
«Три богатыря. Ни дня без подвига 2»: разочаровывающая антология о приключениях коня Юлия и Князя
12 июня 2025 года в российский прокат вышел мультфильм «Три богатыря. Ни дня без подвига 2».
Это уже второй альманах короткометражных историй во вселенной популярной франшизы. Первая часть вышла в прошлом году и оказался удачной: лаконичные новеллы выигрывали на фоне своих больших собратьев. В нашей рецензии рассказываем, почему «Ни дня без подвига 2» закрепить успех не смог.
Что за «Три богатыря. Ни дня без подвига 2»
Дата премьеры: 12 июня 2025 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Екатерина Салабай
Сценаристы: Артем Фучижи, Александр Ворожейкин, Константин Феокистов, Екатерина Чудова, Петр Мордвинцев
Роли озвучивают: Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Дмитрий Быковский-Ромашов, Михаил Черняк, Максим Сергвеев, Лия Медведева, Илья Божко, Александр Боярский, Константин Бронзит
Жанры: приключения, фэнтези
Мультфильмы, похожие на «Три богатыря. Ни дня без подвига 2»: «Конь Юлий и большие скачки», «Три богатыря и конь на троне»
Продолжительность: 1 час 5 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Мультфильм наследует проблемы полнометражных частей
Первый альманах «Ни дня без подвига» освежал формулу серии: в коротких новеллах авторы не успевали перегружать сюжет, а в центре внимания наконец-то были богатыри, а не Князь с конем Юлием. По меркам франшизы это были приземленные истории-анекдоты: то внезапно поумневшего Алешу пытались вернуть в исходное состояние, то Попович искал украденную из дворца корону. «Ни дня без подвига» пытался вернуть дух первых частей «Богатырей».
В первой же новелле продолжения Князь превращается в комара. А вслед за ним то же делает Илья Муромец. По сути, это парафраз сказки «Халиф-аист»: здесь правитель тоже понимает, что ему нравится быть свободным животным, не скрепленным никакими государственными обязательствами. Как будто у Князя они до этого были.
Разумеется, от «Халифа-аиста» тут только концепт. Конь Юлий пытается найти клевер, который поможет превратить комаров обратно в людей, но вместо этого замечает красивую кобылицу и пытается ее соблазнить — а Князь и Илья летают по Киеву и пытаются не попасться под чью-то горячую руку, пока на границе страны готовят атаку шведские захватчики.
Уже здесь намечается главная проблема нового альманаха: авторы опять сделали главными героями набивших оскомину Юлия и Князя. А сюжеты, как и в последних полнометражках серии, стали совсем оторванными от родной матушки-земли.



«Ни дня без подвига 2» использует приевшиеся сюжеты
Единственная нефантастическая новелла — вторая, «Тринадцатый учитель». В ней в Киев приезжает Василевс со своим, мягко говоря, недалеким сыном Леонидом. Византийский царь нанимает Юлия, чтобы тот подготовил парня к экзаменам. Если не пройдет, конская голова полетит с плеч.
В «Тринадцатом учителе» есть неплохие комедийные эпизоды. Пытаясь впечатлить Василевса, киевский Князь возводит плоские макеты величественных зданий — но даже те оказываются меньше византийских построек. Да и сюжет в духе «Игрушки» с Пьером Ришаром хотя бы обходится без диких деталей вроде подводных царей и древнерусского казино — уже неплохо.
И все же видно, что серия находится в катастрофическом творческом тупике. Пытаясь развлечь зрителя, сценаристы задействуют одних и тех же героев: над высокомерным Василевсом мы смеялись еще в «Илье Муромце и Соловье-разбойнике», над его глупым сыном — в бронзитовской «Наследнице престола». По сути, авторы просто перемешивают персонажей и создают новые пары: вот теперь с византийским царевичем приходится мучиться Юлию. Ощущения новизны это не создает: мы все уже видели.



Богатырей вновь преступно мало
В третьей новелле, «Золотое молчание», происходит невероятное по меркам серии событие — конь Юлий наконец-то затыкается. А все дело в том, что в него и осла Моисея бьет молния — и копытные магическим образом меняются способностью к речи. Теперь молчаливый осел декламирует на площади умные лекции, а Юлий вынужден жить без своего главного оружия.
Разумеется, все происходит в худший для этого момент. Во дворец к князю под видом иностранных послов приезжает банда разбойников. Те тихо обирают правителя, а конь-ученый даже не может ему помочь.
Молчащий Юлий — это воодушевляющая идея, но, к сожалению, и с ней авторы обращаются не очень интересно: мучения героя заканчиваются так же легко, как и начались. Удивительно то, что даже бессловесный конь авторам все равно интереснее, чем Алеша, Добрыня и Илья. Былинные герои давно заняли место второстепенных персонажей в собственной истории: теперь они в лучшем случае комик-релифы, в худшем — «боги из машины».

Первый «Ни дня без подвига» умудрился решить эту проблему. Оказывается, богатыри — особенно Алеша, самый харизматичный из них — все еще могут быть интересными героями, если не пытаться выжать из сюжетов с ними полнометражный мультфильм. Но вторая часть альманаха опять забывает о троице. В первой новелле есть только Илья Муромец, во второй вообще никого из них, а в третьей богатыри единственный раз появляются вместе, но у них максимум по паре реплик на каждого.
Есть ощущение, что каждый раз, когда «Три богатыря» встают на путь исправления, авторы специально откатывают из назад — чтобы к хорошему зря не привыкали. После неплохой «Наследницы престола» и достойного «Коня на троне» шел совершенно ужасный «Пуп земли». А следом за любопытным «Ни дня без подвига» студия «Мельница» выпускает безыдейный сиквел. Безыдейный настолько, что ему даже отдельное название придумывать не стали.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult