Как помочь ребенку, если он часто плачет в детском саду

Признания читательницы и комментарий специалиста
6
Как помочь ребенку, если он часто плачет в детском саду

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Marina S.

пытается разобраться в причине плача

Страница автора

Моя дочь ходит в группу кратковременного пребывания, и ей нравится, но она часто плачет там из-за мелочей. Может заплакать по любому поводу: из-за грустной музыки, из-за того, что у нее не получается что-то сделать. И прямо кричит. Когда воспитатель спрашивает причину — не говорит.

Плачет 10—15 минут, потом успокаивается и до конца дня ведет себя хорошо.

Почему ребенок может часто плакать и как на это реагировать

Аватар автора

Елена Бурьевая

детский психолог

Страница автора

Понимаю ваши переживания. Очень похоже, что у вашей дочери слабо развита эмоционально-волевая сфера. И это не плохо и не хорошо. Это просто говорит о том, что ребенку нужно помочь ее доформировать. Потому что, когда ваша дочь пойдет в школу, это будет ее фундамент успешной мотивации и адаптации к учебной деятельности.

Но начну с того, как себя вести, когда ребенок расстроен. В подобных ситуациях родители часто реагируют как градусники, а нужно стараться быть как зеркало. Поясню.

В нашей обычной жизни градусник — это предмет, который показывает температуру воды, тела, воздуха. То есть он просто оценивает происходящее. Часто взрослые ведут себя как градусники. Скорее всего, вокруг вашей дочки находятся люди, которые в ответ на ее плач постоянно говорят: «Прекрати, хватит! Ну сколько можно? Чего ты плачешь? Ты уже не маленькая, тебе вон сколько лет» — и так далее.

Градусник не помогает ребенку прислушаться к своему эмоциональному состоянию и определить, что происходит, и разобраться в чувствах.

Но можно быть как зеркало. Зеркало не дает оценку. Оно помогает выстраивать причинно-следственную связь между эмоциями и действиями в отношении какой-то ситуации, развивает у ребенка эмоциональный интеллект и дает ему понять, что плакать — нормально и что он имеет право на то, что чувствует.

Когда родители становятся зеркалом, они принимают ребенка таким, какой он есть.

Зеркало — про понимание, сближение и улучшение детско-родительских отношений.

Когда мы реагируем как зеркало, то говорим: «Ты услышала грустную музыку и плачешь. Ты прямо очень расчувствовалась». Или: «У тебя не получается сделать поделку, это очень обидно, поэтому ты плачешь».

А если мы становимся как градусники, даем примерно такой посыл: «Когда ты себя так ведешь, мне не очень комфортно. Прекрати». В итоге у ребенка повышается тревога, копятся обида и злость на себя и родителей, он становится более неуверенным в себе, потому что с ним что-то постоянно не так, ему делают замечания на уровне «прекрати», «не выдумывай».

Представьте ситуацию. Жена приходит с работы очень уставшая, попала под дождь и сильно промокла, она после трудного дня и все такое. И муж ее встречает фразой: «Ой, да ладно, чего ты. Нормально все! Что у нас будет на ужин?»

Как женщина себя чувствует в этом случае? Она не ощущает никакой поддержки, думает, что ее не понимают, не ценят, ей плохо. Но если бы муж встретил ее как зеркало, он бы сказал: «Дорогая, сегодня прям не твой день. Хочется ничего не делать и просто плакать, да?» Он потратил те же 15 секунд, но женщина думает: «Боже, у меня лучший муж на всем свете! Он меня любит, понимает и поддерживает».

С детьми так же. Задача взрослых — сделать так, чтобы ребенок жил с ощущением, что с ним все хорошо, мама и папа его любят и принимают любым.

Как родители могут помочь

Как я уже говорила, вам нужно сосредоточиться на том, чтобы развить у дочери эмоционально-волевую сферу. Ребенок, который понимает, что с ним происходит, начинает понимать, что происходит вокруг и как на него реагируют другие люди. Он будет знать, как, где и что кому-то сказать и как можно себя вести в обществе.

Вот что можно сделать.

Установить четкий режим. Ребенок должен в одно и то же время вставать и ложиться, понимать, когда и куда он идет и что там делает.

Снизить эмоциональное напряжение. Вот вы заметили, что дочка может плакать из-за неудавшейся поделки. Подумайте, как вы обычно успокаиваете ее дома. Может быть, обнимаете и гладите по голове. Тогда попробуйте обсудить это с воспитателем, чтобы в такие моменты она была рядом и тоже обнимала. Присутствие взрослых часто помогает.

Некоторым детям справиться с эмоциями помогает простая игра. Например, слаймы, сквиши, надувание шариков.

