Новости
9K

Президент подписал закон о локализации такси: за что его критиковали и как он повлияет на перевозки

138
Президент подписал закон о локализации такси: за что его критиковали и как он повлияет на перевозки
Аватар автора

Иван Нагель

изучил последствия

Страница автора

С 1 марта 2026 года в такси нельзя будет использовать машины, собранные не в России.

Соответствующий закон подписал президент РФ 23 мая. Новые требования к автомобилям вызвали много критики со стороны бизнеса и общественных объединений. По их словам, большинство их предложений проигнорировали. Тем не менее закон смягчили и формально расширили критерии подходящих автомобилей.

Расскажу главное о новых требованиях и о том, как они повлияют на бизнес и пассажиров.

Зачем понадобился закон

Закон о локализации такси разработали сенатор Андрей Кутепов и депутат от «Единой России» Владимир Гутенев, чтобы поддержать российскую автомобильную промышленность. В пояснительной записке авторы перечислили риски, которые он должен минимизировать:

  1. Растет прямой импорт автомобилей из-за рубежа, в основном из Китая.
  2. Растет непрямой импорт — в России открывают низко локализованные сборочные производства с комплектующими из КНР.
  3. Российские автозаводы и производители автокомпонентов теряют существенную долю продаж. Падает выручка, производственные мощности простаивают, занятых на них работников увольняют.
  4. Российские автопроизводители и производители автокомпонентов теряют инженерные и технологические компетенции. Потенциально из-за этого могут деградировать целые секторы промышленности, на которых занято несколько сотен тысяч работников.
  5. Сеть такси чувствительна к санкционному давлению и зависит от поставок импортных автомобилей, запчастей и комплектующих к ним, а также ПО для технических сервисов.

По задумке авторов закона, новые требования к машинам в такси простимулируют производство и продажи российских автомобилей. Дополнительный рынок сбыта составит порядка 100 тысяч автомобилей в год. Для сравнения, в 2024 году продали 123 456 автомобилей Лада Веста.

Среди других задач закона его авторы отмечают такие:

  • сделать российскую сеть такси независимой от импорта автомобилей, комплектующих, запчастей, оборудования и ПО для сервисов;
  • стимулировать зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России. В итоге страна должна получить дополнительные инвестиции в отрасль, а налоговые поступления — вырасти.

Как будет работать закон

Подписанный документ вносит изменения в федеральный закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Они касаются только легковых автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и багажа. На тех, кто занимается перевозками грузов и доставкой посылок, поправки не повлияют. Выделю главное из принятого закона.

До 1 марта 2026 года в реестре такси можно зарегистрироваться с любым автомобилем при условии, что он соответствует требованиям агрегатора. Год выпуска машины и регион производства не важны. То есть для тех, кто хочет работать в такси, не будет дополнительных ограничений.

С 1 марта 2026 года получить разрешение на работу в такси можно будет, только если автомобиль соответствует одному из следующих условий:

  1. Ему присвоили столько же баллов локализации  , сколько правительство установило для госзакупок. Сейчас это 3200 баллов для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и 1100 — для электромобилей.
  2. Он выпущен в рамках специального инвестиционного контракта, СПИК, подписанного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Если производитель заключил СПИК позже, его машины тоже могут допустить к работе в такси, но только по согласованию с правительством.

Изначально законопроект допускал к работе в такси только автомобили с высоким уровнем локализации. Второе условие — заключенный СПИК — добавили во втором и третьем чтениях, которые прошли в один день.

Точного списка автомобилей, подходящих для работы в такси, пока нет. Его должен утвердить Минпромторг.

Что такое СПИК

Для некоторых регионов предусмотрены исключения. В Калининградской области и Сибирском федеральном округе  новые правила заработают с 1 марта 2028 года, в Дальневосточном федеральном округе  — с 1 марта 2030 года.

Те, кто уже зарегистрировал свой автомобиль раньше, смогут использовать его в течение пяти лет, пока не закончится разрешение на деятельность такси.

Но если автомобиль, не соответствующий новым требованиям, исключат из реестра легковых такси — например, из-за того, что водитель решил сменить работу или получил судимость, — включить его туда снова не получится.

С 1 января 2033 года в реестр такси будут добавлять только машины с уровнем локализации, установленным для государственных закупок.

Что изменится для бизнеса и пассажиров

Закон неоднократно критиковали эксперты и представители бизнеса. Несмотря на все претензии, Госдума приняла закон сразу во втором и третьем чтениях за один день. Тогда исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская заявила, что «отрасль крайне удивлена» таким решением.

Вот главные опасения по поводу закона.

