Мнения
2K

Мнение: взрослые перекладывают ответственность за происходящее с детьми на самих детей

135

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наташа Бобрик

Страница автора

Манифест взрослого, который понял, что проблема не в непослушных детях — а в травмах родителей, которые в них разговаривают.

На статью навёл чей-то комментарий под статьей на ТЖ «сочувствую учителям с такими детьми». А точно ли учителям надо сочувствовать?

Я считаю, что так и происходит, когда родители говорят:

  • «он у нас такой»
  • «ну, мы недосмотрели»
  • «он у нас избалованный / капризный / непослушный / вставить нужное»
  • и прочие способы сказать: «это не наш косяк, это ребёнок бракованный»

Очень удобно, потому что ребёнок в любом случае ничего не может ответить.

Что говорит об этом буддизм

Я давно интересуюсь буддизмом, и так-то там утверждается, что дети — одни из светлых существ. У них ещё свежая карма и память о прошлых жизнях ближе к поверхности, чем у взрослых. Меньше установок, зажимов — поэтому они часто интуитивно «чистые» и искренние. Их сознание ещё не заросло чужими словами.

И вот как буддизм объясняет поведение детей:

  • у детей сильнее связь с прошлой кармой: кто-то рождается с мудростью, кто-то — с грузом
  • дети — учителя для родителей и приходят не просто так — часто чтобы вытянуть наружу травмы родителей
  • до 7 лет у ребёнка ещё не «включилось» эго: он живёт больше интуицией, телом, энергией

То есть дети часто «видят» и «чувствуют» то, что взрослые давно вытеснили. А взрослые, в свою очередь, эти реакции либо глушат, либо обесценивают. Моя любимая книга — «Дети пишут Богу» М. Дымова подтверждает это.

Что если дело не в детях, а в их родителях

Дом — это место, где дети проводят больше всего времени и «зарастают словами». Дети впитывают всё моментально — как антенна, как лакмус. Что дома получили — то и транслируют. Если там нет уважения к авторитету взрослого, то откуда ему тогда взяться?

Ребёнок как зеркало: показывает то, что происходит в его окружении, в семье. И он не рождается с ненавистью — он ей заражается.

💡 То есть агрессия / злость → не потому что «плохой человек растёт», а потому что не хватает любви, понимания или ясных границ.

А взрослым очень удобно перекидывать на ребенка ответственность. Ребенку же сложно ответить, когда, например, упрямится или плохо учится, потому что он ещё не всё не осознает и не находит слов. А взрослый:

  • не привил ценности открытых разговоров
  • не нашел способов поговорить открыто
  • не нашел способов заинтересовать ребенка

Удобно говорить «он у нас такой», а не «мы пропустили тот момент, когда нужно было…

  • заметить, что ребенок отстаёт не потому что тупой, а потому что просто не понимает объяснение в этом формате
  • не говорить «ты ленивый(-ая)» — а разобраться, почему у ребенка нет сил
  • не тащить в школу на разборки, будто это суд, — а включиться как партнёр, не как обвинитель
  • не запрещать эмоции фразой «не ори, не плачь, не бесись»<, а спросить: что ты сейчас чувствуешь?

Дети собираются из фраз, взглядов, молчаний, истерик, а еще любви, заботы и поддержки взрослых рядом. И чем чаще взрослые списывают ответственность на «он у нас просто такой», тем тяжелее ребёнку потом разгребать то, что он не создавал.

Я тоже была тем самым «неудобным» ребёнком в школе

И задумываюсь — а что тогда со мной не так было на самом деле? И кто решил, что это «не так»?

В школе я была «умным бунтарём» — училась очень хорошо, ездила на олимпиады и выступала на конкурсах, но постоянно нарушала правила поведения, за которые родителей вызывали в школу.

Например, мне хотелось проявляться так: ходить без формы, курить на переменах, приходить к 3–4 уроку, пить вино из пакета под лестницей вместо уроков немецкого.

Да, не все поступки можно объяснить — где-то это был бунт ради бунта. Но что, если попробовать?

🙅 Я ненавидела уроки немецкого. Мне не нравилось его грубое произношение (и он не самый распространённый).

