Попаданцы: самые популярные книги и авторы у россий­ских читателей

И кто вообще такие попаданцы
25
Попаданцы: самые популярные книги и авторы у россий­ских читателей
Аватар автора

Наталья Врана

хочет в будущее

Страница автора

Запрос «попаданцы» входит в топ-3 книжных поисковых запросов у российских пользователей, выяснили в Mediascope.

Исследователи не сообщают, что именно из литературы о попаданцах предпочитают читатели. Но в общий топ писателей вошли авторы, создававшие в том числе сюжеты о попаданцах: Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Говард Лавкрафт и братья Стругацкие.

Чтобы подробнее узнать о попаданчестве  и читательских вкусах россиян, мы проанализировали почти девять тысяч книг в базе ресурса «Лаборатория фантастики», который специализируется на фантастической литературе и близких к ней жанрах.

Кто такие попаданцы

Попаданцы — особый тип героев фантастической литературы. Они переносятся в другое время или в иные миры. Хорошо знакомые всем подобные персонажи — Гулливер, Иван Васильевич и дети из семьи Пэвенси в «Хрониках Нарнии».

Все образы попаданцев можно обобщенно разделить на два типа: обычный, заурядный человек и прогрессивный герой. Попаданцы из первой группы ведут ничем не примечательную жизнь в реальности, а в месте попадания становятся супергероями или приобретают высокий статус.

Например, Станислав Сварог, персонаж книги «Рыцарь из ниоткуда» Александра Бушкова: майор ВДВ в захолустной воинской части, а в фэнтезийном мире — граф с фамильным замком и отважный герой. Или сэр Макс из успешного цикла «Ехо» Макса Фрая  : неудачник в нашем мире и могущественный маг в загадочном городе Ехо.

Вторая группа — «прогрессивные» попаданцы. Они в чем-то сильны уже на старте. Их знания и навыки, а иногда — выдающиеся душевные качества помогают им выжить и даже улучшить мир, в который они попали.

Таких персонажей описывает Евгений Лукин в повести «Слепые поводыри»: трое друзей оказываются в древней Полинезии и решают спасти островитян от колонизации европейцами. А в произведении Эдмунда Купера «Эльфы планеты Эревон» 16 пассажиров, летевших авиарейсом из Стокгольма в Лондон, обнаруживают себя на неизвестной планете, где им придется стать новыми робинзонами и наладить контакт с другими расами.

В русскоязычном сегменте есть отдельный типаж героев-попаданцев: они путешествуют в историческое прошлое и изменяют ход событий. В этом узком понимании попаданчество синонимично жанру альтернативной истории — такого мнения придерживаются, например, авторы российской «Энциклопедии попаданцев в прошлое».

Именно этот подвид литературы захватил книжный рынок на постсоветском пространстве, и такой популярности у него нет больше нигде в мире. Хотя, как показывает наш дальнейший анализ, в общем массиве текстов о попаданцах этот сюжет знаковый, но не самый частый.

С чего началась литература о попаданцах

Как менялась популярность попаданческой литературы

В России книги о попаданцах стали массово издаваться в девяностых годах, а с начала нулевых их популярность росла лавинообразно. Количество новых публикаций достигло исторического пика в 2021 году: 493 произведения русскоязычных авторов за год, включая самиздат.

Сегодня это обширный сегмент массовой литературы: каждая седьмая книга в базе «Лаборатории фантастики» — попаданческая  . На момент исследования эта база содержала 74 315 текстов, в том числе о попаданцах в широком смысле — 10 570. Для дальнейшего анализа мы исключили повторения внутри авторских циклов — получилось 8759 книг.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

По мнению известного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, попаданческая литература до некоторой степени закрывает у читателей потребность в эскапизме и интерес к историческому прошлому.

Исследователи ВШЭ считают, что главная причина популярности книг о путешествиях в прошлое и сюжетов альтернативной истории в том, что они имеют психотерапевтический эффект и отвечают на социальный запрос. Кроме ностальгии люди испытывают дефицит причастности к чему-то общему и великому — поэтому вспоминают о Советском Союзе, Российской империи или даже Древней Руси.

