«Анора»: комедия про любовь стрип­тизерши и сына русского олигарха, победившая в Каннах
Поп-культура
60K
Кадры — «Атмосфера кино»

«Анора»: комедия про любовь стрип­тизерши и сына русского олигарха, победившая в Каннах

73
Аватар автора

Максим Ершов

заговорил на ломаном русском

Страница автора

17 октября в российский прокат вышло американское драмеди Шона Бэйкера «Анора». Фильм победил на Каннском фестивале 2024 года, а теперь считается одним из фаворитов «Оскара».

В центре сюжета — отношения стриптизерши Эни и Вани, сына богатого русского бизнесмена. Пару хотят разлучить шестерки отца, но парень сбегает. Его ищут по всему Нью-Йорку.

Рассказываем о веселом фильме, который напоминает «Красотку» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, но без хеппи-энда и с толпой русских и армян в Америке.

Что за «Анора» (Anora)

Дата премьеры: 17 октября 2024 года — в российском прокате
Страна производства: США
Режиссер: Шон Бэйкер
Сценарист: Шон Бэйкер
В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, Линдси Нормингтон, Айви Волк, Пол Вайсман
Жанры: драма, мелодрама, комедия
Фильмы, похожие на «Анору»: «Красотка», «Гив ми либерти», «Красная ракета», «Мандарин», «Госпожа горничная»
Продолжительность: 2 часа 19 минут

💔 Это сказка о любви в духе «Красотки»

Аноре Михеевой 23 года. Пока ее мама счастливо живет в Майами, девушка перебивается в Бруклине. Ей не очень-то нравится свое имя, чаще она представляется как Эни. Работает в стриптиз-клубе «Штаб-квартира» и не теряет возможности уединиться с клиентами. Все меняется, когда в заведение приходит молодой сын российского олигарха Ваня Захаров.

Парень сразу примечает Эни и заказывает приватный танец. Бабушка стриптизерши родилась в СССР, так что девушка неплохо говорит по-русски, чем и впечатляет богача. Ваня еще пару раз возвращается в стриптиз-клуб, а потом зовет героиню в гости. Сын олигарха живет в особняке, в котором есть даже лифт. Роскошь поражает воображение Эни. Она занимается с парнем сексом за деньги, а потом соглашается провести с ним неделю за 15 тысяч долларов.

Вскоре парочка летит в Лас-Вегас. Ваня говорит подруге, что родители собираются вернуть его в Россию и устроить в компанию отца. Парень не хочет уезжать и знает, что мог бы сам решать свою судьбу, если бы получил американское гражданство. Заодно он делает Эни предложение. Об этом узнает армянин Торос, который живет в Нью-Йорке и присматривает за младшим Захаровым. Он пытается разорвать брак, но Ваня сбегает.

Главную героиню играет Майки Мэдисон из «Крика» Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта. У актрисы прежде не было таких больших ролей. Кадр: «Атмосфера кино», Arna Media
Главную героиню играет Майки Мэдисон из «Крика» Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта. У актрисы прежде не было таких больших ролей. Кадр: «Атмосфера кино», Arna Media

«Анора» — история любви представителей разных социальных слоев. Что может быть общего у сказочно богатого сына русского олигарха и бедной стриптизерши из клуба в Бруклине? Из-за постановки конфликта картина напоминает «Золушку» или, что ближе, «Красотку».

Бэйкер не скрывает отсылок к фильму с Джулией Робертс. Неделя вместе с Анорой стоит Ване 15 тысяч долларов. Он говорит ей, что готов заплатить и 30, а стриптизерша согласилась бы побыть с богатым кавалером и за 10. Такие же диалоги звучали в мелодраме Гэрри Маршалла.

Разница в том, что за 30 с лишним лет мир и кино сильно изменились. Картина с Робертс и Гиром была романтической сказкой о силе любви, которая преодолевает любые барьеры и предубеждения. Но Бэйкер всю свою карьеру снимает реалистичное кино о представителях социальных низов.

В «Мандарине» он рассказывал о буднях секс-работниц на улицах Лос-Анджелеса. В фильме «Проект Флорида» рисовал портрет сразу нескольких неблагополучных семей из одного мотеля. А в «Красной ракете» главным героем был порноактер на пенсии: он возвращается в бедный родной город и невольно рушит судьбы близких людей.

Каждый раз Бэйкер представляет вроде бы оптимистичный взгляд на жизнь, чтобы в финале разбить зрителю сердце. Вот и в «Аноре» у сказочной истории любви тоже есть срок годности. Режиссер наглядно показывает, что деньги и власть сегодня способны задавить любое чувство, а неравный брак можно легко разрушить. Родители не хотят, чтобы сын связывал жизнь с неподходящей по статусу девушкой. Когда становится ясно, что американские помощники бессильны, в Нью-Йорк летят мама и папа Вани.

