Как помочь ребенку, если он часто плачет в детском саду
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Моя дочь ходит в группу кратковременного пребывания, и ей нравится, но она часто плачет там из-за мелочей. Может заплакать по любому поводу: из-за грустной музыки, из-за того, что у нее не получается что-то сделать. И прямо кричит. Когда воспитатель спрашивает причину — не говорит.
Плачет 10—15 минут, потом успокаивается и до конца дня ведет себя хорошо.
Почему ребенок может часто плакать и как на это реагировать
Понимаю ваши переживания. Очень похоже, что у вашей дочери слабо развита эмоционально-волевая сфера. И это не плохо и не хорошо. Это просто говорит о том, что ребенку нужно помочь ее доформировать. Потому что, когда ваша дочь пойдет в школу, это будет ее фундамент успешной мотивации и адаптации к учебной деятельности.
Но начну с того, как себя вести, когда ребенок расстроен. В подобных ситуациях родители часто реагируют как градусники, а нужно стараться быть как зеркало. Поясню.
В нашей обычной жизни градусник — это предмет, который показывает температуру воды, тела, воздуха. То есть он просто оценивает происходящее. Часто взрослые ведут себя как градусники. Скорее всего, вокруг вашей дочки находятся люди, которые в ответ на ее плач постоянно говорят: «Прекрати, хватит! Ну сколько можно? Чего ты плачешь? Ты уже не маленькая, тебе вон сколько лет» — и так далее.
Градусник не помогает ребенку прислушаться к своему эмоциональному состоянию и определить, что происходит, и разобраться в чувствах.
Но можно быть как зеркало. Зеркало не дает оценку. Оно помогает выстраивать причинно-следственную связь между эмоциями и действиями в отношении какой-то ситуации, развивает у ребенка эмоциональный интеллект и дает ему понять, что плакать — нормально и что он имеет право на то, что чувствует.
Когда родители становятся зеркалом, они принимают ребенка таким, какой он есть.
Зеркало — про понимание, сближение и улучшение детско-родительских отношений.
Когда мы реагируем как зеркало, то говорим: «Ты услышала грустную музыку и плачешь. Ты прямо очень расчувствовалась». Или: «У тебя не получается сделать поделку, это очень обидно, поэтому ты плачешь».
А если мы становимся как градусники, даем примерно такой посыл: «Когда ты себя так ведешь, мне не очень комфортно. Прекрати». В итоге у ребенка повышается тревога, копятся обида и злость на себя и родителей, он становится более неуверенным в себе, потому что с ним что-то постоянно не так, ему делают замечания на уровне «прекрати», «не выдумывай».
Представьте ситуацию. Жена приходит с работы очень уставшая, попала под дождь и сильно промокла, она после трудного дня и все такое. И муж ее встречает фразой: «Ой, да ладно, чего ты. Нормально все! Что у нас будет на ужин?»
Как женщина себя чувствует в этом случае? Она не ощущает никакой поддержки, думает, что ее не понимают, не ценят, ей плохо. Но если бы муж встретил ее как зеркало, он бы сказал: «Дорогая, сегодня прям не твой день. Хочется ничего не делать и просто плакать, да?» Он потратил те же 15 секунд, но женщина думает: «Боже, у меня лучший муж на всем свете! Он меня любит, понимает и поддерживает».
С детьми так же. Задача взрослых — сделать так, чтобы ребенок жил с ощущением, что с ним все хорошо, мама и папа его любят и принимают любым.
Как родители могут помочь
Как я уже говорила, вам нужно сосредоточиться на том, чтобы развить у дочери эмоционально-волевую сферу. Ребенок, который понимает, что с ним происходит, начинает понимать, что происходит вокруг и как на него реагируют другие люди. Он будет знать, как, где и что кому-то сказать и как можно себя вести в обществе.
Вот что можно сделать.
Установить четкий режим. Ребенок должен в одно и то же время вставать и ложиться, понимать, когда и куда он идет и что там делает.
Снизить эмоциональное напряжение. Вот вы заметили, что дочка может плакать из-за неудавшейся поделки. Подумайте, как вы обычно успокаиваете ее дома. Может быть, обнимаете и гладите по голове. Тогда попробуйте обсудить это с воспитателем, чтобы в такие моменты она была рядом и тоже обнимала. Присутствие взрослых часто помогает.
Некоторым детям справиться с эмоциями помогает простая игра. Например, слаймы, сквиши, надувание шариков.
Научить альтернативным способам проживания той или иной ситуации. Для этого нам на помощь приходит так называемое «правило ОГА»:
- О — отражение и озвучивание, то есть зеркало;
- Г — границы равно правило;
- А — альтернатива.
Объясню на примере, что это такое. Допустим, вы привели дочку в сад и собираетесь уходить, а она начинает плакать. Если сразу ее спросить о причинах, скорее всего, плач только усилится.
«О» — сначала нужно озвучить эмоцию. Допустим, подойти и сказать: «Тебе сейчас грустно». Так, с помощью зеркала, вы поможете осознать, что происходит. И, возможно, после этого дочка расскажет причину. Например, признается: «Я не хочу с тобой расставаться».
«Г» — теперь нужно правильно обозначить какие-то границы или правила, которые нужно знать в социуме. Старайтесь избегать формулировок вроде «да хватит, успокойся». От этого ребенку станет еще тревожнее. Вместе этого спокойно напомните: «Ты знаешь, что мне нужно на работу. Пока взрослые заняты, дети находятся в детском саду».
«А» — предлагаем альтернативу, как можно выразить свою эмоцию или желание другим способом. Например, скажите: «Давай на прощание крепко обнимемся, а когда я выйду на улицу, ты выглянешь в окно, и мы помашем друг другу».
Так вы не обесцениваете чувства дочери и в то же время показываете ей, что иногда вместо того, чтобы стоять и плакать, можно что-то сказать или сделать — и решить проблему. Вы демонстрируете, как принято действовать в социуме: соблюдать правила и проявлять свои эмоции безопасным способом.
Проконсультироваться со специалистами. Если вы видите, что поведение дочери сильно отличается от поведения других детей, и вас это беспокоит, обратитесь к детскому неврологу. Он оценит, все ли нормотипично.
А еще можно сходить к детскому психологу. У нежелательного поведения обычно есть какая-то причина, и это сигнал, что ребенку не очень комфортно. Ведь если у человека все хорошо, он достаточно спокоен и не нарушает границы других людей.
Психолог задаст уточняющие вопросы, чтобы получить полную картину. Например, спросит, какие у вас с дочерью отношения. Где она спит — отдельно или с вами? Ходила ли до этого в группу полного дня, и если да — как прошла адаптация? Играет ли дочка со сверстниками или предпочитает компанию более младших детей? Может ли занять сама себя? И так далее. Ответы на эти вопросы помогут понять, как лучше действовать.