В моей школе это был обязательный предмет, и не было альтернатив: например, учить испанский или взять экстра-уроки английского. Мне не хватило в 15 лет осознанности понять своих мотивов — поэтому я пила вино вместо немецкого (к счастью, успеху не помешало).

🙅 Уроки МХК (мировая художественная культура). Интересный предмет в ужасном исполнении. Всё потому что учительница была очень религиозна и на уроках рассказывала про свои паломничества и навязывала веру с излишней эмоциональной краской (как блогер она мне не нравилась ха-ха).

Поэтому на МХК я почти всегда читала другие книги, и получала двойки за поведение и вызовы родителей в школу.

🙅 Школьная форма. Предыстория и смысл школьной формы мне понятен. Но почему бы не ввести форму не по правилу «подчиниться» (чёрному и белому), а придумать самому? Например, «любые два цветовых сочетания», а не «только два: чёрное и белое». Или несколько крутых фирменных паттернов школы в разных цветах для разных классов! Вот это было бы вау.

Классическая система образования и так тюрьма для творческих людей — так зачем ещё больше уравниловки?

🙅 Я подружилась с подъездной компанией в Королёве (мой хоумтаун). И здесь мой мудрый папа начал поддерживать и расширять мои интересы: сноуборд, вейкборд, образование, мотивация учить английский, фотография, поездки, техника..

Что говорит психология

В детстве у меня было много внутренней яркости, желания свободы, вкуса к жизни и знаниям. И система (школа, формат) не просто не поддержала — а не задала вопроса «а чего ты тогда хочешь?». А у меня, как у ребенка, еще не хватало осознанности задать себе этот вопрос самостоятельно (только сейчас в 30 лет).

Система учила меня по шаблону «хорошего ребёнка»: будь послушной / тихой / не спорь / не выделяйся / не задавай лишних вопросов. А мне хотелось:

  • задавать вопросы
  • сомневаться в ответах
  • просто по-другому и вне рамок

В таких рамках не учат быть собой — учат быть удобной (-ым).

В ответ — естественная реакция: «окей, если нельзя по правилам — я буду вне их». И я искала живое и своё: фотографировать, выражаться одеждой — это были мои попытки не потеряться среди уравниловки.

Воспитание — это не про слушаться. Это про слышать

❌ «Ребёнок трудный»
✅ «Ребёнку трудно, потому что взрослый не услышал»

❌ «Он орёт просто потому что истерик»
✅ «Он орёт, потому что иначе с ним не разговаривают»

❌ «Он бунтует»
✅ «Он показывает: я не вписываюсь, но хочу жить»

Задумалась об этом, когда поняла, что в 23–25 я бы родила не ребёнка, а маленькую копию своей тревоги.

Недолеченная мама → недопонятый ребёнок → очередной взрослый с чемоданом травм и «меня не слышали, но требовали».

Эта статья не для того, чтобы обвинить родителей в травмах и пробелах

Потому что я точно знаю, что мои родители сделали всё возможное, чтобы дать мне лучшее. И если я слышу комплименты от кого-то о моей искренности, то я мысленно благодарю родителей в том числе, тк эти ценности были моим фундаментом и стали зеркалом моей семьи. И уверена, что 99% родителей хотят своим детям того же.

Это о том, что такое быть взрослым — не по возрасту, а по позиции.

А ещё мне важно не скидывать на детство то, что уже давно моё. Даже если ребёнка у меня пока нет — зато есть шанс не повторить.

Кстати, кто-то может сказать: «да у тебя детей нет, ты не понимаешь ничего.. вот появятся..)». И будет в чем-то прав, поэтому я их и не завожу:)

Потому что лично для меня дети — это не проект, где можно пересдать, нельзя нажать «откатить до заводских» и начать заново. И к их появлению я хочу уже думать здоровой головой, а не больной ))