😆 В фильме много штампов о русских

Картина разбивается на две примерно равные части. Сначала перед нами мелодрама о романе стриптизерши и сына богатеньких родителей. А затем зрители вместе с шестерками семьи Захаровых пытаются в кратчайшие сроки отыскать Ваню на улицах Нью-Йорка. Кино Бэйкера трудно назвать тонким: это абсолютно зрительский фильм с изобилием стереотипов о русских.

Ваня живет в роскошном особняке с лифтом и шикарным видом на Гудзон. Он инфантилен: кроме секса с Эни его интересуют только видеоигры. К парню приставлено несколько нянек, которые все равно не могут за ним уследить. Наконец, герой говорит на ломаном английском и периодически переходит на русский — благо Эни прекрасно понимает язык.

Про род деятельности папы зрители не узнают ничего. Анора и ее подружка только округляют глаза, когда гуглят Николая Захарова. Видимо, олигарх неприлично богат. В российских фильмах — взять хотя бы «Холопа» — мы постоянно видим проделки представителей золотой молодежи. У Бэйкера знакомый феномен приобретает международный масштаб. Ваня сорит деньгами, а десятки тысяч долларов для него — карманные деньги на день.

Персонажи второго плана тоже стереотипные. В отличие от многих экранных представителей русской мафии, шестерки олигарха не спешат прибегать к оружию. Но все равно выглядят грозно и готовы в случае крайней необходимости силой заставить Анору развестись. Режиссер посмеивается над решением вопросов по понятиям, но не предлагает нового взгляда на знакомых героев. Ищущие Ваню Торос, Гарник и Игорь похожи на Серегу и Саймона из «Жмурок» Балабанова.

У Бэйкера почти все выходцы из СССР занимаются чем-то незаконным. Во время поисков Вани выясняется, что во многих районах Нью-Йорка говорят по-русски. Встречи с соотечественниками в самых неожиданных местах — забегаловках, стриптиз-клубах и бильярдных — вызывают улыбку, но все это карикатурные образы без психологической проработки. Одни русские шикуют на украденные деньги, другие зарабатывают на жизнь неквалифицированным трудом.

💤 Кино напоминает сильно затянувшийся анекдот

С первых же минут «Анора» распадается на череду анекдотичных ситуаций. Если не считать откровенных сцен с участием Эни и Вани, большую часть экранного времени перед нами разворачивается чистая комедия. Гарник бежит за удирающим из собственного дома парнем, поскальзывается на льду и больно падает на копчик. Игорь пытается связать Эни ноги телефонным проводом, она брыкается и ломает Гарнику нос.

Когда Торос узнает, что Ваня женился на секс-работнице, он бежит из церкви, где проходит крещение, и кричит помощникам в трубку, что Захаровы его уроют. Торос, Гарник и Игорь полночи ищут Ваню. В отчаянии они даже показывают фотографию парня всем случайным посетителям забегаловки. Выясняется, что тот попросту напился и устроил поход по увеселительным заведениям.

Не очень понятно, почему ироничная картина о приключениях русских, армян и стриптизерши в Нью-Йорке длится больше двух часов. Во второй половине утомляют даже элементы слэпстик-комедии, хотя снят фильм стильно, с бойким монтажом и под динамичную музыку.

«Анора» — это кино о простой девушке, которая хотела жить в любви и роскоши, но не учла, что выбраться из социальных низов не так-то просто. Затянувшийся и не самый оригинальный анекдот выруливает к драматической развязке, и счастливого финала не случается. Фильм интересно смотреть, но он моментально забывается после титров.

«Анора» стала фильмом открытия фестиваля актуального российского кино «Маяк-2024»
«Анора» стала фильмом открытия фестиваля актуального российского кино «Маяк-2024»

