это открытая рана. Тут уже зона ответственности клиента: нужно обязательно следовать рекомендациям мастера, в противном случае есть риск подхватить инфекцию и другие болячки.
Главное — защитить свежее тату от вредоносной среды и регулярно ее увлажнять в первые две недели, чтобы она не ссохлась и не превратилась в шрам в форме рисунка. Носить и менять повязки не очень удобно, и иногда люди нарушают правила и получают потом негативные последствия: испорченный рисунок, неприятные реакции организма на месте тату.
Среди моих клиентов такого почти никогда не бывает — видимо, из-за того, что я строго проговариваю правила после сеанса. А еще они знают, что, если наплевательски отнесутся к уходу и ограничениям, я с ними работать больше не буду.
Через месяц я пишу клиенту, чтобы убедиться, что рисунок хорошо зажил и все нормально. Бывает, что на сложных участках тела покрас ложится не суперравномерно. Внешне это выглядит как бледное облачко там, где должно быть ярко. Изредка может случиться так, что линия контура слегка подвыпала с верхним слоем кожи во время заживления. Эти проблемы легко поправляются коррекцией, для клиента она бесплатна. Провожу ее не раньше чем через месяц после сеанса, чтобы татуировка основательно зажила. На коррекцию у меня приходят 5—10% сделанных работ.


Доход
Я зарабатываю немного выше среднего по Новосибирску — в среднем около 110 000 ₽ в месяц чистыми.
Однажды мы с коллегой посчитали чужие деньги: взяли самого высокооплачиваемого мастера в России и загрузили его 22 сеансами в месяц — это предельно адекватная нагрузка для татуировщика. Вышло около 2 млн рублей чистыми в месяц. Для российского рынка потолок на текущий момент, выходит, такой.
Но этот крайне грубый подсчет актуален для старого мастера, который стал звездой уже давно и имеет мировое признание. Для обычного, пусть и талантливого мастера более позднего года выпуска эти цифры нереальны, конечно.
Сейчас доход сильно колеблется, так как количество сеансов в месяц очень нестабильное: например, в июле у меня было 22 сеанса, в сентябре — всего лишь четыре, в феврале — 11. Сезонность в нашей работе присутствует. Как правило, меньше всего клиентов в апреле и сентябре, больше всего — в декабре. В Новосибирске еще хорошо идет работа летом. Когда месяц удачный, я стараюсь отложить деньги на будущие неудачные. Если хороший период растягивается, выкраиваю часть на развитие и хотелки.
Татуировка, даже самая маленькая, стоит от 3000 ₽ по простой причине: работа должна окупать расходы на себя же. В среднем сейчас сеанс для самого мастера выходит в 2000—2500 ₽. Я трачу на татуировочные расходники, аренду, рекламу и прочее около 35 000 ₽ в месяц.
На стоимость тату влияют разные причины: профессионализм мастера, его четкий и деловой порядок работы, ярко выраженный и узнаваемый стиль. Хороший татуировщик не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Важна и ситуация на рынке в целом. Если мастер-раздолбай, который не обладает перечисленными качествами, берет 15 000 ₽ за сеанс, профессионал не может брать столько же или меньше.
Стоимость сеанса татуировки у меня — 25 000 ₽. Она чуть выше средней по городу. Мини-тату делаю за 8000 ₽. Но такие работы у меня практически никогда не спрашивают, так как все портфолио состоит из крупных проектов. Раз в полгода повышаю цены — когда чувствую, что шагнул вперед в профессиональном плане, и чтобы не отставать от инфляции.
В нашем деле актуальна поговорка «скупой платит дважды».
Перекрытие некачественной татуировки часто выходит дольше и дороже, чем если изначально набить сюжет на чистое тело, но у проверенного мастера. Также перекрытие бывает жестко ограничено по цветам и размеру. Порой новое тату должно быть в два-три раза больше старого, чтобы эффективно спрятать неудачный рисунок. Часто хорошо перекрывать умеют мастера, которые работают в цветном реализме: у них для этого подходящая техника нанесения.
Из-за особенностей моей техники я могу взяться за перекрытие не во всех случаях. Но там, где это реально сделать хорошо, берусь. Со шрамами проще, их почти всегда можно без проблем замаскировать.
Мой совет тем, кто недоволен сделанной работой и хочет перекрыть ее, — не наступать на те же грабли. Есть прямая зависимость между плохой работой и неосознанным подходом к выбору мастера. На перекрытие стоит идти к проверенному специалисту с хорошей репутацией, не ориентируясь на стоимость как на главный критерий.

