Бесит!
9K

Бесит, что выпускники вузов не могут найти работу по специальности

83

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Лада Кошман

образованный редактор

Страница автора

Я учусь в магистратуре на медиаменеджменте, и почти все мои однокурсники работают по специальности.

Но в нынешних реалиях это скорее исключение, чем закономерность. Очень много моих знакомых, которые получили профильное образование, начинают работать по другим профессиям. Историки, которые не могут найти работу, выбирают репетиторство, журналисты идут в продажи, лингвисты становятся менеджерами. И это только несколько примеров из моего окружения.

Причин для этого несколько. Во-первых, не все университеты идут в ногу со временем и актуализируют свои программы. Да и в целом рынок труда развивается быстрее, чем обновляются учебные планы, — в вузах только появляются базовые курсы по нейросетям, а студенты давно освоили их на практике. Университеты открывают новые программы по искусственному интеллекту, а рынок уже перенасыщен и столько специалистов ему уже просто не нужно.

Во-вторых, во многих бакалаврских программах остро не хватает практики. Часто преподаватели считают, что студентам нужно сначала основательно освоить теорию, а потом уже изучать рынок труда без ущерба для учебы. Из-за переизбытка теоретических знаний студенты могут заскучать и вообще потерять интерес к специальности. Плюс ко всему, во многих случаях информация с пар оказывается совершенно не применимой в реальной жизни.

Чтобы найти хорошую работу но специальности, студенты сами должны проявлять инициативу. Стажироваться со второго курса, проходить дополнительное обучение, искать работу уже на третьем курсе бакалавриата. Просто учеба в университете сейчас не дает никаких гарантий.