  • С.С.Я знаю людей, которые не были трудными детьми, но это совершенно не значит, что их "правильно воспитали", у них травм еще побольше, чем у тех, кто мог себя выражать через конфликты. А еще...никто не знает, как правильно.19
  • Обезьяна"В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а опустишься до уровня своей подготовки". И да. Жизнь вас к этому не подготовит. Любой родитель обучается плавать методом заброса в открытую воду.15
  • ОбезьянаС.С., откуда вы знаете что это он "себя выражает так", а не его травмы. Конфликт - тоже способ общения, но причин у него может быть уйма.3
  • Наташа БобрикС.С., ну да) «тихий — значит хороший» — один из мифов) а потом «хорошие» вырастают с подавленной агрессией.. на мой взгляд, самое правильное — это преумножать лучшее, хотя бы не вгонять это в систему и рамки5
  • С.С.Обезьяна, я говорю о противоположном поведении, о том, что отсутствие конфликтов не есть отсутствие травм и тихий ребенок не равно правильно воспитанный ребенок. Для общества и родителей удобный, без сомнения. И со стороны кажется, какой Петечка умница, какие родители молодцы, как хорошо воспитали, а что у этого Петечки в душе, никого не ***т.9
  • ОбезьянаС.С., то что вы говорите я прекрасно понял. Посмотрите на это так: у "тихого" хватило сил на социальную адаптацию. Ему это тяжело дается, но дается. А у бунтующего - не хватило. Хватит уже мыслить стереотипами типа "талантливый бунтарь" и "затюканный отличник", они медийкой, конечно, растиражированы, но в жизни очень редки.0
  • ОбезьянаНаташа, амбиций, конечно, полно. Ну ничего, сами все узнаете, в свое время.7
  • С.С.Обезьяна, быть затюканым - это нормальная социальная адаптация, по-вашему?..3
  • ОбезьянаС.С., а что такое норма? Набор внешних признаков, которым должен удовлетворять объект исследования. В норме ли быть социально адаптированным? Вполне.2
  • Ина ЯяАвтор, да не "что если дело не...", а именно что дело не в детях. Очень мало родителей занимают взрослую позицию в отношениях со своими детьми (и не только). Я давно считаю, что до рождения ребёнка всем без исключения нужно проходить школу родительства. Я в этой теме копаюсь давно и с большим интересом, тк, да, были выводы насчёт своей родительской семьи и последствий, хотелось ясности. Позже уже прошла официально курс. Это реально нужно всем. Ребёнок зеркало того, что происходит в семье. Это ещё моя бабушка знала. И детей, кого воспитывают адекватные родители, даже больше, именно любимых детей, с вытекающими из этого уважением к личности, вниманием к потребностям, умением справедливо требовать и ограничивать, очень видно на общем фоне.8
  • С.С.Обезьяна, как-то вы все закручиваете странно, даже не знаю, с какого конца начать раскручивать) Затюканность и социальная адаптация - вообще не одно и то же. Из "быть затюканным" не вытекает автоматически "быть адаптированным". Удобным, незаметным, беспрекословным, неконфликтным - да, но адаптированным - нет. А рассуждать о нормах в плане характера вообще неверно, т.к. человек чуть сложнее, чем те "нормы", в которые его пытаются поместить.5
  • AnnaЭто манифест не взрослого, но выросшего ребенка.6
  • ОбезьянаС.С., с того момента как вы утождествили в моих тезисах "затюканность", про которую я пишу как про стереотип (обратите внимание) с социальной адаптацией, которая абсолютно точно невозможна через асоциальное поведение типа "пить в школе вино из пакета под лестницей" - вы спорите не со мной, а с собой, запутывая себя еще больше.1
  • С.С.Обезьяна, я вообще ничего не говорила про вино из пакета, я всего лишь защищаю родителей, которые не затюкивают своих детей до молчаливого удобного состояния, одобряемого обществом, гордясь этим и называя это "хорошим воспитанием".2
  • Чёрный ретриверПолностью поддерживаю Лет до 18 искренне верила, что меня нельзя любить, потому что я злая, жестокая и вообще самый ужасный человек на планете. Оказывается, нужно было просто перестать общаться с матерью, которая регулярно била в детстве (агрессия была ответом на её поведение - а) так я давала отпор, б) копировала её поведение, так как других ролевых моделей на тот момент не было) Сейчас всё прекрасно, но денег на психолога ушло прилично, а психиатр поставил кптср13
  • ОбезьянаС.С., да незачем их защищать. Каждая вторая "яжемать" на площадке сама кому хош кадык вырвет за то что ей замечание сделали по поводу того что её чадо всех достало. Нормальный ли это сценарий воспитания? Не думаю.2
  • Шлёпа КрендельманОбезьяна, почему заброс в открытую воду? Может, раньше так было. Сейчас оч много информации в интернете и возможностей0
  • 2128506В основном верно написано, однако вы упускаете наследственность. Характер человека не только формируется средой, его также несут гены. Причем гены не только родителей, но и прародителей в том числе. Поэтому никогда нельзя забывать, что ребенок-человек-отельная личность.6
  • Шлёпа КрендельманОбезьяна, это таки редкий сценарий, часто у затюканных так и не получается в адаптацию4
  • ОбезьянаШлёпа, а как еще можно доходчиво художественно передать отсутствие возможности по учебнику подготовиться к реальной ситуации? Ну типа ты почитал как плавать. Даже какие-то фишки от именитых спортсменов. Даже пошевелил руками-ногами на суше. А потом тебя кинули в море, а там волны в лицо фигачат, ногу свело и вообще чот устал. А берега не видно. И это не бессейн. Нельзя чуть-чуть побыть родителем, а потом вылезти и повторить по новой. Ты теперь водоплавающий. Ну или водотонущий.17
  • ОбезьянаШлёпа, таки они правы абсолютно. Потому что любой родитель где-то обосрется. И если он не узнал что имелось в виду значит не понял этого и выводов не сделал. И тут приходится жалеть детей.5
  • ОбезьянаШлёпа, да их в кино показывают, я видел, они потом берут винтовку и устраивают массшутинг. Или спиваются. Все поголовно. Не бывает же тихих детей без вот этого вот всего.2
  • ОбезьянаШлёпа, у меня двое подростков, которые после развода с их матерью выбрали жить со мной. Что заставляет меня думать что я хотя бы не самый хреновый родитель из возможных. Хотя я абсолютно точно знаю в чем и где я ни разу не пример для подражания и ни разу не авторитет в воспитании детей. А подача моя в том, что сколько б ты ни говорил себе "я буду лучшим в мире родителем своему ребенку" - ты не будешь. Потому что, перед тем как это родительство случается, это означает стремиться быть всезнающим и всепонимающим, абсолютным суперменом 24/7 много лет подряд, что само по себе утопично. Ты ж человек. И это стремление еще само по себе тебя довольно-таки здорово плющит. На нем тоже можно накосячить, загнавшись. Ну пока оно не осознаётся как таковое, и поведение не меняется на "я буду своего ребенка любить и делать то необходимое, что нужно для него делать". Короче, это персональный путь который каждый проходит сам. Поэтому сравнение с плаванием представляется мне более чем адекватным.9
  • Шлёпа КрендельманОбезьяна, нууу наверное есть исключения, и что? И вы крайние примеры приводите, а зачем? У затюканных действительно часто проблемы с тем, чтобы состояться в жизни, создать крепкую семью, чувствовать удовлетворённость собой и жизнью и т.д. и т.п. И я это не в кино, а в жизни вижу2
  • ОбезьянаШлёпа, я мягко намекаю что статистические исключения как раз в том что я описал только что. И что затюканность, в который раз повторюсь, это стереотип. Мало того уничижительный, придуманный теми, кто боготворит нарциссический образ, в котором одобряется постоянный конфликт защитного механизма незрелой личности со всеми вокруг. Ради одобрения же, причем. Куда больше детей могут не конфликтовать "по совести" или из личных интересов, чем вы думаете. А вовсе не из страха.2
  • Bella B.Обезьяна, а есть альтернативная более жизненная классификация школьных типажей?0
  • Bella B.Обезьяна, есть такое. Один человек в США много лет носил на работу по одному винтику разобранную винтовку, потом, когда все детали принес, аккуратно собрал и убил нескольких коллег.2
