Какие есть госпошлины за реги­страцию договора аренды нежилого помещения
Аренда, покупка и продажа
2K
Фотография — Orini / Shutterstock / FOTODOM

Какие есть госпошлины за реги­страцию договора аренды нежилого помещения

Сколько и как платить
6
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Договор аренды коммерческого помещения часто регистрируют в Росреестре: так надежнее.

Чтобы ведомство сделало это, платят госпошлину. Сумма зависит от того, кто обращается с заявлением — человек или компания.

Расскажу, какие бывают госпошлины и как заплатить поменьше.

Когда нужно регистрировать договор аренды нежилого помещения

Договор аренды нежилого помещения регистрируют в Росреестре, если его срок — от 12 месяцев. Договор считается заключенным только с момента такой регистрации  .

За регистрацией обращается любая из сторон договора или обе стороны вместе. Но если среди участников договора аренды орган госвласти или местного самоуправления, заявление должен подать он  .

Если стороны удостоверили договор аренды у нотариуса, он же должен направить в Росреестр документы на регистрацию сделки  .

Бывает, собственник нежилого помещения прежде подавал заявление в Росреестр, чтобы регистрацию без его личного участия не проводили. Тогда представить документы на регистрацию договора аренды сможет только он. Если за госрегистрацией обратится арендатор или его представитель с доверенностью, бумаги вернут без рассмотрения  . Или собственнику придется отозвать ранее поданное заявление о запрете регистрации сделок без его участия.

Что регистрируют и какую госпошлину надо уплатить

Договор аренды нежилого помещения. Госпошлины такие  :

  • для компаний — 44 000 ₽;
  • для граждан — 4000 ₽.

Госпошлину уплачивает сторона, которая обращается за госрегистрацией  . Если это делает регион или муниципалитет, госпошлины нет  .

Если за регистрацией одновременно обращаются арендодатель и арендатор, госпошлина делится между ними поровну — по числу участников сделки. Например, по 50%, если в договоре один арендодатель и один арендатор, или по 25%, если участников четверо: один арендодатель и три арендатора. Если кто-то из участников освобожден от уплаты госпошлины, ее делят на всех, но освобожденные ее не уплачивают  .

Например, ООО «Серп» и ООО «Молот» арендовали у администрации города нежилое помещение под шиномонтаж. За регистрацией договора аренды обратились обе компании и администрация.

На каждого из трех участников сделки приходится 14 666,67 ₽ от общей госпошлины 44 000 ₽. ООО «Серп» и ООО «Молот» вносят эти суммы, а администрация города — нет, потому что освобождена от госпошлины.

Если договор аренды заключен между компанией и человеком, в том числе со статусом ИП, компания не будет уплачивать госпошлину, если за госрегистрацией обратится гражданин.

Если же организация и человек одновременно обратятся за госрегистрацией, госпошлина для каждого из них будет меньше.

Например, ООО «Пирс» передало в аренду ИП Колыванову нежилое помещение под магазин. За госрегистрацией договора стороны обратились вместе.

ООО «Пирс» уплатит госпошлину 22 000 ₽, то есть 44 000 ₽, поделенные на два — количество заявителей. А ИП Колыванов заплатит 2000 ₽ — это госпошлина 4000 ₽, тоже поделенная на два.

Изменения в договоре аренды. Если сам договор прошел регистрацию, все поправки, которые стороны в него внесли, тоже надо зарегистрировать.

Например, может измениться арендная плата или срок договора, состав арендуемого имущества, обязанности сторон и прочее. Все это арендодатель и арендатор должны зафиксировать в дополнительном соглашении.

Если изменения к зарегистрированному договору не сдать в Росреестр, их могут признать недействительными  .

Госпошлина за регистрацию изменений  :

  • для компаний — 2000 ₽;
  • для граждан — 700 ₽.

Когда платить госпошлину

Есть два варианта:

  1. До подачи документов. Тогда надо приложить к ним квитанцию или платежное поручение как подтверждение оплаты, чтобы срок регистрации отсчитывали с даты подачи документов. Если квитанции в документах не будет, срок регистрации будут отсчитывать с даты, когда Росреестр получит сведения об уплате  .
  2. После подачи документов. Тогда сотрудник МФЦ выдаст уникальный идентификатор платежа, УИН, с указанием даты, до которой нужно заплатить  . УИН надо указать в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать плательщика и получить подтверждение оплаты в своей системе. Если не уплатить госпошлину до указанной даты, в рассмотрении документов откажут и договор вернут заявителям.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Анастасия КорниловаДоводилось снимать или сдавать нежилое помещение? Расскажите о своем опыте:
  • HeledisВопрос: юрлицо в прошлом году заплатило госпошлину, но не успело подать до конца 2024 г. на регистрацию доп.соглашение к договору аренды. Соответственно, осталась платежка на сумму 1000 рублей. Чтобы сдать сейчас, можно ли будет доплатить оставшуюся часть - 1000 рублей (приехать в МФЦ с двумя платежками по тысяче), либо придется делать возврат прошлогодней госпошлины и платить 2 000 единым платежом?0
  • РусланHeledis, Можно. По крайней мере я делал так много раз, вопросов не было.0
  • Валентина ЛукинаДобрый день! Подскажите, пожалуйста. Наша компания является арендатором нежилого помещения под магазин. Арендодатель оплатил госпошлину за регистрацию ДДА. Мы возместили расходы за оплату госпошлины. Наше ИП на УСН могу ли я эту сумму взять в расходы и на основании какого документа? Мы не первый раз возмещаем расходы за пошлину с другими контрагентами, которые нам пере выставляют документы на расходы (Акт или УПД)0
  • Анастасия КорниловаВалентина, у вас в договоре аренды должно быть прописано, кто несёт расходы по уплате госпошлины. Если такого условия нет, вы можете сделать дополнительное соглашение, в котором будет предусмотрено, что эти расходы несёт арендатор. А если арендодатель сам передаёт на регистрацию документы, арендодатель обязуется возместить ему расходы на госпошлину0
  • Валентина ЛукинаАнастасия, а расходы на госпошлину брать в расходы и на основании какого документы? Если у нас есть только счет на оплату и списание с р/с0
  • Анастасия КорниловаВалентина, тут скорее к бухгалтерии вопрос. Обычно уплата подтверждается платёжным поручением банка0