  • Накину худи"студенты сами должны проявлять инициативу " - ну а кто еще за них должен инициативу проявлять?31
  • Жду веснупочему вы не учитываете одну из главных, на мой взгляд причин работы не по специальности? Неправильный выбор профессии в 17 лет. Это, конечно, сразу лишит возможности обвинить внешние структуры и обстоятельства в своей профессиональной неприкаянности. Есть еще и такой момент, как развитие технологий. Когда-то, как писал Харари, 500 лет вообще не делали принципиальной разницы между технологиями поколений, а вот сегодня студент, поступивший в вуз на одну специальность, через 5 лет может с удивлением обнаружить, что она более не актуальна или стала не так хорошо оплачиваться, как он рассчитывал при поступлении.22
  • ТаУВаши знакомые историки идут в репетиторство не потому, что работу не могут найти, а потому, что в этой профессии невозможно найти зарплату. Теории в вышке всегда было с лихвой,и, я, став инженером, училась писать технологические карты у соседки по общаге, выпускницы техникума. Но у нас и задачи разные были. Мне предстояло разрабатывать эти технологии, а ей - правильно читать тех карты и действовать в соответствии с их требованиями. Что касается инициативы, вот сейчас обсуждается вопрос о возврате распределения по некоторым направлениям подготовки. Думаю, многие,кого это коснется, пожалеют о своей былой безынициативности.25
  • Очень_интересно>> в вузах только появляются базовые курсы по нейросетям, а студенты давно освоили их на практике Ох, видела я ответы на вопросы к техническим лекциям, подготовленные chatgpt. Просто тихий ужас.5
  • Лукьянов ТимурЖду, всё так. Добавлю только, что часто речь идёт даже не о неправильном выборе профессии в 17 лет, а следовании стереотипу о том нужно выбирать высшее образование, а техникум для неудачников. Как итог - людей с высшим образованием больше, чем нужно и они не могут найти работу по специальности, а людей рабочих специальностей не хватает, хотя там средние зарплаты не ниже, чем в общем по стране, а в некоторых специальностях даже повыше будут.14
  • Любовь ЛеонтьеваВ клятом совке по распределению отправляли на работу выпускников техникумов и вузов в обязательном порядке. А сейчас рыночек порешал и нужны только опытные. Тянуть новичка и объяснять все на работе это сейчас никому не нужно.8
  • user2905061Для начала разберитесь, что это за профессия такая менедмент, по сути это никто, и они никому не нужны. Историки не могут найти работу потому что не хотят в школу идти, вот кто кто, а историки найти работу могут легко, журналистов слишком много, их всегда ноги кормили. В университете и должны теорию давать, будешь знать теорию, быстро освоишь практику.13
  • ЗвёздочкаНу а что вы хотели? Студенты - взрослые люди. Никто не должен ждать, сидя на парах, что тебе на блюдечке принесут работу. В наших реалиях университет - это по большей части самообучение, самодисциплина, самоорганизация. Все, кто хочет выйти с опытом из вуза, работает уже на первых курсах2
  • ***Так было и так будет всегда. Институт - это не профессия и гарантия, а тренировка и прокачка мозгов, которые потом только сам ищешь где удастся применить. Гибкость и вариативность использования полученных знаний и прокачки как раз плюс высшего образования, который потом всю жизнь позволяет быть в рынке профессий, меняться и приспосабливаться. Вуз не может и не должен идти точно в ногу со временем. Имея определенные программы обучения как опыт прошлого он конечно же будет отставать. Неправильно перекладывать на ВУЗ или астрологов ответственность за свое будущее. Институт должен научить выпускника как искать ответы на новые возникающие вопросы времени в будущем, создавать новые профессии, быть человека всегда в тренде решения новых задач и развивать рынок.6
  • Рубиновый шурупРаспределений сейчас сколько хочешь. Куча вакансий в деревнях, на Севере и на Дальнем Востоке. Если туда начнут распределять, как в советское время, на сколько студенты станут счастливее?5
  • Hellosamurai>Я учусь в магистратуре на медиаменеджменте, и почти все мои однокурсники работают по специальности Закономерно. Интересно почему? Неужто менеджеры не особо-то нужны? Главная проблема на самом деле, что государство тратит колоссальные деньги на специальности, которые не нужны рынку, когда уже начнут действительно вкладываться в нормальный инженерные специальности вместо плеяды всевозможных манагеров и прочих продавцов воздуха. >Просто учеба в университете сейчас не дает никаких гарантий Тут возможно для вас будет открытием, но оно и раньше никогда не давала никаких гарантий. Нужно приложить много ещё усилий помимо учёбы, чтобы устроиться на работу.3
  • HellosamuraiТаУ, >историки идут в репетиторство не потому, что работу не могут найти, а потому, что в этой профессии невозможно найти зарплату Ну оно в действительности не особо нужно. Хороших историков как впрочем и хороших журналистов не требуются тысячи. Хотя конечно как всегда кто не умеет сам, тот может учить других7
  • HellosamuraiНакину, >ну а кто еще за них должен инициативу проявлять Ужас-ужас государство по целевому набору отправляет студентов работать на новые производства и прочие стройки века! Кабала, рабство, отстой! A few moments later. Что? Проявлять инициативу? Кто я? Почему государство не подумало том, чтобы всем дать по работе? Позор!16
  • Alex Ts.Добро пожаловать в реальный мир, где никто не дает никому никаких гарантий. Если человек работает не по специальности, то он выбрал не ту специальность. И тут его, к слову, никто не заставлял. Ну и наличие высшего образование не гарантия того, что человек в итоге что-то знает и умеет. Нужно понимать, чем вы хотите заниматься заранее. Получать релевантные образование и потом идти стажироваться по этому же направлению. Тогда есть неплохие шансы. Ну а если осознанно идете на узкие , не особо актуальные и невостребованные специальности, то потом странно удивляться, что вы не можете найти по ним работу.3
  • АндрейЛюбовь, эта ситуация только с выпускниками вузов категории "Шлак", диплом этих "специалистов" не стоит даже бумаги на которой он напечатан. Возьмите напротив ситуацию с выпускниками МФТИ, работодатели не только тянут его выпускников их рвут на части, соревнуясь, кто предложит лучшие условия труда и лучшую зарплату.3
  • HellosamuraiЛукьянов, >техникум для неудачников Я знаю не мало людей которые в итоге работают по нормальной рабочей специальности, зарабатывают хорошие деньги, и ни в чем себе не отказывают. При этом зачем-то закончили вуз, хотя им достаточно было получить нормальную рабочую специальность в технокуме. В целом есть большой стереотип, что работать руками нечто плохое, чего надо обязательно чураться, особенно бесит "не будешь учиться - будешь работать дворником" - хочется спросить каждый раз на все такие заходы, а кто при таком раскладе вообще будет что-то убирать, что-то делать руками, строить, на заводах пахать, добывать в шахтах? Почему обязательно надо в детях воспитывать какую-то закомплексованность по части нормального труда, как чего-то совершенно недостойного. С моей точки зрения человека характеризует не его профессия, а его личные качества, его отношение к обществу, к природе, его личная ответственность за все происходящее вокруг, а профессия лишь способ заработка, чтобы жить хорошо, как совершенно раньше верно говорили "все профессии нужны, все профессии важны".6
  • Лукьянов ТимурHellosamurai, подписываюсь под каждым словом.0
  • Лукьянов ТимурЛюбовь, новички не нужны только те, которым самим ничего не нужно. Если есть желание, то найти стажировку обычно вполне реально.3
  • Рубиновый шурупЛюбовь, в совке отправляли по распределению туда, куда даже медведи бояться ходить, а все что хорошее - это по большому блату4
  • НикитаЛукьянов, по статистике различие в уровне заработной платы техникума и вышки 20-30% в пользу вышки + руководящую должность из-за отсутствия вышки могут и не дать2
  • НикитаЛюбовь, самое интересное, опытные рано или поздно закончатся, люди не молодеют и что они дальше эти конторы делать будут? Ныть,что никого нет?0
  • КрысёкЕвсей, балл ЕГЭ определяет будущий заработок? Очень смешно)5
  • Накину худиНикита, руководящую должность могут и не дать даже с 2мя вышками.1
  • Лукьянов ТимурНикита, это за счёт тех, кто работает после вуза по специальности. Если выпускник идёт в вуз просто потому, что нужно, на ту специальность, куда смог поступить, то вероятность работы по этой специальности стремится к нуля. Плюс после среднеспециального образования сохраняется право на бесплатное высшее, но уже есть мозги, что бы осознанно принять решение о поступлении.1
  • Накину худиHellosamurai, во-во)). Начинают говорить о возобновлении системы распределения - тут же поднимается вой, как государство смеет указывать где работать, выпускник сам решит и найдёт. Не могут найти работу - опять государство виновато, ректор после вручения диплома почему-то не отводит за ручку на работу, приходится проявлять инициативу. "Сами не знают, чего хочут" (с)4
  • Lori LeiHellosamurai, мне кажется, все зависит от возможностей самого человека(верне,даже ребёнка, потому что выбор специальности происходит, когда абитуриент ещё по факту ребёнок). Если у ребёнка хорошие интеллектуальные способности, тогда их глупо закапывать и идти в рабочую Специальность. Если с этим не очень или реально есть задатки мастера, который что-то классно делает руками - тогда без проблем можно в колледж, хотя на мой взгляд ВО в любом случае даёт больше развития, если, конечно, появляться в вузе регулярнее, чем на сессиях.3
  • HellosamuraiНакину, имхо, я считаю, что распределение в том классическом виде не нужно, а вот урезание бюджетных мест и перераспределение их на более релевантные и необходимые специальности куда более верный подход. Хотят люди плакать и колоться, пусть делают это исключительно за свой счёт.0