  • Bella B.Не примите мой комментарий за высокомерие. Теоретическая подготовка перед рождением детей - это только примерно 50% успеха. В идеале было бы неплохо, получить практический опыт общения с другими детьми до рождения собственных (дети родственников, подруг и т. д.) Уже на этом этапе можно/нельзя будет сказать, что вы потихоньку "плаваете" в теме, худо-бедно самостоятельно держитесь на воде. Спасибо Обезьяне за "плавание". Метафора образная и емкая. (Я обожаю воду, нормально плаваю, но боюсь глубины). Для меня ребенок - это и есть настоящая глубина. В воспитании пришлось научиться прыгать с большой высоты и нырять на глубину, тонуть, доходить до дна, и наконец выплывать. Познать ад и рай, если уж совсем высокопарно. Это путь родительства без серьезных болезней ребенка. Родители больных детей многие живут за гранью постижимого. Каждый день будут сюрпризы, плохие и хорошие, без них никак. Теплое общение с выросшим на твоих глазах ребенком, его первые самостоятельные шаги (в 1 год и 2 месяца в виде физического перемещения в пространстве и в 18 лет - собственный выбор в пользу ограничения времени, проводимого в соц сетях, например) дадут вам самую лучшую и понятную обратную связь, о том, какой вы родитель. Труд родителя как будто бы невидимый, во многом, он заключается в том, чтобы "уверенно держаться на воде", а ребенок все смелее с каждым днем будет плыть за тобой. Однажды он получит свой "первый юношеский" и обгонит тебя, а ты будешь безмерно этому рад. Не очень люблю слово "жертвы" в контексте воспитания детей, но они обязательно будут. Можно "жертвы" заменить "преодолением". Глядя на свою маму, которой сейчас 70 лет, я понимаю, что родительство - это на всю жизнь. Если в вас не поднимается бунт и протест против моего мнения, скорее всего, вы уже почти готовы. Реальная ситуация превзойдет все самые смелые ожидания).6
  • Кто? Петрового, так все травмы из детства чтоль? Чота новенькое3
  • Виолетта ЛысенкоШкола и прочие системы взращивают в детях адаптивность. То самое умение подчиняться общим правилам, даже если они вам не нравятся. Во взрослом возрасте благодаря этому вы сможете выдержать, например, груз ранних подъемов, смирение перед дресс-кодом. Или как раз даст точное понимание, что профессию надо выбирать без ранних подъёмом и формы. Талант без дисциплины не даёт плодов. Мало какой ребёнок способен годами "гореть" делом, чтобы проявлять нужный уровень дисциплины. Бунт ради бунта обычно плохо заканчивается. Лучше все-таки понимать, зачем вы бунтуете и выдвигать требования. В целом, конечно, сейчас очень модно жить чувствами, в потоке, ресурсе.4
  • Виолетта ЛысенкоНаташа, ребенок в 5-10 лет не ответит вам, зачем ему учить математику или ходить на спорт 3 раза в неделю. Просто в силу недоразвитости эмоционально-волевой сферы. А дисциплина начинается именно в этом возрасте - старший дошкольный и младший школьный. В старшем подростковом мотивация вообще меняется не в сторону обучения - там школа уже надоела, а главенствующая деятельность - установление социальных связей. Но адаптивность и привычка к дисциплине "заставляют" ребенка закончить уже эту ненавистную школу. И только в процессе рефлексии, которая вырабатывается как раз в процессе "зачем я делаю неприятные вещи и что мне это дает", получается прийти к выводу: в школе я не люблю математику и ранние подъемы, значит, буду связывать свою жизнь с историей / рисованием / подставьте свое. На каждого строптивого ребенка у нас не хватит не то, что тьюторов, но даже учителей грамоты. Строптивость, упрямство ради упрямства, бунт без декларации собственно требований плохо влияет и на социальные отношения, и на атмосферу в семье, и на учебу, и вообще на все. Поэтому дети с высокой адаптивностью более успешны в социализации. Если у вас адаптивность - это дрессура, то вероятно это отзывается какая-то конкретная травма, и стоит обдумать именно это: почему требование "соблюдать социальные правила и подчиняться старшему по званию/авторитету/должности" вызывает у вас бунт (Сомнения в компетентности "представителя власти"? отсутствие пояснений декларируемых правил? потребность во внешней опоре и попытка заручиться поддержкой со стороны близких деструктивным поведением?). Вообще любой такой конфликт - это про власть и потребность во внимании.6