Научить альтернативным способам проживания той или иной ситуации. Для этого нам на помощь приходит так называемое «правило ОГА»:

  1. О — отражение и озвучивание, то есть зеркало;
  2. Г — границы равно правило;
  3. А — альтернатива.

Объясню на примере, что это такое. Допустим, вы привели дочку в сад и собираетесь уходить, а она начинает плакать. Если сразу ее спросить о причинах, скорее всего, плач только усилится.

«О» — сначала нужно озвучить эмоцию. Допустим, подойти и сказать: «Тебе сейчас грустно». Так, с помощью зеркала, вы поможете осознать, что происходит. И, возможно, после этого дочка расскажет причину. Например, признается: «Я не хочу с тобой расставаться».

«Г» — теперь нужно правильно обозначить какие-то границы или правила, которые нужно знать в социуме. Старайтесь избегать формулировок вроде «да хватит, успокойся». От этого ребенку станет еще тревожнее. Вместе этого спокойно напомните: «Ты знаешь, что мне нужно на работу. Пока взрослые заняты, дети находятся в детском саду».

«А» — предлагаем альтернативу, как можно выразить свою эмоцию или желание другим способом. Например, скажите: «Давай на прощание крепко обнимемся, а когда я выйду на улицу, ты выглянешь в окно, и мы помашем друг другу».

Так вы не обесцениваете чувства дочери и в то же время показываете ей, что иногда вместо того, чтобы стоять и плакать, можно что-то сказать или сделать — и решить проблему. Вы демонстрируете, как принято действовать в социуме: соблюдать правила и проявлять свои эмоции безопасным способом.

Проконсультироваться со специалистами. Если вы видите, что поведение дочери сильно отличается от поведения других детей, и вас это беспокоит, обратитесь к детскому неврологу. Он оценит, все ли нормотипично.

А еще можно сходить к детскому психологу. У нежелательного поведения обычно есть какая-то причина, и это сигнал, что ребенку не очень комфортно. Ведь если у человека все хорошо, он достаточно спокоен и не нарушает границы других людей.

Психолог задаст уточняющие вопросы, чтобы получить полную картину. Например, спросит, какие у вас с дочерью отношения. Где она спит — отдельно или с вами? Ходила ли до этого в группу полного дня, и если да — как прошла адаптация? Играет ли дочка со сверстниками или предпочитает компанию более младших детей? Может ли занять сама себя? И так далее. Ответы на эти вопросы помогут понять, как лучше действовать.

РедакцияА как ваш ребенок привыкал к детскому саду?
  • падал наш последний снегВ период адаптации утром шел со слезами на глазах в группу, старалась всячески утешать и подбадривать, много обнимала, объясняла почему нужно ходить. Всегда интересовалась как день прошел, что делал, все ли хорошо. Обязательно проговаривала кто заберет из садика, если я, то во сколько и почему. Плюс никогда не обманывала, чтобы оправдать его ожидания. В принципе все сгладилось, знает в какие дни кто отведет и заберет)6
  • Анастасия ПСын пошел в ДС в 3,3г. и ему понравилось с первого дня, не могла увести, приходилось выносить на руках. В нашем саду практикуют мягкую адаптацию: первые несколько дней сидела вместе с ним в группе по 30 минут, следующие несколько дней через полчаса я уходила, а сын оставался еще полчаса. Еще какой-то период проводил в саду по 2 часа в день, постепенно прибавлялось по 1 часу. Но это уже прихоть воспитателей, надобности в этом не было. Ходит уже 2 года, последний год с 8 до 16.00, ни дня не было, чтобы плакал или не хотел идти в сад, наоборот, каждое утро меня будит сам "мама, вставай, в садик опоздаем!". Бывало, что заходя домой после сада (когда уже оставался часа на 4), начинал психовать, но это был сброс эмоционального напряжения, все таки находиться с детьми несколько часов подряд для любого человека то еще испытание.3
  • Дикая собака ДингоГениальная обложка статьи, хлопаю1
  • user1371896Дочь 2.6 годика ходит в группу полного дня с 2.3, начинали мягко, по 2-3 часа в день, позже перешли на полный день до 17.00, и все равно по утрам слезы, истерики, идти не хочет ни в какую, хотя накануне говорит что хочет и назвает любимый садик😓 вот и пойми что это. То ли такая адаптация, то ли капризы. Забираем из сада довольную и веселую. Режим четко выстроен, никаких отклонений и отступлений. Думаю, что все зависит от ребенка, его психофизики, о чем в общем то и говорит автор статьи. Старшая дочь вообще пошла в сад в 2 года и практически сразу на полный день, без слез и истерик, и бежала в сад с удовольствием всегда.0