  • Lori LeiЛюбовь, все зависит от компании. На самом деле, много где практикуется взять на работу новичка без конкретного опыта, например, и поручить его натаскивать уже опытным коллегам. В итоге обычно компания получает через какое-то время готового специалиста, не потратив ничего на его обучение0
  • serafimazЯ так никогда по профессии и не работала.3
  • John DoryПо мне, так проблема чисто в профориентации. Кто-то должен донести до молодого человека мысль, что не всякое образование - это профессия. И честно обрисовать перспективы. Т.е. историк - это не професия. Профессия - это например преподаватель истории. Ну вероятно есть и другие для этой обасти, там сотрудник нии например. Но нужно показать количество вакансий, чтобы было сразу понятно, что с востребованностью. Да только кому надо заниматься таким антипросвещением? У самого котелок варить должен. Мне например очевидно, что если бы я даже поступил и закончил МГИМО, то никаких перспектив у меня бы ее было. Мне хватило дня открытых дверей в институте стран Азии и Африки понять, что за публика там ошивается. С другой стороны, я не вижу ничего плохого в непрофильном образовании. Окончил исторический, а продаешь пластиковые окна? А что, надо отдельно идти учиться на продажника окон в универ? Вот у меня племянник закончил Тимирязевскую академию по направлению поливальные машины. Вы правда думаете, что кто-то со школы мечтает стать инженером по поливальным машинам? И страдает от того, что не может найти место, где бы мог воплощвть свои идеи по поливу огородов? Просто получил диплом, там где проще было поступить, а занимается совершенно другими делами. Государство само придумало эту чехарду и продолжает упорствовать, например, вводя лимиты по юристам и экономистам. Ну получит инженеров по поливальным машинам, сомневаюсь, что это как-то изменит ситуацию с работой не по специальности4
  • Алина СмирноваHellosamurai, раньше в 16-17 лет выбирали одну профессию на всю жизнь, но в то же время среди таких людей немало тех, кто ненавидит свою работу, но продолжает тянуть лямку. Я считаю странным обвинять человека в том, что он в 16-17 лет не смог точно определиться с профессией на всю жизнь. Точно знать в этом возрасте, кем ты хочешь работать до конца жизни, либо же менять профессию - это не что-то "инфантильное" и ужасное. Ведь человек в этом возрасте может не знать, чего он хочет, потому что не успел пока опробовать себя в какой либо сфере, и может не понимать подходит ли ему это. В любом возрасте может получиться так, что у человека пропадет желание работать в определенной сфере, хоть во время обучения в вузе, хоть в 40 лет. Для этого и существует всякие курсы переподготовки, возможность получить второе высшее и т.д.2
  • NЧё то фигня. Работы с невысокой зарплатой, кажется везде полно! Для того чтобы найти работу с высокой зарплатой в хорошем месте, надо проявлять инициативу! Как удивительно!1
  • John DoryМарина, высшее образование именно по озвученному вами принципу и устроено: чтобы появился один светоч (в любой науке) нужна соответствующая научная среда из миллинов подвизющихся на этой ниве. А иначе не будет и этого одного. Но вот норот жалуется, что обманули, рабочих мест не завезли по специальности. По мне, так лучше путь человек изучает базовые науки, получает образование, а не специальность. А дальше уж как фишка ляжет. Разумеется, миллионы юристов не нужны. Но миллионны инженеров также не нужны. Это уже всё было, причём при моей жизни. Был и есть такой мощный институт МАИ. Инженернее и не придумаешь. А вот устроиться на работу по специальности не так-то и просто было. Имеется в виду, устроиться чтобы поднимать лаве, а не влачить лямку за гроши. Как мне сказали, устроиться в Боинг - это лучшее, что может случиться с выпускником этого вуза. Но хотя бы еще были авиазаводы, поэтому выпуск авиаинженеров тысячами был оправдан. Мои знакомые маёвцы вместо авиазавода пошли в диражабельный кооператив, на дирижаблях и воздушных шарах в свое время хорошо продавалась реклама на разных ивентах. Другой одноклассник (маёвец), так вообще стал крупным коммерсантом по туалетной бумаге и прочим безусловно нужным средствам личной гигиены. К чему это всё? Да к тому, что абитуриенты должны понимать, что 5 лет изучая авиастроение, никакой работы в авиастроении подавляющее большинство из них не найдёт. И все равно пойдут продавать рекламу или туалетную бумагу. А раз так, то если нет страсти к технике, может им было лучше просто философию поизучать и древнегреческий?1
  • HellosamuraiЛюбовь, >Тянуть новичка и объяснять все на работе это сейчас никому не нужно Когда читаешь в соседней теме про "нересурсных", которым все должны, то в целом начинаешь понимать, почему никто не хочет ничего объяснять, как и никто не собирается никого тянуть.0