  • Наташа Бобрик2128506, наследственность тоже играет роль да. но гены — это потенциал, а среда — это как с ним обошлись) можно унаследовать яркость, но если в детстве тушат огнем — то дети вырастают не огнём, а пеплом. поэтому я как раз и говорю: ребёнок — отдельная личность, да. но формируется он не в вакууме, а в системе, которая либо увидела эту личность, либо решила, что знает лучше4
  • Ина ЯяНаташа, идея не моя. У нас в районе это проводит почти ежегодно и абсолютно бесплатно центр по работе с трудными подростками с целью профилактики появления этих самых трудных подростков. Не сказать, что там отбоя нет от желающих, но все-таки приходят родители. И даже отцы иногда, что радует. Мужчины, в целом, меньше психологией интересуются. В моей группе из 30 человек, наверное, 5-6 рыдали по окончании, тк дошло, где накосячили, что не дети у них придурковатые, а они неграмотные3
  • ЕленаУсловно нормалтная семья, ребенка любят, слушают, разаивают, воспитывать стараются. Друзья есть, он вообще очень контактный, добрый. Но активный выше меры, неусидчивый. До школы мы это принимали как факт. В школе на уроке посидела. 16 человек в классе, все такие же. Дети хорошие, добрые, участливые. Но очень шумные, слишком активные. В классе на уроках гул, хотя никто откровенно не срывает урок. Но в целом сложно слушать и воспринимать информацию. Как ребенок пошел в школу, я стала считать, что в учебных и тренировочных моментах он должен становиться удобным, рот на замок, слушать и выполнять. А за пределами школы и плавательного комплекса хоть на голове пусть бегает и по деревьям прыгает. Надо прямым текстом говорить, не будешь слушать учителя и тренера, тебя выгонят , пойдешь в массовую школу, знания там хуже дают, плавать полноценно не сможешь, результаты упадут, перестанешь побеждать. Вроде моему помогает.2
  • ЕленаBella, у меня был опыт общения с чужими детьми разного возраста. Это и дети знакомых, подруг, брата, детдомовские дети. Вообще не имеет значееия, какой чужой ребенок и откуда, для меня не имеет, потому что я смотрю на него как на чужого, я ничего ему не должна, душа за него не болит. А за своих болит. Свои дети как идеальный бищнес, анализируешь все риски, ошибки, думаешь, как лучше, так или иначе.2
  • RooС.С., вообще не понимаю, почему детей делят на "пила вино и прогуливала" и "засунула в рот кляп")))) я вот не была ни тем, ни тем.2
  • juarhalaНе понимаю вашу логику. 1) "Я считаю, что так и происходит, когда родители говорят: «он у нас такой» «ну, мы недосмотрели» «он у нас избалованный / капризный / непослушный / вставить нужное» и прочие способы сказать: «это не наш косяк, это ребёнок бракованный" Так родители не говорят что ребенок бракованный, прочитайте что вы сами пишете: родители никого не винят кроме себя, они же так и говорят - МЫ не досмотрели , у НАС избалованный (читай - мы избаловали). Таким образом, весь тезис о том, что на детей что-то перекладывают, сразу же не имеет никакого смысла, если родители по вашим же словам, сразу винят себя. 2) "На статью навёл чей-то комментарий под статьей на ТЖ «сочувствую учителям с такими детьми». А точно ли учителям надо сочувствовать?" Конечно, учителям надо сочувствовать - чем они вдруг виноваты, если по вашей же логике, виноваты родители, которые не воспитали ребенка? В школе обучают, воспитанием занимаются дома. У подруги в детском саду ребенок на тихом часу пятилетний ребенок (!) бьет воспитателя стулом (!!). От него плачет и воспитатель, потому что ничего не может сделать, и весь детский сад, от детей до заведующей - почему вдруг их не должно быть жалко, в чем они виноваты? Ребенку естественно до лампочки, для него все это веселое времяпрепровождение)2
