Мнения
146

Мнение: в глазах российских властей велосипед — это всего лишь мода, которая пройдет

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Андрей Воробей

Страница автора

Лет пятнадцать назад, когда кто-то говорил про велосипедистов в России, представлялся либо ребёнок во дворе, либо дядька в спортивных шортах, крутящий педали вокруг гаражей. Теперь велосипедистов стало больше, но отношение к ним осталось прежним. В глазах властей они всё ещё что-то несерьёзное. Детские шалости. Мода, которая пройдёт.

Между тем, в мире давно поняли: велосипед — это транспорт, а не развлечение. В Нидерландах и Дании строят велодорожки, развивают инфраструктуру, делают города удобными для жизни. В Копенгагене 50% людей ездят на работу на велосипеде, в Амстердаме ещё больше. Там построены специальные мосты для велосипедистов, скоростные трассы, светофоры с датчиками движения. Люди пересаживаются на велосипед не потому, что они фанаты экологии, а потому что это удобно.

В России тоже говорят про велоинфраструктуру. Но обычно разговоры остаются разговорами. В Петербурге, например, каждый год обещают велодорожки. Их рисуют на картах, обсуждают на совещаниях, добавляют в стратегию развития города. Потом затирают эту тему до следующего года. Когда всё-таки что-то строят, выходит странно. Дорожка может начинаться в одном месте, заканчиваться в никуда, упираться в бордюр или в шлагбаум. Часто она просто идёт по тротуару, и велосипедисту приходится лавировать между бабушками и колясками.

А вот Альметьевск — другое дело. Маленький город в Татарстане, про который раньше мало кто слышал. Там власти вдруг решили: давайте построим велогород. И построили. Сейчас там 130 километров велодорожек. По этим дорожкам можно добраться куда угодно: в парк, в школу, в магазин, на работу. Водители привыкли к велосипедистам, никто никого не подрезает, не сигналит, не машет кулаками. Для России это выглядит как параллельная вселенная.

Почему в одном городе смогли, а в остальных нет? Причин много. Где-то говорят: «У нас зима, велосипеды не выдержат». Хотя в той же Дании зима тоже бывает, и ничего. Где-то сетуют на отсутствие денег. Хотя деньги почему-то находятся на расширение дорог и парковки для машин.

В глубине души многим чиновникам просто не хочется менять привычный порядок вещей. Велосипед — это не статусно. Что за серьёзный человек поедет на работу на велосипеде? Он должен ехать на чёрном внедорожнике с мигалкой, а не крутить педали среди простых смертных.

Конечно, велосипедисты не исчезнут. Их будет становиться больше. Кто-то устал стоять в пробках, кто-то хочет сэкономить, кто-то просто любит ощущение скорости и ветра в лицо. Можно сколько угодно игнорировать голландский опыт, но рано или поздно придётся признать: велосипед — это не игрушка, а транспорт будущего. Вот только когда до этого дойдёт, непонятно.

А вас останавливает зима, или отсутствие велодорожек?

  • Александр КузнецовОтсутствие велодорожек не смущает совсем. А вот погода - да. Летом часто на веле езжу. Зимой ну его нафиг: холодно, скользко. В межсезонье тоже нет желания: дожди, грязь и прохладно опять же.3
  • Alexander GnatyukЖиву в Нидерландах, в Роттердаме. Езжу на работу на велосипеде в любую погоду. Здесь используют специальный асфальт, который пропускает через себя воду, поэтому велодорожки в дождь, велодорожки влажные, но без луж. С детьми здесь популярны бакфитсы, грузовые велосипеды, с большой телегой спереди, где можно посадить 1-2 детей, и они закрыты навесом. В основном они с электро мотором, поэтому крутить педали, не так тяжело.3
  • TheHrickoОстанавливает здравый смысл и расстояния моего города (Волгоград) , очень длинный город, мне на работу добираться 20 км , потом еще надо заскочить в кучу мест по бизнесу, что-то докупить, какой тут велосипед, вы о чем. Опять же или замерзнешь или сдохнешь от жары, удовольствия мало. Я бы не вёл дела с человеком, который приехал на велосипеде, дичь какая-то.0
  • DGЖиву в Киеве. У нас в какой-то момент мэр-боксер стал развивать систему велодорожек, чему я был очень рад. Вот только пользуются ими в основном курьеры, а те володорожки, что не отгородили физически, стали бесплатными парковками. Даже самокатчиков летом очень не много относительно машин, про велосипеды молчу. В общем к велоинфраструктуре оказались не готовы сами люди, она просто не нужна большинству.1
  • Ник ЗавадскиDG, так это ж не проблема велодорожек, а проблема реализации. Сделали "лишь бы сделать модно", да и забили. То же и со снегом - не чистят. То же и с планированием - начинаются где попало и ведут вникуда. А у вас там с платными парковками и эвакуаторами как вообще? Или как хотят паркуются?1
  • DGНик, эвакуаторы есть, но забирают только авто, мешающие проезду других - стоящие на дороге сильно близко к заезду во двор, переходу и т.д. Стоит стать на тортуаре - тебя не тронут. Есть платные парковки, за неоплату сильно штрафуют. Если стать не по правилам - штраф меньше, за парковку на тротуаре, например, почти никогда не штрафуют.1
  • Ник ЗавадскиDG, понял, спасибо. То есть, на тротуарах и велодорожках парковаться разрешено практически официально? А если машина посреди велодорожки стоит и проехать мешает - она же МЕШАЕТ? Эвакуируют или похрен на страдания велосипедистов? P.S. Я как велосипедист и самокатчик (а также и водитель) считаю, что главная проблема велоинфраструктуры в том, что чиновники, которые ее проектируют, сами катались на велосипеде только в детстве, на "Дружке".1
  • DGНик, это очень характерная для нашего общества черта: что-то юридически запрещено, но все так делают. Теоретически за парковку на тротуаре и велодорожке могут оштрафовать за 250 грн (6$), на практике вероятность примерно 1 из 50. В вот за неоплаченную парковку на разрешенных местах и штраф выше, и штрафуют чаще - этим занимается другая служба, муниципальная. Эвакуатор почти никогда не забирает с тротуара, но может с велодорожки, хотя менее вероятно, чем, например, с перехода. Я единственный из своих знакомых и друзей с авто, кто принципиально не паркуется на тротуарах и велодорожках, а станет дальше и пройдет 300 метров. Все окружающие находят это формой безобидного умопомешательства)1
  • Ник ЗавадскиDG, да с обществом-то все более-менее понятно. Жаль, что перевоспитывается это общество исключительно методом "эвакуаторного терроризма", когда дергают всех подряд за любое нарушение (хотя ФОРМАЛЬНО должны дергать только тех, кто мешает). А без эвакуторного терроризма общество такое: "ну а чо, мне ненадолго, ну а чо, парковаться негде, ну а чо, кто по этой дорожке ходит, ну а чо, ну тротуар, ну а больше некуда, да и пофиг"1