Цены на такси вырастут минимум на 15%, предупредил Российский союз промышленников и предпринимателей. Там назвали закон крайне жесткой мерой для таксопарков и лизинговых компаний. «Дело в том, что закон о локализации не установил требования к качеству отечественных транспортных средств, используемых в такси, о чем просил бизнес. Не секрет, что в отрасли главными критериями являются отсутствие простоя из-за ремонтов и комфорт для пассажиров», — объяснил член РСПП Станислав Маковеев-Гартунг.

Часть водителей уйдет из легального такси. Особенно ощутимо это будет за пределами Москвы. Новые требования могут привести к сокращению, а то и исчезновению небольших таксопарков. А самозанятым водителям, работающим на своих машинах, придется поменять автомобиль. Но это дорого, многие водители будут не в состоянии позволить себе такую покупку, предупреждали в РСПП. Взять автомобиль в лизинг они тоже не смогут, так как эта опция доступна только юрлицам.

По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, высокие расходы на замену машины и долгая окупаемость могут привести к уходу из отрасли до 51% водителей — это 507 тысяч человек.

Выбор машин в такси станет меньше. В больших городах — например, в Москве и Санкт-Петербурге — «Яндекс Go» даже в классе «Эконом» не разрешает использовать для работы самую популярную модель у «Автоваза» — Ладу Гранту.

Формально для класса «Бизнес» из отечественных автомобилей подходит только Лада Аура. При этом в классе ниже, «Комфорт+», можно получить машину более комфортную, например Hyundai Elantra или Kia K5: такие автомобили недорогие и надежные, поэтому популярны у таксистов.

В обслуживании новые машины тоже дороже, особенно это касается «локализованных» китайских машин: у них ресурс ниже, чем привыкли в автопарках.

«Автоваз» получит преимущество, но небольшое. В первой версии законопроекта требованиям отвечали в основном автомобили Лада: их уровень локализации выше 3200 баллов. В изначальной формулировке закон мог бы положительно повлиять на высоко локализованные производства: отсеивание подержанных и импортных автомобилей дало бы им преимущество. После доработки закона в такси могут использовать иностранные автомобили, но собранные в России в рамках СПИК, и это уже не дает такого преимущества отечественному производителю.

При этом у «Автоваза» тоже были замечания к закону на стадии рассмотрения, отмечает глава Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Суть этих замечаний неизвестна. В «Автовазе» публично не комментировали закон, но ранее называли фейком информацию о сборке китайских электрокаров в России.

Главное преимущество — у производств из китайских машинокомплектов, в том числе слабо локализованных. Решение допустить автомобили в рамках СПИК для работы в такси позволит использовать «новые бренды» узнаваемых автомобилей, которые на сегодняшний день продают под маркой Chery. Серьезная локализация для этого не нужна: СПИК можно подписать с компанией, заявившей о таких планах.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Иван НагельКаких последствий ждете от новых требований к автомобилям в такси?
  • Roman ProzorovПишут за пределами Москвы будет отток таксистов, так там кажется больше отечественных машин. В Пятигорске вот чаще Лады и ездят. Было правда пару лет назад, не думаю, что закупили за это время импортные12
  • Boris KölnБудет как обычно: качество снизится, цены повысятся148
  • СтранникХмм...Зачем создавать конкурентное автомобилестроение, если можно просто издать указ и запретить ввоз чужих. Конкуренция, что еще за слово ругательное.135
  • Фёдор Коновалов90 % пассажиров разницу не заметят - как ездили на ладах грантах, так и будут На самом деле закон о локализации такси - очень плохой, скорее всего вырастут цены и упадет качество. Я таксую уже 9 лет, сейчас работаю на сонате хонлай в СПБ, пробег 270 тысяч за 6 лет - это реально мало для такси. Вложений по ремонту без учёта то наверное тысяч 200 за все в он время. Менять ее не на что. Планирую летом перейти в бизнес такси, возьму в аренду хончи). Буду тестить. Основной вопрос в отечественных машинах это надежность. У нас у блогера на Весте вариатор отвалился на 5 тысячах пробега41
  • Забаненый за правдуЧто там у отечественных автомобилей с безопасностью?23
  • Кто? ПетровСтранник, Трамп в загнивающей, кстати, тем же самым занят Подозреваю, что не только он0
  • Alexander Schnurrbartбудет как в 90-е: коллекция визиток таксистов27
  • НеОнВпрочем ничего нового. Завод выпускает плохие тачки, их никто не покупает, вместо того чтобы улучшить эти тачки, просто запретим иномарки в такчи90
  • Обычный человекЯ себя процитирую: "Тот, кто сможет объяснить внедрение этого закона НЕ РАСПИЛОМ БЮДЖЕТА, должен получить Нобелевскую премию по экономике."39
  • Григорий ГоловановФедор, не хотите написать о своем опыте? Про Москву делали в прошлом году https://t-j.ru/taxi-driver-experience/9
  • Helg SvartВроде и здравая мысль, поддержать производство у себя в стране, но методы ужасны. Тем, кто голосовал за этот закон, предлагаю показать пример и начать с себя. Поддержите отечественного производителя, продайте своё нынешнее авто и купите Ладу74
  • ЖижаТак, а что только такси? Давайте всех чиновников посадим на отечественный автопром. Покупка иностранного авто приравнивается иноагентству98
  • Фёдор КоноваловГригорий, я планирую протестировать работу на бизнес классе. Думаю будет это интереснее.5
  • Григорий ГоловановФедор, и про бизнес напишем, не проблема. Сейчас интересен не столько класс, сколько связка такси и личной машины. Достаточно возрастной, но живой Еще круче даже будет, если про машину напишем отдельно. Итого три материала19
  • ДоброхимШильдик ставишь на китайца после таможни и вот уже российское производство. Никакой проблемы, все счастливы. Некоторые даже богаты. Президент плохие законы не подписывает, о своих людях думает. Последствия вижу исключительно позитивные! 🇷🇺💪27
  • Михаил Викторович«высокие расходы на замену машины и долгая окупаемость могут привести к уходу из отрасли до 51% водителей — это 507 тысяч человек» Какое «оригинальное» решение нехватки водителей на предприятиях и общественном транспорте. Доучиваешься на категорию и добро пожаловать в мир фиксированной зарплаты. Либо вообще уходишь с перевозок в другую сферу. Где у нас ещё толпа людей «много денег зашибает» вместо работы на заводе? «Депутат Госдумы Сергей Миронов предложил ввести в стране обязательное лицензирование курьерской деятельности для мигрантов» Курьерам приготовиться.12
  • Покупатель дождяЗабаненый, со своей подушкой нужно ездить.57
  • ДимонТакси на западе придумали, в соответствии с традиционными ценностями передвигатся надо общественным транспортом, плечом к плечу и задом к заду со своими соотечественниками, которых мы как известно не бросаем!12
  • Andrey MailsТочно можно сказать - в ближайшие годы будет всплеск продаж китайских авто 😁 таксисты постараются закупиться и успеть включиться в реестр. А через три года, может и вернутся западные/корейские авто производители. Если честно, то сильнее всего я негодую именно в сторону наших китайских стратегических братьев и дорогих друзей: они почему-то вообще не спешат строить у нас автозаводы! Ввозят готовое. А строят в Мексике и Венгрии... Не то, что эти недружественные капиталистические злопыхптели из Германии, Южной Кореи и Японии, которые заполонили наш рынок своими авто, произведенными на автозаводах в Санкт-Петербурге, Калининграде и т.д. Я уже молчу про этих вероломных ребят их Renault, которые в своё время просто вытащили Автоваз со дна. А по поводу закона: хорошо бы ещё чиновников пересадить на отечественное...32
  • Fet LainsКто?, зачем ориентироваться на хУдшие решения за бугром? И вообще что за манипуляция, постоянно сравнивать как там за бугром. Вообще пох, что у них, мы живём здесь.78
  • Fet LainsАлександр, типичная неаргументированная нападка с навешиванием ярлыков. Скучно🥱42
  • Код "Леопольд"Какие же жалкие предприятия и корпорации, аффилированные с государством. Денег им дай, конкуренцию убери, клиентов привлеки, ещё денег дай... Государство, идущее им на уступки ради химерной идеи, жалкое тем паче.23
  • Fet LainsАлександр, кто мы то? Опять логическая ошибка. Сам себе придумал ярлык, повесил его, поверил в это и спешит убедить оппонента😁 По делу то есть что сказать?28
  • Код "Леопольд"Helg, "Господи, обрати порося в карася!"15
  • Дама с собачкойYellow-rumped, правильно, вам срам прикрыть или удобную и красивую одежду? галоши и валенки тоже прекрасная альтернатива ботинкам и сапогам. В общем, аналогии можно бесконечно проводить.12
  • Fet LainsКто?, не понимаю к чему написанное выше. На вопрос отвечу: Подмена темы: Вместо обсуждения проблемы ограничения конкуренции через запреты (как в исходном комментарии, на который вы ответили), вы переводите внимание на действия Трампа и других, пытаясь нормализовать подобные меры по принципу «все так делают». Это уводит дискуссию от анализа конкретной ситуации к общим обвинениям. Оправдание через чужой пример: Имплицитно звучит мысль: «Раз Трамп так делает, то и нам можно», что является логической ошибкой (апелляция к толпе). Даже если другие применяют подобные меры, это не делает их корректными или эффективными. В этом и есть манипуляция, подмена анализа проблемы эмоциональными сравнениями и попыткой оправдать ограничительную политику через действия других, без учёта контекста и последствий.49
  • Евгений ясно солнышкоДоброхим, Когда принимали закон пенсионного продления, я специально обращал внимание, что по этому поводу высказываются предпенсионные люди на работе. Вроде бы должно негатива к власти добавить. Оно то добавило , но лишь к депутатам . А вот президент, который это подписывает, остался в стороне от негатива и даже. Как сказал один предпенс "Хотели вообще 10 лет добавить, но Вовка отстоял что бы 5 лет. Он за простой народ"34
  • АлисаАлександр, а практику создавать качественный конкурентный продукт перенять не хотите? Надеюсь вы только отечественной техникой будете пользоваться, собранной в России.20
  • ДоброхимА мог бы ведь и бритвочкой по глазам полоснуть. Вот он какой добрый человек!41
  • Горпина ДормидонтовнаПокупатель, с пуховой😂11
  • Покупатель дождяГорпина, тут кому что нравится, пух, перо, синтепон.10
  • Bee"хорошо бы ещё чиновников пересажать" у тебя опечатка, исправил15
  • ObvAlexander, у меня было 2 уаза, так что я в курсе :) Они же поставщики самых парадоксальных поломок. Например, на одном из уазов у меня отломился новый руль. Ручаюсь, что вы никогда не слышали о такой поломке и вряд ли даже задумывались о ее возможности. А вот, пожалуйста. Я поменял руль, т.к. старый был ободран. Выехал, поехал, заехал на первое круговое движение и тут хрусь, руль остается у меня в руках, а машина начинает ехать прямо - повезло еще, что вылетела на газон, а не влетела в какую-нибудь автобусную остановку. Рулевое колесо отломилось от своей центральной части, куда было присрано парой плевков (и плюнули тоже, видимо, без души).10
  • Алексей ПетровAndrey, китайцы не хотят строить заводы в России, потому что, во-первых, им производство в Китае обходится дешевле, в отличие от европейцев, и во-вторых, потому что у них такие объемы продаж дома, что ради российского рынка нет смысла что-то отдельное городить. Ну и их китайское правительство точно не глупее Трампа и к выносу производства из страны относится с подозрением.8
  • MarkaКто?, ну вот вы и окончательно свалились в эмоционирование) Поражение засчитано.12
  • Slava MillerАлександр, у них там еще президент меняется кстати...10
  • user6201647 ТатьянаАлексей, а ещё китайцы не желают играть в рулетку. Историю с Danon и прочими иностранными предприятиями в России знаете?9
  • user6201647 ТатьянаЖижа, убитый под стенами Кремля Борис Ефимович пытался в 90-е. Увы!0
  • Lexa LexaBoris,51
  • egahОбычный, это вполне стандартный протекционизм, вопрос в том, почему это делается в частной сфере, а не в госзакупках автомобилей для полиции, МЧС, тех же депутатов и т.д. И распил бюджета - это когда денег выделили на чугунный мост, а вместо него перекинули на другой берег палу досок, к чему вы этот термин тут применяете, хз9
  • ИнессаБаронессаLexa, и смех и грех (((2
  • Selen StСтранник, интересно, что с ютубом произошла ровно такая же ситуация) и, думаю, это только начало3
  • СветланаBoris, и как всегда битком набитый общественный транспорт. Такси будет меньше. Ловить бомбилу на трассе дороже и пассажиру и бомбиле). Спасибо как всегда властям - всю идею "испачкали", аж попахивает.1
  • СветланаLexa, а будет именно так написано в карточке русского ведëрка с детальками)!....0
  • СветланаСтранник, "железная занавеска" от всего иностранного, отличного странно начала сползать вниз.0
  • СветланаFet, и нам и тут прикольно нежели за бугорчиком, за перевальчиком.1
  • СветланаЖижа, чиновников всех спустить сначала в метро. Вместе с людьми пусть добираются на свои работы и послушают: мнения, чаяния предложения от людей. А кто будет хорошо работать, то позволить отечественный велик. А отлично - русскую тачку.4
  • СветланаHelg, чиновники и начнут первые. Им удобно. Не жалко со своими тачками расставаться).0
  • СветланаОбычный, и при этом после всех объяснений остаться живым, с Нобелевской премией, при должности!0
  • Helg SvartСветлана, в частном порядке никто не приказывает чиновникам на каком авто ездить , а на госпредприятиях уже давно импортозамещение. Просто если раньше отдавали предпочтение, например, Reault Duster, то теперь какому-нибудь Haval, если для высокого звена. Рядовые сотрудники на госпредприятиях на Granta и раньше катались и сейчас продолжат1
Вот что еще мы писали по этой теме