  • juarhalaШлёпа, "Не знаю, насчёт обучения плавать, может, тут книжки ни к чему. Но всё-таки не зря люди учатся в вузах прежде чем начать работать по определённой специальности. Конечно, они не становятся идеальными спецами сразу после выпуска. Но думаю, что вы согласитесь, что они имеют некое преимущество перед теми, кто не учился." Я не знаю есть ли у вас дети. Но к вашей аналогии об обучении в вузе - у меня два красных диплома по педагогике. Соответственно, я проходила в вузе все самые популярные методики преподавания и детскую психологию в разных вариантах, включая например, коррекционную и конфликтологию, а также все что возможно узнать о ребенке с точки зрения физиологии и медицины (т.к учителям по роду деятельности может случиться необходимость оказывать детям помощь). И я долгое время успешно преподавала. Но когда у меня родился собственный ребенок, это было и уже три года ощущается, как заброс в открытую воду. Потому что свой собственный ребенок никак не желает себя вести и обучаться согласно умным учебникам и продвинутым Монтессори и прочим теориям) и никакого преимущества перед теми, кто педагогического образования дважды не получал, я совершенно не чувствую - точно так же как они, набиваю шишки и косяки с собственным ребенком с самого нуля.7
  • ЕрёмаОбезьяна, просто мыслите не экстремумами, а чуть шире. "Успешная адаптация" "затюканного отличника" или просто "хорошего мальчика" - это всего лишь внешняя ширма которую вы видите и судите по ней, потому что как сказала комментатор - что у этого Петечки в душе - вас не ебет. Ровно до того момента как вы не прочитаете как в новостях очередной сотрудник банка выкинул жену и ребенка из окна высокого этажа. Но вы на него автоматически поставите клеймо псих и преступник и пойдете по своим делам. А это просто один из стана "затюканных отличников" у которого кукуха не сдюжила от напряжения. Потому что в обществе всем плевать что у Петечки на душе, Петечек не существует, их видно только вот в таких газетных заголовках, когда уже все пропало. Таких Петечек толпы стройными рядами ходят в офис, у них поголовно высокофункциональная депрессия которую они заливают алкоголем в барах жалуясь друг другу на жизнь и то какой начальник дурак, ненавидят свою работу и семью, и жизнь в целом, но тянут лямку до конца, потому что "так надо". Именно так со стороны выглядит "успешная адаптация". В стане "талантливых бунтарей" в свою очередь много безответственных раздолбаев. Но они в отличие от первых хотя бы живут полной жизнью, пробуют разное, ошибаются, начинают новое. Жизнь с ними происходит. И не обязательно воспринимать бунтарей буквально, как условных панков которые против системы. Те же молодые активные предприниматели - основатели небольших, не всегда успешных, но собственных бизнесов - тоже в некотором роде бунтари.1
  • ЕрёмаОбезьяна, затюканность это не стереотип. затюканность это выбор второго в диаде "я хочу" и "я должен", когда человек или делает выбор не в пользу себя а в пользу окружения или подавляет себя потому что боится проявляться (не справиться, реакции общества, последствий своих действий).0
  • ЕрёмаОбезьяна, не он утождествил. вы это прямо писали: Посмотрите на это так: у "тихого" хватило сил на социальную адаптацию. Ему это тяжело дается, но дается. (с)0
  • ЕрёмаRaccoon, потому что экстремумы выделяются, а "серая масса" никого не интересует0
  • ЕрёмаОбезьяна, разница в том, что в примере с плаванием - ты просто утонул или выплыл. а в случае с родительством - каждый день есть немного времени на то чтобы поразмышлять над своей техникой плавания, найти очередную книжку именитого спортсмена, почитать ее, перечитать старую если забыл или не понял с первого раза, подумать как ты завтра будешь шевелить ногами чтобы эффективнее добиться поставленных целей итп. ключевая проблема в том что люди в массе живут по наитию, и так же воспитывают детей. у них нет времени и сил (а на самом деле желания) разбираться в том как надо воспитывать детей. И тут даже не велика беда проиграть отдельные короткие заплывы и наделать ошибок в моменте. Главное хотеть улучшать свою технику плавания и делать для этого что-то а не просто верить в то что к этому невозможно подготовиться. Ведь основной вред ребенку наносит не то что родитель не справившись с эмоциями накричал или шлепнул ребенка. Основной вред наносит _системность_. Когда изо дня в день, из года в год родитель делает определенные вещи которые негативно влияют создавая накопительный эффект, который приводит к формтрованию у ребенка "успешной адаптации" (на самом деле дизадаптивной схемы) к окружающему миру, частью которой родитель является3