Расходы
Мы с женой стараемся ни в чем себя не ограничивать в плане еды: оба мясоеды и спортсмены. Стейки и икру, конечно, часто не едим, но в целом питаемся хорошо. В периоды застоя в моей работе реже бываем в кафе, а когда все ок, посещаем их два-три раза в месяц.
Я скрупулезно фиксирую расходы в гугл-таблице и мобильном приложении. У нас в семье на жене ипотека — 30 000 ₽ в месяц, на мне все остальное.
Саморазвитие по профессии выстреливает отдельным крупным чеком, но нерегулярно — из-за того, что доход тоже разнится от месяца к месяцу. Сейчас я коплю на мастер-класс у одного крутого мастера, он стоит 120 000 ₽.
Средние расходы — 92 000 ₽/месяц
Продукты | 50 000 ₽ |
Семейные траты, походы в кафе | 8 000 ₽ |
Общественный транспорт и такси | 7 000 ₽ |
Коммуналка | 6 000 ₽ |
Больница и аптека | 5 000 ₽ |
Спортзал, стрижка и уход за собой | 4 500 ₽ |
Интернет и связь | 1 500 ₽ |
Непредвиденные расходы | 10 000 ₽ |
Средние расходы — 92 000 ₽/месяц
Продукты | 50 000 ₽ |
Семейные траты, походы в кафе | 8 000 ₽ |
Общественный транспорт и такси | 7 000 ₽ |
Коммуналка | 6 000 ₽ |
Больница и аптека | 5 000 ₽ |
Спортзал, стрижка и уход за собой | 4 500 ₽ |
Интернет и связь | 1 500 ₽ |
Непредвиденные расходы | 10 000 ₽ |
Финансовая цель
Очень давно хочу себе новый большой Айпад, старый уже устал. Но это как получится.
Когда-то были более глобальные цели: накопить капитал и на основе сложного процента обеспечить себе достойную старость. В 2021 году я занялся инвестициями, прошел несколько мини-курсов, смотрел и читал тематические ресурсы. Регулярно инвестировал в ценные бумаги до середины 2022 года. Сейчас часть этих денег благополучно лежит заблокированной на брокерском счете, а те, что можно было вывести, я вывел, дождавшись, когда они отрастут снова в плюс.
Сейчас отложил инвестирование — по крайней мере, пока не смогу открыть зарубежный брокерский счет. Хранить все яйца в одной корзине, покупая только доступные бумаги российского рынка, считаю финансово неграмотным решением.
Будущее
В моей профессии нельзя переставать учиться или опускать руки, нужно только лишь идти вперед.
Сейчас я сосредоточен на развитии дизайнерских навыков: смотрю тематические видео по грамотному размещению объектов на теле, выстраиванию композиции, рифмовке цветов. Для души иногда рисую, на большее не хватает времени. В будущем планирую посетить курс по академическому рисунку, но пока что до него еще не дошла очередь в планировании трат.
На текущем этапе хочу достичь максимально возможных для себя высот: делать классные татуировки, оставить творческий след в этой сфере и финансово преуспеть для своей семьи. Творческий след выражается для меня в том, чтобы иметь фирменный узнаваемый стиль работ и хорошую репутацию, а финансовый успех — в доходе, который обеспечивает достойный уровень жизни крепкого среднего класса.

Чтобы зарабатывать больше, планирую съездить за границу. Чувствую, что в России как будто уперся в потолок до тех пор, пока не настанут светлые времена. Практика в Казахстане показала, что, когда на людей не давит кризис, они куда охотнее инвестируют в свой внешний вид и необязательные желания.
В ближайшее время снова поеду на заработки в Алматы, а в будущем планирую протоптать дорогу в Европу. Со слов коллег, там совершенно нормально, когда шести-семичасовой сеанс стоит 1000—1500 € (90 509—135 764 ₽) и больше у среднего мастера с крепким портфолио. Даже с учетом того, что часть этого заработка уходит студии, наши мастера обычно привозят домой солидные суммы через месяц-полтора работы.
Еще мне нравится делиться знаниями, хочется делать что-то хорошее, чтобы не зацикливаться на негативе вокруг.
Поэтому, когда по возрасту делать татуировки станет тяжело, возможно, перейду к индивидуальному наставничеству. В нашей профессии часто встречаются болезни суставов, спины, шеи, зрительного и слухового аппарата. Те, кто планирует свою жизнь дальше чем на два года вперед, стараются укрепить здоровье спортом, массажем и адекватным распределением нагрузки.
Тем не менее стариков в нашей профессии мало. Если судить по старшему поколению, к 40—45 годам мастер просто рассыпается физически. Поэтому многие профи с возрастом переходят к другим занятиям: открывают свою студию, тату-школу или проводят мастер-классы. Либо уходят в бизнес, не связанный с татуировками.
Если бы можно было вернуться в прошлое, я бы не стал учиться самостоятельно, а выбрал как раз вариант с наставником — чтобы не пришлось тратить два года на ковыряние в себе и поиск решений, лежащих на поверхности.