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Максим ЕршовКакая история любви в кино запомнилась вам больше всего?
  • Alexandra P.Сходила сегодня на этот фильм, мне очень понравилось! Смешно, искренне, очень живо.15
  • Сергей Спицын"А в «Красной ракете» главным героем был порноактер на пенсии: он возвращается в бедный родной город и невольно рушит судьбы близких людей". Автор, ты кино-то смотрел? Чью судьбу порушил Сайбер? Он вообще-то Строберри собирался вытащить из Техас-сити.1
  • SergeantА никто не в курсе когда с Эйдельштейном выйдет продолжение сериала "Смычок"? Так здраво начали,очень зашёл даже и так в конце невнятно скомкали и закончили! Как по мне,то это лучшая роль Марка из всего что смотрел пока у него!"Анора" пока не смотрел,но будет любопытно посмотреть!Тем более Юра Борисов там играет!3
  • Лернейская гидраКак при позиции всеобщей отмены России им удается снимать про русских и становиться еще и фаворитами?17
  • SergeantМаксим, благодарю за ответ!Очень досадно конечно что так и нет новостей за второй сезон ((( Надеялся что хоть что-то прояснилось за эти два года,а оказывается так же всё глухо((( Столько реальных сирчиков так же слили без твердой надежды продолжения - "Юззз","Смычок","Химера","Жиза","Капельник","Эпидемия 1-2"(((На всякую дичь охотно смотрю идут продолжения,а на реальное и интересное глухо и тухло! Как обрадовался когда второй сезон "Оффлайн" выложили(правда радость оказалась преждевременной т.к.второй сезон оказался довольно блеклым и тусклым на фоне первого сезона). Из последнего интересный "Трасса" и вот вчера выложили первые две серии "Жвачка"( пока полёт нормальный)!2
  • Варвара Снеговамне очень понравился фильм. он гениален, учитывая политическую ситуацию. режиссер бросает вызов повестке и поэтому цепляет общественность. кроме этого, за сюжет взята очень простая, классическая ситуация, и режиссер передает ее максимально реалистично. персонаж аноры прописан восхитительно, наивная малышка, девушка легкого поведения - протагонист в этой истории, а не антигерой, как обычно бывает. зритель проникается ей. а персонаж борисова - классический образ простого хорошего русского мужчины, романтичного, звезд с неба не ловящего. я была тронута фильмом и концовкой в особенности. я крайне редко пишу комментарии, но меня напрягла последняя фраза статьи - автор выражает там свое мнение, но подает его как правду19
  • IrisЛернейская, снимают дно", становятся фаворами2
  • Spring TimeЛернейская, что-то всякие отпрыски олигархов из 90-х, бандиты и п*****тки не кажутся "фаворитами", по крайней мере среди культурной аудитории. Впрочем, это комедия определенного уровня и может даже я буду ее смотреть0
  • Максим ЕршовАлик, со стереотипами о русских в Америке. По-моему, легко мэтчится. Мне кажется, обитателей Брайтон-Бич десятилетиями так показывают. И на экране не только богатый мальчик. Если вы там видели только богатого мальчика, то да, безусловно, смотрели разное кино.5
  • ДдКлассный фильм, смотрела предыдущие фильмы режиссёра тоже. Только после просмотра узнала что Марк тоже русский актёр, была уверена, что это американский)3
  • Екатерина ПавловскаяДд, аналогично))0
  • TiMAЕкатерина, упрекать человека в его мнении и аргументировать это мнением жюри разных фестивалей… Это странно. Кому-то фильм понравился и объяснил почему, кому-то не понравился и объяснил почему, а Вы просто ориентируетесь на чужое мнение и аргументируете им9
  • kefirtapirМне тоже фильм показался туповатым, фальшивым, недостоверным. Армянские решалы, которые ничего не могут решить, "наивная" проститутка, карикатурно хабалистая жена олигарха, застенчивый гопник... Абсурд какой-то. Но концовка мне понравилась. Трогательно. Наверное, это благодаря таланту актёров. Борисову удаются роли хороших русских парней, а Майки Мэдисон, я думала, и впрямь узбечка (но нет).1
  • Natalia Kopsovфильм о том как легко могут растоптать человеческое достоинство даже те, у которых такого и ещё меньше, но в любой ситуации надо бороться за себя, как за человека, и не слушать всякое и всяких. В конце фильма прямо щемяще становится печально..."Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он — "точь-в-точь, как все остальные", и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все. Кто выглядит не так, "как все", кто думает не так, "как все", тот подвергается риску стать изгоем. Вот страшный факт нашего времени! Для нынешних дней характерно, что самые вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность, и причем повсюду. Человеку массы не дано проектировать и планировать, он всегда плывет по течению. Поэтому он ничего не создает, как бы велики его возможности и его власть и богатства. Их наспех научили пользоваться современными аппаратами и инструментами, но не дали им никакого понятия о великих исторических задачах и обязанностях; их приучили гордиться мощью современной техники, но им ничего не говорили о духе. Поэтому о духе массы не имеют и понятия; новые поколения берут в свои руки господство над миром так, как если бы мир был первобытным раем без следов прошлого, без унаследованных, сложных, традиционных проблем. Теперь эти восставшие массы угрожают тупостью тем самым принципам, которым они обязаны жизнью.Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с лица земли так же легко и мгновенно, как и многие достижения былых веков и культур. Вся жизнь оскудеет и увянет. 3аурядный человек, видя вокруг себя технически и социально совершенный мир, верит, что его произвела таким сама природа; ему никогда не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей. Еще меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время. Сегодняшнее изобилие возможностей сменится всеобщим недостатком; это будет подлинный упадок, варварство и закат."- Хосе Ортега-и-Гассет7
  • Natalia KopsovВарвара, с середины фильм начинает чем то перекликаться с оскароносными "Ночами Кабирии" Феллини.0
  • Марина УрбанЯ потратила на это г время. А кто-то потратил деньги. И это снимали на западе? Кино в стиле плохих фильмов нового российского кино конца девяностых. Пусто. И ни о чем.10
  • Наталья МусиноваСлишком затянутая бредятина, не понравилась совсем.4
  • user6074669Отвратительный фильм: пол фильма трахаются, вторую половину - скандалят.14
  • LilikВарвара, вы что , серьёзно?4
  • Lilikkefirtapir, кратко и лаконично фильм полное днище. Давать премии за то, что человек просто весь фильм сидит на диване.3
  • Lilikuser6074669, абсолютно согласна, какая там нахер сюжетная линия. Вы о чем люди? А ещё награды за это давать. Куда нахер катится этот кинематограф13
  • LilikМарина, согласна, фильм полное дно, ниже некуда, а за это еще и награды дают, охереть.3
  • Вячеслав КошельковLilik, всё закономерно! Сейчас международные кинопремии дают только за те фильмы, которые способствуют обыдлению и деградации зрителей. А хорошее и созидательное кино туда и на порог не подпускают6
  • N.Чувство омерзения после просмотра. Затянут. Постоянно порносцены...трах, бухло и прочие пороки. Смотреть противно. И это фильм-призер...куда катиться мир4
  • Tonya"комедия о любви"? где там нужно было смеяться. и где любовь. фильм понравился. очень грустный. тоже не понимала как это фильм про русских и с русскими актерами вышел в фавориты. но посмотрев поняла - фиговые там русские.1
  • Евгения ЛарионоваВсплакнула от комментариев фильм честен и этой честностью на остро-политические темы врезается в восприятие, люди , кажется, забыли, что в искусстве часто встречаются метафоры?🤣, как это можно не увидеть?? Борисов-как и всегда эталон мужественности! Концовка-просто манифест! Браво)3
  • user1371279Лернейская, потому что там русские показаны тупейшими выродками. Такие русские очень нравятся западу, поэтому этот примитивный фильм так щедро и наградили. Интересно знать. А нашим Эйдельштейну и Юре Борисову не стрёмно было сниматься в этом .овне?.. Помнится, Марк начинал с очень приличных ролей, например у Урсуляка… А Борисов у нас Пушкина сыграл…4
  • Никита БулатовВарвара, а когда этот от сотряса обрыгался в машине, вам очень сильно смешно было? Фильм то и комедийный тоже, как комедийный момент для вас он тоже гениален?0
  • FravВячеслав, почему же? Тот у кого есть эти пороки показан отрицательным персонажем1
  • Надежда КрыловаФильм силен подтекстами. Интересна идея авторов фильма исследовать настоящесть чувств, поместив своих русских персонажей в эстетику американизированной среды. Кинематографический язык, конечно, эпатажен для тех, у кого в ноуте самый посещаемый не является порносайтом (вопреки статистике ))) И, да, он начинается с голых жоп, там много секса по-собачьи, много истерик... Досмотрите до финала. Катарсис там!2
  • Анатолий Внук-КарповФильм Шона Бейкера «Анора» это многослойная драма, в центре которой не только сложная история главной героини, но и глубокий контраст между человеческими ценностями и разрушающими их реалиями современного мира. Это калейдоскоп социальных противоречий, где каждый персонаж становится символом определенного слоя общества. Однако именно Игорь, молчаливый «гопник» в исполнении Юры Борисова, оказывается ключевой фигурой для понимания авторского замысла. Его роль, балансирующая между карикатурой и трагедией, заставляет зрителя задуматься а является ли Игорь лишь стереотипом или скрывает в себе многогранный социальный портрет? Его образ одновременно прост и сложен: в нём нет громких деклараций или ярких поступков, но через искренние слова, способность к эмпатии и умение слушать он становится ключевым элементом эмоциональной глубины фильма. Первое впечатление от персонажа Борисова типичный стереотип: спортивный костюм, угрюмое молчание, агрессия. Он часть команды «нянек», отправленных олигархами разрушить брак Аноры и Вани. Однако уже в первых сценах Борисов привносит в образ неожиданную глубину. Игорь выступает своеобразным «лакмусом», с помощью которого зрителю демонстрируется