Как отдельную важную веху выделяют романы о попаданцах, связанные с Великой Отечественной войной. Тема военного попаданчества, единственная из всех, была отражена на экране: в трилогии «Мы из будущего» и похожем по сюжету фильме «Блиндаж» в зону военных действий переносятся молодые «черные археологи».

Из общего количества текстов о попаданцах, представленных в базе «Лаборатории фантастики», примерно в четверти герои отправляются в прошлое России, в СССР или на Русь. При этом действие происходит в пространстве альтернативной истории только в 8% всех исследованных нами книг: 744 из 8759  . Чаще всего авторы «переписывают» историю 20 века. Например, сюда попадают герои 83% книг о войне  , где действие происходит в прошлом нашей страны: 308 текстов из 370.

Если говорить об аудитории читателей, попаданческая литература в целом универсальна. Большинство текстов написаны для любого возраста: 82%, или 7155 произведений. Лишь небольшая часть книг — для взрослых: 12%, или 1029 текстов. А 6%, то есть 514 произведений, создавались специально для детей и подростков.

Книги о попаданцах востребованы среди тех, кто любит фантастику, сказки или ЛитРПГ  , — социальный портрет этих людей разноплановый. Как выяснили социологи ВШЭ, к произведениям о попаданцах в жанре альтернативной истории чаще всего обращаются мужчины средних лет. По социальному статусу это люди среднего достатка, отслужившие в армии, обычно с консервативными взглядами.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

О чем самые популярные книги о попаданцах

Основные темы и сюжеты. Мы посмотрели на общий характер повествования и сюжетные ходы  , по которым можно оценить тематику произведений. Ожидаемо большинство книг о попаданцах — приключенческие: 61%, или 5336 текстов. Далее с большим отрывом от первого места следуют произведения о социальных проблемах: 9%, или 516 текстов.

Исключительно на военную тему тоже написано сравнительно немного: 5%, или 490 текстов. При этом чаще всего сюжет этих военных историй разворачивается в России, СССР или Древней Руси: 370 книг. Реже — в Европе или Азии: 40 и 9 текстов соответственно.

Главная тема историй о попаданцах — путешествие к особой цели. Об этом написана каждая пятая книга: 22%, или 1931 текст. Например, в романе «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова врачу-попаданцу из Москвы предстоит пройти несколько посвящений и, став драконом, сразиться за спасение волшебного мира.

Но спасение мира в чистом виде не столь частый сюжет: только 2% текстов о попаданцах. Больше в ходу мотив прогрессорства, когда герой должен изменить общество к лучшему за счет своих продвинутых знаний: 7%, или 565 книг. К примеру, в роли прогрессора выступает отставной полковник КГБ из фэнтези «Обреченный на бой» Романа Злотникова — попав в прошлое, он борется с рабовладельческим строем. При этом родственный бондианский сюжет о работе спецслужб встречается реже: 3%, или 249 книг.

Вторая по популярности тема — психология: становление или взросление героя. Об этом рассказывает каждая шестая книга: 17%, или 1523 текстов. Например, в «Хрониках Нарнии» герои-дети после испытаний становятся правителями и получают титулы согласно приобретенным добродетелям: Справедливый, Великодушная и другие. Также к теме становления близок корпус произведений о необычных качествах главного героя, например о способностях мага, целителя, демона, супербойца: 8%, или 700 текстов.

Герои-попаданцы — «универсальные солдаты», которые решают едва ли не все проблемы человечества. Поэтому в попаданческой библиотеке можно найти книгу почти на любую тему: от искусственного интеллекта и генетических экспериментов до загробной жизни и пророчеств.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

Жанровое разнообразие. Книги о попаданцах не относятся к самостоятельному жанру литературы. Строго говоря, это сюжетный прием внутри других жанров, когда герой переносится во времени или пространстве.