  • ЕрёмаОбезьяна, вы хороший отец, ваши дети вам сами дали это понять. И вы правы - невозможно быть идеальным родителем и cуперменом знающим 24/7. Идеальным быть и не обязательно. Главное хотеть становиться лучшим родителем для своих детей и делать что-то в эту сторону хоть иногда, пусть редко, хоть маленькие шажки. Хорошо что в наше время эта мысль находит все большее распространение среди людей.2
  • ЕрёмаНикита, можете тезисно описать основные концепты? в чем проявляется "в доме должно быть чуть хуже, чем в жизни" на примерах? честно говоря в отрыве от контекста фраза звучит диковато и уж тем более идет вразрез со всеми современными тенденциями2
  • ОбезьянаЕрёма, перечитайте эту ересь потом лет через десять. Если щеки покраснеют - поздравляю, вы взрослеете.0
  • ЕрёмаОбезьяна, не покраснеют. ты просто не понял того что я написал.1
  • ОбезьянаЕрёма, а вот если не покраснеют, то сожалею, вы не взрослеете.0
  • Шлёпа КрендельманЕрёма, вы отлично передали мои мысли, которые я пыталась сформулировать, но вышло не очень понятно, судя по ответам других комментаторов) мне прям радостно от того, что вы так хорошо меня поняли1
  • АндрейРодительство для меня один из редчайших случаев моего "неуспеха" в жизни (хотя так говорить пока рано: ребенка два и проблемы пока у старшего, чье отношение к учебе вопреки усилиям родителей, дало ожидаемые последствия), потому что как оказалось воспитание ребенка это то, что находится вне моего контроля (себя я смог "воспитать" и результатов добиться, которые зависели именно от меня). Возможно кто-то подумает, что я пытаюсь переложить ответственность, но думаю мало кто сам помогал ребенку с математикой в 9 классе (при том , что предлагал и репетиторов) вынужденно заново проходя программу, мало кто свободно говорит по английский и демонстрирует это в многочисленных поездках за рубеж вместе с ребенком, мало кто в качестве мотивации ребенка идет в секцию контактного карате в 40 лет и занимается там вместе с сыном и тд. К каким выводам пришел: 1) по разным причинам (скорее эмоциональным) ребенок может начать пропагандировать другую систему ценностей (чтобы "задеть" родителей) - детали можно опустить (купили айфон не той модели, запрещали прогуливать школу, играть в компьютер всю ночь на пролет и тд) 2) личный пример, особенно если он значимый (например по паре высших образований у родителей включая настоящие международные) может не помогать воспитывать а демотивировать - это любителям заявлять, что дети воспитываются на примере родителей и считывают манеру поведения с них 3) в одной семье два ребенка одного пола и даже близнецы (не наш случай, но у нас два мальчика) совершенно разные не только по характеру но вообще во взаимодействии с миром (один не мог себя занять на 15 минут и требовал вовлечения родителей, другой играет сам с собой часами и днями с фантазией и выдумкой, один терпеть не может математику, другой гордится способностями в данной сфере и тд) Я сейчас переживаю за будущее своих детей и возможно глубоко не прав в части того, что не смог воспитать ребенка так, чтобы он был успешен (в моем представлении), но возможно я по итогу окажусь не прав и учеба и высшее образование не самое главное в жизни, хорошо бы так и случилось. Резюмируя: воспитать "на заказ" не возможно. Воспитание идет какими то своими путями, на уровне подсознания. Например состоятельные родители-карьеристы вечно находящиеся в состоянии стресса могут подсознательно вызывать у ребенка сопротивление их ценностям и подходу. И наоборот дети родителей-неудачников могут "назло и вопреки" а вовсе не "благодаря воспитанию" добиваться значимых результатов. Жизнь штука интересная и мало контролируемая. Тем не менее лично знаю пример семьи морских офицеров, где знакомый принес седьмой "кортик" в семью... у кого то получается (возможно зависит от веры и убеждённости самих родителей в те ценности, которые они транслируют детям).2