разница между подлинными человеческими ценностями и миром, погрязшим в цинизме, продажности и мелочности. С первых сцен, где он появляется, зритель чувствует его спокойствие и силу характера. В отличие от других героев, поглощённых своими страстями, амбициями или мелкими расчетами, Игорь остаётся цельной личностью. Его умение понимать других, особенно Анору, делает его не просто второстепенным героем, а своеобразным зеркалом, в котором отражается истинная суть каждого персонажа (вспомните сцену у самолета, в которой это можно увидеть ярче всего). На протяжении всего сюжета Игорь оказывается единственным, кто по-настоящему понимает Анору, её боль и внутреннюю борьбу. В отличие от остальных, он не осуждает, не пытается манипулировать или извлечь выгоду. Его эмпатия не ограничивается словами — он действует с пониманием к чувствам других. Когда окружающие герои погружены в цинизм или манипуляции, Игорь сохраняет чувство собственного достоинства, оставаясь верным своим принципам. Эта внутренняя честность позволяет ему стать для Аноры не просто поддержкой, а человеком, способным вытащить её из эмоциональной изоляции. Финал фильма раскрывает истинную силу Игоря. Он демонстрирует, что способен не просто понимать, но и любить по-настоящему искренне, бескорыстно и глубоко. Его любовь становится тем самым антиподом, который обнажает пустоту остальных персонажей, в том числе и саму Анору. На фоне предательств и мелочных интересов его образ обретает почти символический смысл, напоминая, что человечность и подлинные чувства не пережиток прошлого, а необходимая основа для искупления и надежды для всех нас. Игорь это не просто персонаж второго плана. Он — совесть и сердце фильма, его моральный центр. Через него авторы показывают, что даже в мире, где преобладают тени, всегда найдётся место свету. Его роль подчёркивает, что подлинная сила заключается не в громких словах или ярких поступках, а в способности оставаться человеком, несмотря на окружающий хаос. Критики и комментаторы упрекают Бейкера в эксплуатации стереотипов о русских: Игорь — «гопник», родители Вани — карикатурные олигархи. Однако здесь стоит задать вопрос: не является ли такой подход намеренной гиперболой? Бейкер, известный исследователь маргиналов, использует клишированные образы, чтобы обнажить их абсурдность. Игорь, с его «гопничеством», — пародия на западные страхи перед «русской угрозой», но и горькая правда о людях, которых общество предпочитает не замечать. Номинация Борисова на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана закономерный итог его виртуозной игры. Актер избегает прямолинейности, используя минимализм как инструмент. В этом минимализме есть конечно же его пронзительные глаза, молчание как метафора и тело актера как замена словам, его немного сгорбленная поза — Борисов, по гениальной задумке режиссера, смог превратить Игоря из второстепенного персонажа в главного героя фильма. Фильм «Анора» — это зеркало, в котором отражается наш современный мир со всеми его противоречиями, стереотипами и проблемами. Он говорит о том, что окружает нас здесь и сейчас: о социальном неравенстве, о цинизме, о поиске себя в мире, где всё чаще преобладают поверхностные ценности. Но в то же время это история о настоящей любви — той, что способна пробиться сквозь толщу предрассудков и непонимания. Однако, к сожалению, не всем удаётся разглядеть эту глубину. Многие видят лишь поверхность — яркие сцены, провокационные моменты или карикатурные образы, — упуская из виду то, что делает фильм по-настоящему важным: его способность говорить о нас самих, о нашей способности любить, прощать и оставаться людьми в мире, который всё чаще забывает, что это значит.0
  • Evjneji FevonjorkvВаню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvВарвара, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvМарина, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvNatalia, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvN., Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvДд, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvЕкатерина, он новиопский0
  • Evjneji FevonjorkvЕвгения, Ваню играет Марк Эйдельштейн - лучшая метафора0
  • Evjneji FevonjorkvНадежда, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji Fevonjorkvkefirtapir, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvTonya, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvАлик, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvМаксим, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvВячеслав, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvVASYA, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvAl, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvВалентина, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji Fevonjorkvuser1371279, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
  • Evjneji FevonjorkvFargot, Ваню играет Марк Эйдельштейн0
Вот что еще мы писали по этой теме