Самая популярная обертка для попаданческой литературы — научная фантастика. Более чем в половине произведений герой действует в мире привычных нам законов природы и общества: таких 57%, или 5024 текста. При этом чаще всего действие описывается в рамках мягкой — или гуманитарной — научной фантастики  : 31%, или 2733 книги. В основе твердой научной фантастики с попаданцами лежат естественные науки, и встречается она в десять раз реже мягкой: 3%, или 263 книги.

Также у авторов, пишущих о попаданцах, довольно популярны путешествия во времени — темпоральная фантастика и хроноопера  : 27%, или 1370 текстов.

Волшебного вымысла в книгах о попаданцах меньше, чем околонаучных спекуляций. В жанре фэнтези написано около трети текстов: 36%, или 3156. Кроме того, небольшое число попаданческих историй разворачивается в других жанрах: мистики и ужасов — 201, сказки и притчи — 126, магического реализма — 68, в мире на основе компьютерной игры — 20 книг  .

Куда попадают герои

Попаданец может оказаться либо в другом мире, либо в ином времени. Нередко внутри одной истории есть и то и другое, но можно определить доминанту.

В большинстве попаданческих романов герои путешествуют в другой мир: 58%, или 5054 произведения. Перемещения во времени встречаются примерно в полтора раза реже: их 40%, или 3533 текста. При этом герои чаще переносятся в прошлое: 35%, или 3087 всех книг. В будущее — значительно реже: всего 3%, или 244 книги.

Меньше всего произведений с обратным вектором, когда необычные персонажи попадают в наше время: 2%, или 202 текста. Например, такой сюжетный прием использует китайский фантаст Лю Цысинь в книге «Посыльный». В ней гость из будущего посещает физика, очень напоминающего Альберта Эйнштейна, чтобы рассказать о новых открытиях в науке, вдохновить и утешить старика перед смертью.

Другой пример — юмористический рассказ Ричарда Мэтисона  «Человек с дубиной», по сюжету которого в самом сердце Таймс-сквер необъяснимым образом оказывается пещерный человек.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

Если посмотреть на места попадания героев — большинство сюжетов разворачивается на Земле: 62%, или 5465 книг. Это либо хорошо знакомый нам мир — 51%, или 4437 книг, либо альтернативная историческая реальность  , которая фигурирует гораздо реже: 12%, или 1028 книг. В произведениях с вымышленными земными странами и континентами встречаются Гиперборея, Атлантида, Бермудский треугольник и другие — таких менее 1%.

Второе по популярности место действия книг о попаданцах — параллельный мир или вселенная. Об этом повествует каждая пятая книга: 21%, или 1863. Подавляющее большинство из них написаны в жанре фэнтези: 1282 текста. Менее трети — в жанре фантастики: 550 текстов. В других жанрах — незначительное количество.

Чуть более 1% героев путешествуют в литературные и виртуальные миры: 71 и 40 книг соответственно. Например, литературный мир появляется в известном цикле Корнелии Функе «Чернильное сердце», по которому в 2008 году вышел одноименный фильм, а годом позже — игра для Nintendo. В этой истории папа двенадцатилетней Мэгги случайно переносит нескольких книжных персонажей в реальный мир благодаря способности оживлять героев, читая вслух. Но место персонажа на страницах должен занять настоящий человек — и в книжном мире исчезает мама Мэгги.

Самая популярная история с переносом в виртуальный мир — серия книг «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса, одного из основоположников жанра ЛитРПГ в России. По сюжету смертельно больной герой навсегда переносится в онлайн-игру, где становится эльфом-некромантом.

Космос — редкая локация для попаданцев: всего 7%, или 577 книг. Большинство космических историй происходит в будущем: 312 книг. Причем чаще всего в далеком, где человечество уже освоило космические корабли и бластеры: 291 книга.

Зачастую в космосе оказываются наши современники: примерно треть космосюжетов относится к 20 и 21 векам — 102 и 84 книги соответственно. Также современность пересекается с близким будущим, к которому относятся 20 книг. Например, в романе «Курьер-619» Николая Горькавого  подросток Джер выполняет рядовой курьерский заказ на Юпитер, но оказывается втянутым в эксперимент, связанный с проникновением в прошлое. Адресат посылки профессор Мамаев планирует вернуться в 2013 год и увидеть падение печально известного Челябинского астероида, пагубно повлиявшего на дальнейшее развитие цивилизации.