  • Сергей ГлушковВот наивная молодёжь, путает разные миры и времена! Поздний СССР - мир социализма, где ВСЁ принадлежало народу. А раз ты хозяин, то и по-хозяйски ко всему относишься ( кроме тех множественные случаев, когда верх брала индивидуальная мелкобуржуазная психология): получаешь рабочую профессию, которая требуется здесь и сейчас или, - диплом вуза и предполагаемое место работы - распределение туда, где тебе, как "хозяину", отрабатывать потраченные на обучение средства, накопленные отцами/матерями... Россия, это другой мир- КАПИТАЛИЗМА, где тебе ничего не принадлежит! Ты можешь думать, что чем то владеешь, но это - иллюзия. В этом мире государство имеет одну цель - себя сохранить ( сохранить элиты, сварганившее государство). На тебя- наплевать в энной степени. Если хочешь выжить - будешь суетиться в меру собственных представлений. Не выживешь - завезут " таджиков" хоть с Украины, хоть с Востока, хоть с Америки... Поэтому, твоё образование и судьба, это : " Ваши проблемы"...2
  • Евгенияuser2905061, я была бы счастлива под руководством человека, который получил полноценное образование по специальности менеджмент, и который хотя бы курс психологии и управления персоналом прослушал. Ни одного руководителя в моей жизни не было с таким образованием, народ от такого некомпетентного начальства разбегался. Это отдельное умение найти подход к людям и создать рабочую атмосферу, этому учатся.1
  • ЕвгенияМарина, юристом сейчас должен быть каждый. Ни разу не пожалела, что у нас было лекции и семинары по разным видам права в течение 6 лет. Самая полезная специальность.2
  • ЕвгенияЖду, второе высшее у нас платное. У людей нет денег сменить профессию. В 17 лет это по сути подросток, а его на всю жизнь прибили одной специальностью, а если родители кредиты брали на это обучение, то просто выбора нет. После курсов не берут на работу, проверяла, так что в другую профессию не перейти. Все работодатели хотят, чтобы в основе было 5 лет учёбы в вузе. Ну нет работы по моей специальности, мне что повеситься? Остальные так же живут. Куда взяли, там и работают.3
  • ОлегLori, ничего не потратив, исключительно за счет энтузиазма и геморроя опытных коллег.0
  • ОдуВАННикита, не поверите, 20 лет назад было тоже самое4
  • ОлегVmV13, причём диплом вуза и распределение гарантировало рабочее место, но и зарплату на уровне такого же начинающего рабочего после ПТУ. Только рабочий, если не полный пофигист, довольно быстро продвигался до 3-4 разряда, а инженер, даже энтузиаст, мог телепаться по служебной лестнице десятилетиями. В итоге средний инженер получал в 1.5-2 раза меньше среднего рабочего.1
  • NСергей, а что в позднем СССР было как-то по другому? Окончив институт люди получали большие зарплаты, да так что им всякие официанты, таксисты и спекулянты завидовали?1
  • Дмитрий ДенисовHellosamurai, да сейчас итак бюджетных мест очень мало, могу лишь согласиться добавить их на релевантные вакансии, которые требуются стране, учителя например1
  • Задействован, Гусь!Hellosamurai, >>При этом зачем-то закончили вуз, хотя им достаточно было получить нормальную рабочую специальность в технокуме. Возможно им нужно было время, чтобы встать на ноги и стать спецом. Мне к примеру, не хватило года, чтобы устроится в геймдев-студию, пришлось идти в вуз заочно, где не ебали мозги, что бы поднять знания по 3D0
  • Alex Ts.Задействован,ну тогда очень удобно переложить ответственность на родителей. Ещё и с психологом есть , что обсудить.1
  • Ярослав ИвановКрысёк, бал на ЕГЭ показывает весьма не плохо количество мозгов (редкие случаи взяток не берем). А нет мозгов....считай колека. Как бы не хотелось люи не равны, кто то умнее кто то глупее. Если умный то даже без папы олигарха, все в жизни будет, может презедентом не станешь, но на сытую жизнь хватит1
  • Ярослав ИвановЕвгения, а у меня был одно время босс с МВА, мудак редкостный....и было куча боссов, без менеджерского образования......о чем это говорит?)1
  • AdorikНакину, не всем нужны кандидаты наук в качестве руководителей. Но, уровень образования является "красным флагом" в вопросе кадровой политики.0
  • Lori LeiHellosamurai, ну если вы исследовали все вузы страны и сравнили их с техникумами, то, конечно, не мне с вами спорить) я сужу по вузам и техникумам своего региона, т.к. в своё время знакомые и бывшие одноклассники много рассказывали про свою учёбу. Так вот, в данном случае, это было небо и земля. Начиная с того, что весь сброд тёк именно в техникумы. Про интелеллектуальные способности - может, вытянут и середнячков, но способных учеников всегда видно, и они не остаются незамеченными руководством и при желании могут получить буст - предлагают участие в проектах, грантах, работу на кафедре и т.д. плюс, можно теснее заобщаться с преподавателем и обращаться периодически за какой-нибудь доп.информацией, будь то разъяснения или литература1
  • Lori LeiОлег, и я том. Тратят работники, а не компания. А тебе потом дай бог спасибо скажут0
Вот что еще мы писали по этой теме