Из всех планет Солнечной системы  авторы больше всего любят Марс: на него отправляется половина космических попаданцев. Из вымышленных планет чаще всего действие разыгрывается на двойнике Земли — планете Гор, которую придумал фантаст Джон Норман: 26 книг.

Что касается времени переноса, попаданцы «облетели» все близкие и далекие эпохи: от мезозоя с динозаврами до далекого будущего на 20 млн лет вперед. При этом чем ближе шкала книжного времени к современности, тем больше на ней попаданцев.

Действие почти половины книг происходит в современную эпоху: 20 век — 25%, или 2169 книг, 21 век — 23%, 2046. Из более ранней истории наиболее популярно Средневековье: 7%, или 625 текстов. А также Новое время  : 9%, или 764 текста. Если посмотреть на попаданцев в русскую историю — всего таких произведений 3366, — результаты будут похожими: 20 век — 1291 текст, 21 век — 932.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

Рейтинг популярных писателей о попаданцах

Мы проанализировали 3008 писателей из библиотеки «Лаборатории фантастики», включая тех, кто писал о попаданцах в соавторстве. При этом оценили отдельно современных представителей этого жанра и классиков фантастики, которые использовали сюжеты о попаданцах лишь время от времени.

Чтобы выделить самых читаемых авторов и наиболее успешные книги, мы ранжировали их по общему количеству полученных оценок. Дело в том, что сама по себе высокая оценка, по принципу баллов у фильма на «Кинопоиске», не говорит о популярности писателя: среднее количество оценок у авторов из нашей выборки — 256, при этом у популярных писателей их как минимум несколько тысяч. Поэтому мы составили топ по количеству оценок, при этом в рейтинге участвовали только писатели с оценками не ниже среднего значения — это 6,6 балла.

В топе современных авторов историй о попаданцах оказались только те, кто пишет на русском языке. Это связано с тем, что попаданческая литература наиболее распространена на постсоветском пространстве. При этом семь из десяти самых популярных писателей работают в жанре фэнтези: Виталий Зыков, Юрий Никитин, Андрей Белянин, Оксана Панкеева, Александр Прозоров, Павел Корнев и Александр Рудазов. Остальные — фантасты: Артем Каменистый, Роман Злотников и Александр Мазин, который пишет на стыке с исторической прозой.

В десятке самых читаемых классиков преобладают иностранные писатели. Особой популярностью пользуются Клайв Льюис, в основном благодаря «Хроникам Нарнии», и планетарный фантаст Эдгар Берроуз — им зачитывались еще писатель Рэй Брэдбери и астрофизик Карл Саган. Среди отечественных мастеров литературы, прибегавших к попаданчеству, чаще других читают Владислава Крапивина и Кира Булычева — их истории про детей успешно экранизировали советские режиссеры.

Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Лаборатория фантастики», расчеты Т⁠—⁠Ж

Самые популярные книги о попаданцах

Библиотека попаданческой литературы в основном состоит из книг, написанных на русском языке: 7102 текста, или 81%. Среди иностранных произведений популярнее всего переводы с английского: 1319 текстов, или 15%. И совсем редкое явление — азиатские истории о попаданцах: совокупно на японском, китайском и корейском языках написано менее 1% текстов.

Если называть конкретные книги, то очень популярны фэнтези-романы Виталия Зыкова: «Безымянный раб», «Наемник Его Величества», «Под знаменем пророчества» и «Владыка Сардуора».

Среди любимых книг выделяется технофэнтези  Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов», по мотивам которого вышла компьютерная игра, и боевики Артема Каменистого — «Девятый» и «Пограничная река». Из зарубежных произведений читатели высоко оценили триллеры «И грянул гром» Рэя Брэдбери и «11/22/63» Стивена Кинга.


Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata

Наталья ВранаРасскажите о популярной книге, которая вас разочаровала:
  • CaviaНе хочу рассказывать о популярной книге, которая меня разочаровала. А хочу рассказать о первой книге о попаданцах, которая меня очаровала: ну конечно, это "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура". Кто же знал тогда, что это о попаданцах!19
  • SeibaНемного классики.18
  • Alexandra P.Какая-то параллельная реальность)) всегда предпочитала реализм в литературе и кино.1
  • Николай КорневСоцреализм?0
  • Alexandra P.Николай, просто реализм. Без всяких там перемещений во времени и прочих сказочных штук. Читаю и классику, и советские книги, и современную прозу. Главное, чтобы все было реалистично)2
  • ObvAlexandra, в СССР не было печатных машинок в свободной продаже исключительно в силу реализма прозы, конечно.0
  • petergavвсе же не челябинский "астероид" - всё, что уже упало на Землю, называется метеорит0
  • Полина ДелияCavia, только зашла оставить этот комментарий. Отличная книга, и мне кажется, была первой в этом жанре)5
  • Мария Павловаpetergav, автор этой книги, астрофизик и доктор физико-математических наук, Николай Горькавый в интервью еще называет его болидом или суперболидом)1
  • DaryaCavia, тоже хотела написать об это книге - первой в жанре, кстати.6
  • MerkawasПрошло много лет, прочитано море книг, но по-прежнему антирейтинг литературы у меня возглавляет творение Елены Петровой "Лейна", вышедшее в 2007 году. Это, кстати, про попаданку в фэнтези-мир. Худшей книги в моей жизни не было. С другой стороны, я с тех пор поразборчивей стала, могла что-то и пропустить.2
  • Михаил Викторович10
  • Наталья Вранаpetergav, вы правы в том, что упавший астероид (его часть) называется метеоритом. Но герои книги — космические путешественники, которые хотят увидеть предысторию падения еще в космосе. В похожем контекста термин Челябинский астероид также используется в научной среде, например, в этой статье: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/0004-637X/812/1/264
  • user6149019Интересное исследование, но хотел поправить насчет экранизации попаданчества. Почему только военная тема была отражена на экране, а хороший советский фильм "Зеркало для героя", те же "Джуманжи" с Парком Юрского периода, или я не совсем понял мысль автора?0
  • Мария Павловаuser6149019, вы правы, мир экранизаций требует отдельного исследования! ) Военная тема — здесь в контексте попаданчества в историю России. Дальше в статье есть упоминания экранизаций, у «Чернильного сердца», например.0
  • PalladinКуда забыли Марк Твена - с него все началось в этом жанре ?0
  • Наталья ВранаPalladin, классика жанра на месте :) В конце первого раздела о том, кто такие попаданцы, есть раскрывающийся блок «С чего началась литература о попаданцах»0
  • СветаА как же классика жанра? Ненавижу попаданчество и всяческих попаданцев. Слава богу, со мной согласны большинство фикридеров, и поэтому фанфиксми ещё не утонул в подобном жанре. Нигде в мире не читают столько подобной литературы, как в россии. Причина кроется в ресентименте. Обычно попаданец становится советником Сталина или Николая, последнего русского царя, или попадает во времена Опричнины. «Герой» борется с западом — вот мысль, пролегающая красной нитью через книги о попаданцах2
  • МилаИнфографика в статье - чистый кайф! Особенно "Куда переносятся герои книг о попаданцах"1
  • MerovingerМила, именно инфорграфика, куда переносятся, меня и удивила. Буквально на днях ровно ту же форму инфографики видела в китайском блоге о финансах (на китайском языке), вот как?0
  • ФедяАлиса, миелофон!!! Самая любимая попаданка, на всю жизнь😍1
  • СергейCavia, вы прочли мои мысли!1
  • petergavНаталья, теперь понятно0
  • Наталья ВранаСвета, безусловно, Олег Рыбаченко — очень плодовитый автор. Он породил целый зоопарк попаданцев: пчелу, льва, крокодила, таракана и бациллу. И еще десятки книг с той самой красной нитью, о которой вы пишите. Но при этом ни одна из них не заслужила место в базе «Лаборатории Фантастики»0